Жизнь и творчество Ломоносова Михаила Васильевича. Сообщение на тему ломоносов поэт


Михаил Васильевич Ломоносов — выдающийся русский просветитель | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература

Тема: Жизнь и творчество поэта

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — выдающийся русский просветитель, ученый, естествоиспытатель. «С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Вели­ким», — так определил В.Г. Белинский место и значение его твор­чества в истории отечественной литературы.

В работе Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотвор­чества» (1739) была предложена реформа русского стихосложения. Суть ее заключалась в замене силлабической системы поэзии XVII века на силлабо-тоническую, основанную на чередовании ударных и безударных слогов в строке, что более соответствует самому духу рус­ского языка, где ударение свободное, а не строго фиксированное. К «Письму…» Ломоносов приложил свою оду «На взятие Хотина», на­писанную по новой системе — четырехстопным ямбом.

Большое значение для формирования эстетики классицизма име­ли созданное Ломоносовым учение о трех «штилях» и разработанная на его основе теория литературных жанров («О пользе книг церков­ных в российском языке», 1758). Ломоносов делит художественные произведения на три стилистические группы — высокие, средние и низкие — и связывает это деление с «тремя родами речений» (слов) в русском языке. Высокий, торжественный стиль, соответствующий оде, трагедии, героической поэме, включает слова церковнославянские и нейтральную лексику. Средний стиль, характерный для драмы или сатиры, исключает церковнославянизмы, но использует слова живо­го русского языка. Низким стилем пишутся комедии, басни, эпи­граммы, и здесь возможно использование не только слов «живого» разговорного языка, но и просторечий.

Ломоносов стал не только теоретиком литературы, но и автором замечательных поэтических творений, составивших особую страни­цу русской поэзии. Его любимым жанром была ода. Постоянная те­ма од Ломоносова — деятельность Петра I, которую он представля­ет как образец для царствующей императрицы Елизаветы Петровны — «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», но­ября 25 дня, 1747 года». Вместе с тем в этой оде особое значение имеет еще одна ведущая тема поэзии Ломоносова — тема родины и служения ей. Россия для него грандиозная по своим масштабам страна, которая изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемы­ми природными богатствами. Для ее процветания необходимо раз­витие науки, просвещения, освоение ее природных богатств. Поэт уверен, Материал с сайта //iEssay.ru

Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать.

Сам Ломоносов своей деятельностью доказал справедливость этой мысли. Выдающийся ученый, мыслитель, он и в литературу вводит особый жанр научно-философской лирики. Вера в человече­ский разум, стремление познать «тайны множества миров» — вот темы его од «Утреннее…» и «Вечернее размышление о Божием Ве­личестве…». При этом поэт рисует здесь удивительный по своей по­этичности ночной пейзаж, в котором выступает как прямой пред­шественник Ф.И. Тютчева:

Открылась бездна, звезд полна;Звездам числа нет, бездне — дна! На этой странице материал по темам:

iessay.ru

Реферат: Ломоносов - философ и поэт

Оглавление

|1. |Вступление…………………………………. |2 ||2. |Ломоносов как поэт…………………………… |2 ||3. |Биография………………………………………… |4 ||4. |Работа над русским языком………………… |9 ||5. |Заключение……………………………………… |10 ||6. |Список использованной литературы…… |10 |

Вступление

Великий русский ученый – энциклопедист - Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог, один из выдающихся естествоиспытателей своего времени, Ломоносов известен также как автор книг по металлургии, как талантливый инженер, педагог, один из создателей первого в стране университета. Основными достижениями Ломоносова в области естественных наук, в первую очередь химии, были материалистическое истолкование химических явлений, широкое введение физических методов и представлений, создание корпускулярной теории и общая формулировка закона сохранения вещества и движения. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратилаЛомоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены.

М.В. Ломоносов как поэт

Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги.

Н.В. Гоголь

Как только не называли Ломоносова современники и потомки!.. И«наш Пиндар», и «наш Цицерон», и «наш Вергилий», и «наш Леонардо», и«наш Декарт», и «наш Галилей», и «наш Лейбниц», и «наш Гёте», и«наш Франклин».., одно слово – энциклопедист! Поневоле заплутаешь в мировом «пантеоне», подыскивая ему компаньона по бессмертию.

В общем-то, в этих и подобных этим определениях не так-то уж много чести Михаилу Васильевичу, ибо их «престижный» смысл, как ни поверни, преобладает над познавательным. Сам Ломоносов, как и положено гению, будто предчувствовал, что его не так поймут, вернее – не то извлекут для себя из его примера. Упреждая всяческую суету вокруг своего имени, он ещё двести с лишним лет назад писал: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия[1], Невтона не почитайте. Если же вы меня их имя дадите, то знайте, что вы холопи, а моя слава падает и с вашею».

Ломоносов – просто другой. Ни на кого, кроме самого себя, не похожий. Чего бы стоил его энциклопедизм, если бы сам он не был уникальной личностью?

Вот почему среди всех доступных Ломоносову сфер культурной деятельности поэзия его занимает особое, исключительное место. Именно в ней наиболее полно отразилось головокружительное многообразие его творческих и чисто человеческих устремлений. И вот почему прав былК.С. Аксаков, когда в середине прошлого века писал: «Ломоносов был автор, лицо индивидуальное, первый, восставший как лицо из мира национальных песен, в общем национальном характере поглощавших индивидуума; он был освободившийся индивидуум в поэтическом мире, с него началась новая полная сфера поэзии, собственно так называемая литература».

А ведь в 18 веке сохранить своё лицо было куда как трудно…- и в поэзии, где требовалось, прежде всего, умение подражать непререкаемым образцам и соблюдать жёсткие правила, предписанные теоретиками в жизни, где поэзия ещё не заняла подобающего ей места, ещё не была обласкана обществом…

Можно вспомнить, как А.П. Сумароков пытался наставлять ЕкатеринуВторую в искусстве управлять страной, а она через своих придворных отвечала ему: «Господин Сумароков – поэт и довольной связи в мыслях не имеет». В пушкинской статье «Путешествие из Москвы в Петербург» можно прочесть, как часто Сумарокова «дразнили, подстрекали и забавлялись его выходками» и как он страдал от этого.

«Ломоносов был иного покроя, - добавлял Пушкин. - С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где все его трепетали; во дворце, где он драл за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нём пикнуть”. Однако ж иЛомоносову довольно часто приходилось оказываться в таких положениях, когда и его характер проходил, скажем так, суровую“проверку на прочность”.

Можно вспомнить в связи с этим знаменитую комедию примирения между непримиримыми литературными врагами – Ломоносовым и тем жеСумароковым, устроенную 19 января 1761 года фаворитом ЕлизаветыПетровны графом И.И. Шуваловым, который, хоть и считался их“покровителем”, “предстателем”, “российским Меценатом”, не смог устоять перед искусом потешить себя и своих гостей забавной сценкой, где первым в ту пору поэтам были уготованы отнюдь не возвышенные роли.

Надо было быть Михайлой Ломоносовым, человеком мощной и неповторимой индивидуальности, который и в парике оставался помором, потомком вольных новгородцев, чтобы дать просвещённому вельможе отповедь, полную внутреннего благородства, силы и одновременно гражданской боли.

Нынче, в начале 21 века, было бы наивно упрекать читателей в прохладном отношении к Ломоносовской поэзии, если в том же 1825 году тот же Пушкин писал: “…странно жаловаться, что светские люди не читают Ломоносова, и требовать, чтобы человек, умерший 70 лет тому назад, оставался и ныне любимцем публики. Как будто нужны для славы великого Ломоносова мелочные почести модного писателя”.

Кто же спорит: после Пушкина читать Ломоносова трудно. Между прочим, гораздо труднее, чем ломоносовских современников Вольтера иГёте или других зарубежных поэтов ещё более отдалённого времени, с которыми современный писатель может познакомиться в современных добротных переводах. Несмотря на то, что мы сейчас смотрим наЛомоносова как на учёного по преимуществу, душа-то ломоносовская, всё по тому же пушкинскому слову, была исполнена страстей. Для такой души обращение к поэзии было совершенно естественно, то есть и неизбежным и благотворным одновременно.

Биография

Родина Михаила Васильевича Ломоносова – северная поморская Русь, деревня Денисовка на берегу Белого моря, близ г. Холмогор. М.В.Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в среде сильных, «видавших виды», сметливых людей, хорошо знавших природу в её полярных проявлениях и часто общавшихся с путешественниками-иностранцами. ОтецМ.В. Ломоносова – помор Василий Дорофеевич, владелец нескольких судов, ходивший на них за рыбой в Белое море и в Ледовитый океан. Мать– Елена Ивановна Сивкова – дочь дьякона из тамошних мест.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. Собственными силами он достиг предельного для того времени образования в родных местах. В 14 лет он дошёл до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени - “Арифметики” Магницкого – и славянской грамматикиСмотритского. Но чего только не вынес он, чтобы иметь возможность читать и учиться! “Имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако, в крайнем невежестве воспитанного, - писал позже М.В.Ломоносов, - и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по- пустому за книгами: для того многократно я принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединённых и пустых местах, и терпеть стужу и голод». На родине М.В. Ломоносов дальше учиться не мог.Как крестьянскому сыну, ему отказали в приёме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

Замечательная черта М.В. Ломоносова, выделяющего его среди многих и великих современников, предшественников и потомков - несокрушимая воля и охота к знанию. Они заставили его в возрасте 19 лет уйти из Денисовки. В зимнюю стужу 1730 г. М.В. Ломоносов почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в московскую вЗаиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Для “завершения образования” из Москвы М.В. Ломоносов в 1734 г. был направлен, а вероятнее сам захотел отправиться дальше, вКиев, в духовную академию, даже и в то послепетровское время ещё почитавшуюся на Руси вершиной образовательной лестницы.

Терпя по его собственному выражению «несказанную бедность», он упорно и настойчиво учился. Вспоминая потом об этой трудной поре, он писал: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба, и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, и наук не оставил».

Пять лет длилось специальное богословское образование М.В.Ломоносова, но в духовенство М.В. Ломоносов не вышел. Судьбу его резко изменила только что учреждённая Петром Петербургская Академия наук. Государство, наконец, начинало развивать и направлять науку.

По запросу, как тогда именовали, «главного командира Академии»М.В. Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками, «в науках достойными», в 1735 г. был направлен из Москвы в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук.Специальность М.В. Ломоносова круто повернулась от богословия, языкознания, риторики и пиитики в сторону физики, химии и техники, - можно думать, в полном согласии с истинными склонностями академического студента.

Впрочем, петербургское ученье оказалось очень кратковременным: вихрь эпохи гнал дальше. Через несколько месяцев, в сентябре 1736 г.М.В. Ломоносов с двумя другими академическими студентами Г.У.Райзером и Д.И. Виноградовым, будущим изобретателем русского фарфора, направляется Академией в Германию для обучения металлургии и горному делу в связи с намечавшейся научной экспедицией наКамчатку.

Почти пять лет длилась заграничная жизнь М.В. Ломоносова[2].Это время, главным образом, было проведено в Марбурге, где М.В.Ломоносов с товарищами учился в университете философии, физике и механике у известного Христиана Вольфа, а математике и химии – уДуйзинга.

С помощью русского посланника в 1741 г. М.В. Ломоносов, наконец, вернулся в Россию, в Петербург. Начался петербургский период жизни, длившийся до его кончины. В эти годы развернулась его поразительно разнообразная и неуёмная деятельность.

Поэтическая слава М.В. Ломоносова непрестанно росла. В 1750 и1751 годах он пишет трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт». Первое издание стихов М.В. Ломоносова было выпущено Академией в 1751 г.Вне Академии на М.В. Ломоносова начинают смотреть, главным образом, как на поэта. Профессору химии приходится оправдываться у своих высоких покровителей и любителей поэзии в том, что он тратит время на физику и химию. «Полагаю, - пишет он в письме к И.И. Шувалову4 января 1753 г., - что мне позволено будет в день несколько часов времени, чтобы их, вместо бильярду, употребить на физические и химические опыты, которые мне не токмо отменою материи вместо забавы, но и движением вместо лекарства служить имеют, и сверх того пользу и честь отечеству принести могут едва меньше ли первой».

В последнее десятилетие жизни М.В. Ломоносова с особой силой проявился его глубочайший патриотизм, любовь к русскому народу, русскому языку, русской истории, высокое понимание своей миссии как«защитника труда Петра Великого». Трогательным памятником патриотизмаМ.В. Ломоносова навсегда останется его поэзия. Сейчас, в дни, когда чудо - богатыри Красной Армии сокрушили гитлеровскую Германию, нельзя без волнения перечитывать многие строки М.В. Ломоносова, до того они живы, напоминая совсем недавно прошедшие дни.

Где пышный дух твой, - Фридерик, обращается М.В. Ломоносов к тогдашнему Гитлеру – Фридриху, -

Прогнанный за свои границы,

Ещё ли мнишь, что ты велик?

Взирая на пожар Кистрина,

На протчи грады оглянись, предупреждает поэт.

За Вислой и за Вартой грады

Падения или отрады

От воли Росской власти ждут;

И сердце гордого Берлина,

Неистового исполина, Перуны, близ гремя, трясут, - писал М.В. Ломоносов в 1755 г. по случаю русских побед. Несколькими годами позже он писал:

Ты Мемель, Франфуркт и Кистрин,

Ты Швейдниц Кенигсберг, Берлин,

Ты звук летающего строя,

Ты Шнрея, хитрая река,

Спросите своего Героя:

Что может Росская рука.

Побуждаемый царицей Елизаветой, М.В. Ломоносов, несмотря на бесконечный груз дел, тяготевший над ним, принимается за русскую историю. В 1760 г. появляется его «Краткий российский летописец с родословием». Вскоре после его смерти, в 1766 г., публикуется его«Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года».

Ещё со студенческих лет М.В. Ломоносов проявил себя как знаток русского языка, реформатор стихосложения. Будучи за границей, он пишет: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе купно природную и соответственную версификацию иметь не может». Его живо интересует связь церковно-славянского языка с русским, - на её основе он делит литературный язык на соответствующие стили: высокий, средний и низкий. В 1755 г. М.В. Ломоносов публикует «Российскую грамматику», почти в течение ста лет сохранявшую огромное практическое значение.

Теории поэзии посвящено письмо М.В. Ломоносова из Марбурга в1739 г. и его анонимная статья «О качествах стихотворца рассуждение»[3]. Проза трактуется в «Кратком руководстве к красноречию».[4]

Умер М.В. Ломоносов от случайной простуды 15 апреля 1765 года, в возрасте 54 лет и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

М.В. Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории культуры всего человечества. ДажеЛеонардо да Винчи, Лейбниц, Фрвнклин и Гёте – более специальны и узки. Замечательно при этом, что ни одно дело, начатое М.В.Ломоносовым, будь то физико-химические исследования, трагедии и оды, составление грамматики и русской истории, организация и управление фабрикой, географические проекты, политико-экономические вопросы, не делалось им против воли или даже безразлично. М.В. Ломоносов был всегда увлечён своим делом до вдохновения и самозабвения об этом говорит каждая страница его литературного наследства. Пушкин в«Мыслях на дороге» замечает: «Ломоносов был великий человек. МеждуПетром Первым и Екатериной Второй он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». При этом разнообразные интересы М.В. Ломоносова удивительным образом совмещались в нём вполне гармонически. Его стихи во многих лучших образцах – редкий вид высокой научной поэзии; её с полным правом можно сопоставить с изумительной древнегреческой естественно - научной поэмой Лукреция, которую Ломоносов, несомненно, хорошо знал. Он находит необычайные по выразительности слова и строки для отвлечённых и сложных понятий.

Мировое пространство, «обширность безмерных мест», по его замечательному выражению, звёздное небо, небесные светила – любимый образ и предмет созерцания М.В. Ломоносова:

Открылась бездна звёзд полна;

Звёздам числа нет, бездне – дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как пером огне,

Так я в сей бездне углублён,

Теряюсь, мысльми утомлён.

Загадка величественного знакомого зрелища северного сияния вызывает у физика - поэта вдохновенные строки:

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встаёт заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мешут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О, вы, которых быстрый взрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав!

Вам путь известен всех планет;

Скажите, что нас так мятёт?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мёрзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

М.В. Ломоносов придавал прямое научное значение многим своим стихам. По поводу приведённых строк о северном сиянии можно заметить следующее. В 1753 г. в «Слове о явлениях воздушных, отЕлектрической силы происходящих» М.В. Ломоносов, указывая на отличие своей теории северных сияний от теории Франклина, добавляет: «Сверх сего ода моя о северных сияниях, которая сочинена в 1743 г., а в1744 г. в «Риторике» напечатана, содержит моё дальнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может».

М.В. Ломоносов своим научно-поэтическим взором прозревает истинный образ Солнца, раскрытый только современной астрофизикой:

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к Сонцу бренно наше око

Могло приблизившись воззреть:

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борюшись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада

Как искра пред тобой одна.

О, коль пресветлая лампада,

Тобою, боже, вожжена

Для наших повседневных дел,

Что ты творить нам повелел!

В знаменитом «Письме о пользе стекла» М.В. Ломоносов дал остроумный образец поучающей, научно-дидактической поэзии; примером могут служить следующие строки этого «Письма»:

Астроном весь свой век в бесплодном был труде,

Запутан циклами, пока восстал Коперник,

Презритель зависти и варварству соперник;

В средине всех Планет он Солнце положил,

Сугубое Земли движенье открыл.

Одним круг центра путь вседневный совершает,

Другим круг Солнца год теченье6м составляет,

Он циклы истинной системой растерзал,

И правду точностью явлений доказал.

Поэт-химик не устоял, чтобы в трактате «Первые основания металлургии, или рудных дел» не привести в связи с вопросом о том, как древние нашли металлы, свой стихотворный перевод строк из поэмы Лукреции «О природе вещей».

Его научные «слова», «рассуждения», трактаты и даже записи для себя порою являются высокими образцами художественной прозы, какие можно найти разве только у Галилея. Без преувеличения можно сказать, что М.В. Ломоносов был учёным в поэзии и искусстве и поэтом и художником в науке. Читая научную прозу М.В. Ломоносова, его русские и латинские диссертации, слышишь голос поэта, и, наоборот, в одах и поэтических размышлениях его сквозит философ, физико - химик и естествоиспытатель в самом широком и благородном смысле.

Два века прошло с тех пор, как М.В. Ломоносов стал академиком. Влияние его гения, его труда неизмеримо. Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В.Ломоносов. Наша Академия наук получила своё бытие и смысл только через М.В. Ломоносова. Когда мы проходим по Моховой мимо Московского университета, мы помним, что деятельность этого рассадника науки и просвещения в России есть развитие мысли М.В. Ломоносова.

Работа над русским языком

Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала работа М.В. Ломоносова в области русского языка и литературной теории и практики. Ломоносов обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах. До Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка стихосложение. От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Будучи смелым новатором и следуя природе русского языка,Ломоносов распространил чередование ударных и безударных слогов на все виды стиха. Сам Ломоносов особенно ценил ямб, считая его наиболее бодрым и энергичным размером. Любимым стихотворным жанромЛомоносова была ода, представлявшая собой как бы торжественную ораторскую речь в стихах. Восторженные похвалы науке – одна из основных тем ломоносовской поэзии. Усилия Ломоносова как поэта- учёного были направлены на сближение литературной и разговорной речи, на обеспечение целостности и самостоятельности национального русского языка. Ведь литературным языком ещё оставался средневековый церковнославянский язык, оторванный от живой разговорной речи. Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназииЛомоносов учредил особые классы по изучению русского языка. ДоЛомоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 годуЛомоносов написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке.Изданная в 1748 году «Риторика» Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка – «Российская грамматика».[5]Большую роль в становление грамматических норм сыграло собственное литературное и научное творчество Ломоносова.

Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В. Ломоносова.

Заключение

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учёными подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному течению в Атлантическом океане.

История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как уЛомоносова. Науки сейчас ушли далеко вперёд, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – учёный, философ, поэт– будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.

Список использованной литературы

1. Энциклопедический словарь юного художника. Москва «Педагогика» 1983 год.2. Поэтическая Россия. «М.В. Ломоносов». Москва «Советская Россия»1984 год.3. Internet.-----------------------[1] Декарта.[2] До июня 1741г.[3] 1755г.[4] 1747г.[5] 1755,опубликована в 1757 году

www.neuch.ru

Жизнь и творчество Ломоносова Михаила Васильевича

Эпоха XVIII века находилась под влиянием классицизма. Под этим словом понималась социально-культурная практика элиты древнего Рима, которую зарождающаяся буржуазия считала совершенной и к ней стремилась. При этом часто подражание античности уступало рационализму творчества. Этот стиль, с его гражданскими идеалами, мировоззрением, основанный на вере в возможность создания идеального монархического строя, несомненно, влиял на поэтическое творчество Ломоносова.

Но исследователя не устраивал только рационалистический взгляд на действительность.

Особенности творчества М. В. Ломоносова

Литературное творчество Ломоносова было направлено на развитие русских национальных традиций. Он никогда не ставил перед собой цель отражать окружающую действительность. В его произведениях звучит провозглашение великих истин, видение будущего.

Его не устраивал существующий помещичий строй, но в произведениях звучала гордость за победы и величие русской государственности, созданной в петровское время.

Поэтическая жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Ода в литературе классицизма получила преимущественное развитие. Этот жанр наиболее отвечал задачам эпохи, когда общие цели поднялись над личными. Интерес к любому поэту появлялся тогда, когда его переживания отражали события государственного и общенационального уровня.

Оды

Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам.Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения. В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.

Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. Лирический сюжет оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов. Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают "орлы российские". В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.

Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.

Необходимость реформы русского стихосложения

В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.

Другой принцип – тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.

Принципы стихосложения Тредиаковского

Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы – стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.

Создание поэтической системы Ломоносовым

Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью. На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером. По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.

Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому жанру оды. Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.

Утверждение нового принципа стихосложения

В результате была поэтапно осуществлена реформа стихосложения, утвердившая силлабо-тонический подход в русской поэзии, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь считается Тредиаковский, предоставивший теоретическое обоснование и начальный опыт применения нового принципа.

Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение на всю стихотворную практику. Поэт ставит на первое место четырехстопный ямб и развивает его в своих одах. По мнению Михаила Васильевича, он в наибольшей степени соответствует благородству и высокому уровню стихотворного жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее соответствующего русскому языку. Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.

Литературное творчество Ломоносова

Начало XVIII века в России характеризовалось еще средневековым укладом, в то время как в Европе происходили революционные технические и научные преобразования, а также развивалась культура и просвещение.

Творчество Ломоносова в литературе ярко проявилось в создании нового поэтического стиля. Ему также принадлежит теория языка и словесности, изложенная в первой русской грамматике и риторике. После этого она господствовала целое столетие и нашла продолжение в произведениях А. С. Пушкина.

Творческая деятельность Ломоносова была направлена на создание русской литературы. Книги издавались в основном церковные, и в них было множество слов из греческого и других языков, которые большей частью были непонятны читателю. Теория российского слова строилась ученым на основе церковнославянского и простонародного языка, под которым подразумевалось московское наречие. Слова разделялись на 3 штиля:

Первый из штилей (высокий) был предназначен для написания од и поэм; средний служил для прозы, элегий, сатир, дружеских писем в стихах; низкий – для составления песен, эпиграмм, комедий и написания обычных дел. На этой теории стилей в дальнейшем держался литературный язык XVIII века.

Как патриот и общественный деятель, Ломоносов всячески способствовал развитию русского просвещения. Важным достижением в этом направлении является создание первого русского университета.

Творчество Ломоносова в литературе тесно связано с научными трудами. Стихом и русским языком поэт владел лучше любого его современника. Переводя научные труды с других языков, он сразу же создавал новую терминологию.

Про жизнь и творчество Ломоносова кратко и содержательно сказал С. И. Вавилов, что в одной личности слились научные и художественно-исторические интересы и задатки. При этом они проявлялись не под воздействием нажима извне, а из внутренних потребностей. Сам Михаил Васильевич призывал людей не восторгаться его значимостью, а самим употреблять свой разум.

Необходимость создания новых учебных заведений для россиян

Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.

Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.

Создание Московского университета

Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия. Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.

Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.

Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.

Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.

Заключение

Жизнь и творчество Ломоносова кратко описать трудно. Его деятельность проявилась во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде успевал, внося новое, привлекательное и прогрессивное. Разносторонность его интересов и деятельности сопоставима в сравнении только с Леонардо да Винчи.

Творчество Михаила Ломоносова и целеустремленная работа ученого были крайне необходимы для развития России и ее выхода из Средневековья. Он добился необходимого развития науки и образования, которое остановить в дальнейшем стало невозможно из-за привлечения к этому людей всех сословий.

По значимости и внесенному вкладу в становление Отечества его ставят в один ряд с самыми выдающимися деятелями страны за всю историю ее развития.

fb.ru

Поэзия Ломоносова – кратко - Русская историческая библиотека

Во второй половине XIX века стало модно принижать ломоносовскую поэзию и даже отказывать ему в титуле поэта. Но XVIII век считал его великим поэтом, не только «русским Малербом», но и «русским Пиндаром», – и мы теперь недалеки от возвращения к такому взгляду. Как и положено классицисту, он четко разделял роды поэзии, и стиль его дидактических посланий отличается от стиля од. В Посланиях он пользуется чистейшим русским языком, и хотя подчиняется тогдашней моде на парафразу, передает свою мысль с почти научной точностью. Знаменитое послание О пользе стекла, над которым в XIX веке смеялись из-за прозаической темы, могло бы стать главой из учебника – настолько точен его язык.

 

Поэзия Ломоносова

 

Но главные поэтические произведения Ломоносова – его оды, духовные и торжественные. Они не являются выражением индивидуального опыта; тут звучит идеальное выражение чувств и стремлений нации или, во всяком случае, ее интеллектуальной элиты. Торжественные оды восхваляют Петра Великого, русского «культурного героя», и его дочь Елизавету – за то, что она продолжает дело отца, которым пренебрегли его первые наследники. Они славят русские войска и величие империи, но превыше всего славят науку – и как познание, и как практическое применение. Они призывают землю Российскую рождать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», дабы она могла затмить своих западных учителей.

Михаил Васильевич Ломоносов

 

Однако своего апогея как поэт Ломоносов достигает в духовных одах. Они воодушевлены рационалистической концепцией Бога-законодателя, проявляющего себя в великих и неизменных законах природы. Оба Размышления о Божием величестве (Утреннее и Вечернее)– прекраснейшие образцы ломоносовской философской поэзии и той мощи, с которой он широкими мазками набрасывает торжественные и величественные картины природы. Но самый лучший образчик его красноречия, его «мощной строки» и его «странно счастливого» поэтического языка – замечательная Ода, выбранная из Иова. И особенно те главы, где ревнивый Бог Ветхого Завета со всей силой убедительности превращается в лейбницианского Законодателя вселенной.

 

rushist.com

Михаил Васильевич Ломоносов в литературе 18 века

Ломоносов в литературе 18 века был одной из самых видных фигур. Впрочем, как и во многих других сферах. Удивительной личностью по силе дарования и его универсализму является Ломоносов. В литературе, физике, механике, металлургии, химии, географии, астрономии, языковедении - везде он оставил свой след, сделал множество открытий. Предлагаем познакомиться со вкладом, который он внес в словесное творчество.

Образованность Ломоносова, особенность творчества

Его образованность носила энциклопедический характер. Ломоносов знал греческий и латынь, различные европейские языки, был знаком с античным наследием и мировой литературой. Михаил Васильевич, кроме того, был силен в естественнонаучных трудах и церковнославянской книжности. Все это делает его причастным почти ко всем культурным сферам своего времени. Примечательно и то, что его творчество, являясь синтезом достижений российского, европейского и античного обществ, глубоко национально.

Борьба с "иностранщиной"

Ломоносов в литературе и русском языке осуществил множество реформ и преобразований. Одной из них была борьба с "иностранщиной". Михаил Васильевич заметил, что русский язык сильно засорен различными иностранными словами, а также обветшалыми, устаревшими церковнославянскими выражениями. Он решил очистить его, раскрыть его богатства. Ломоносов задумал развить на народной основе литературный язык. Он пошел по пути сочетания ценного в русском и славянском языках.

Борьба Михаила Васильевича с "иностранщиной" сыграла большую роль. Благодаря ей укрепился русский национальный язык. Ломоносов был знатоком множества языков и гениальным ученым. Он смог найти подходящие русские слова для научных понятий. Так Михаил Васильевич заложил основу научного и технического словаря. Многие научные выражения, составленные им, прочно вошли в обиход и используются и сегодня.

"Витиеватый слог" Ломоносова

"Витиеватый слог", который использовал Ломоносов в литературе, - это не результат "античных прививок" родному языку, как в писаниях Тредиаковского. Это естественная попытка переосмыслить достижения древнерусской литературы в непростые для нее переломные периоды. Речь идет о конце 14 - начале 15 века, а также о второй половине 17 века. Для этих времен свойственно стремление возродить культуру литературно-поэтического творчества. В эти периоды появляется стиль "плетения словес", усложняющий слог. Ломоносов в литературе фактически предпринимает попытки продолжить то, что когда-то пробовал осуществить Епифаний Премудрый, а через некоторое время - Евфимий Чудовский, Епифаний Славинецкий и другие его предшественники.

О том, что Михаил Васильевич очень уважительно относился к древнерусской литературе, свидетельствует его замысел создать словарь, в который должны войти слова, почерпнутые из новгородских летописей и летописи Нестора. Кроме того, он задумал написать специальный труд, посвященный словенскому языку и тому, что можно взять из него и использовать в письме.

Теория стилей Ломоносова

Ломоносов в литературе предпринял попытку реформировать принятую в то время "классическую" теорию трех стилей. Она его не удовлетворяла. Он хотел разобраться в старинных стилях по древним документам и произведениям. Ломоносов ввел понятия следующих стилей: пиитического, риторического, простого, дидаскалического и исторического. Нередко они взаимодополняли друг друга. Михаил Васильевич обращался и к "витиеватому стилю". Его сочинение "Риторика", изданное в 1748 году, содержит главу, посвященную именно ему. В ней говорится о том, что витиеватые речи - предложения, в которых сказуемое и подлежащее сопрягаются "необыкновенным" образом и составляют тем самым что-то "приятное" и "важное". Итак, велеречивость и пышность языка Ломоносова понимается как продолжение древнерусских литературных традиций.

Значение поэтических творений Ломоносова

Очень многое для русской словесности сделал Ломоносов. Вклад в литературу его настолько велик, что можно говорить о том, что именно с него начинается русская литература. Это отметил Белинский Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. В своей статье под названием "Литературные мечтания" он дал такую оценку его творчеству. И с этим мнением нельзя не согласиться. Не только работой по созданию русского национального художественного языка, но и своими поэтическими творениями открыл новую страницу М. В. Ломоносов в литературе. И не только в ней.

Можно говорить о том, что Ломоносов, вклад в литературу которого был бесценным, открыл новый этап и в истории всей русской культуры. Он стремился в своей деятельности к освобождению культуры от сословной ограниченности. Ломоносов стремился и к тому, чтобы она не была связана с церковью. Михаил Ломоносов хотел построить общенациональную культуру.

Классицизм в творчестве Михаила Васильевича

В русской литературе 2-я половина 18 века является эпохой классицизма. Литература, созданная в рамках данного направления, призвана отражать жизнь не такой, какая она есть, а в идеальных проявлениях. Она должна давать образцы для подражания. Все творения классицизма делились на 3 стиля. Свой язык, темы и жанры соответствовали каждому из них.

Литературное наследие Ломоносова

Имя Михаила Васильевича тесно связано с развитием данного направления в нашей стране. Каковы же заслуги такого поэта, как Ломоносов, в литературе? Кратко опишем внесенный им вклад. Поэт за свою творческую жизнь создал много произведений в различных жанрах. Его перу принадлежат и эпиграммы, и надписи, и послания, и идиллии, и басни. Кроме того, Михаил Васильевич обращался к сатире. Что еще сделал Ломоносов в литературе? Кратко характеризуя его вклад, можно сказать, что он создал 2 трагедии и попробовал себя в "легкой поэзии". Однако именно ода была его излюбленным жанром.

Ода как жанр

Этот жанр в классицизме относится к высокому стилю. Ода должна воспевать какое-либо важное государственное лицо или мероприятие, возвеличивать то или иное событие, произошедшее в жизни страны. Этот жанр должен быть написан "торжественным" языком. В оде встречается множество риторических фигур и разнообразных тропов.

К этому жанру особенно часто обращался Михаил Васильевич Ломоносов в литературе. Содержание од в творчестве Ломоносова определяется теми общественно-политическими взглядами, которые исповедовал поэт. В большинстве своем тематика произведений Михаила Васильевича была героико-патриотической.

Основные темы од Ломоносова

Тема родины - центральная в одах Ломоносова. Поэт не устает воспевать величие России, необозримость и обширность ее просторов, обилие ее богатств. Например, в оде 1748 года создан величественный образ природы. Это произведение, посвященное восшествию на престол Елизаветы Петровны, - большой вклад Ломоносова в литературу. Краткое содержание ее сводится к описанию щедрот монарха.

Автор отмечает, что при Елизавете "тишина" нерушима. В произведении мы находим олицетворенный образ природы, которая простирает ноги на степь, обращает свой веселый взор и исчисляет "вкруг довольства", локтем своим возлегши на Кавказ.

Для того чтобы Отечество стало процветающим, нужно, чтобы все слои населения напряженно и упорно трудились. Одной из главных тем в одах Михаила Васильевича становится тема труда. Ему непременно должны сопутствовать просвещение и наука. Следует позаботиться о создании кадров российских ученых, как утверждал Михаил Ломоносов в литературе.

Михаил Васильевич считал, что для процветания наук и просвещения необходим мир. Во многих его одах звучит требование прекратить войны. Он призывает установить "возлюбленную тишину". Так Михаил Васильевич называет мир между народами, пресечение реакции, прекращение раздоров внутри страны.

Таким образом, он воспевает в своих произведениях величие природы и русского народа, выступает за развитие науки и просвещения, призывает к прогрессу в промышленности, торговли и ремеслах. Михаил Васильевич убеждает читателя, что нужно осваивать природные ресурсы России. Он славит победы отечества на полях сражений.

Пропагандистская направленность од

Содержания од обуславливаются и тем, что они имеют пропагандистскую направленность. Ломоносов выступал за просвещенный абсолютизм. Он был уверен в том, что осуществить программу преобразований в стране может лишь просвещенный монарх. Поэтому в творчестве Ломоносова важную роль играет тема государственных деятелей страны. Поэт вкладывает в уста мудрых правителей, заботящихся об интересах нации, свои сокровенные мысли по поводу того, как следует обустроить Россию.

Идеал "просвещенного монарха"

Идеал "просвещенного монарха" наиболее полно выразился в его творчестве в образе Петра I. Ломоносов считал, что его деятельность является примером для подражания. Он призывал преемников Петра I продолжить его начинания.

Особенности од Ломоносова

Ломоносов строил свои оды по принципу произведений ораторского искусства. Характерно для них обилие гипербол, метафор, восклицаний, аллегорий, неожиданных сравнений и др. Поэт также использует славянские и древнегреческие мифологические образы.

Все вышеперечисленные особенности придают торжественно-монументальный и вместе с тем глубоко лирический характер его одам. Они являются выдающимися образцами классицизма.

Итак, мы охарактеризовали вклад Ломоносова в литературу и русский язык кратко. Однако это лишь небольшая часть его наследия. Как мы говорили, он оставил свой след во многих науках. Это был человек с разносторонними интересами и талантами. Его наследие изучается и по сей день, в том числе и то, что сделал Ломоносов в литературе. Биография его входит в учебный курс по целому ряду предметов.

fb.ru

Поэт Ломоносов

Каждому из нас хотелось бы много путешествовать и радоваться всеми красотами природы, но для этого совершенно не обязательно покидать территорию нашей страны, ведь большинство впечатляющих мест представлено именно в России. В рамках данной статьи рассмотрим 10 наиболее привлекательных мест.

Петергоф в Санкт-Петербурге

Петергоф переводится как двор Петра – это знаменитый на весь мир дворцово-парковый ансамбль, находящийся в непосредственной близости от Санкт-Петербурга. Он расположился на побережье Финского залива. В момент возведения Кронштадта Петру I понравилось данное местечко, и он решил возвести здесь загородную резиденцию, которая на сегодняшний день признана туристами и путешественника со всего мира.

Главным достоянием Петергофа можно отметить многочисленное число фонтанов неповторимой красоты. В момент Второй мировой войны он был практически полностью разрушен, но сотрудники музея смогли вывезти некоторую часть статуй и предметов дворцовых интерьеров, которыми вы сможете полюбоваться.

Красная площадь в Москве

Красная площадь в Москве знакома каждому. На ней каждая постройка имеет свою историю, а сама площадь в настоящий момент времени находится под защитой ЮНЕСКО. Любоваться ее красотами можно в любой момент, независимо от сезона и времени суток. Даже в вечернее время она прекрасна и туристы продолжают гулять по ней. В зимние месяцы на площади можно развлечься на рождественских ярмарках или покататься на коньках.

Красная площадь является не просто исторической достопримечательностью, а символом Москвы, поэтому каждый турист просто обязан ее посетить. Здесь отмечаются все значимые национальные праздники: Новый год, 9 мая и т.д. Среди наиболее актуальных архитектурных достопримечательностей стоит отметить Успенский собор Московского Кремля, один из старейших в Москве, который сохранился и до наших дней. За долгие годы он неоднократно подвергался разрушениям, но реставрировался. Не менее привлекательной выступает и Спасская башня, ворота которой стали главными из Кремлевских, используемых исключительно высокопоставленными лицами. На здании расположены знаменитые московские куранты.

Стоит посетить и часовню Иверской иконы Божией Матери – главную московскую святыню. Икона была привезена в столицу еще в 17-м веке. Древнейшим сооружением выступает Лобное место, предназначенное для проведения всевозможных торжественных мероприятий. Стоит также отметить и то, что на Красной площади располагается и своеобразное мемориальное кладбище, где хранятся урны с прахом политических и военных деятелей советской эпохи, отечественные граждане и иностранные революционеры. Всемирно известным считается и Мавзолей Ленина.

С 1918 года на Красной площади стали проводиться парады и демонстрации. С 1945 года Красная площадь превратилась в место проведения праздника, посвященного великой победе.

Камчатка

Камчатка – это уникальное природное местечко, где царствует природная среда. За счет этого полуостров прославился необыкновенной красотой, которую просто невозможно найти нигде. Главной особенностью ландшафта выступают вулканы, огнедышащие горы и гейзеры. 5-звездочного сервиса найти не получится, но вы всецело сможете слиться с природой и насладиться всеми ее прелестями. А самое главное, при отправлении на Камчатку можно смело брать с собой купальник, поскольку купаться в термальных источниках можно на протяжении круглого года.

Полуостров Камчатка – неподражаемая российская горная область, омываемая водами двух морей и Тихого океана. На его территории расположилось около 30 действующих вулканов, 300 – потушенных и свыше 2500 конусов вулканического происхождения. Это местечки стоит обязательно посетить. Нигде на земле вы больше не встретите подобное количество вулканов, самым высоким из которых выступает Ключевая Сопка.

Суздаль, Золотое кольцо

Суздаль – довольно небольшой по площади городок Золотого кольца. Это провинциальная территория, имеющая довольно богатую историю. Ранее он считался столицей Руси. Упоминания о нем находятся в летописи примерно на столетие ранее образования самой Москвы. Но при сооружении первой железной дороги его не затронули, и город остался в тени. Тем не менее в нем сохранились деревянные постройки с резными оконными наличниками. Попав сюда, кажется, что вы переместились во времени на несколько столетий назад. При посещении Суздаля стоит также попробовать фирменную медовуху и соленые огурчики.

Плес в Поволжье

Плес на Волге – это увлекательное место, отличающееся особенным светом и ландшафтом, который особенно ценится художниками. Пребывая здесь, вы будете окутаны теплой атмосферой и особым уютом. Хотите ощутить особую гармонию и душевное умиротворение? Тогда вам сюда.

Ленские столбы в Якутии

На побережье реки Лены в 200 км от Якутска располагается частокол скал, позволяющих отследить эволюционное развитие человечества. Это удивительно красивое место входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чтобы полюбоваться этими красотами, вам потребуется добраться до него на теплоходе и только самые смелые могут подплыть ближе на собственной лодке. Забравшись на смотровую площадку, вы сможете полюбоваться всеми прелестями и красотами природы данной местности.

Ленские столбы протягиваются на 40 километров вдоль правого побережья реки Лены. Для якутов эти скалы выступают символом храбрости, любви и верности. Добраться сюда непросто и потребуется несколько дней, но оно того стоит. Данная достопримечательность взята под защиту ЮНЕСКО.

Казань, Татарстан

Казань – городок, расположившийся на перекрестном сливании Волги и Камы. Именно такое расположение и сыграло судьбоносную роль в его истории. Ранее ее пересекали значимые торговые пути. На его территории оригинальным образом сочетаются храмы, именно поэтому здесь и принято отмечать национальные праздники и лакомиться чак-чаком.

Знакомство с достопримечательностями рекомендуется начинать со древнейшего Казанского Кремля. Учитывая довольно большое количество достопримечательностей, рекомендуется отправляться в путешествие с экскурсоводом, который не только покажет вам все красоты, но и расскажет их историю.

Остров Ольхон, Байкал

Остров Ольхон располагается в самом центре Байкала. Местные шаманы убеждены, что у каждого места свой дух. На данной территории царствуют байкальские духи.

В последние годы остров стал пользоваться особым спросом и туристы с удовольствием его посещают. Одни решаются приехать сюда, чтобы отдохнуть и расслабиться от повседневной суеты и забот, другие – в целях найти энергетические вибрации, нацеленные на здоровье, удачу и финансовое благополучие. Не меньшее удовольствие приносит и купание в Байкале. На велосипеде вы сможете объехать остров и насладиться его красотами.

Плато Укок, Алтай

По своей природе Плато Укок, располагаемый в Алтайских горах, несколько схож с Тибетом. Это нечто неземное и довольно суровое. Здесь довольно редко встречаются люди и царствует мертвая тишина. Туристическое путешествие дает шанс узнать историю обо всех археологических находках и принцессе Укока. Пользоваться услугами гида здесь необходимо, т.к. легко можно заблудиться. Важно также брать с собой в путешествие все необходимое снаряжение и необходимое количество еды.

Плато Укок окружено ореолом священности, поэтому кричать и шуметь здесь не стоит. Это будет приравниваться к оскорблению духов. Здесь яркое солнце в считанные минуты может смениться суровыми тучами с проливным дождем и ураганным ветром. В июле может выпасть снег – и это будет совершенно нормально. Для туристов это новое туристическое направление, которое ранее было недоступно. И только сегодня вы сможете побывать здесь, насладиться природой и абсолютной тишиной.

Домбай

Домбай – прекрасное место в Карачаево-Черкессии, которое пользуется популярностью среди российских альпинистов. Здесь высочайшие горы, прозрачный и чистый воздух, грохочущие речушки и удивительная атмосфера душевного спокойствия и уюта.

Данный курортный городок пользуется популярностью, т.к. по сервису этот горнолыжный курорт не уступает европейским и обладает потрясающей красотой природы. Летом вы сможете насладиться верховой ездой, купанием в местных озерах и вкуснейшими хычинами. Отдых здесь больше подходит для активных лиц, стремящихся попробовать все и не сидеть на месте.

Источник

tainyvselennoi.ru

Ломоносов Михаил Васильевич

Ломоносов Михаил Васильевич

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич родился [8(19).XI.1711, в деревне Денисовна близ г. Холмогоры, неподалеку от Архангельска,] — поэт, уче­ный-энциклопедист. Первые девятнадцать лет жизни провел на Севере.

Отец его, Василий Дорофеевич, крестья­нин, кроме земледелия, занимался рыб­ным промыслом. На своем галиоте «Чай­ка» он ходил за рыбой по Северному Ледовитому океану до Шпицбергена, и сын сопровождал его в этих плаваниях. Русский Север был областью древней национальной культуры и народного искусства. Среди крестьян нередко встре­чались грамотные люди, и будущий поэт еще ребенком научился читать и писать, при­обрел знание книжного церковносла­вянского языка. «Вратами учености» своей называл он «Арифметику» Маг­ницкого — книгу, вобравшую в себя сведения из многих наук, и «Грамма­тику» Смотрицкого.

В декабре 1730 года, с разрешения местной власти, но без ве­дома отца, Михаил отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию, скрыв свое происхождение: крестьян туда не принимали. Он очень хорошо учился, и за пять лет прошел курс, рассчитанный на восемь, стал сво­бодно говорить и писать по-латински; занимался греческим языком, историей, философией. В числе лучших студентов был послан в Петербургскую акаде­мию наук.

В августе 1736 командирован в Германию для изучения химии, фи­зики, механики, горного дела и языков. Занимаясь в Марбурге у профессора Вольфа, проявил себя сложившимся ученым и выработал самостоятельное научное мышление, а во Фрейберге познако­мился с металлургией и горным делом.

В 1741(8 июня), вернулся в Петербург, получил звание адъюнкта по физи­ческому классу.

В 1745 назначен профессором, (академиком), и с Ака­демией наук будет связана вся его дальнейшая деятельность.

Человек поистине энциклопедических знаний, Михаил Васильевич занимается физикой, химией, астрономией, географией, геологией, ис­торией, экономикой, филологией, при­чем в каждой из этих наук совершает выдающиеся открытия — таково свой­ство гения. Главной целью всех разно­образных и обширных трудов его было просвещение России. Он стремился об­ратить на благо родины достижения нау­ки, вел подготовку молодых ученых в академическом университете и настоял на открытии университета в Москве. Канцелярия Академии наук, во главе которой стояли приглашенные на службу в Россию немцы, не одобряла просвети­тельных планов учёного, и на борьбу за их исполнение ему приходилось тратить много энергии, сил и здоровья. «За то терплю,— писал он незадолго до кончины,— что стара­юсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы пока­зали свое достоинство... Я не тужу о смерти: пожил, потерпел, и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют». Уве­ренность его не была напрасной: огром­ное стечение народа на его похоронах в Петербурге показало меру любви и уважения современников Ломоносова к своему великому собрату, чья слава ученого и поэта не слабеет, а растет и укрепляется с годами.

Литературный процесс, считая с эпо­хи преобразований конца XVII —начале XVIII века, двигался в стране с гигантской быстротой и силой, когда оказались уб­ранными церковные рогатки и светская тема заняла в литературе ведущее поло­жение. В три-четыре десятилетия русская словесность наверстала упущенное, и сме­ло пошла своим путем, решая задачи, вы­двигавшиеся общественно-политическим состоянием государства. Оттого лите­ратурные явления русского XVIII века так сжаты во времени, архаические вир­ши соседствуют со стихами силлабо-тонической системы, влияния сентимен­тального стиля дают себя знать уже в ту пору, когда здание русского класси­цизма только еще строилось и было да­леко не закончено, и едва поэт утвердил теорию трех стилей, как пришел Дер­жавин и в своем творчестве принялся ее разрушать. Письменное стихотворство времени петровских преобразований ха­рактерно развитием торжественно-по­хвальной, панегирической поэзии и лю­бовной лирики, вызванной к жизни кон­цом замкнутого, теремного быта и появле­нием женщины в мужском кругу, на ассамблеях и празднествах. В стихах, еще очень неуклюжих, но уже насыщен­ных мифологическими образами, переда­валось любовное чувство, радость встре­чи с любезной и грусть в разлуке с нею:

О коль велию радость аз есмь обретох:

Купидо Венерину милость принесох.

Солнце лучи свои на мя спустило

И злу печаль во радость мне обра­тило

И рядом с этими и подобными им сти­хами, находившими многочисленных чи­тателей и переписчиков, прозвучали пре­восходные ямбы Михаила Васильевича, легкие и звонкие:

Ночною темнотою

Покрылись небеса,

Все люди для покою

Сомкнули уж глаза.

Внезапно постучался

У двери Купидон,

Приятный перервался

В начале самом сон...

Для того чтобы написать такие стихи, потребовалось установить новую си­стему стихосложения, наиболее свойст­венную русскому языку, теоретически обосновать свои взгляды и представить стихотворные образцы, которые сильнее всех научных доказательств убеждали в правильности его литературных сове­тов. Ранние его стихотворные опыты от­носятся, по всей вероятности, ко вре­мени его занятий в Московской славяно-греко-латинской академии, где поэзия составляла учебный предмет, как это было и в западноевропейских духов­ных коллегиумах со времен средневе­ковья. Поэзия относилась к разряду наук и еще не считалась искусством. Молодых людей учили писать стихи, то есть вести в рифмованных строках рассуждения на заданные темы религи­озного и светского содержания, дающие возможность показать книжную ученость автора. Умение выполнять эти схоласти­ческие упражнения почиталось важным признаком образованности.

Первым крупным успехом новой рус­ской литературы была ода Ломоносова на взятие турецкой крепости Хотин. Ода не привлекла внимания академиков, в свое время не попала в печать и увидела свет лишь в 1751 в Собрании сочинений поэта. Главная особенность оды в том, что написана по конкретному поводу и на осно­вании газетных материалов изображает реальное событие. Достоинства стихов в немалой степени зависят от чувства искренней радости поэта, вызванного успешным штурмом турецкой крепости. Он славит победу русских войск, и голос его звучит взволнованно и громко. Конечно, свой поэтический «восторг» он располагает по правилам красноречия, выученным в академии, он помнит о риторических фигурах, но вместе с тем дает волю и своему патриотическому чувству.

Хотинская ода открывает в его творчестве серию упоминаний о Петре I и откликов на его начинания и реформы. Отныне Петр становится героем поэзии Ломоносова, о нём будет думать поэт, обращая свои стихи к монархиням, его труды будут ставить в назидание русским царям. В художественном изображении Петр I предстает существом высшего порядка, образ его грандиозен и прини­мает вид полубога:

«Кругом его из об­лаков Гремящие перуны блещут,

И, чувствуя приход Петров,

Дубравы и по­ля трепещут».

Эти строки вызывают в нашей памяти с детства знакомые стро­ки «Полтавы». Были созданы настоящие русские стихи, вобравшие в себя богат­ство и гибкость национальной речи, со­вершено поэтическое открытие истори­ческого значения.

Посылая свою оду в Академию наук, поэт приложил к ней «Письмо о правилах российского стихотворства». Стихотвор­ные произведения устного творчества связаны с напевом, система народного стихосложения — тоническая. Концевая рифма в народном стихе почти не при­меняется. Такие стихи жили в народе и в письменную литературу не про­никали.

В русской книжности с XVII века утвердилась особая система стихосло­жения, основанная не на ритме ударений, а на равном количестве слогов в каж­дой стихотворной строке, то есть. силлаби­ческая система. Каждая пара строк свя­зывалась рифмой, причем обязательно женской, потому что ударным оказы­вался предпоследний слог каждой стро­ки. Число слогов в строке могло быть раз­личным — пять, семь, чаще одиннадцать, еще чаще — тринадцать. Длинные стро­ки имели цезуру — рассечение, паузу, разделявшую строку на два полусти­шия по пять или семь слогов в каждом из них.

Силлабические стихи писали Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, многие другие авторы конца XVII — начала XVIII, высшего успеха русская силлабическая поэзия достигла в творчестве Кантемира. Тредиаковский, сам начинавший как поэт - силлабик, в половине 1730-х гг. пришел к мысли о необходимости изменить рус­ское стихосложение. Эта реформа была обусловлена всем ходом развития рус­ской литературы, новой системы стиха и национально-историческими особенно­стями русской культуры. В русском язы­ке ударение не закреплено на определен­ном месте слова, как в польском — на предпоследнем слоге — или во француз­ском — на последнем («календарь», «ли­кование», «возвращающимися» и т. д.). При такой свободе ударений силлаби­ческие правила ограничивали возмож­ности русского стиха и новой речевой культуры.

Тредиаковский, опираясь на свойства русского народного стиха, ввел в нашу поэзию тонический принцип, и это его большая и несомненная заслуга. Но он не сумел уйти от силлабических стихов, он только отрегулировал их, стал соблю­дать в длинных стихах равномерное чере­дование ударений, короткие же совсем оставил без внимания. Из новых разме­ров Тредиаковский утвердил только хо­рей, почтя ямб не подходящим для рус­ских стихов, а трехсложные размеры не рассматривал вообще. Он по-прежнему рекомендовал женскую рифму и кате­горически возражал против чередова­ния мужских и женских стихов. Тредиаковский изложил свои взгляды в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735). Ломоносов, оспаривая некоторые предложения Тредиаковского, в «Письме о правилах российского стихотворства» установил, что в русском языке нет долгих и крат­ких слогов, как в греческом, и что в русских правильных стихах надлежит ввести употребление стоп, двухсложных и трехсложных, составленных из удар­ных и безударных слогов, и показал образчики нескольких родов стиха — ямба, анапеста, хорея и др. Стопы в сти­хах должны быть «чистыми», т. е. схема ударений в них не может нарушаться. Поэт не признает замены стопы ямба или хорея стопой пиррихия, состоящей из безударных слогов. Лучшими размерами, пригодными для передачи всякого дей­ствия и состояния, он считает ямб и анапест, отдавая предпочтение первому, силлабическую же систему отвергает как несвойственную русскому языку. Третьим правилом он разрешает употреблять все виды рифм — мужские, женские и дактилические, допуская их чередование в строфе. Свое «Письмо» поэт снабдил мно­гими стихотворными примерами, ему при­надлежащими, и они представляют от­рывки из наиболее ранних его стихов, частью написанных еще в Москве, частью — в Германии. Его практика до конца под­твердила правильность его теоретиче­ских построений. Стало ясно, какие бо­гатства таит в себе русский стих.

Ода была таким видом литературного произведения, который наиболее под­ходил в то время Михаилу Васильевичу для его целей. На­учные рассуждения писались по-латыни, с ними знакомились лишь немногие. Публицистика в русской печати начинала только первые шаги. Рукописная по­эзия занималась любовными пережива­ниями, общественных тем она не затрагивала. Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, вы­сказаться по вопросам, имеющим государст­венное значение, и сделать это сильно, об­разно, красиво. Так понимал этот жанр Ломоносов М.В., и он создал его непревзойденные образцы.

В цикле стихотворений «Разговор с Анакреон­том» (1771) он отчетливо высказал свой взгляд на обязанности поэта, которые он понимал прежде всего как выполнение гражданского долга. Не любовные песни должен сочинять стихотворец, а воспе­вать подвиги великих героев. Не нужно отказываться от земных радостей, но только им человек не может посвящать свою жизнь. Его уделом должна быть деятельность на благо отечества, лишь она способна дать моральное удовлетворе­ние и высокость духа. «Для пользы общества, коль радостно трудиться», — сказал поэт одном из стихотворений (VIII, 671), и это было искренним его убеждением. Страстный патриот, учёный-энцеклопедист требовал от поэзии гражданского направления, и все его твор­чество было отдано этой великой теме.

Оды, писавшиеся Михаилом Васильевичем на торжественные для Елизаветы Петровны дни — рожде­ния, вступления на престол, коронации, были документами государственного зна­чения. В них подводились итоги пре­дыдущих лет царствования, оценивалась международная обстановка, отмечались события внутренней жизни страны и выдвигались за­дачи на ближайшее будущее. Отлично представляя себе положение России, по­стоянно раздумывая над ее судьбами, зная нужды науки и просвещения, учёный говорил в своих стихах о том, что должно предпринять. Все оды поэта разнятся между собой по харак­теру затронутых в них вопросов и по­ставленных на разрешение проблем. В них не описываются события, а ведется их обсуждение с государственных позиций. И читатели, знакомясь с его новой одой, входили в курс важней­ших злободневных новостей и прислушивались к требованиям, выдвигавшим­ся в различных областях политической, промышленно-экономической жизни и науки.

Первенствующее положение занимает в одах тема процветания наук, впервые твердо поставленная им в оде 1747 на день восшествия на престол Елизаветы Петровны. Эта ода, одна из наиболее известных она, прославляет «тишину», то есть мирное состояние государства, как лучшее время для развития знаний.

Ши­рокую программу действий Михаил Васильевич намечает в оде, сочиненной в знак «благодарения» за оказанную ему «высочайшую милость в Царском селе августа 27 дня 1750 года» и напечатанной в 1751. Он ставит перед механикой, химией, астрономией, геогра­фией, метеорологией задачи, связанные с нуждами государства и планами Академии наук.

Не забывает коснуться вопро­сов науки и в других своих одах. С этой темой тесно переплетается в одах и другая близкая для него тема — тема мира. Ломоносов — поэт-патриот, он доро­жит независимостью родины, гордится победами русского оружия, радостно вос­певает их, но захватнические войны ему ненавистны, он признает справедливой только войну оборонительную. Об этом ясно говорится в оде 1747 и еще более четко заявлено в одах 1757—62, написан­ных в то время, когда Россия участвовала в Семилетней войне.

Учёный – естествоиспытатель считал историю могущественным средством воздействия на ум и чувство читателей, сильнейшим орудием их вос­питания.

В 1756 чтобы сохранить для потомства деяния и труды Петра I он приступить к работе над посвященной ему героической поэмой. Потратив много времени на сбор и изучение исторических источников и лишь через пять лет издал две первые песни. В одной из них говорится о плавании царя по Бе­лому морю и рассказывается о стрелец­ких бунтах, в другой описывается осада Нотебурга осенью 1702. Произведение осталось незаконченным.

В 1750 для театра написана трагедия — «Тамира и Селим», которая была поставлена и сыграна на придворной сцене.

В 1752 написана трагедия «Демофонт», но по причине содержавшихся в ней намеков на дворцовые интриги, не была поставлена.

Учёный-химик видел недостатки управления стра­ной, знал истинную цену вельможам, управ­ляющим политикой и хозяйством отечест­ва, видел нищету и бедствия народа, но редко говорил об этом в своих произведе­ниях. Он стремился найти, открыть, на­править, поддержать ростки нового в рус­ской культуре и науке.

В 1748 издаётся «Риторику» — первая кни­га «Краткого руководства к красноречию». Теорию красноречия, которая преподава­лась в иезуитских коллегиумах и право­славных академиях на латинском языке, писатель впервые изложил по-русски и пере­дал в пользование широких кругов читателей. Риторика перестала быть тайной наукой для избранных и откры­лась всем русским людям как школа логической мысли, страстной речи, лите­ратурного языка. Насытив книгу приме­рами из произведений древних авторов, писателей последующих веков и из своих собственных, Ломоносов создал первоклассную литературную хрестоматию, изучение ко­торой расширяло кругозор читателей, развивало их художественный вкус.

Работа над «Риторикой» за­ставили заняться вопросами русской грамматики. Михаил Васильевич и здесь явился открывателем - путей, первым автором научной русской грамматики (1757). До него в России существовала только грамма­тика славянского языка(1619), точнее — языка церковнославянских книг. Он дока­зал, что в русском литературном языке цер­ковнославянские элементы должны быть неотъемлемой составной частью. Рус­ский язык может выразить тончайшие философские понятия, все перемены, про­исходящие в видимом мире, все оттенки человеческих связей. В литературном языке поэт определил соот­ношение церковнославянских и исконно русских речений и на этой базе предло­жил в учении о «трех штилях» теорию литературных жанров (статья «О пользе книг церковных в российском языке», 1757—58). Так бы­ли им разграничены стили и жанры, за­писаны грамматические правила русского языка, преподано руководство к красноречию в поэзии и прозе. Все это он сделал быстро и умно, и своим творчеством пока­зал, как пункты выработанной им тео­рии нужно развивать в писательских трудах.

Воспитанный на поэтическом опыте Си­меона Полоцкого, Феофана Прокоповича, в свою очередь связанных с традиция­ми гуманистического движения в Ита­лии, усвоивший через немецкую литера­туру барокко приемы и образы итальян­ской и французской литератур XV— XVI вв., Ломоносов Михаил Васильевич только еще приближался к тому, чтобы стать правоверным класси­цистом.

Умер — [4(15).IV.1765], Петербург.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

www.znaniy.com