Калькулятор дтп осаго


Расчет ущерба по ОСАГО: калькулятор выплаты

Многих владельцев автомобилей, которым довелось попасть в ДТП, интересует вопрос, каким образом происходит определение суммы выплат по ОСАГО?

Установление единого стандарта

В конце 2014 года все страховые фирмы, которые работают по системе ОСАГО, были переведены на единый стандарт расчета ущерба транспортных средств, поврежденных в результате ДТП. Раньше каждая компания рассчитывала сумму ущерба по-своему. Иногда сумма нескольких компаний различались в 3 раза. Это закончилось тем, что потерпевшие стали получать минимальные выплаты, и автомобилисты отправились в суды.

Судебные решения в основном были не в пользу страховых фирм. В итоге суммы выплат возросли в 3 раза и страховщики остались без прибыли. Требовалось срочное принятие мер, в противном случае страховой бизнес становился просто невыгодным.

Сначала сам автогражданский полис, страхующий ответственность автомобилиста, вырос в стоимости на 30 процентов. А после этого был выпущен документ, в котором был установлен единый порядок расчета суммы страховой выплаты. Над документом большую работу проделал Российский Союз Автостраховщиков.

Унифицированная стоимость ремонта

С некоторых пор любая компания, которая осуществляет расчет стоимости ремонта авто, получившего повреждение, пользуется в своей работе унифицированными источниками РСА. Так что владельцам авто, побывавшим в ДТП, больше не нужно обращаться за проведением дополнительной экспертизы, чтобы оценить, насколько адекватно автостраховщик сделал расчет.

Размер суммы возмещения зависит от следующих факторов:

  1. Даты ДТП;
  2. Экономического региона;
  3. Марки автомобиля;
  4. Номера поврежденной детали.

Результаты могут оказаться искаженными только в том случае, если какой-то из вышеперечисленных параметров будет изменен. Конечно, глупо говорить об изменении марки автомобиля, а вот номер детали вполне можно поменять.

Оценщик, который осматривает автомобиль, может «забыть» внести в акт какое-либо повреждение. Так что ремонт неучтенной детали не будет записан в отчете экспертной компании. Размер выплаты в результате этого может быть искусственно занижен.

Для того, чтобы избежать подобной ситуации, работу оценщика стоит тщательно отслеживать. Также рекомендуется тщательно просматривать отчет.

Как рассчитать стоимость ущерба самостоятельно?

Специалисты РСА позволили автомобилистам самостоятельно производить расчет ущерба по ОСАГО, калькулятор определения выплаты был создан специально для этих целей. Для того, чтобы провести перепроверку результатов экспертизы, автомобилистам нужно будет всего лишь зайти на специальный сайт, на котором располагается данный калькулятор. В последнем необходимо будет указать марку, модель автомобиля и его год выпуска. Также можно рассчитать и стоимость отдельных деталей. При этом понадобится указать название материала и номер детали. Информацию можно взять из отчета, сделанного экспертом. Но можно попробовать осуществить поиск в Интернете.

После введения данных в калькулятор владельцу авто необходимо их перепроверить. Ведь если будет неверно указана хотя бы одна цифра, то все результаты могут исказиться. При этом автомобилистам нужно иметь в виду, что одновременно может рассчитываться стоимость не более 3 деталей. Так что если автомобиль пережил серьезную аварию, его собственнику понадобится несколько раз использовать сервис для выяснения стоимости запасных частей.

Что делать, если страховая компания занизила сумму?

Если вы подозреваете, что расчеты были проведены страховщиком неправильно, то следует действовать по следующему алгоритму:

  1. Получите выплату;
  2. До того, как ремонтные работы будут начаты, покажите автомобиль независимому эксперту;
  3. Перед выполнением работ по ремонту любой технический центр производит оценку повреждений и рассчитывает стоимость;
  4. При разборке автомобиля осуществляется контрольное устранение повреждений.

Как только вы получите акт приема-сдачи автомобиля после восстановления ТС, можно будет обращаться в страховую фирму с просьбой о проведении перерасчета.

Если говорить об учете износа, то его величина не может быть установлена больше 80 процентов всей стоимости. Минтранспорта выпустило приказ, согласно которому утвердился список элементов ТС, для которых определено 0 значение износа при определении величины затрат на детали во время ремонта. Если детали вашего авто присутствуют в данной номенклатуре, значит, страховая фирма должна осуществлять перерасчет замены деталей как новых. При этом будет обязательно учитываться пробег.

Износ определяется на основании срока использования автомобиля. Причем расчет периода эксплуатации начинается не с момента выпуска автомобиля, а с момента начала его реального использования. Если не знать данный нюанс, то можно не заметить обмана страховщика и получить возврат средств в меньшей сумме.

Если страховщик задерживает выплату, то автовладелец может просчитать онлайн сумму неустойки.

Автовладельцам всегда нужно помнить о том, что в правильности расчетов стоимости ремонта автомобиля заинтересованы только они. Поэтому не стоит бездействовать в том случае, если страховая компания предлагает очень низкую выплату по ОСАГО после ДТП. Стоит разобраться, какая в действительности сумма вам полагается.

Выплаты пострадавшим

Говоря о переменах, которые претерпел расчет выплаты по ОСАГО, нельзя не упомянуть и ситуации, в которых страдает здоровье участников ДТП. Отныне всем пострадавшим гражданам полагается хорошая финансовая компенсация. Ранее страховые компании возмещали лишь расходы на лечение, которые подтверждались документами.

Согласно новой методике, выплаты за причинение ущерба здоровью теперь рассчитываются по специальной таблице, в которой перечисляются возможные травмы.

Так что любому пострадавшему может полагается выплата фиксированной денежной суммы, определенной на основании полученных им травм. Скажем, размер страхового возмещения в случае перелома предплечья руки составит 20-60 тыс. руб. Как считают специалисты, в результате введения новой методики расчета средняя страховая выплата возрастет в 10 раз.

Стоит отметить, что подобные перемены в статистике выплат стали причиной повышения цены ОСАГО, которое вызвало большое количество недовольства со стороны автомобилистов.

С момента внесения изменений в методику расчета выплат прошло совсем немного времени, но многие владельцы авто уже успели ощутить на себе все преимущества перемен. Так, уменьшилось число судебных исков, поданных автовладельцами, и отрицательных отзывов о компаниях, которые осуществляют страхование. Автовладельцев больше стали удовлетворять суммы страховых выплат.

pdd-helper.ru

Расчет ущерба ОСАГО по Единой методике Центробанка – что это такое и как ею пользоваться + калькулятор страховых цен на запчасти

По ходу активного реформирования обязательного автострахования автомобилистов постепенно оттесняют от непосредственного участия в процессе расчетов страхового возмещения. Так, сейчас почти упразднено право водителя на организацию независимой экспертизы (НЭ), а весной планируется вообще перестать выплачивать ущерб деньгами для большинства страховых случаев.

В таких условиях потерпевшим необходимо ясно представлять себе используемую страховщиками систему определения суммы возмещения. Сегодня за это отвечает Единая методика расчета ущерба по ОСАГО, и знание ее базовых принципов убережет водителя от обмана лукавых работников страховых компаний.

Если хотите узнать, как решить вашу проблему или решить проблему гарантированно - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам: +7 (499) 403-35-47 - МСК и область +7 (812) 602-74-17 - СПБ и область +7 (804) 333-72-17 - для регионов (звонок бесплатный) Это быстро и бесплатно!

Введение единой методики расчета ущерба по ОСАГО

Два года назад, 19 сентября 2014 г., Центробанк РФ выпустил в свет нормативный документ № 432-П, за подписью Набиуллиной Э.С., который отныне определяет порядок начисления суммы страховых выплат по автогражданке.

Называется он предельно ясно: «Положение Центрального Банка РФ о Единой методике расчета ущерба по ОСАГО» (ЕМРУ). Документом предписывается обязательное использование прописанных в нем норм и правил расчетов страховых возмещений для всех специалистов, официально задействованных в данной сфере.

Во многих источниках упоминается только ЕМРУ, но 19 сентября было выпущено два связанных между собой норматива. А позже в дополнение к ним была открыта электронная ценовая база по запчастям.

Поэтому в качестве базиса определения ущерба сегодня используют:

  1. Основной норматив (№ 432-П от 19.09.2014г.) – Единая методика расчета;
  2. Дополнительный норматив (№ 433-П, рег. № 34212, от 19.09.2014г.) – Правила проведения независимой экспертизы ТС (ПНЭ).
  3. Электронная база цен (введена в действие с 01.12.2014 г.) – Единая база цен на запчасти к авто (БЦЗ).

С какого числа ЕМРУ используется фактически?

В силу Положение о ЕМРУ и ПНЭ вступило с 17 октября 2014 г., согласно внесенным поправкам в ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО»). Но полноценно применять на практике его стало возможно с 1 декабря 2014 г.

Именно с этого числа РСА (Российский союз автостраховщиков) задействовал связанные с Положением 432-П справочные базы по ценам на запчасти к основным маркам автомобилей, без которых новая система не могла работать.

Итак, на 2017 г. расчет ущерба транспортных средств (ТС) при страховом случае осуществляется по единому для всех страховщиков и экспертов стандарту.

Какая у Единой методики была предыстория?

Многие автомобилисты, узнав о внедрении системы ЕМРУ, восприняли ее как нечто новое, разработанное специально для решения текущих проблем выплат по автогражданке.

На самом деле новым тут в основном было узаконивание Методики в качестве основного расчетного норматива. Сама же она существовала еще в далеком 2003 г. – со старта обязательного автострахования, но это была «сырая» необнародованная разработка, хотя и основанная на передовом международном опыте (в основном США).

Последующие 10 лет Методика дорабатывалась в вялотекущем режиме и в 2012 г. Минтранс наконец обнародовал ее, как проект претендующий на нормативное утверждение. В этом же году заработала МАК (Межведомственная аттестационная комиссия) для аттестации технических автоэкспертов. Однако ко всему этому не хватало главного – Единой базы цен на автозапчасти.

Объявились проблемы и с другой стороны – проект не понравился подавляющему большинству представителей законодательной власти и была даже резолюция, ставящая крест на узаконивании подобных нормативов.

Вот этими проблемами РСА занимался 2 последующих года: капитальными доработками, лоббированием своей инициативы и созданием ценовой базы автозапчастей.

Авторами ЕМРУ являются:

Кстати: с 2010 г., на рекомендательной основе в РФ действовала упрощенная государственная Методика: «Правила определения затрат на автозапчасти при ремонте ТС» (Постановление Правительства № 361, от 24.05.2010). Причем последнее обновление этого норматива было 30.07.2014 г. (ПП РФ № 717) – за полтора месяца до введения Методики 432-П.

Какие имелись предпосылки для введения единой методики?

До декабря 2014 г. страховые компании (СК) и экспертные организации имели право свободно выбирать методику расчета ущерба от ДТП – было 5 общедоступных базовых методик (включающих отечественные и заграничные разработки) и немало их вариантов, подправленных страховщиками под себя.

Были две методики, которые рекомендовались властями для применения, но к обязательному их использованию никто не принуждал.

В связи с этим разница в суммах возмещений при идентичных страховых случаях доходила до 200-300%. Пока у страхователя имелась возможность свободного выбора организации независимой экспертизы, каждый вытягивал сумму к собственной выгоде.

Водители искали экспертов, работающих по дорогим методикам, а СК делали все наоборот. Например, если методика предусматривала не точную, а усредненную стоимость автозапчастей, то ее можно было ощутимо занизить.

Период активных судебных споров

В 2012 г. Пленум ВС РФ (№ 17 от 28.06.12) предписал судам учитывать «Закон о защите прав потребителей» (ФЗ № 2300-1) при рассмотрении дел, связанных с автострахованием.

Суды и до этого поддерживали преимущественно сторону страхователей, но после Пленума соотношение решений в пользу водителей установилось на соотношении 1/6.

Подобная лояльность Фемиды к народным массам привлекла стойкое внимание полукриминальных юридических структур, занимавшихся бизнесом по выкупу перспективных исков и раздувании возмещений до максимальных размеров.

Из-за этого суды были плотно загружены делами о недоплатах по автострахованию – только в 2013 г. было подано более 600 тыс. исков! И даже без вмешательства юристов-посредников суммы выплат по судебному решению обычно вдвое превышали то, что предлагали страховщики.

Это приводило к огромным убыткам и делало услугу ОСАГО невыгодной для СК, что добавляло немало негатива в условия страхования для клиентуры.

То есть решение о внедрении ЕМРУ было своевременным и позволило:

Кстати:

В Соединенных Штатах, например, всяческие судебные возмещения превращены в целую юридическую индустрию. Однако в ней нет места делам по недоплате автострахования – стоимость всех запчастей и трудозатрат жестко фиксирована, что не дает оснований для возникновения споров.

Кто обязан использовать Единую методику?

Использование ЕМРУ (432-П), а также Правил НЭ (433-П) и Ценового каталога (БЦЗ), в обязательном порядке предписывается определенным категориям физических и юридических лиц.

Вот их основной перечень:

Каким требованиям должен соответствовать технических эксперт?

Ранее отчет о повреждениях и ориентировочной сумме ущерба ТС мог составлять и подписывать обыкновенный техник-оценщик от СК или других организаций. По новым правилам заверять сделанный техотчет имеет право только сертифицированное лицо, значащееся в техническо-экспертном госреестре.

Согласно Приказам № 315 (Минюст), № 714 (Минздравсоцразвития), № 124 (Минтранс), для техников-экспертов, Межведомственной аттестационной комиссией установлен ряд общих требований.

Среди которых:

На специальной странице РСА есть постоянно обновляемые документы со списком техников-автоэкспертов (первичной и вторичной аккредитации).

Из этих реестров вы можете узнать:

  1. ФИО автоэксперта;
  2. Город/регион;
  3. Название экспертной организации;
  4. Индивидуальный № автоэксперта в реестре;
  5. Сроки аккредитации;
  6. Контакты для связи (телефон, E-mail).

Скачать списки с реестрами вы можете по этой ссылке.

Какова структура Единой методики?

Единая методика (ЕМРУ – 432-П) – это свод документов, представляющих собой отдельные алгоритмы экспертных оценок и справочные материалы. Они позволяют с высокой точностью определять ущерб, нанесенный ТС при происшествии и сумму расходов на восстановительный ремонт.

Методика охватывает все наиболее используемые в РФ ТС (сейчас 67 марок), определяет расценки (за нормо-часы) отдельных видов восстановительного ремонта и стоимости автозапчастей в привязке к условным зонам по всей территории России.

Структурно Методика подразделяется на

Кроме этого к ЕМРУ прилагаются Правила проведения техэкспертизы (ПНЭ – 433-П), которые регулируют:

  1. Правила составления экспертного отчета;
  2. Основания для экспертно-технического оценивания;
  3. Круг объектов экспертно-технического оценивания;
  4. Общий и частный алгоритмы действий техника-автоэксперта.

ЕМРУ применяется в основном для ОСАГО, и только если клиентом СК является физлицо. Для других случаев автоэксперты используют иные методики.

Теперь, для большей ясности, давайте пройдемся по всем разделам Методики, чтобы кратко их характеризовать.

Общая информация

Первая и вторая глава содержат общую информацию о целях, задачах, методах ЕМРУ и используемой терминологии.

В первой главе указывается, что Методика призвана стать универсальным руководством по определению повреждений ТС и расчету суммы ущерба.

В базовые задачи ЕМРУ входит возможность получения:

Здесь же указывается что повреждения автомобиля определяются на:

Во второй главе содержатся точные определения ключевых терминов (29 шт.), используемых в ЕМРУ.

Данная Методика постоянно дорабатывается и обновляется, но может быть и полностью заменена на новую, более совершенную.

Первая и вторая глава рекомендуются к ознакомлению.

Внимание! Страховая выплата возможна и без обследования ТС на основе экспертного заключения по документам с прилагаемыми мультимедийными доказательствами (фото, видео). При обоюдном согласии страхователя и страховщика касательно суммы возмещения, оно может выплачиваться и без экспертного заключения.

Экспертное обследование повреждений автомобиля

В Главе 3 даны указания по фиксации повреждений ТС, полученных в ДТП или при другом страховом случае.

Пункты этой главы содержат указания относительно особенностей:

В данном разделе указана масса технических нюансов, некоторые из которых нелишне будет знать не только экспертам, но и простым водителям.

Данная глава рекомендуется к изучению.

Статья в тему: Кто виноват в ДТП? Трасологическая экспертиза: что это, как проводится и как оспорить?

Изучение сведений о ДТП

Четвертая глава посвящена изучению обстоятельств ДТП. Это делается и для контроля выводов ДПС о степени виновности участников, и с целью определения истинных причин повреждений, относящихся к одному страховому случаю.

Работа может включать в себя:

Данная глава рекомендуется к ознакомлению.

Определение объема работ по восстановительному ремонту ТС

Глава пятая является основной и самой большой – она содержит набор алгоритмов и рекомендаций для определения приблизительно-точного объема затрат на восстановительный ремонт.

Глава включает 5 подразделов, ответственных за отдельные расчетные алгоритмы по определению:

  1. Затрат на автозапчасти – сюда относятся полностью заменяемые детали, узлы, или агрегаты;
  2. Затрат на автоматериалы – сюда относятся основные, расходные и вспомогательные материалы (грунтовочно-шпаклевочные, лакокрасочные, абразивные и т. п.);
  3. Затрат на работу автотехников – сюда относится совокупность средней рыночной цены 1 нормо-часа и трудоемкости отдельно взятого ремонтного процесса (окраска, рихтовка, сварка и т. д.);
  4. Степени износа заменяемых автодеталей – если на автомобиль будет установлена новая деталь, то выраженную в рублях разницу в ее стоимости и остаточной стоимости старой детали вычитают из страховой суммы. Не путайте страховой износ и утерю товарной стоимости (УТС);
  5. Стоимости пригодных автодеталей, которые могут быть использованы вторично (годные остатки) – это демонтированные в ходе ремонта (или разбора ТС погибшего конструктивно) автозапчасти, которые могут быть реализованы по остаточной цене.

Данная глава объемна и во многих местах сложна, поэтому я порекомендую изучить те ее места, которые наиболее доступны для восприятия простым автомобилистам.

Внимание! Данное обследование проводится исключительно с целью определения затрат нужных для восстановления ТС к доаварийному уровню, а не для его капитального ремонта за счет страховщика.

Расчет стоимости автомобиля в его доаварийном состоянии

Шестая глава содержит указания по расчету стоимости транспорта до его попадания в аварию. Это делается главным образом для определения целесообразности ремонтно-восстановительных работ.

Ведь повреждения могут равняться или превышать доаварийную стоимость ТС, тогда СК понесет дополнительные убытки. Правда, достоверно высчитать подобное значение для пострадавшего авто во многих случаях затруднительно.

Поэтому здесь просто учитывают среднерыночную цену аналогичного по всем параметрам и состоянию автомобиля. Если СК, после расчета эксперта, сделает вывод о нецелесообразности восстановления ТС, то пострадавшему выплачивается вся сумма страхового лимита «по железу».

Сведения для производимых расчетов

Седьмая глава определяет перечень источников, которые могут использовать техники-эксперты в своих расчетах.

На базовой основе используется следующее информационное обеспечение ремонтно-восстановительных работ:

Приложение № 11 дает список источников справочной информации, которая актуальна на каждое обновление Методики.

Приложения к Единой методике

Указанные 7 глав дополняют еще 10 документов (+ 1 разрабатываемый), имеющих статус Приложений и содержащих важную информацию. Не все Приложения будут полезны простым водителям, но среди них есть такие, которые желательно изучить в обязательном порядке.

Я перечислю их все и укажу на какие Приложения вам следует обратить внимание:

  1. Фотосъемка автомобиля и мест его повреждений – если пострадавший не может предоставить свое авто на экспертизу, то эта информация будет крайне важна. Также она окажется полезна при оформлении ДТП по европротоколу, да и в обычном случае не помешает грамотная фотофиксация;
  2. Список с описанием 32 характерных повреждений ТС – данное Приложение тоже желательно изучить, что поможет при проверке правильности внесения сведений в документы о ДТП или в экспертное заключение;
  3. Это Приложение можно использовать как дополнение к предыдущему – в нем по маркам расписаны рекомендуемые ограничения от производителей при восстановительном ремонте неметаллических деталей кузова (пластик);
  4. Это Приложение, содержащее значения трудовых затрат по кузовному ремонту, нужно экспертам для Главы 5 (п. 3) ЕМРУ – расчет затрат работы автотехнического персонала. Водителям это навряд ли пригодится;
  5. Данная таблица содержит подразделение регионов РФ на 13 условных зон, для каждой из которых в базе БЦЗ РСА устанавливаются свои цены на автозапчасти. Водителю необходимо знать к какой зоне он относится, чтобы иметь возможность использовать соответствующий калькулятор от РСА;
  6. Это приложение дает экспертам коэффициенты, необходимые для расчета износа деталей по разным маркам ТС. Требуется только техникам, умеющим правильно использовать математические формулы;
  7. Служит дополнением к Приложению № 6 и касается частных исключений из общей картины износа автодеталей – доаварийная смена детали на б/у и т. п. Информация также нужна только экспертам;
  8. Данное Приложение перечисляет те автодетали, для которых не учитывается износ ни в каком виде. Может быть полезно для водителей, сомневающихся в правильности расчетов СК;
  9. Приложение позволяет узнать значения среднегодового пробега авто по регионам РФ. Также может пригодиться водителям для проверки правильности расчетов СК;
  10. Приложение содержат коэффициенты сроков эксплуатации и степени ударных повреждений ТС. Оно предназначено для обеспечения расчетов по формулам из Главы 5 Единой методики и используются экспертами.

Кроме перечисленных Приложений существует еще одно – № 11, о котором я уже упоминал выше. Но данный документ, с перечнем информационно-справочных источников для экспертов, пока что предлагается на рекомендательной, а не обязательной основе.

Скачать Единую Методику (ЕМРУ) вы можете по этой ссылке.

Как узнать усредненную стоимость автодеталей через базу данных РСА?

Как я уже упоминал, в расчетах страхового возмещения важную роль играет Единая электронная база цен на автозапчасти, созданная РСА. Так вот Союз автостраховщиков сделал эту базу открытой, чтобы автомобилисты имели возможность перепроверять используемые СК цены на автозапчасти.

Со старта этот справочник резко критиковали за множественные ошибки в значениях. Известны случаи не просто ошибок в стоимости, а опечаток, когда у цены банально отсутствовал один ноль, что давало огромные расхождения.

Впоследствии база обновлялась (положено два раза в год, но РСА этот темп не всегда выдерживает) и сейчас особо грубые ошибки и расхождения сошли на нет. Мелкие, правда, остались, но т. к. даже сама Методика разрешает 10% погрешность в расчетах, то они скорее всего будут всегда.

Электронный справочник автозапчастей представляет собой типичный калькулятор РСА. Для получения информации вам нужно заполнить 4 поля:

Вот необходимые для вас ссылки:

Хотите узнать больше подробностей о Единой методике? Тогда смотрите видео, где два эксперта делятся своими знаниями по этому вопросу:

Полезные советы

Заключение

Итак, отныне вы знакомы с Единой методикой расчета ущерба по ОСАГО, знаете ее предысторию, настоящее положение, структуру и содержание основных разделов. Это несомненно поможет вам добиваться от страховщиков максимально справедливого возмещения, а также пригодится при покупке подержанного автомобиля.

Занижали ли вам возмещение страховщики? Улучшилась ли для вас ситуация по расчетам ущерба с введением ЕМРУ? Пробовали ли вы оспаривать сумму выплат на ее основе? Поделитесь в комментариях своим опытом по этим и другим связанным с Единой методикой вопросам.

На этом статья завершена. Не забывайте делиться прочитанным с друзьями через кнопки соцсетей и экономьте свое время – оформляйте подписку на блог. Не скучайте, до скорых встреч!

kulikavto.ru

Как оценить нанесенный авто ущерб после аварии?

Любое происшествие на дороге – это неприятно и дорого, ведь в каждом ДТП всегда есть вероятность ущерба, в той или иной степени. Для того, чтобы он был возмещен страховой компанией, необходимо знать точную сумму ущерба.

На сегодняшний день существует несколько способов посчитать на какую сумму нужно будет потратиться, чтобы пострадавший в аварии автомобиль снова был на ходу и выглядел на все 100%.

Сложности расчета

До 2014 года у автолюбителей, пострадавших в ДТП было очень много проблем, связанных с возмещением ущерба. Это объяснялось тем, что страховые компании на своих экспертизах занижали стоимость повреждений, в результате чего пострадавший получал меньшую сумму выплат.

На сегодняшний день разработана единая система оценки, которой пользуются и страховые компании, и аварийные комиссары, а также независимые автоэксперты, имеющие лицензию на данные услуги для пострадавших в ДТП.

Такая инициатива, автором которой является РСА (Российский Союз Автостраховщиков), была поддержана и на законодательном уровне, после внесения изменений в ФЗ «Об ОСАГО».

Единая система оценки представляет собой формулу, по которой оценщики могут рассчитать стоимость ремонта, а также учитывать коэффициент износа автомобиля, в зависимости от возраста и пробега ТС.

А вот страну производителя автомобиля учитывать не стали, поскольку многие крупные автозаводы имеют свои представительства в разных странах, и где именно была собрана данная модель, установить порой проблематично, а иногда и вовсе невозможно.

Какие же данные и критерии износа учитываются для того, чтобы оценить ущерб при ДТП и как это считают?

  1. Возраст транспортного средства считается по количеству полных лет с даты эксплуатации авто. Так, например, автомобиль, выпущенный в 2010 году, был продан только в 2012. Именно с этого времени будет отсчитываться срок его эксплуатации.
  2. Индивидуальный коэффициент износа. Его применяют в случае, если та или иная деталь автомобиля более изношена, нежели должна быть в соответствии с его возрастными данными. Так бывает, когда авто уже было в ДТП и ремонтировалось.
  3. Коэффициент износа не учитывается при восстановлении элементов безопасности, при неисправности которой автомобиль запрещено эксплуатировать. К этим элементам относятся:
    • вся тормозная система;
    • система рулевого управления;
    • все элементы оптики;
    • подушки и ремни безопасности.

Для того, чтобы не было расхождений в стоимости ремонта, цены на запчасти занесены в единый справочник, там же будут расценки на работы. Цены в справочниках актуальны и обновляются раз в полгода.

К сожалению, некоторых деталей в справочнике нет, в этих случаях стоимость восстановительного ремонта будет рассчитываться вручную. Здесь не будет применяться формула, а определение стоимости будет рассчитано по средней планке на основании ценовых предложений у дилеров автомобилей.

Данный документ снимает огромное количество споров и недоразумений у клиентов страховых компаний, а также позволяет экономить хорошие суммы для пострадавших на судебные иски.

Каков порядок проведения экспертизы

Для того, чтобы оценить ущерб авто после ДТП и получить полную сумму компенсации от вашего страховщика, проводится процедура экспертизы транспортного средства. Как правило, страховые компании предлагают для этого свои СТО, с которыми они сотрудничают на партнерских условиях, однако, намного надежнее делать сразу оценку у независимого эксперта.

Выбирать необходимо компанию, которая есть в реестре аккредитованных независимых экспертов и ни в коем случае не полагаться на мнение фирм-однодневок, которые пишут отчеты и пропадают вместе с вашими деньгами. Поэтому, выбор оценщика – это один из наиболее важных этапов этой процедуры и относиться к нему нужно максимально ответственно.

Отчет, в котором стоимость ущерба автомобиля после ДТП, предоставленный независимым экспертом в страховую компанию, считается наиболее адекватным документом, на основании которого будет определяться сумма выплаты. Она может проводиться с учетом износа и без оного, в зависимости от того, какой у вас полис ОСАГО.

Данная процедура, позволяющая оценить повреждения автомобиля, которые произошли в результате ДТП, должна проводиться согласно действующего законодательства и нормативных актов до начала любого рода ремонтных работ.

Готовим автомобиль к осмотру

Для того, чтобы эксперту не пришлось нервничать и ждать, авто можно подготовить заблаговременно для того, чтобы оценить его ущерб.

Какие требования должны быть выполнены?

Каков порядок действий организатора независимой оценки авто?

Процедура происходит так:

  1. Обращаемся в организацию, которая будет проводить оценку. Специалисты должны быть зарегистрированы в союзе оценщиков и иметь аккредитацию на свои услуги.
  2. Согласуем с независимой экспертизой дату, место и время процедуры, где будет производиться оценка авто после дорожно-транспортного происшествия.
  3. В данном мероприятии, как правило, есть другие заинтересованные лица, а именно: виновник инцидента, страховой агент, работники ГИБДД. Всех их следует пригласить посредством телеграммы с уведомлением о вручении. Заказчик независимой экспертизы самостоятельно отправляет телеграмму с уведомлением, и получает на руки копии телеграмм с телеграфа с мокрой печатью. Сроки отправления телеграммы: если второй участник ДТП проживает в одном городе с вами, то телеграмма отправляется за 3 дня до мероприятия по оценке ущерба, а если иногородний – то до 6 рабочих дней.
  4. Экспертиза будет начата в любом случае, если организатор оценки авто предоставит специалистам и страховщикам копии телеграмм (подтвердит отправку приглашения).
  5. Предоставляем документы о регистрации автомобиля, документы о повреждениях, и, само собой, транспортное средство на осмотр. После чего оценивается состояние ТС согласно всем установленным нормативам, актам и формулам рассчета.
  6. После того, как оценка будет завершена, все данные будут занесены в акт. Организатор должен ознакомиться с ними и подписать, если никаких дополнительных замечаний не выявлено.
  7. Далее, оценочная фирма на основании подписанного акта может посчитать размер повреждений автомобиля, которые подлежат возмещению.

Стоит отметить, что стоимость независимой экспертизы, в том числе и отправка телеграмм должна быть также компенсирована страховой компанией виновника дорожного инцидента.

Как самостоятельно просчитать ущерб автомобиля?

На сегодняшний день, всемирная паутина предоставляет массу возможностей для проверки той или иной информации, достаточно только всерьез подойти к данному вопросу. Никто не говорит, что независимая экспертиза может быть ошибочна, но всегда есть возможность узнать все ли правильно сделал эксперт, и ущерб рассчитан с учетом износа, или же без него?

На сайтах независимых экспертов существуют сервисы, которые позволяют рассчитать стоимость автомобиля после ДТП с учетом износа и без него. Для этого достаточно ввести год выпуска и пробег в существующую форму и получить данные.

detepe.ru

Как рассчитывается выплата по ОСАГО

Автомобилисты, которые уже сталкивался с получением компенсации от страховой фирмы, знают, что особенно остро стоит вопрос расчета суммы компенсации. В этой статье вы узнаете, как посчитать выплату по ОСАГО после ДТП.

Нормативные документы, регулирующие размер выплат по ОСАГО

В России посчитать выплату по ОСАГО как правило можно на основании нормативных документов:

Параметры, от которых будет зависеть итоговая сумма компенсации по ОСАГО

В страховой фирме в случае определения суммы компенсации учитываются следующие моменты:

  1. Степень износа. При проведении ремонтных работ, при замене запасных частей будет вычтена стоимость износа тех или иных деталей.
  2. Расчетом компенсации всегда занимаются оценочные фирмы. Когда автовладельца не устраивает сумма компенсации по оценке эксперта, нужно отксерокопировать оценочное заключение, а затем обратиться в другую фирму для независимой экспертизы после ДТП, чтобы снова рассчитать выплату по ОСАГО после оценки состояния автомобиля после ДТП.

На расчёт стоимости компенсации всегда оказывают влияние следующие факторы:

  1. номера деталей, либо название материала;
  2. экономический регион;
  3. дата, когда произошло дорожно-транспортное происшествие;
  4. причина появления повреждения на автомобиле;
  5. марка автомобиля, пострадавшего при ДТП.

В процессе расчета необходимо опираться на унифицированный справочник Российского союза автостраховщиков. Искажение результатов подсчета могут возникнуть, если есть изменения в пункте названия детали и материала. Невозможно поменять только дату произошедшего ДТП, так как она прописана во всех документах ГИБДД.

Оценщики в процессе работы составляют два документа: акт оценки транспортного средства и калькуляцию, содержащую рыночную оценку стоимости нанесенного вреда. Два этих документа неразрывно связаны между собой. Данные, указанные в акте осмотра являются расчетными показателями для калькуляции. Акт осмотра отражает следующие моменты:

  1. модель автомобиля, данные о его выпуске, государственный номер;
  2. данные о собственнике автомобиля;
  3. данные о повреждениях, которые были нанесены автомобилю при ДТП;
  4. необходимые ремонтные работы.

Часто эксперты указывают в акте осмотра транспортного средства только видимые повреждения автомобиля, а скрытые не учитывают.

Калькуляция составляется с учетом данных, полученных в результате осмотра транспортного средства. В ней указываются следующие моменты:

  1. вид ремонта;
  2. нормо-часы, необходимые для проведения всех ремонтных работ;
  3. расчет износа деталей транспортного средства;
  4. итоговый показатель стоимости.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

В 2014 году начала работать Единая методика ОСАГО, разработкой которой занимался Российский союз автостраховщиков. Данная методика является стандартом для расчёта компенсационных выплат по ОСАГО. Она является обязательной в рамках действия ОСАГО для оценщиков, экспертов, страховых компаний. Ранее методика расчёта компенсационных выплат существовала в нескольких вариантах, эксперты и оценщики могли использовать одну из них на выбор, из-за чего возникало множество противоречий. С появлением Единой методики многое изменилось. Теперь все эксперты страховых компаний знают, как рассчитывается выплата по ОСАГО по новым правилам.

Единая методика расчёта ущерба по ОСАГО регламентирует:

Рассчитать ущерб при ДТП

До официального заключения экспертов, водитель может самостоятельно рассчитать, на какую сумму примерно нанесен ущерб автомобилю. Также это необходимо, если ущерб видимо занижен. Расчет производится при помощи калькулятора выплат по ОСАО при ДТП. Подробнее о калькуляторе — в этой статье
  1. процедуру установления наличия, а также происхождения повреждений автомобиля;
  2. порядок расчета износа запчастей, подлежащих замене после ДТП;
  3. порядок расчета затрат на материалы, запчасти, а также на оплату работ по ремонту и восстановлению повреждённого автомобиля;
  4. процесс расчета годных остатков в тех случаях, когда машина не подлежит восстановлению;
  5. порядок ведения и формирования справочников средней стоимости материалов и расходных материалов, а также количества нормо-часов;
  6. требования к проведению фотографирования автомобиля, поврежденного в результате ДТП.

С 2014 года, с момента появления Единой методики расчета эксперты обязаны проводить оценку расчета стоимости поврежденного автомобиля, опираясь на данные единой базы цен РСА. Но в единой базе цен данные есть только по распространённым маркам автомобилей. Если марки автомобиля пострадавшего в ДТП в единой базе нет, то расчет производится по одной из старых методик.

Вопрос разницы между стоимостью ремонта, рассчитанной при помощи данной методики, и реальной суммой, которую тратит на ремонт автовладелец, так и остался открытым. Это касается ремонта дорогостоящих автомобилей, когда эксперты страховых фирм занижают стоимость их ремонта. Единая методика расчета так и не разрешила эту проблему.

С введением Единой методики ОСАГО процент износа снижен с 80 до 50 процентов. Обновление базы цен Российского союза автостраховщиков происходит один раз за в полгода. Это отдаляет реальную стоимость ремонта автомобиля от стоимости, рассчитанной по указанной методике.

Единая методика расчета выплат по ОСАГО появилась недавно, поэтому пока нельзя сказать, насколько серьёзные изменения она внесла в систему расчёта выплат по ОСАГО. Подробнее о выплатах по страховке ОСАГО после ДТП читайте в этой статье http://roadadvice.club/3853-vyplaty-po-osago-v-year-godu-poryadok-polucheniya-spisok-dokumentov-razmer-kompensatsii

О новой методике расчета:

Скачать Бланк Акта осмотра ТС после ДТП

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях к статье

roadadvice.club

Как правильно рассчитать ущерб по ОСАГО?

К сожалению, ДТП – это неотъемлемая составляющая жизни автовладельцев. Результатом аварийной ситуации на дорожном полотне обязательно являются негативные последствия в виде причиненного ущерба транспортному средству, здоровью или жизни участников ДТП.

Как правило, ущерб по страховым полисам КАСКО и ОСАГО оценивается сотрудниками данных страховых организаций.

Однако, как показывается практика, далеко не всегда страховые агенты добросовестно рассчитывают компенсацию за причиненный ущерб. Поэтому не лишним будет знать, как правильно рассчитать ущерб по полису ОСАГО.

На основе каких данных проводится расчет компенсационных выплат?

Сегодня, чтобы грамотно рассчитать размер компенсационной выплаты за причиненный ущерб по полису КАСКО или ОСАГО, существует следующая база нормативных документов:

В свою же очередь, сумма компенсационной выплаты по страховым полисам КАСКО и ОСАГО напрямую зависит от степени износа транспортного средства (после проведения ремонтных работ и замены изношенных деталей страховщики все равно будут рассчитывать износ) и компенсации, которая была рассчитана специальными оценочными компаниями.

И даже если после оценки становится понятно, что сумма, указанная в документах, занижена, есть смысл сделать копию этой документации, поскольку она может пригодиться при обращении к другому оценщику.

Расчет ущерба по полисам КАСКО и ОСАГО за причиненный вред вследствие ДТП будет зависеть от следующих параметров:

Как правило, во время расчета суммы ущерба, как по полису КАСКО, так и по страховке ОСАГО, брокеры опираются на унифицированный справочник Российского Союза Автостраховщиков.

Величина расчета может колебаться лишь при условии изменения входных параметров, указанных в последнем списке. Неизменной остается лишь дата аварии, поскольку она фигурирует во всей документации, которая составляется сотрудниками Госавтоинспекции.

Как проводится расчет ущерба в страховых организациях?

Согласно действующему законодательству, страховые организации обязаны в полном объеме возмещать ущерб, оплачивая замену запчастей и ремонт транспортного средства. По крайней мере, об этом свидетельствует закон №40 – ФЗ. А государство должно контролировать осуществление этих выплат.

Однако, свод правил страховки ОСАГО и КАСКО содержит положение, в котором оговаривается, что сумма страховых выплат должна рассчитываться на основе износа деталей транспортного средства, участвующего в ДТП, что не совсем вписывается в законодательную базу нашего государства.

Чем это можно объяснить? Все просто – страховщики не хотят оплачивать пострадавшим вследствие ДТП лицам новые запасные части на их автомобили.

К примеру, вы попадаете в дорожно-транспортное происшествие, вследствие которого вашему транспортному средству наносится ущерб. После этого вы ставите в известность своих страховщиков о наступлении страхового случая и направляете им весь необходимый пакет документов для получения компенсации в течение 15 календарных дней.

Страховой агент принимает документацию и назначает проведение экспертной оценки в течение 5 дней, заранее согласовывая с вами место и время проведения данной процедуры.

Во время экспертизы устанавливается:

Специалисты, проводящие оценочную экспертизу, должны составить акт осмотра машины и калькуляцию, в которой описана рыночная стоимость причиненного вреда.

В свою же очередь, акт осмотра ТС должен содержать в себе следующую информацию:

Эксперт может указать даже те повреждения, которые не были получены вследствие ДТП. А скрытые, как правило, очень часто не прописываются в акте.

Калькуляция составляется на основе данных, указанных в акте осмотра транспортного средства, и отражает виды ремонтных работы, количество нормо-часов, необходимых для проведения ремонта ТС, итоговый показатель стоимости и расчет износа составляющих автомобиля.

 Очень часто страховые компании корректируют показатели калькуляции с целью занижения выплаты компенсации по полисам КАСКО и ОСАГО.

В том случае, если в ДТП не пострадали люди, и оба его участника имеют на руках полис обязательного страхования, то получить компенсацию можно по упрощенной схеме, оформив европротокол. Но выплаты по такому варианту страховки составляют всего 50 тысяч рублей и не более того.

Когда же расходы на ремонтно-восстановительные работы превышают указанную сумму, то разницу должен возместить из своего кармана виновник ДТП.

Как не оказаться в центре обмана?

Подлинность расчета можно проверить с помощью справочника РСА, взяв необходимые данные из отчета экспертов или на интернет-площадке.

Если страховая организация, по вашему мнению, занизила выплату компенсации, то стоит:

Как только у вас на руках будет акт приема-сдачи транспортного средства после восстановительных работ (к нему прилагается перечень предоставленных услуг, цена поврежденных деталей, жидкостей и т.п.), можно смело направляться к страховщику и требовать перерасчета компенсационной выплаты.

Что касается учета износа, то его величина не может быть определена больше 80% стоимости.  И согласно приказа №20 Минтранс, существует перечень элементов ТС, для которых установлено нулевое значение износа при расчете величины выплат на приобретение запчастей во время проведения ремонтных работ после аварии.

Поэтому, если среди предложенной номенклатуры вы нашли свою деталь, которая пострадала вследствие аварии, то страховые агенты должны провести перерасчет замены деталей как новых.

Важно знать, что оценка лакокрасочных работ должна учитывать необходимость полной, а не частичной покраски всех элементов, которые подлежат замене.

Расчет ущерба в режиме «онлайн»

Российский Союз Автостраховщиков разработал и запустил сервис, на котором можно воспользоваться специальным калькулятором и рассчитать ущерб по полисам КАСКО и ОСАГО при дорожно-транспортном происшествии.

Для этого нужно внести в программу следующие данные:

Данный сервис позволяет в режиме реального времени просчитать сумму неустойки, если страховщик не выполняет условия выплаты компенсации.

И помните, бдительность – превыше всего. Покажите страховому инспектору, что вы хорошо разбираетесь в вопросе выплаты компенсации. Как правило, страхователям, подкованным знаниями, агенты не решаются «вешать лапшу на уши» и считают размер ущерба по «правильным» данным.

Берегите себя и хороших вам дорог!

detepe.ru

Как производится расчет износа по ОСАГО

Пострадавшие в ДТП нередко сомневаются в том, что получат полноценные выплаты по страховке ОСАГО. Причины для опасений действительно есть, ведь, проводя расчет износа по ОСАГО, страховые компании всегда ищут способы занизить выплаты. Чтобы не быть обманутым и получить максимальную законную компенсацию, необходимо заранее изучить, как рассчитывают сумму износа, по какой формуле; полезно знать предельный процент износа и основные уловки страховых компаний.

Что такое расчет износа

Для начала разберемся, по какому принципу действует страхование ОСАГО, или, как его еще называют, автогражданка. Этот вид страховки направлен только на выплаты третьим лицам, и такой полис должен иметь каждый автовладелец РФ. Когда случается ДТП, виновник происшествия оплачивает нанесенный ущерб пострадавшему именно за счет своего полиса ОСАГО.

Компания должна оплатить восстановление тех деталей, что были повреждены в результате ДТП. Но автомобиль пострадавшего перед ДТП не был новым на 100 процентов. Поэтому страховщики подсчитывают степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществляется не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.

Кто и как проводит расчет

Расчет выплат проводится страховой компанией, либо страховщики заказывают независимую экспертизу. В любом случае выполняется осмотр автомобиля, поврежденного в результате ДТП. Пострадавшая сторона может выбрать характер возмещения ущерба из двух вариантов:

Во втором случае водителю устанавливают новые детали, не учитывая степень износа старых, а затем выставляют счет. Страховщики покрывают стоимость ремонта в размере цен деталей по единому справочнику РСА, не более. По факту ремонт может обойтись дороже, разницу доплачивает сам водитель. Расходы непосредственно за ремонтные операции берет на себя компания-страховщик.

Вернемся к первому варианту, когда пострадавшему просто выплачиваются деньги. В таком случае износ калькулируют в процентах. Затем определяется цена конкретной детали по справочнику РСА, учитывая экономический регион.

Стоимость запчасти умножают на коэффициент, взятый из величины износа в процентах. Полученную сумму выдают на руки пострадавшей стороне.

Износ рассчитывается только для заменяемых деталей. Если возможно восстановление без замены, степень износа не учитывают.

При оплате материалов процент также не вычисляют, это касается только запчастей. Когда оценка происходит не в день ДТП, в расчетах все равно применяется дата происшествия.

На какие детали распространяется

Существует перечень деталей, на которые не начисляется процент износа по ОСАГО. Это те части конструкции, которые обеспечивают безопасность при езде:

Детали по ОСАГО без износа – это также всевозможные сцепные устройства. Для остальных запчастей рассчитывают вышеупомянутый процент.

Формула расчета износа

Расчет производится по формулам, утвержденным в Единой методике ОСАГО. Порядок расчета есть в открытом доступе, он изложен в положении Банка России от 19. 09. 2014 № 432-П.

Согласно действующему положению ЦБ, расчет страховой выплаты по ОСАГО с учетом износа включает такие показатели:

В качестве даты старта эксплуатации принимается та, что указана в паспорте транспортного средства. Если такая информация отсутствует, берут 1 января года выпуска машины, который указан в документах. День, когда произошло столкновение, зафиксирован в справке ГАИ. Извещение о ДТП также содержит эту дату.

Расчет коэффициента стоимости износа деталей при выплате ОСАГО можно выполнить онлайн. Сервисы используют формулы из Единой методики.

Поэтому, если водителю известны все данные, он может точно или приблизительно узнать процент износа в интернете.

Далее на очереди тип автомобиля. При расчете онлайн его нужно выбрать из списка. Здесь важно знать, что автомобили, относящиеся к иностранным брендам и собирающиеся в РФ, – это не легковые автомобили России. Нужно выбрать страну, где в основном производят данную марку. Перед тем как рассчитывается износ по ОСАГО, нужно также указать пробег и высоту протектора шин.

Необходимо использовать величину пробега, указанную на одометре, в километрах. Если на иномарке одометр с милями, умножаем его показания на 1,6. Когда значение пробега неизвестно, принимается среднегодовая величина. Для московского региона этот показатель составляет около 18 000 км в год.

Что касается шин, оценщик анализирует три параметра (в мм):

Учитывается и срок езды на данных шинах. Если он превышает 3 года, процент может возрасти еще больше. Когда автомобиль старый, но шины моложе трех лет, целесообразно предъявить оценщику чек на покупку (если он есть). Это поможет избежать начисления дополнительных процентов.

Есть ли максимальная величина износа

Конечно, есть предельный процент расчета. В противном случае некоторые страховые находили бы способ «подделать» результат до 90-95%, выплачивая водителю копейки. На 2017 год допустимый максимальный износ по ОСАГО составляет 50 %.

Если оценщик выявит на детали следы коррозии либо неустранённые повреждения после другого ДТП, то могут быть применены дополнительные 25–45 процентов износа. В случае, когда состоялась замена какого-либо узла, и есть документальное подтверждение, при расчете это учтут.

Как проконтролировать страховую

Чтобы занизить сумму выплаты, страховая компания может хитрить при расчетах. В первую очередь пострадавшему целесообразно потребовать бумаги о калькуляции износа. Если страховщики не предоставляют подтверждений, это первый признак, что сумма занижена.

Еще один трюк – страховщик не вносит в расчеты все повреждения. Ведь компания могла принять во внимание только дефекты, указанные в справке о ДТП. А сотрудники ГАИ не обязаны вносить все повреждения в справку, туда вписывают лишь видимые вмятины, позволяющие установить виновника происшествия.

Если вы заметили, что не все дефекты взяты при расчете, смело жалуйтесь на страховую, ведь это противозаконно.

Страховщики иногда используют в расчетах 1 января года выпуска, даже при наличии данных о дате начала эксплуатации авто. Это также противозаконно, ведь прибавляются лишние месяцы или годы, влияющие на расчет износа.

Нужно также контролировать, правильно ли взята стоимость деталей по РСА. Если цена занижена, можно подавать в суд на страховую компанию.

Существует ли полис, не учитывающий износ

Вернуть полную стоимость поврежденных деталей поможет полис КАСКО без учета износа. Но, в отличие от ОСАГО, оплата осуществляется по полису потерпевшего, ведь каско не страхует ответственность перед третьими лицами. Поэтому если хотите получить полное возмещение ущерба, необходимо оформить КАСКО, и в договоре отметить «без учета износа».

Существуют также полисы, где износ учитывается. Они обычно стоят на 15% дешевле, чем описанные выше. Поэтому при оформлении договора водителю предоставляется выбор: главная разница между полисами – в цене и окупаемости.

Изменения по ОСАГО в 2017 году

17 марта 2017 года «Российская газета» сообщила, что в Госдуме окончательно принят закон, который обязует страховые компании отправлять на ремонт поврежденные в ДТП авто, а не выплачивать деньги. Износ не учитывается, на СТО будут устанавливать новые детали, при согласии пострадавшего могут установить б/у запчасти.

Если цена за ремонт превышает страховую сумму, то водитель доплачивает разницу из своего кармана. Но данный закон призван уменьшить расходы автовладельцев при обращении в страховую компанию. Правила будут действовать для полисов, оформленных после того, как закон вступит в силу.

Износ автомобиля. Методика расчета: Видео

Калькулятор расчета выплаты по ОСАГО. Советы юристов.

Как получить максимальную выплату по ОСАГО?

ОСАГО натурой: Выплаты или ремонт в СТО?

Калькулятор ОСАГО - о размере выплат при ДТП

avtozakony.ru


Смотрите также