Авто с одной дверью: Топ 10 автомобилей с удивительными дверями

Топ 10 автомобилей с удивительными дверями

В наши дни может показаться странным, что у самых первых автомобилей в истории никаких дверей не было. На самом деле, в этом нет ничего удивительного, ведь «самобеглые коляски» ХIX века делались с явной оглядкой на конные повозки, и имели с ними очень много общего.

Но уже в начале ХХ века ситуация изменилась. На автомобилях стали появляться двери, которые препятствовали проникновению ветра и грязи, а также давали владельцу и пассажирам чувство защищенности.

В настоящее время автомобильные двери – важнейший элемент экстерьера. И неудивительно, что дизайнеры уделяют дверям пристальное внимание. Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на автомобили с очень интересным дизайном дверей.

Rezvani Beast Alpha

Необычный гиперкар Rezvani Beast Alpha был официально представлен сравнительно недавно – в ноябре 2016 года. Но уже ясно, что перед нами весьма незаурядный автомобиль. Так, машина массой всего 884 кг оснащается 2,4-литровым турбомотором мощностью 500 л. с., работающим в паре с 6-ступенчатой «механикой» или секвентальной трансмиссией. С нуля до 96 км/ч Rezvani Beast Alpha разгоняется за 3,2 секунды и развивает 282 км/ч максимальной скорости.

Но помимо выдающихся характеристик и цены (от 200 000 долларов), автомобиль получил еще и очень интересные двери, которые во время открытия сдвигаются слегка вбок и вперед. Конструкция смотрится весьма необычно. Правда, невольно возникает вопрос: как открыть такую дверь, если у вас вывернуты колёса? Ведь когда вы стоите на уклоне это – прямое требование ПДД…

Tesla Model X

Электрический кроссовер Tesla Model X привлек к себе внимание не только благодаря силовой установке, но и за счет своего необычного дизайна, в первую очередь – задних дверей. Главной «фишкой» конструкции, которую в компании Илона Маска назвали «Крыльями сокола», стало открытие вверх со смещением к центру автомобиля.

Такое решение в сочетании с установленными датчиками, позволяло владельцу Tesla Model X парковаться вплотную к другим автомобилям, и при этом беспрепятственно покидать машину, не боясь поцарапать соседнее транспортное средство.

Правда, в итоге «Тесловоды» доказали, что продвинутые двери Model X не такие уж и безопасные. Всё дело в том, что от защемления конечностей человека или попадания каких-то предметов в проем между дверью, стойками и порогами, должны защищать специальные датчики. Но, как удалось выяснить энтузиастам в течение почти получасового эксперимента снятого на камеру, сенсоры работают крайне плохо. Всё это может привести к тому, что и «крылья» и передние двери могут сломать человеку пальцы или даже ногу. В общем, решение оказалось красивым, но небезопасным.

Mazzanti Evantra

Историю создания Mazzanti Evantra можно смело назвать романтической. Все дело в том, что бизнесмену Луке Мадзанти очень хотелось построить суперэксклюзивный автомобиль. И он своего добился, создав карбоново-алюминиевый гиперкар, оснащенный 7-литровым мотором V8 мощностью 701 л.с. и 6-ступенчатой секвентальной коробкой.

При этом у Mazzanti Evantra были весьма интересные двери. Их можно было бы назвать «крыльями бабочки», однако в отличие от классической конструкции подобного типа, у «Эвантры» фиксировалась не передняя, а задняя часть. То есть двери открывались назад и вверх. В общем, выглядело всё это весьма элегантно. Жаль лишь, что Mazzanti Evantra что называется «не пошла». Не в последнюю очередь – из-за своего ценника в 900 тысяч долларов.

Lykan Hypersport

Автомобиль, выпущенной компанией W Motors в 2015 году, привлек к себе немало внимания и до, и после своей презентации. На то были причины. Во-первых, Lykan Hypersport стал первым арабским суперкаром в мире. Во-вторых, автомобиль оснащался 3,7-литровым 780-сильным оппозитным мотором RUF и набирал первую «сотню» за 2,8 секунды. Ну, а в-третьих, машина снялась в фильме «Форсаж-5», благодаря чему о ней волей-неволей узнали тысячи зрителей по всему миру.

Но еще одной отличительной чертой Lykan Hypersport стали его двери, открывавшиеся вверх и назад. Причем создатели еще сумели грамотно «припрятать» кнопку открытия дверей так, что со стороны возникает полное ощущение отсутствия каких-либо ручек или рычажков. Не сказать, чтобы такое решение было очень практичным. Но признаем – получилось красиво.

Jatech

Впрочем, не только автопроизводители отличались оригинальностью при создании дверей. Весьма интересное решение в середине 2000-х годов предложила калифорнийская инжиниринговая компания Jatech. Суть изобретения, которое американцы назвали не иначе, как «исчезающая дверь», заключалась в следующем: при открытии дверь просто-напросто убиралась под днище кузова автомобиля.

На первый взгляд, такое решение сулило одни только плюсы. Во-первых, универсальность. «Исчезающие двери» можно было применять на любых автомобилях, без привязки к марке. Во-вторых, свобода посадки в салон на тесной парковке. Да и проблем с дорожным просветом не возникало.

Правда, автопроизводители в очередь к Jatech так и не выстроились. Почему? Оказывается, из-за банальных технических недостатков. Дело в том, что из-за особенностей технологии, «исчезающие двери» неминуемо вели к сокращению объема багажника более чем на 50%, а также переносу бензобака. К тому же решение оказалось довольно дорогим в производстве.

BMW Z1

Любопытно, что почти за двадцать лет до появления «исчезающих дверей» Jatech аналогичное решение уже демонстрировала компания BMW. Речь о родстере BMW Z1, впервые представленном в 1986 году. Его отличительной особенностью были двери, которые убирались в пороги. Автомобиль было настолько необычным и революционным, что баварская компания получила около 5000 предзаказов.

Правда, к моменту поступления BMW Z1 в производство в 1988 году интерес публики существенно поугас. В итоге до 1991 года производителю удалось продать лишь 8000 автомобилей, после чего выпуск BMW Z1 был прекращен. Необычные двери не помогли, а на будущих моделях марки такое решение уже не встречалось.

Koenigsegg

Гиперкары Koenigsegg с самого начала появления марки можно считать автомобилями поистине уникальными. Чего стоит один лишь факт, что прототип первой модели – Koenigsegg CC Prototype – в 1994 году разработал и представил сам основатель компании Кристиан фон Кёнигсегг, которому на тот момент было… 22 года! Хотя полюбили марку, разумеется, не за это, а за невероятную мощность и динамику автомобилей.

Впрочем, нельзя не отметить, что и к нашей сегодняшней подборке Koenigsegg имеет самое непосредственное отношение. Дело в том, что начиная с самой первого концепта, все автомобили шведской марки оснащаются очень интересными дверями, открывающимися вверх, и при этом сдвигающимися вперед. Понять, как это работает, можно из очень простого ролика ниже.

Плюс такого решения заключается в том, что автомобилям Koenigsegg не зависят от ограничений по высоте. Например, высота, или, правильнее сказать, длина двери не превышает роста среднестатистического человека. В общем, Кристиану фон Кёнигсеггу удалось придумать довольно интересное и элегантное изобретение. Хотя, учитывая биографию этого человека, неудивительно.

BMW Isetta

Думаете, необычные двери устанавливают сплошь и рядом на суперкары? Отнюдь! Лучший пример – BMW Isetta. Автомобиль, выпускавшийся баварской компанией в 50-х годах, был малолитражкой – недорогой и доступной, в чем остро нуждалась послевоенная Европа.

Правда, чтобы сделать такую модель BMW пришлось пересмотреть многие принципы. И вместо привычных больших автомобилей на рынке появилось «катящееся яйцо» – именно так прозвали эту модель сами немцы. Дизайн был и вправду необычным, модель гораздо больше напоминала мотоколяску, чем собственно автомобиль. Зато у него было очень необычное решение – в салон машины водитель и пассажир попадали через дверь, расположенную в передней части. При её открытии вперед и вверх смещалась и рулевая колонка «Изетты», пропуская людей внутрь.

Сейчас может показаться невероятным, но Isetta, оснащавшаяся моторами мощностью 12 и 13 лошадиных сил, фактически спасла BMW от банкротства. Ну, а дверь необычной формы до сих пор никто из производителей не повторил. Правда, связано это, конечно же, с современными нормами безопасности.

«Ё-мобиль»

Может показаться невероятным, но россияне тоже представлены в нашей сегодняшей подборке. Да-да, у нас тоже был автомобиль с весьма необычными дверями. Это – «Ё-мобиль», наделавший в свое время немало шума. Точнее, не он сам, а его прародитель – концепт, показанный осенью 2011 года на Международном автосалоне во Франкфурте.

Автором проекта стал главный дизайнер «Ё-Авто» Андрей Трофимчук. Благодаря дверям, сдвигающимся вверх и вбок по специальным направляющим, прототип «Ё-Мобиля» привлек к себе немало внимания, причем не только российских журналистов, но и западных наблюдателей.

Правда, даже на этапе демонстрации концепта, уже было ясно, что подобные двери никогда не пойдут в серийное производство. Во-первых, слишком дорого, во-вторых – непрактично. Жизнь подтвердила эти предположения: в 2013 году публике был показан серийный «Ё-мобиль», который кардинально отличался от компакткара по дизайну А еще через год проект и вовсе закрыли. Но за попытку сделать необычный автомобиль не только по концепции, но и внешне, разработчикам «Ё-мобиля» все равно нужно сказать «спасибо».

Holden Hurricane

Концептуальный автомобиль Holden Hurricane может показаться абсолютно заурядным суперкаром с дизайном, чем-то отдаленно напоминающим Lamborghini. Разумеется, если не знать, что этот автомобиль появился… в далеком 1969 году! Причем сам австралийский производитель называл этот концепт «исследовательским автомобилем», который должен позволить изучить «тенденции в дизайне, силовых установках и других сферах».

В движение автомобиль высотой всего лишь 990 мм приводил 4,2-литровый двигатель V8 мощностью 259 л.с. Но главной фишкой Holden Hurricane стало фактическое отсутствие дверей. Вместо них создатели предложили использовать особый подъемный механизм, сдвигающий часть кузова вверх и вперед. Стоит ли говорить, что такое решение в серийное производство так и не пошло? Зато в 2011 году реставраторы восстановили оригинальный Holden Hurricane, и он вызвал неподдельный интерес у публики на шоу классических авто в Мельбурне.

Бонус. Lamborghini против Mercedes-Benz.

Впрочем, давайте будем справедливыми: наш рассказ будет неполным без упоминания двух производителей, чьи автомобили с необычными дверями уже стали настоящей классикой.

Первый из них – это Mercedes-Benz, который в середине 1950-х годов удивил публику купе 300SL (W198), одной из главных фишек которой стали двери, открывающиеся вверх – так называемые «крылья чайки».

Любопытно, что к такому решению инженеров Mercedes подтолкнула вовсе не эстетика, а особенности конструкции автомобиля: из-за обилия труб в каркасе машины, пришлось сделать пороги очень широкими. Из-за этого применять обычные двери было нельзя, поэтому был придуман выход, который сделал Mercedes-Benz 300SL не только красивым внешне, но еще очень узнаваемым.

Вторая компания – это Lamborghini, инженеры которой придумали «двери-ножницы», которые зачастую называют «ламбо-дверями». Такое решение было продемонстрировано на концепт-каре Lamborghini Carabo, представленном в далеком 1968 году. Дизайн дверей разработал представитель ателье Bertone Марчело Гандини.

Кто бы мог подумать, что уже через шесть лет столь необычная находка пойдет в серийное производство и воплотится на Lamborghini Countach, а «двери-ножницы» станут фирменной фишкой итальянской марки? Хотя сейчас такие двери, конечно же, можно встретить и у других производителей, что лишь подчеркивает гениальность этого решения.

Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.

Разносторонние таланты – Картина дня – Коммерсантъ

Валерий Чусов, Денис Токмаков


Infiniti Prototype 10 показывает, как видит спортивный электромобиль близкого будущего Карим Хабиб, главный дизайнер Infiniti.

«…Улица, улица, ты, брат, пьяна!» — писал неизвестный автор слов к известной песне. Почти все автомобили в мире тоже асимметричные — руль где-то слева, а где-то справа. Но вот внешние формы кузова обычно стараются делать одинаковыми. Дизайнеры даже иногда представляют макеты новых моделей возле вертикального двухстороннего зеркала: с одной стороны — один вариант, с другой — другой, а благодаря зеркалу посередине зритель видит целую машину. Но есть модели, с которыми этот номер не прошел бы. Иногда это вынужденное решение, а иногда — вполне осознанное.


Вряд ли нам покажется уродством асимметрия у тех типов автомобилей, в которых она очевидно объясняется функцией. Или у тех, где внешний вид не так важен, как их практичность.


Ширина карьерных самосвалов бывает очень велика, а водитель обычно работает один, и нет никакой необходимости в большой кабине. Поэтому «БелАЗы» и их одноклассники, да и вообще вся горная и строительная техника обычно асимметричная.

Вот, например, изначально вообще все автомобили внешне были асимметричными: в начале ХХ века руль чаще всего находился с правой стороны, а рычаги коробки передач и ручного тормоза — по правую руку от шофера. И благодаря практически полному отсутствию кузова это все было видно. С появлением кузовов рычаги вынесли за борт, поэтому своей двери у шофера не было. И только с переносом руля на левую сторону, а рычагов — в центр кузова автомобили приобрели симметричное расположение дверей.






Предыдущая фотография



Нередко асимметричными становились гоночные и рекордные автомобили, построенные на шасси серийных машин, так что водительское место у них было не посередине, а на традиционном месте. Не сажать же водителя на карданный вал, который обычно проходит как раз по центральной оси машины! О комфорте гонщиков тогда не думали, просто это увеличило бы высоту кузова, а значит, и аэродинамическое сопротивление. Классическим примером такого конструктивного решения может служить Peugeot 404 Diesel Record Car или отечественный ГАЗ ГЛ-1, у которого аэродинамический купол смещен относительно центральной оси автомобиля в сторону водительского места.



Асимметрия часто встречается на бронеавтомобилях, когда надо плотно скомпоновать башни с пулеметами или орудиями. Так сделано, например, на броневике «Враг Капитала», с которого по легенде Владимир Ильич Ленин выступал по приезде в Петроград, — две башни у этого «Остина» поставлены со смещением одна относительно другой.






Следующая фотография


1
/
2

Нередко асимметричными становились гоночные и рекордные автомобили, построенные на шасси серийных машин, так что водительское место у них было не посередине, а на традиционном месте. Не сажать же водителя на карданный вал, который обычно проходит как раз по центральной оси машины! О комфорте гонщиков тогда не думали, просто это увеличило бы высоту кузова, а значит, и аэродинамическое сопротивление. Классическим примером такого конструктивного решения может служить Peugeot 404 Diesel Record Car или отечественный ГАЗ ГЛ-1, у которого аэродинамический купол смещен относительно центральной оси автомобиля в сторону водительского места.

Асимметрия часто встречается на бронеавтомобилях, когда надо плотно скомпоновать башни с пулеметами или орудиями. Так сделано, например, на броневике «Враг Капитала», с которого по легенде Владимир Ильич Ленин выступал по приезде в Петроград, — две башни у этого «Остина» поставлены со смещением одна относительно другой.

Асимметрию, спровоцированную функционалом, можно увидеть у автомобилей и сегодня. Мало кто из автопроизводителей решается вывести концевик патрубка выпускной системы по центру бампера — разве что Opel сделал такой «афедрон» у своей Corsa. Обычно выхлопная труба сбоку, а у G-класса они вообще торчат перед задним левым колесом. Та же история с заливной горловиной бензобака, которая, как правило, «на одном боку». Хотя Jaguar и Lotus в свое время делали их с двух сторон — именно для красоты. Еще можно вспомнить американские «масл-кары» шестидесятых и семидесятых, у которых на одной из сторон капота была выштамповка, иначе кожух с крыльчаткой турбины под капот просто не помещался. А еще пятая дверь, открывающаяся справа налево. А еще щетки. Впрочем, не будем мелочиться…






Предыдущая фотография



MINI Crossover Concept в 2008 году лихо развил идею асимметричных дверей, которая появилась на Clubman годом раньше. Но первый кроссовер MINI, Countryman пошел в серию в 2010-м с симметричным кузовом, который имеет двери традиционной конструкции. Похоже, оригинальность асимметрии чаще радует дизайнеров и журналистов, чем покупателей.





Hyundai Veloster — самый известный современный автомобиль с несимметричными дверями






Следующая фотография


1
/
3

MINI Crossover Concept в 2008 году лихо развил идею асимметричных дверей, которая появилась на Clubman годом раньше. Но первый кроссовер MINI, Countryman пошел в серию в 2010-м с симметричным кузовом, который имеет двери традиционной конструкции. Похоже, оригинальность асимметрии чаще радует дизайнеров и журналистов, чем покупателей.

Hyundai Veloster — самый известный современный автомобиль с несимметричными дверями

Группа Doors

В 1979 году в журнале «За рулем» было опубликовано письмо читателя с вопросом, почему журнал в 1977 году написал, что не бывает автомобилей с двумя дверями справа и одной слева, когда в том же журнале постоянно упоминаются модели с тремя дверями? Редакция разъяснила, что, когда в характеристиках указано три двери, третья расположена в задней стенке кузова. Если крышка багажника начинается от крыши и в ней есть стекло, она считается дверью.

Странно, что автор статьи журнала в 1977 году уже забыл про универсал Skoda 1202, выпускавшийся с 1961 по 1973 год, у которого не было левой задней двери. А ведь эту модель можно было встретить и на улицах советских городов, где эти чехословацкие машины работали в «скорой помощи». Лишний дверной проем усложняет конструкцию, а значит, утяжеляет и удорожает машину. Для санитарной машины левая задняя дверь совсем не нужна — на медицинских версиях серийных моделей эту дверь обычно просто блокировали. У нас так делали на «Победе», ЗИМе, «Волге». Так же поступали с санитарными автомобилями американцы. Типичный пример — автомобиль «Охотников за привидениями», Cadillac Miller-Meteor 1959 года. Обычно за этой дверью на санитарных машинах прятали запасное колесо, чтобы оно было доступно снаружи.






Предыдущая фотография





В Америке сейчас встречается еще одна разновидность автомобилей с разным числом дверей справа и слева — пятидверные лимузины. Идею с дополнительной дверью справа впервые реализовала компания APC (American Pullman Coachbuilders) в 1985 году. Теперь, когда лимузины делают особенно длинными и слева ставят продольный диван, это решение стало популярным: главные пассажиры садятся на поперечный диван через свои двери, а гости на продольный — через дополнительную среднюю дверь справа.



На BMW 600 1957 года задней левой двери не было по экономическим соображениям. На переднее сиденье этой машины водитель и пассажир попадали через дверь в торце кузова, а вот когда появилось заднее сиденье, для доступа к нему поставили только одну дверь — справа.






Следующая фотография


1
/
3

В Америке сейчас встречается еще одна разновидность автомобилей с разным числом дверей справа и слева — пятидверные лимузины. Идею с дополнительной дверью справа впервые реализовала компания APC (American Pullman Coachbuilders) в 1985 году. Теперь, когда лимузины делают особенно длинными и слева ставят продольный диван, это решение стало популярным: главные пассажиры садятся на поперечный диван через свои двери, а гости на продольный — через дополнительную среднюю дверь справа.

На BMW 600 1957 года задней левой двери не было по экономическим соображениям. На переднее сиденье этой машины водитель и пассажир попадали через дверь в торце кузова, а вот когда появилось заднее сиденье, для доступа к нему поставили только одну дверь — справа.

Не хватало дверей и у классических британских такси — в них рядом с водителем была площадка для багажа, и в течение многих лет она по официальным требованиям к такси должна была быть открытой. То есть они были трехдверными. Только знаменитый Austin FX4, появившийся в 1958 году, стал первым четырехдверным лондонским такси. Но площадка для багажа рядом с водителем осталась, просто теперь она пряталась за дверью.

И еще про Британию. Универсал MINI Clubman первого поколения имел двустворчатую дверь с правой стороны, а с левой — обычную. Чтобы не удорожать подготовку производства, расположение широкой двери не зависело от размещения руля: продаж MINI в США, Европе и других регионах с правосторонним движением было больше, чем на родине и в других «праворульных» странах. А на втором поколении Clubman экстравагантная трех-с-половиной-дверная схема уступила место традиционной пятидверной.

Наконец, самый выразительный пример из ныне выпускаемых автомобилей с «дверной асимметрией» — Hyundai Veloster, у которого три боковые двери: справа две, а слева только одна.






Предыдущая фотография





Микроавтомобили могут быть асимметричными именно ради минимизации габаритных размеров. Самый маленький автомобиль в мире — Peel P50. Единственная дверь — слева, поскольку движение на его родине, острове Мэн, левостороннее. И для компактности 50-кубовый мотор расположен справа от водителя. Выпускался с 1961 по 1963 год. Весит менее 60 кг и имеет сзади ручку для переноски.






Следующая фотография


1
/
2

Микроавтомобили могут быть асимметричными именно ради минимизации габаритных размеров. Самый маленький автомобиль в мире — Peel P50. Единственная дверь — слева, поскольку движение на его родине, острове Мэн, левостороннее. И для компактности 50-кубовый мотор расположен справа от водителя. Выпускался с 1961 по 1963 год. Весит менее 60 кг и имеет сзади ручку для переноски.

С неточностью до дециметра

Отличия бывают не только по числу дверей, но и в их размерах. И Hyundai Veloster тут, конечно же, не первый. У ГАЗ-69, главного внедорожника послевоенного СССР, разница в размерах дверей была очевидной: слева — узкая скошенная, а справа — широкая прямоугольная. Дело в том, что правая дверь обслуживала всех семерых пассажиров — одного на переднем сиденье и шестерых, размещавшихся на продольных лавках в заднем отделении. А вот слева между дверцей водителя и задним крылом вписали еще и запасное колесо, так что скошенная форма проема тоже обоснована. Реальная жизнь показала свои минусы этой схемы: протискиваясь через эту узенькую дверцу в салон, водители пачкались о грязную запаску, посылая по адресу конструкторов-затейников определенные слова. На «командирско-гражданской» пятиместной версии УАЗ-469А все четыре двери имели одинаковую трапециевидную форму, как у водительской двери 69-го «без буквы».

В США компания American Motors в 1975 году выпустила эффектный автомобиль AMC Pacer — огромные гнутые задние стекла и форма, напоминающая летающую тарелку, должны были подчеркивать авангардность конструкции. Мощная центральная стойка маскировала еще одну особенность этой модели — правая дверь была шире левой на 102 мм, чтобы облегчить посадку на заднее сиденье.






Предыдущая фотография





Renault 16 разная база правых и левых колес не помешала стать «Автомобилем года»






Следующая фотография


1
/
2

Renault 16 разная база правых и левых колес не помешала стать «Автомобилем года»

«Ушла на базу»

Но неравными бывают не только двери, но и. .. колесная база. Знаменитая модель Tatra 87 1936 года выпуска с аэродинамичным кузовом и задним расположением двигателя имела разную базу правых и левых колес. Конструктор Ганс Ледвинка использовал оригинальную конструкцию главной передачи с дифференциалом, которая потребовала небольшого смещения левой полуоси вперед относительно правой. И этот пример не единственный!

У первого переднеприводного Renault, модели 4, торсионы задней подвески располагались поперек кузова, и, поскольку они занимали всю ширину автомобиля, левый был впереди правого. Поэтому база справа была длиннее, чем слева, разница — 48 мм. Это не помешало Renault 4 стать одним из мировых бестселлеров, с 1961 по 1994 год выпущено более 8 миллионов этих автомобилей. Аналогичная конструкция подвески была принята и для нового флагмана марки — появившегося в 1965 году Renault 16. Эта модель, которая считается первым хетчбэком, и получила титул европейского «Автомобиля 1966 года». Здесь база правых колес была на 70 мм длиннее базы левых.






Предыдущая фотография



Land Rover Discovery имеет асимметричную дверь багажника. Это чисто декоративное решение, напоминающее о том, что когда-то снаружи двери висело запасное колесо, как у классического Land Rover, который после появления Discovery получил название Defender. Асимметрия Nissan Cube тоже декоративная — под стеклами спрятана металлическая стойка.












Следующая фотография


1
/
4

Land Rover Discovery имеет асимметричную дверь багажника. Это чисто декоративное решение, напоминающее о том, что когда-то снаружи двери висело запасное колесо, как у классического Land Rover, который после появления Discovery получил название Defender. Асимметрия Nissan Cube тоже декоративная — под стеклами спрятана металлическая стойка.

Вид сзади

Иногда асимметрию дизайнеры выбирают просто так, для выразительности. Например, Nissan Cube второго поколения, выпускавшийся с 2002 по 2009 год, имел несимметричную заднюю часть: стекло двери багажника объединялось с боковым с пассажирской стороны. Он стал асимметричным тоже отчасти благодаря Renault. Как рассказывал дизайнер Хиротада Кувахара, первоначально его эскизы были восприняты как представление двух разных вариантов машины. Но объединение с французской компанией привело к большей свободе для дизайнеров. Хотя это существенно увеличило расходы на производство, так как асимметричное расположение окон сзади было разным для моделей с правым и левым рулем, то есть надо было выпускать разные комплекты кузовных деталей для разных версий.

Асимметричная задняя дверь стала фирменным элементом Land Rover Discovery, начавшего свою историю в 1989 году. Запаска снаружи задней двери придавала машине налет брутальности и при этом позволяла увеличить объем багажника. А чтобы обеспечить обзорность, стекло как бы обтекало место, занятое колесом, и его левый край был намного ниже правого. В такую ступенчатую форму хорошо вписался единственный «дворник». На третьем поколении в 2004 году запасное колесо с двери убрали, но фирменное ступенчатое стекло оставили. Следы этого дизайнерского решения можно разглядеть и на актуальном Discovery.


Китайский автопроизводитель Qoros представил концепт K-EV в апреле 2017 года. Электромобиль премиум-сегмента должен был стать одной из звезд автосалона в Шанхае — и выглядит действительно необычно. Здесь есть почти все варианты открывания дверей, кроме разве что патентованной конструкции Lamborghini. Широкая дверь водителя — поднимающаяся. А с пассажирской правой стороны — две двери со стеклами до пола. Причем передняя может открываться обычным образом или сдвигаться вперед. А задняя просто сдвижная.

Вне рамок

На удивление мало асимметричных автомобилей среди концептов, авторы которых не скованы рамками стандартов, традиций, а также требованиями производственников и маркетологов. Скорее наоборот — они должны предлагать новые идеи. Знаменитый автомобильный дизайнер Крис Бэнгл в интервью «Автопилоту» восемь лет назад призывал: «Пора преступить негласный закон о Симметрии. Симметрия — это часть нашего наследия со времен судокорпусного автодизайна, она до сих пор монопольно владеет индустрией. Инженеры прошлого строили «лодки» на колесах, потом приделывали к ним крылья, двери и так далее. Помните, какая буря негодования разыгралась в 2001 году, когда Крис Чепмен добавил самую малость асимметрии в его отличный, кстати, шоу-кар BMW X-Coupe? «Никогда не делай асимметрии», — посоветовала мне тогда одна мегазвезда нашей профессии. Я ответил: «Кто сказал?» Где тот закон, запрещающий асимметрию? Существует достаточно примеров в авиастроении, чтобы пренебречь ею в автомобилестроении. В любом случае мы должны разрабатывать внешний облик, который нам нравится, ведь машина никак не быстрее самолета!»


BMW X-Coupe для доступа в багажник открывал чуть ли не четверть кузова.

Концептуальный BMW X-Coupe был представлен на NAIAS в Детройте в 2001 году, и спереди он выглядит вполне обычно. Зато сзади! Доступ в багажник открывает откидывающаяся задняя часть, и асимметричный разъем отделяет чуть ли не четверть кузова. Заднее стекло огибает задний правый угол, обеспечивая хороший обзор назад. Машину тогда ругали, но смельчаки находятся и сегодня.

Один из свежих примеров асимметрии — концепт DS X E-TENSE, показанный в 2018 году. Тут асимметрично все, начиная с положения решетки на облицовке. Спортивный автомобиль 2035 года, по мнению дизайнеров марки DS, будет представлять собой соединение двух машин: гоночной с открытым кокпитом для водителя и более комфортабельного закрытого — для пассажиров, которых двое. Дверь водителя поднимается вперед, как у Lamborghini, а правая тоже поднимается, но более привычно, по типу крыла чайки. Автомобиль имеет электропривод и автоматическое управление, так что асимметрия — это способ подчеркнуть отличие водителя от пассажира.


DS X E-TENSE выглядит как объединение двух разных машин, и это подчеркнуто всеми доступными средствами. Асимметричная облицовка, разные типы и размеры дверей, водитель на открытом воздухе, а пассажиры под стеклянной крышей. Судя по описанию, электропривод здесь такой же, как у концепта DS E-TENSE, купе более традиционной симметричной формы.

В мире животных

В архитектуре симметрия уже давно не главный признак гармонии. В икебане она практически исключена — гармония и уравновешенность при составлении букета достигается другими способами. Но автомобили — похоже, это другая история. Вернее, теория.






Предыдущая фотография





Крис Бэнгл, дизайнер: «Природа вообще повсюду упражняется в асимметрии. Лицо каждого человека асимметрично — сложите две левых стороны своего лица вместе, а затем две правых, и на вас будет смотреть либо идиот-деревенщина, либо маньяк-убийца. Я вас убедил? Но неужели в этой идее мы не сможем продвинуться дальше, чем конструкторы Nissan Cube?» / Из интервью журналу «Автопилот», 2010 год






Следующая фотография


1
/
2

Крис Бэнгл, дизайнер: «Природа вообще повсюду упражняется в асимметрии. Лицо каждого человека асимметрично — сложите две левых стороны своего лица вместе, а затем две правых, и на вас будет смотреть либо идиот-деревенщина, либо маньяк-убийца. Я вас убедил? Но неужели в этой идее мы не сможем продвинуться дальше, чем конструкторы Nissan Cube?» / Из интервью журналу «Автопилот», 2010 год

На уровне инстинктов, сформированных за миллионы лет эволюции, наш мозг воспринимает автомобили и другие средства транспорта как разновидность животных. А у них, несмотря на асимметрию в деталях, в целом левая и правая половины одинаковые. Отсутствие лапы или глаза — следствие увечья. Которое существенно сказывается на возможностях животного и потому выглядит некрасиво. Этот взгляд мы переносим и на людей, и если лихая челка, прикрывающая глаз или асимметричное платье нас не раздражают, то это лишь потому, что мы понимаем: это мода, явление временное, не понравилось — убрал или заменил. А вот лицо с одним глазом или руки разной длины явно доставят человеку неудобство. Поэтому значительной асимметрии в форме автомобилей в обозримом будущем ожидать едва ли стоит.

Самый необычный дизайн автомобильных дверей

Выбор редакции

Вы думаете, что эта 3 серия скучна? Ну, по крайней мере, двери, по сравнению с этими нетрадиционными, которые я нашел в Интернете. Мне удалось найти довольно много, поэтому я разобью эту серию на три части, иначе посты будут слишком длинными. Машины появляются случайным образом без какого-либо порядка, чтобы было интересно.

Ниссан Вмоушн 2.0

Двери концепт-кара Nissan 2017 года открываются очень широко, но имеют только одну петлю. Если у вас есть парковочное место шириной 7 метров, в него, вероятно, будет даже удобно въезжать.

Если у вас когда-нибудь будет возможность сесть в эту машину: вытащите дверь и поверните ее вперед.

IFR Automotive Aspid SS

Испанский Aspid SS складывает не только двери, но и части крыши, иначе попасть внутрь будет практически невозможно.

Бертоне Альфа Ромео Пандион

Представленный на автосалоне в Женеве в 2010 году, этот автомобиль имеет одни из самых эффектных дверей. Не только большие двери, но и передние крылья поворачиваются вверх.

БМВ Z1

Говоря о модных дверях, все думают об этом. Они исчезают в кузове, и на самом деле разрешено ездить на нем с «опущенными» дверями.

Хендай Велостер

Hyundai Veloster — это хот-хэтч в странном стиле, и, что делает его еще более странным, у него одна дверь слева и две справа. Или наоборот, если вы живете в стране, где все ездят не по той стороне дороги.

Мини Клуб

«Эй, давай построим практичный Mini!» — «Звучит здорово! Я знаю, как мы это сделаем: просто добавим две крошечные дверцы-самоубийцы по бокам и сзади! Людям это понравится!»

Сатурн SC2

У Saturn SC2 также есть дверь-самоубийца за дверью водителя. Согласно Saturn, это должно облегчить хранение багажа на задних сиденьях.

GT от Citroen Concept

Когда вы откроете двери этого гиперкара, вместе с ними появятся части крыши, чтобы вам было легче попасть внутрь.

Ford GT40 / GT

То же самое касается Ford GT. На этой машине это не облегчает посадку, так как вам нужно прокрасться через небольшой зазор между крышей поверх дверей и кузовом машины. О да, и если вы такой же большой, как Джереми Кларксон, вы в основном пиздец, потому что они отрежут вам голову.

BMW Isetta / «Автомобиль-пузырь»

Этот уникальный автомобиль стандартно поставлялся с боковой дверью, обращенной вперед. Просто будьте осторожны, когда паркуете его в своем гараже.

Lancia Stratos HF Zero Concept

Этот удивительный клиновидный автомобиль был представлен в 1970 году. Что в нем самое крутое? Лобовое стекло складывается и работает как дверь.

Пока это все, но это еще не все! Следите за обновлениями!

Тоби, он же немецкий кузен Стига

Другая маленькая машинка с одной передней дверью

Другая маленькая машинка с одной передней дверью

Джона Дженсена

Спустя сорок с лишним лет после появления Isetta люди все еще очарованы ею. Они восхищаются его размерами и простотой. И когда они видят, что дверь открыта, особенно в первый раз, они просто поражены! Дети будут смотреть, как эта дверь постоянно открывается и закрывается……. как волшебное шоу. Дизайн Isetta очаровал меня не меньше. Итальянцы — мастера дизайна, поэтому я решил, что Pretti или Rivolta создали концепцию «одна дверь — — спереди — ». Претти был конструктором планеров и работал над некоторыми планерами итальянских ВВС. У США были некоторые, которые открылись впереди. Что-то вроде раскладушки, я полагаю. И была по крайней мере одна итальянская машина 30-х годов с двумя передними дверями.

Некоторое время назад друг указал на американский автомобиль Джеймса В. Мартина, который числился на сайте IOCGB под необычными микроавтомобилями. Патентные чертежи были включены. Недавно «Вестник» опубликовал эти рисунки. Есть некоторые поразительные сходства между «Мартинетт» и изеттой. Мог ли дизайн колеса Martin 3- 1928 года вдохновить ISO Isetta 20 лет спустя?

Сравните эти сечения. Слева — патентный чертеж Martin 3-9.0065 Wheeler, также известный как «Martinette» и «Autoette». Справа — пузырьковое окно BMW Isetta, почти идентичное ISO. Первоначальный прототип ISO был трехколесным транспортным средством, более похожим на конструкцию Martin, и имел маленькое заднее окно, а не круговой дизайн, который был в серийном ISO.

Посмотрите на оригинальные патентные чертежи Martinette на этом веб-сайте в разделе «редкие пузыри», «Autoette». Хотя Isetta имеет стальную раму, у Martinette был пол из алюминиевых панелей с двумя панелями, расположенными на расстоянии нескольких дюймов друг от друга, чтобы образовать жесткую легкую полую основу для кузова … как конструкция самолета или алюминиевые строительные леса. Martinette сложен так же, как Isetta; одинарная передняя дверь, двигатель за брандмауэром, задний мост с цепным приводом, каплевидный кузов. На патентных чертежах показан двухцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением. BMW, без сомнения, предпочла бы его в Isetta. Я не удивлюсь, если Martinette повлияла на Isetta.

Мартин был авиаконструктором, интересовавшимся аэродинамическим дизайном, как и Пол Арзенс (который спроектировал совершенный автомобиль-пузырь в 1942 году) и Эрменеджильдо Претти (который разработал Isetta). Мартин предшествовал им, активно занимаясь проектированием самолетов до, во время и после Первой мировой войны. Весьма вероятно, что его самолеты и автомобили были замечены в Европе.

Джеймс Вернон Мартин родился в Чикаго в 1883 году. Он поступил на службу в торговый флот в возрасте 17 лет и десять лет спустя получил свидетельство моряка. Как капитан Джеймс В. Мартин, он поступил в Гарвард в 1908, чтобы изучать астрономию, но заинтересовался полетами. Вскоре он организовал Гарвардское авиационное общество, помог спроектировать, построить и управлять бипланом Harvard- 1, самолетом с толкающим винтом и без хвостового оперения, похожим на некоторые современные сверхлегкие самолеты. Он также построил первый в мире планер, отрывающийся от земли на полозьях.

Мартин организовал соревнование по полетам в Гарварде- в Бостоне и привлек участников со всего мира. Он подружился с Клодом Грэмом- Уайт, который ушел с большей частью призового фонда этого турнира. Мартин уехал в Англию в 1911 лет, поступил в летную школу Graham- White в Хендоне и научился управлять самолетами Farman и Bleriot. Вскоре он стал летным инструктором на лондонском аэродроме и обучил многих мужчин, которые позже стали британскими летчиками в Первой мировой войне.

В том же году он женился на даме из Англии, привлекательной Лили Ирвин, научил ее летать, и она стала первой женщиной в Англии, которая сделала это. 11 марта Мартин стал первым человеком, совершившим полет над Лондоном, и получил большое признание.

Той весной он и его жена приехали в Америку, и Мартин участвовал в соревнованиях по полетам на Восточном побережье и в Чикаго. К октябрю он совершил испытательный полет на биплане Queen- Martin с 14-цилиндровым двигателем Gnome мощностью 100 л. с. Он разбил его, совершая аварийную посадку на заднем дворе Нассау. Он переключился на двигатель Киркхэма и к ноябрю снова летал.

В начале 1912 года Мартин был в районе Сиэтла, устраивая полеты на биплане Gage с 8-цилиндровым двигателем Hall- 9.Двигатель 0065 Скотт. Этот самолет был оборудован для посадки на воду или землю. В 1913 году он полетел на Аляске и совершил первый выставочный полет, поразив толпы туземцев и горняков. Он и Лили провели зиму 1913/14 года в Сан-Франциско.

Мартин изобрел подвеску шасси с резиновым ремнем, которую он позже включил в конструкцию подвески грузовика. Он разработал специальный элерон, автоматический стабилизатор, легкое колесо из литого алюминия, запатентовал конструкцию самовыравнивающегося бомбардировщика и систему убирающихся шасси.

Примерно в 1926 году Мартин вместе с Майлзом Карпентером построил небольшой автомобиль под названием «Дротик». Он отличался 4-цилиндровым мотоциклетным двигателем с воздушным охлаждением. В подвеске использовались резиновые шнуры-авиаторы, которые, как говорили, были пригодны для пробега в 25000 миль и легко заменялись по 25 центов каждый. Эти небольшие автомобили должны были продаваться по почте и отправляться поездом в деревянных ящиках. Ящик был разработан, чтобы позже служить гаражом.

В конце 1920-х годов Мартин разработал и запатентовал двухместный 3-9-местный автомобиль.0065 колеса Martinette автомобильные с одной дверью спереди. Он построил прототип этой «аэродинамической» Martinette в 1932 году, а также более крупную четырехколесную «Aerodynamic» с боковыми дверями одновременно для капитана Билли Митчелла. Обе машины имели подвеску «авиатор» и двигатели сзади. По общему мнению, колесная Martinette 3- могла развивать скорость до 75 миль в час с 4-цилиндровым двигателем Austin мощностью 7,5 л.с. Передняя подвеска внутри колеса оставляла мало места для тормозов, поэтому в этом автомобиле весом 800 фунтов торможение осуществлялось одним задним колесом. Наши Isetta, возможно, не такие быстрые, но тормозят лучше.

За исключением этих прототипов, эти автомобили так и не были запущены в производство. Мартин начал предъявлять иски многим авиастроительным компаниям в 1930-х годах за нарушение патентных прав, иски, которые длились до Второй мировой войны, когда он служил капитаном военного транспорта. Хотя он внес много умных изобретений в развитие авиации, дни его самолетов подходили к концу. Он изобрел безвоздушную шину во время войны и использовал ее в 1948 году на модернизированной версии своего колеса Martinette 3- 1932 года выпуска 3- с «приводом на магнитной жидкости». Он также разработал массивный 6-моторный бомбардировщик с двойным корпусом для посадки на воду. Говорят, что он был предшественником елового гуся Говарда Хьюза.

Полковник Джеймс Мартин умер в безвестности в 1956 году, ему повезло, что он пережил раннюю воздушную эру. Его прототип четырехколесного аэродинамического седана находится в музее Простмана в Стоун-Маунтин, штат Джорджия, недалеко от Атланты.

Back to top