Отличие рамного кузова от несущего


Рамный кузов или несущий - что лучше?

Рамные или несущий кузов. Что лучше? Для этого надо разобраться в вопросе, что обозначает каждое понятие. Несущим кузов появился в 30-х годах. До этого автомобили строились на рамах из дерева. Но прогресс заставил удешевить и облегчить процесс сборки серийных автомобилей.

Литье металлов позволило создавать мощные каркасы, которые «обрастали» металлом до такой степени, что вес агрегатов вполне нормально выдерживался этим цельным кузовом. Первыми безрамными легковыми машинами стали Lancia Lambda.

В последствии было рождено еще немало моделей, созданных по тому же принципу. В середине столетия с появлением краш-тестов выяснилось, что цельнометаллические несущие кузова гораздо безопаснее, чем лонжеронная рама при столкновении «в лоб».

Твердая несгибаемая рама приводила к тому, что сила удара не поглощалась сгибанием металла, а луди в машине попросту убивались от удара о детали интерьера. Мягкий несущий кузов позволил рассчитать области деформации для примерной защиты человека внутри салона. Кроме того, несущий кузов при аварии выталкивает двигатель под машину, а не в салон, как это было было на рамных автомобилях.

Безрамный несущий кузов весил меньше, что сказалось на увеличении скорости и улучшении управляемости автомобилей. Без рамы увеличился полезный объем кузова. Так дела обстояли в Европе. А вот в Америке не шибко хотели отказываться от автомобилей с рамным кузовом. В штатах ценили военные автомобили, и запросы у автомобилистов были соответствующие.

Плавность хода, здоровые размеры, небольшая скорость при больших объемах двигателя, огромная масса. Именно по этому рамные машины в американском исполнении просуществовали аж до 2011 года. Последней машиной такого рода в Америке стала Ford Crown Victoria. Как бы там ни было, отказ от рам очень болезненно был пережит для внедорожных автомобилей.

Отсутствие рамы у внедорожной машины ведет к диагональному перекосу кузова при «скачках» по препятствиям. Кроме того, огромный цельнометаллический кузов, какие обычно бывают у внедорожников, сам по себе не может быть прочным. По этому целиком раму из внедорожников не вышло. Она стала интегрированной — то есть ее части встроились в сам цельный несущий кузов, в виде утолщений и уплотнений. Можно представить себе современные Ленд-Роверы.

Хотя пионером в этой области был отечественный вездеход ЛуАЗ-969. Интегрированная рама привела к тому, что джипперы потеряли возможность поднимать кузов над рамой для повышения проходимости. И получили возможность покупать такие разные кроссоверы.

Не стоит расстраиваться - рамы не ушли навсегда. Уже в 2015 году ожидается выход нескольких моделей внедорожников от именитых производителей, которые получат классический рамный кузов.

motorbreath.ru

Скелет автомобиля — чем отличается рамная конструкция?

Достаточно часто приходится слышать о рамных конструкциях автомобилей — особенно когда речь идёт о мощных внедорожниках или технике, рассчитанной на высокую нагрузку. Однако встретить на улице легковой автомобиль, оснащённый рамой, уже очень сложно, хотя ещё несколько десятилетий назад они были очень распространены. Рамные автомобили постепенно отходят в прошлое — причиной тому являются изменения в требованиях, которые предъявляются к современному транспортному средству. Чтобы понять, почему так происходит, стоит узнать больше о конструкции машин с рамой, а также об её особенностях, преимуществах и недостатках.

Сегодня нечасто встретишь рамный автомобиль

Теоретическая часть

Рамой называется жёсткий элемент автомобиля, который принимает на себя основные нагрузки и используется для крепления на нём остальных элементов, представленных силовым агрегатом, трансмиссией, кузовом и разнообразным оборудованием. В отличие от альтернативного ей несущего кузова, рама в большинстве случаев является плоской и представляет собой своеобразный «стержень», придающий жёсткость всей конструкции в целом. Фактически рамная конструкция кузова представляет собой основу, вокруг которой собирается автомобиль — благодаря этому он становится намного проще в производстве и в обслуживании по сравнению с другими типами компоновки.

Существует множество видов рам, применяющихся в автомобилестроении. Наиболее распространённой в настоящее время является прямая лонжеронная рама, которая создаётся из двух продольных металлических балок, проходящих по всей длине кузова. В определённых местах они соединяются поперечинами — так называемыми траверсами, которые придают этому элементу жёсткости и предназначаются для крепления отдельных агрегатов. Особой модификацией лонжеронной рамы является периферийная конструкция, которая подразумевает существенное увеличение расстояния между продольными лонжеронами в центральной части кузова. Такие рамные легковые автомобили обладают достаточно низко опущенным полом, который находится между балками, играющими роль порогов.

Существуют и экзотические варианты — в частности, хребтовые рамы, в которых несущим элементом выступает центральная труба, в которой проходят трансмиссионные валы. Она позволяет существенно уменьшить массу и габариты автомобиля относительно случая использования классической лонжеронной рамы, а также даёт возможность применять независимую подвеску. Однако есть у неё и свой недостаток — сложность ремонта транспорта, для осуществления которого необходимо полностью разобрать машину.

Видео о том, как устроена конструкция рамы внедорожника:

Также необходимо упомянуть и о решетчатых рамах, применяющихся в спортивных автомобилях — они создают не только несущую основу, но и каркас безопасности, на который навешиваются лёгкие кузовные панели. Иногда рамная конструкция автомобиля объединяется с несущим кузовом — в таком случае говорят об интегрированной раме, принимающей на себя только часть нагрузок. По типу соединения деталей рамы подразделяются на следующие виды:

Важнейшие преимущества

Если посмотреть на список рамных автомобилей легкового типа, то можно увидеть, что большая его часть принадлежит крупным внедорожникам, таким как Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol, УАЗ Патриот и прочим. Это неудивительно — ведь рама может переносить большие нагрузки по сравнению с несущим кузовом. За счёт этого достигается лучшая проходимость — автомобиль не деформируется при преодолении существенных уклонов и серьёзных преград. Также увеличение допустимых нагрузок способствует и повышению массы транспортируемого груза. Именно поэтому большая часть коммерческого транспорта строится на основе жёсткой рамы.

УАЗ Патриот — представитель рамных автомобилей

С точки зрения производителей, рама также является более предпочтительной — к ней легче крепить основные агрегаты и навесное оборудование. Подобную конструкцию удобнее пропускать через конвейер — она может собираться отдельно от кузова, что существенно ускоряет процесс изготовления транспортного средства, позволяя разделить его на две технологические цепочки. В пользу рамы выскажутся и работники сервисных центров — при её использовании намного легче восстанавливать геометрическую целостность кузова. В случае же, когда повреждения являются чересчур сильными, можно просто заменить раму, которая обладает меньшей стоимостью, чем готовый к использованию несущий кузов. Тем не менее от рамной конструкции отказалось большинство производителей автомобилей — следовательно, на то были свои причины.

Минусы жёсткой основы

Даже применение современных материалов не способно существенно облегчить раму или уменьшить её габариты — она всё равно будет утяжелять автомобиль, и вынуждать придавать ему большие размеры без существенного повышения полезного объёма внутри кузова. Следовательно, повышается расход топлива, увеличиваются выбросы выхлопных газов и происходит нанесение существенного вреда окружающей среде. В масштабах узкого сегмента внедорожников это не очень важно, а если большинство легковых машин будет иметь подобную компоновку, все преимущества рамной конструкции автомобиля меркнут перед подобными проблемами. Кроме того, повышение массы означает увеличение нагрузки на ходовую часть. Пружины не всегда способны справиться с весом рамного транспорта, поэтому их зачастую заменяют более выносливыми, однако, не столь комфортабельными рессорами.

Рамный автомобиль может доставлять владельцу ряд неудобств

Стоит сказать и пару слов о безопасности. При использовании рамы неразрушимой связи между ней и остальными частями кузова не существует. Соответственно, при возникновении очень сильного удара происходит взаимное смещение различных частей транспортного средства. Это приводит к очень серьёзным последствиям, в частности, получению травм пассажирами или даже к летальному исходу. Следовательно, основной причиной отказа большинства изготовителей от рамы является изменение требований к современному автомобилю, который должен быть максимально безопасным и экономичным.

Кому пригодится рама?

Зная о том, что значит «рамный автомобиль», мы без труда можем сделать вывод о назначении подобных транспортных средств. Они пригодны для использования в качестве коммерческой техники, а также специальных автомобилей, предназначенных для выполнения очень тяжёлых работ. Кроме того, рама обязательно нужна и внедорожнику, полный привод которого разработан не для преодоления городских бордюров. Если такие машины вам точно не нужны, стоит обратить более пристальное внимание на современные авто с несущим кузовом. Они обладают большей эффективностью использования топлива, а также безопасностью и практичностью.

365cars.ru

Рама или несущий кузов: что лучше? - Автомобили и люди

Приветствую вас, мои дорогие читатели! В данной публикации, друзья, мы разберёмся в особенностях конструкции кузовов легковых автомобилей, их разновидностях и выясним, что лучше рама или несущий кузов.

Если Вы владелец классического внедорожника, созданного для преодоления самых сложных препятствий, то вы поймете почему он имеет раму. Конечно же, эта статья будет интересна и тем, кто хочет углубить свои знания об автомобилях, кто желает начать с основ – с их каркаса, скелета.

Что такое рамные каркасы и с чем их едят

Для начала в общих чертах обозначим, что есть рама. В простейшем виде это две параллельные металлические балки (лонжероны), соединённые между собой множеством поперечин. К этой конструкции крепится подвеска с колёсами, устанавливается двигатель, а потом сверху навешивается кузов. Причём ничего не мешает разработчикам навешивать на одну и ту же раму разные кузова – в этом проявляется одно из её преимуществ.

Рама в качестве основы транспортного средства появилась с самого зарождения автомобильной техники и активно использовалась в этой роли на протяжении многих десятилетий. В чём причина такого долголетия? Дело в банальном несовершенстве технологий, из-за которого другие варианты скелетов, например несущие кузова, были более тяжёлыми и сложными в производстве. Но время шло, появлялись новые сплавы, совершенствовались конвейеры и повышались требования безопасности.

Все эти факторы отодвинули рамные остовы в сегменте легковых автомобилей на задний план, уступив место несущим каркасам. Справедливости ради нужно сказать, что рамы не забыты окончательно. На их базе и поныне создают высокопроходимые внедорожники и грузовики, потому что там, где высокие нагрузки, подобные конструкции каркаса авто имеют преимущества.

Эволюция и разнообразие рам

Кстати, по своему исполнению рамы довольно разнообразны. Существуют такие виды:

Лонжеронная рама

Лонжеронная рама достаточно простая и популярная конструкция. Два параллельных лонжерона с поперечинами, обеспечивающими жёсткость, которые могут располагаться как в одной плоскости, так и менять свой профиль. Такой тип рамного каркаса используют в наши дни при производстве грузовиков, а также внедорожников.

Хребтовая рама

Хребтовый вид менее популярен, можно даже сказать, что он сейчас является редкостью. Основу такого остова составляет одна балка, расположенная посредине, а к ней, как рёбра крепятся поперечины. К одной из особенностей хребтовых рам можно отнести подвеску, которую в этом случае можно выполнить только по независимой схеме. Главным носителем такого остова были грузовики Tatra.

Пространственные или каркасные рамы

Что может объединять автобусы и спортивные автомобили? Как оказалось – пространственные рамы. Эти каркасы, больше схожие на несущие кузова, представляют собой как бы 3D-модель автомобиля, но только без кузовных панелей.

Рамные и несущие кузова: противостояние

Что ж, друзья, нам осталось выяснить, почему, несмотря на свою простоту, рамные каркасы уступили место под солнцем несущим кузовам.

Одной из главных причин стала их низкая пассивная безопасность – при разработке автомобиля с рамным остовом практически невозможно создать так называемые зоны деформации.Помимо этого, сам кузов, где находятся водитель и пассажиры более уязвим, а если начать его усиливать разными элементами, то в результате получим очень тяжёлую машину, что также недопустимо в современных реалиях.

На этом, уважаемые коллеги, разрешите откланяться. Подписывайтесь на рассылку, и Вы никогда не пропустите свежие и интересные статьи. Делитесь с друзьями в соц.сетях и обсуждайте прочитанное, так вы глубже усвоите материал.

До новых встреч!

auto-ru.ru

Рамные внедорожники

Грязь, дождь и снег для внедорожников – не помеха. Владельцы таких машин, называют «дорогой» любое направление в сторону, куда им хочется проехать. В силу своей отличной проходимости и прекрасных ходовых характеристик, такие автомобили пользуются завидной популярностью, особенно в нашей стране, где одна из самых главных бед – дороги.

Бывают как кузовные, так и рамные внедорожники, поэтому попробуем разобраться, есть ли отличия, и какие у них недостатки.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Оглавление:

Отличия рамного и кузовного внедорожника

Как понятно из названия, роль несущего элемента в кузовных моделях выполняет кузов, а у рамных внедорожников соответственно – специальная рама, которая является основной несущей частью машины, на которую крепятся не только все важнейшие агрегаты (двигатель, трансмиссия и т.д.), но и сам кузов.

По своим характеристикам и отличительным особенностям рамы можно разделить на несколько разновидностей:

Самая распространённая и широко востребованная конструкторами рама – лонжеронная.

Сооружаются они главным образом из балок, где в местах наивысших нагрузок, делается специальное сечение и усиление, а затем детали свариваются между собой или закрепляются специальными болтами.

Преимущества рамы

Новые рамные внедорожники имеют массу полезных моментов. Рассмотрим основные:

Не знаете, какие лучшие автомобильные антирадары, тогда прочтите наш материал.

Ремонт царапин на автомобиле. http://avillage.ru/advices/use/kak-ubrat-tsarapiny-na-mashine.html Прочитав эту статью, Вы сможете сделать это самостоятельно.

Узнайте, как поставить автомобиль на учет, кликнув по этой ссылке.

Особенности ремонта

Даже самый лучший рамный внедорожник рано или поздно придётся ремонтировать. Однако, согласно статистике: трещины, коррозии и деформации рамы — довольно редкие явления, которые могут иметь место только при очень уж неаккуратной эксплуатации и в случае серьёзных аварий.

Из-за особенностей конструкции рамных моделей, добраться практически до любых деталей шасси не составит особого труда, поэтому процесс ремонта таких внедорожников проходит гораздо проще, в отличие от кузовных моделей.

Соответственно стоимость услуг СТО значительно снижается, что без сомнений является существенным плюсом.

Недостатки рамы

Не зря говорят, что у медали две стороны. Не исключение и рамный внедорожник. Сравнивая его с кузовными «собратьями», можно выделить несколько недостатков таких моделей.

  1. Масса. Использование балок для рамы значительно увеличивает массу всего автомобиля, поэтому рамная конструкция, в плане управления, несколько уступает кузовной.
  2. Расход топлива. Опираясь на первый пункт и особенность подвески, такие внедорожники рамные «кушают» довольно много горючего.
  3. Салон. Объём салона заметно снижен по сравнению с кузовными моделями.
  4. Пассивная безопасность. Этот показатель характеризуется возможным смещением кузова относительно рамы и проблемами с определением зон деформации.

Даже не смотря на вышеперечисленные недостатки, желание приобрести надежный рамный внедорожник не только не пропадает, но и уходит в массы.

Если немногим раньше, предпочтения таким автомобилям отдавали экстремалы, рыболовы и охотники, то всё чаще на улицах крупных городов за рулём таких «красавцев» можно увидеть обычных людей, от хрупкой девушки, до солидного джентльмена.

Почему именно рама?

Внедорожники, рамные и кузовные сами по себе не маленькие автомобили с прекрасным обзором, но отличительные черты именно рамных моделей – это ощущение безопасности и чувство габаритов.

А когда водитель спокоен, его управление становится обдуманным и безопасным для окружающих. Угол обзора позволяет исключить случайные столкновения, а большие колёса и рама позволяют с комфортом преодолевать выбоины и бордюры.

Узнайте, как происходит установка ГБО на авто, и что для этого необходимо.

Читайте в этой статье, что такое защитная полировка кузова автомобиля и для чего она нужна.

Отличившиеся модели

Посмотрим, какие рамные внедорожники смогли заслужить самые высокие оценки экспертов в области автомобильного рынка.

Mercedes-Benz G-Class

Цена – 5 млн. рублей. Двигатель дизель или бензин, полный (постоянный!) привод. Авто с лёгкостью покоряет брод глубиной до 2-х метров и забирается на горку до 40°.

Lexus LX

Цена — 4,5 млн. рублей. Лонжеронная рама в сочетании с системой MTS (Multi-Terrain Select) прекрасно показала себя на бездорожье. Она самостоятельно выбирает настройку как газа, так и тормоза, что зависит от покрытия дороги. Подъёмы преодолеваются с помощью контроллера Hill Assist Control.

Toyota FJ Cruiser

Цена — 2,5 млн. рублей. Эти рамные внедорожники, список из самых архаичных моделей возглавляют не первый год. Они ценятся за классический вид, динамику и мощность. Двигатель – 260 л.с., АКПП или МКПП (5 и 6 ступеней соответственно).

Jeep Wrangler

Цена – 2 млн. рублей. Пружинные рессоры и неразрезные мосты прекрасно справляются практически с любыми преградами. АКПП, ABSи ESP. Дизель или бензин.

Mitsubishi Pajero Sport

Цена – 1,6 млн. рублей. С лета 2013 года выпускается под Калугой. Полный привод, клиренс – 215мм с дизельным или бензиновым двигателем. Брод в полметра не помеха.

SsangYong Kyron

Цена – 0,8 млн. рублей. 7 комплектаций на любой вкус. Бензин, дизель, АКПП, МКПП, ABSи прочее.

УАЗ Patriot

Цена – 0,6 млн. рублей. Вместительность и комфортность. Имеет единый задний кардан без промежуточной опоры. Тишина, отсутствие тряски и уверенность в управлении – идеально для отечественных дорог.

Оценка экспертов и тест-драйв проходили в рамках мероприятия — «Рамные внедорожники 2013 год», ВДНХ.

Рамные внедорожники имеют немало отличий от кузовных моделей, некоторые особенности конструкции можно отнести к недостаткам, а другие – к достоинствам, поэтому каждый решает для себя сам, что ему ближе и какой автомобиль по душе.

Посмотрите тест-драйв рамного внедорожника Chevrolet Trailblazer:

Стоит только отметить, что поклонников «рамы» не уменьшается, а в некоторых регионах даже становиться больше, ведь не зря их величают «вечными», в чём есть немалая доля правды, потому как глядя на 15-ти летние автомобили с рамой и без, привлекательнее выглядит первый.

avillage.online

Конструкция несущего кузова автомобиля

При­вет­ствую Вас на блоге Kuzov.info!

В этой ста­тье пого­во­рим о несу­щем кузове авто­мо­биля, о исто­рии появ­ле­ния, его харак­те­ри­сти­ках и устрой­стве.

Несу­щий кузов при­шёл на смену рам­ной кон­струк­ции авто­мо­биля. Грубо говоря, он объ­еди­няет раму и кузов в одно целое и имеет допол­ни­тель­ные уси­ле­ния в необ­хо­ди­мых местах. Раму заме­щают про­доль­ные (лон­же­роны) и попе­реч­ные сило­вые эле­менты.

Неко­то­рые авто­мо­били, такие как гру­зо­вики и неко­то­рые вне­до­рож­ники, по-преж­нему имеют рам­ную кон­струк­цию.

Несу­щий кузов имеет похо­жий прин­цип и дизайн, кото­рый годами исполь­зо­вался в авиа­стро­е­нии ещё до появ­ле­ния его в авто­мо­би­лях.

История появления несущей конструкции кузова

Пер­вая попытка созда­ния несу­щего кузова была пред­при­нята в 1922 году. Был создан авто­мо­биль Lancia Lambda. Он был без крыши и по кон­струк­ции больше напо­ми­нал раму с встро­ен­ными боко­выми эле­мен­тами. Клю­че­вую роль в раз­ви­тии несу­щего кузова съи­грала аме­ри­кан­ская ком­па­ния Budd Company, кото­рая снаб­дила обо­ру­до­ва­нием для прес­совки листо­вой стали авто­про­из­во­ди­те­лей  Dodge, Ford, Buick и Citroën. В 1930-ом году инже­нер из Австрии  Joseph Ledwinka сов­местно с ком­па­нией Budd создал про­то­тип несу­щего кузова, кото­рый сразу запа­тен­то­вал.

Несу­щий кузов авто­мо­биля Citroen Traction Avant

Ком­па­ния Citroen выпу­стила пер­вый авто­мо­биль с несу­щим кузо­вом Citroen Traction Avant. Этот авто­мо­биль имел пол­но­цен­ный несу­щий кузов со всеми сило­выми эле­мен­тами, кото­рые при­ме­ня­ются на совре­мен­ных авто­мо­би­лях. Как и при изго­тов­ле­нии совре­мен­ных несу­щих кузо­вов, для соеди­не­ния эле­мен­тов кузова была при­ме­нена кон­такт­ная сварка. Мас­со­вая про­дук­ция его была начата в 1934 году. В даль­ней­шем, такая кон­струк­ция кузова посте­пенно стала заме­щать тра­ди­ци­он­ную рам­ную кон­струк­цию.

Характеристики несущего кузова

Кон­струк­ция кузова сде­лана из ком­би­на­ции прес­со­ван­ных листо­вых пане­лей раз­ных форм, соеди­нён­ных в еди­ную кон­струк­цию при помощи точеч­ной кон­такт­ной сварки. Кузов полу­ча­ется отно­си­тельно лёг­ким и очень проч­ным.

Такой тип кон­струк­ции часто срав­ни­вают со скор­лу­пой яйца. Если пытаться раз­да­вить яйцо, при­ла­гая уси­лие про­дольно, с про­ти­во­по­лож­ных кон­цов, то это будет сде­лать не про­сто. Так полу­ча­ется из-за того, что вся сила не кон­цен­три­ру­ется в одном месте, а рас­се­и­ва­ется по всей скор­лупе. Подоб­ным обра­зом функ­ци­о­ни­рует несу­щий кузов. В рам­ных авто­мо­би­лях, кото­рые были до появ­ле­ния несу­щих кузо­вов, рама при­ни­мала на себя все нагрузки, а кузов обес­пе­чи­вал только функ­ци­о­наль­ные нужды. В несу­щем же кузове сило­вые эле­менты явля­ются частью кузова, кото­рый, в свою оче­редь, состоит из мно­же­ства пане­лей, при­ва­рен­ных друг к другу и обра­зу­ю­щих еди­ную кон­струк­цию. Даже вкле­ен­ные стёкла авто­мо­биля (лобо­вое и зад­нее) вли­яют на общую жёст­ко­сть. Таким обра­зом, нагрузка рас­пре­де­ля­ется по всему кузову.

Бла­го­даря отсут­ствию рамы, авто­про­из­во­ди­тели полу­чили воз­мож­но­сть делать авто­мо­били более ком­пакт­ным и лёг­кими, а также появи­лась боль­шая сво­бода в дизайне.

Недо­стат­ками несу­щего кузова можно счи­тать шум и виб­ра­цию, кото­рая больше пере­да­ётся на кузов, чем на рам­ном авто­мо­биле. В совре­мен­ных авто­мо­би­лях эта про­блема реша­ется бла­го­даря при­ме­не­нию шумо-вибро изо­ли­ру­ю­щих мате­ри­а­лов.

В несу­щих кузо­вах исполь­зу­ется доста­точно тон­кий листо­вой металл, проч­но­сть кото­рого уве­ли­чена бла­го­даря штам­по­ва­нию. Сило­вые эле­менты сде­ланы из высо­ко­проч­ной стали. В таких типах кузо­вов ржав­чина может вли­ять на струк­тур­ную жёст­ко­сть кузова и на без­опас­но­сть. Поэтому анти­кор­ро­зи­он­ная защита, в осо­бен­но­сти струк­тур­ных эле­мен­тов, очень важна.

Несу­щий кузов даёт пре­иму­ще­ство более низ­кого цен­тра тяже­сти авто­мо­биля, уве­ли­чи­ва­ется эко­но­мия и рей­тинг без­опас­но­сти. Бла­го­даря более низ­кому цен­тру тяже­сти улуч­ша­ется устой­чи­во­сть и управ­ля­е­мо­сть и умень­ша­ется веро­ят­но­сть пере­во­рота авто­мо­биля.

Неод­но­кратно про­во­ди­лись краш-тесты с авто­мо­би­лями, име­ю­щими рам­ную кон­струк­цию и авто­мо­би­лями с несу­щим кузо­вом. Авто­мо­били с несу­щим кузо­вом пока­зы­вают луч­шую без­опас­но­сть при фрон­таль­ном столк­но­ве­нии и при пере­во­роте, но немного худ­шую без­опас­но­сть при боко­вых столк­но­ве­ниях.

Рас­смот­рим кон­струк­цию несу­щего кузова, раз­де­лив её на три части: перед­нюю, цен­траль­ную и зад­нюю.

Конструкция передней части кузова

Центральная часть несущего кузова

Срез панели при­бо­ров пока­зы­вает уси­ле­ние, уве­ли­чи­ва­ю­щее без­опас­но­сть салона при ава­рии.

Задняя часть кузова

Панель пола багаж­ника с поло­стью для запас­ного колеса

 Зоны запланированного сжатия (смятия)

Это зоны кузова, проч­но­сть кото­рых спе­ци­ально ослаб­лена при изго­тов­ле­нии авто­мо­биля. Это сде­лано, чтобы, сжи­ма­ясь в этих местах, эле­менты кузова гасили энер­гию удара. Зоны запла­ни­ро­ван­ного смя­тия обес­пе­чи­вают опре­де­лён­ный кон­троль вто­ро­сте­пен­ных повре­жде­ний и уве­ли­чи­вают без­опас­но­сть води­теля и пас­са­жи­ров. Эле­менты кузова с такими ослаб­лен­ными зонами сми­на­ются более пред­ска­зу­емо, чем без них. Перед­ние и зад­ние лон­же­роны имеют зоны запла­ни­ро­ван­ного сжа­тия, в кото­рых они сги­на­ются при ава­рии, гася энер­гию удара. Капот, также, имеет такие зоны.

Несу­щий кузов так спро­ек­ти­ро­ван, что перед­няя и зад­няя часть сми­на­ется отно­си­тельно легко, в то время как сред­няя часть, где нахо­дится води­тель с пас­са­жи­рами, оста­ётся целым.

Типы стали в конструкции несущего кузова

Сталь по-преж­нему самый часто исполь­зу­е­мый мате­риал при изго­тов­ле­нии раз­лич­ных видов транс­порта. При изго­тов­ле­нии сило­вых эле­мен­тов несу­щего кузова при­ме­ня­ется высо­ко­проч­ная сталь, высо­ко­проч­ная низ­ко­ле­ги­ро­ван­ная сталь и сверх­проч­ная сталь. Пре­дел проч­но­сти такой стали в 2–4 раза больше обыч­ной, низ­ко­уг­ле­ро­ди­стой стали. Штам­по­ва­ние ещё больше уси­ли­вает проч­но­сть пане­лей. При­ме­не­ние высо­ко­проч­ной стали, поз­во­лило авто­про­из­во­ди­те­лям умень­шить тол­щину листо­вого металла при изго­тов­ле­нии струк­тур­ных эле­мен­тов без ухуд­ше­ния проч­но­сти кузова.

На неко­то­рых совре­мен­ных авто­мо­би­лях струк­тур­ные эле­менты кузова могут быть сде­ланы, из ком­би­на­ции раз­ных типов стали. Лазе­ром сва­ри­ва­ется сталь раз­ной тол­щины и проч­но­сти. Полу­ча­ется одна цель­ная панель.

Пенный наполнитель внутри закрытых конструкций несущего кузова

Рас­по­ло­же­ние пен­ного напол­ни­теля внутри закры­тых кон­струк­ций кузова может варьи­ро­ваться у раз­ных авто­мо­би­лей. Пена может рас­по­ла­гаться в поро­гах, стой­ках кузова, лон­же­ро­нах. Пен­ный напол­ни­тель исполь­зу­ется для умень­ше­ния шума, виб­ра­ции и уве­ли­че­ния проч­но­сти кузова.

Неже­ла­тельно сва­ри­вать панели рядом с местом, где рас­по­ло­жен пен­ный напол­ни­тель. Если есть такая необ­хо­ди­мо­сть, то напол­ни­тель нужно сна­чала уда­лить, а потом вос­ста­но­вить по завер­ше­нию ремонта.

Пен­ный напол­ни­тель не пла­вится и не горит, если резать «бол­гар­кой» часть кузова рядом с ним.

Для замены спе­ци­аль­ного пен­ного напол­ни­теля не реко­мен­ду­ется исполь­зо­вать стро­и­тель­ную пену.

Ремонт несущего кузова

Авто­мо­биль с несу­щим кузо­вом, в отли­чие от рам­ной кон­струк­ции, тре­бует дру­гой под­ход к ремонту.

Так как кузов пред­став­ляет собой вза­и­мо­свя­зан­ную кон­струк­цию, то, часто, допол­ни­тельно к основ­ному, он  полу­чает вто­ро­сте­пен­ные повре­жде­ния. Это нужно все­гда учи­ты­вать при осмотре перед ремон­том.

kuzov.info


Смотрите также