Самые большие камазы


Самый большой грузовик - 24СМИ

Эти грузовики – настоящие монстры строительной техники. Выпускаются они ограниченной серией, стоят сумасшедших денег, и если такие машины есть у предприятия в автопарке – определенно все там идет очень хорошо. В этом рейтинге мы расскажем о пяти самых больших грузовиках в мире.

5-е место – Liebherr T282C / T284 (600 т.)

Компания, которая находится в Германии и называется Liebherr она в который раз доказала свое звание лидера по изготовлению тяжелой специальной техники. Модернизированный вариант мегасамосвала карьерного Liebherr T282C является прямым доказательством этого, поскольку занял самую главную позицию в своем рейтинге. Улучшенный Liebherr T282C с возможностью поднятия груза весом до 360 т считается крупнейшим в мире среди карьерных самосвалов. Машины с подобным калибром могут выпускать исключительно самые избранные фирмы. Т284 может поставляться с наличием двигателей мощностью до 3000 кВт. У двигателя имеется 18 или 20 цилиндров. При том, что у него своя масса 237 тонн, этот тип модели самосвала оснащен большой грузоподъемностью в 363 тонны. Объем бака с топливом равен 5351 литрам. У самосвала следующие параметры: длина – 15700 мм, ширина – 9700 мм, высота – 8300 мм. За 50 секунд кузов поднимает на 49°. Стоит отметить, что у данного вида самосвала неплохая маневренность – радиус разворота у него не больше 17 м. Естественным образом такая мощная машина изготавливается только по индивидуальным заказам, а стоимость его варьируется в пределах от 4,5 до 5 млн. долларов. Однако, как говорят, цель всегда оправдает средства, поскольку эффективность использования автомобиля, который оснащен данными впечатляющими размерами, сомнений не вызывает.

4-е место – БелАЗ 75601 (610 т.)

БелАЗ 75601 относится к карьерным самосвалам Белоруссии и служит для перевозки горной массы в состоянии разрыхлённости, климатические условия при этом от -50 до + 50°С. Его создали в честь полувекового юбилея управления основного конструктора в 2010 году. Самосвал создан как машина лучшего технического уровня и класса грузоподъемности с применением фундаментальных узлов самосвала БелАЗ-75600 и узлов комплектации и агрегатов главных создателей мировой арены.

В его комплектации входят: дизельный двигатель мощностью 3750 лошадиных сил и новейшей системой электроники диагностики и управления, шиной размерами 59/80 R63 и диаметром в 4 метра. В новой кабине повышенные условия комфорта, также в нем усовершенствованная обзорность с дисплеем на панели приборов. Помимо всего выше перечисленного тут имеется и улучшенный обивочный и изоляционный материал. У самосвала может быть скорость в 64 км/ч.

У БелАЗа грузоподъемность достигает 360 тонн. Общий вес с наибольшей загрузкой равнее 610 тоннам. Протяженность грузовика равна 15 метрам, ширина – чуть больше 9 м., высота – 7 метрам. Топливо расходуется следующим образом – в час сжигается около 0,5 тонн дизельного топлива. Объем бака с топливом равен 4350 литрам.

3-е место – БелАЗ 75600 (621 т.)

Создан как машина наилучшего технического уровня. Во время создания этого самосвала были применены новейшие разработки в области науки и техники, плюс были сделаны абсолютно все замечания мировых стандартов и требований по безопасности. Сделанный 10 лет назад БелАЗ-75600 считается главным на заводе самосвалом, к которому были применена электромеханическая трансмиссия переменного тока на базе применения модульных блоков, телеметрической системой. Оборудован дизельным двигателем, у которого мощность достигает 2610 кВт (3500 л. с.). У самосвала прочные тягово-динамические свойства, его скорость достигает отметки 64 км/ч. Его грузоподъемность равна 360 тонн при массе с грузом 620 тонн.  9 лет назад впервые он был запущен в эксплуатацию в Кемеровской области.

Самосвал состоит из: 4 колес, из которых 2 ведут. А благодаря короткой базе автомобиля у него хорошая маневренность, несмотря на то, что габариты солидные: ширина 9250, длина 15000, высота 7220 мм. С такими параметрами авто может развернуться на площадке, у который размер более 33 метров.

У топливного бака объем достигает 4360 литров. За день работы самосвал транспортирует около 7 тысяч тонн горной массы.

2-е место – Caterpillar 797F (624 т.)

Самосвал карьерный Caterpillar 797F это третье поколение модели 797, сочетающая в себе все самое лучшее от 797 и 797В. Данный самосвал стал еще более лояльным к персоналу. Самая большая способность поднятия груза равна 363 тонны. Общий вес машины при большей нагрузки равен 624 тоннам. Его длина равна 15 метрам, а ширина около 10м, высота - примерно 6 м.

У модели C175 двигателя объем цилиндра равнее более 5 литров, общий объем двигателя – более 100 литров. Мощность модели равна 450 л. с. это в разы больше, чем у ее предка.

В дороге на 100 км/ч уходит топлива в объеме 784 л. Вместо топлива применяют солярку. В бак машины сможет поместиться 6814 л топлива. Одна шина весит больше пяти тонн. Только вот шины самый дефицитный товар для данного авто. Такие громоздкие шины выпускает только компания Michelin, но она с таким большим количеством заказов просто не справляется. Целиком загруженная машина развивать скорость может до 68 км/ч.

1-е место – БелАЗ 75710 (810 т.)

И вот самое почетное место присуждается БелАЗу-75710. Это самый большой карьерный грузовик в мире. Его грузоподъемность достигает 450 тонн. Первый образец выпустили в 2013 г. Заказал авто холдинг «Сибирский деловой союз». Около года назад грузоподъемность грузовика была занесена в книгу рекордов Гинесса, потому что он на себе провез более 500 тонн.

У моторного отсека площадь равна гостиной обычной квартиры, в нем можно даже жить, конечно же, если там нет груза. У грузовика есть два дизельных двигателя MTU DD 16V4000 их мощность на каждого 2330 л. и они между собой соединены генераторами. Автомобиль полноприводный, наибольшая скорость гиганта – 64 км/ч.

Борт БелАЗа-75710 вмещает около 5600 л топлива, более 500 л машинного масла, а его масса вместе с грузом равен 810 тоннам. Высота колеса машины 4 м. каждая покрышка весит 5,5 тоннам. Длина гиганта равна 20 метрам, высота – более 8, ширина – около 10 м. Несмотря на такие внушительные габариты большегруз сможет заехать в те габариты, что и 360-тонник.

БелАЗ мониторит мертвые зоны, у него имеется кондиционер, система пожаротушения.

Такой огромный карьерный самосвал в мировых масштаба служит для работы в трудных условиях как на открытых разработках, так и в глубоких карьерах, температурный режим может колебаться от -50 до +50С.

Как видите, республике Беларусь есть чем гордиться, сразу 3 представителя белорусского автомобильного завода оказались в этом рейтинге. И это далеко не полный список славянских железных «монстров», так держать!

24smi.org

Устройство самого известного КамАЗа во всем мире! (7 фото)

О спортивных грузовиках команды «Камаз-Мастер» известно немногое: какой двигатель установлен? до какой скорости разгоняются? какие детали импортные, а какие отечественные? В этой статье вы найдете все ответы!В 1988 году, когда российские гонщики только начали выступать на грузовиках «КамАЗ», техника была фактически серийной: в качестве основы спортсмены выбрали трехосный полноприводник «КамАЗ-4310», которому форсировали двигатель до 290 л.с. (серийная «восьмерка» выдавала 210 «лошадей»), немного доработали системы охлаждения и смазки, установили каркас безопасности, более жесткие рессоры, новые амортизаторы и... все! В таком исполнении «КамАЗ-С4310» («С» — спортивный) дебютировал на европейском ралли «Ельч», где камазовцы завоевали 2 и 4 места личного зачета и 1 место командного.Дальше началась череда переделок: какие только моторы не примеряли гоночные грузовики! В 1989-м — форсированный до 400 «лошадей» камазовский агрегат, в 1989-м — опытный 10-цилиндровый двигатель (он оказался слишком ненадежным), в 1991-м, наконец, появилась специально разработанная «восьмерка» мощностью 430 л.с. Естественно, мощный двигатель потребовал существенной переделки трансмиссии: на заводе изготовили экспериментальную коробку передач и новую раздаточную коробку. Также инженеры усовершенствовали подвеску и гидроусилитель, разработали и установили систему подкачки шин.

Заметим, что первым иностранным компонентом, который прописался на российском спортивном грузовике стало сцепление британского производства, хотя дальше камазовцы использовали больше и больше импортных запчастей... Например, следующее поколение гоночных грузовиков (уже двухосных!) получило американский двигатель Cummins мощностью 520 л.с. Впрочем, когда ярославские моторостроители предложили силовой агрегат ЯМЗ-7Э846, камазовцы выбрали российский турбодизель: он покорил большим крутящим моментом на низких оборотах и хорошей работой на низкосортном топливе.С таким двигателем среднемоторный «КамАЗ-49252» вынес камазовцев на победный подиум марафона «Париж-Москва-Пекин» и позволил завоевать золотого бербера на «Дакаре'96». Но затем грузовику снова имплантировали новое сердце: 12-цилиндровое мощностью больше тысячи «лошадей»! На «Дакаре'98» такой «КамАЗ» выступил неудачно, поскольку огромную мощность не смогла «переварить» трансмиссия... Этот прототип стал последним камским грузовиком, где двигатель размещался посередине: новые правила марафонов заставили инженеров спешно создавать и испытывать новую машину — «КамАЗ-49256».

После созданной впопыхах модели 49256 появился уникальный «КамАЗ-4911 Extreme» — машина, которая не имела аналогов по проходимости, маневренности и динамике. «Сорок девять одиннадцать» успели окрестить «летающим грузовиком»: этот монстр, отталкиваясь от естественных трамплинов, эффектно взлетал над землей! В дебютном 2003 году за скоростным большегрузом остались победы на Кубке и Чемпионате России, ралли «Дезерт Челлендж», «Хазарские степи», «Каппадокия», а главное — золотой и бронзовый берберы «Дакара». Можно ли придумать машину лучше? «Можно!» — ответили камазовцы.

В 2007 году родилась нынешняя генерация спортивных грузовиков — «КамАЗ-4326-9». На этом спортивном грузовике установлен российский двигатель ЯМЗ-7Э846 оъемом 18,47 л. На стенде 8-цилиндровый V-образный турбодизель развивает внушительные 830 л.с. мощности и 3500 Н·м крутящего момента. Впрочем, ярославский турбомонстр неидеален: во-первых, прожорлив (в гонке мотор потребляет больше 100 литров солярки на каждые 100 километров пробега), во-вторых, массивен (1400 кг), в-третьих, отличается скромным ресурсом — до списания двигатель проходит примерно 30 тысяч гоночных километров.

Остальная механическая начинка грузовиков команды «Камаз-Мастер» — сборная солянка из отечественных и импортных агрегатов: сцепление — английское SACHS, коробка передач — немецкая 16-ступенчатая ZF, раздаточная коробка — австрийская Steyr, карданная передача — турецкая Tirsan Kardan. Если раньше устанавливались тяжелые камазовские мосты, то теперь гоночные грузовики получили финские мосты Sisu, правда, вместо штатных дисковых тормозов смонтированы отечественные барабанные (привод тормозных механизмов — от бельгийской компании Wabco). Шины — проверенные гонками Michelin 14.00 R20XZL.

Кстати, машина семикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина отличается от остальных грузовиков «синей армады»: если «обычный» гоночный «КамАЗ» стоит около 200 тысяч евро, то стоимость 900-сильного чагинского автомобиля — 680 тысяч евро! Откуда набежала такая разница? Из всех созданных командой «Камаз-Мастер» грузовиков этот — самый легкий и самый быстрый: максимальная скорость составляет 180 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимает меньше 10 секунд. А вот визуально машина Чагина отличается только маленькими ксеноновыми фарами, а также кабиной, максимально сдвинутой вперед.

Что будет дальше? Совсем недавно камазовцы тестировали американские моторы Cummins, но пока альтернативы ярославскому двигателю нет. Еще инженеры команды занимаются снижением массы грузовиков (сейчас машины весят почти 9200 кг, хотя по регламенту «Дакара» масса может составлять 8500 кг) и улучшением развесовки (на прототипе Чагина удалось добиться пропорции «пятьдесят на пятьдесят»). Впрочем, доработка нынешних автомобилей — это попытка сделать из лучшего идеальное: спортивный «КамАЗ» остается бескомпромиссной машиной, которая позволяет штамповать победы одну за другой.

Справка:Кабина — КамАЗ, РоссияДвигатель — ЯМЗ (18,47 л, 830 л.с., 3500 Н·м), РоссияСцепление — SACHS, ГерманияКоробка передач — ZF (16 ступеней), ГерманияРаздаточная коробка — Steyr, АвстрияКарданная передача — Tirsan Kardan, ТурцияМосты — Sisu, ФинляндияТормозная система — Wabco, БельгияАмортизаторы — Reiger, ГолландияШины — Michelin (14.00 R20XZL), Франция

via auto.km

Новости партнёров

fishki.net

Самые большие карьерные самосвалы планеты

Первые карьерные самосвалы появились в 1931 году в США, в штате Огайо. Пятеро братьев, которые долго занимались ремонтом сельскохозяйственной техники, решили бросить все свои силы на создание машины, которая будет применяться в узкой сфере.

Воспользовавшись помощью конструкторов, они за один год собрали первый в мире самосвал, который был приспособлен только для карьерных дорог. Машина выглядела нескладно, но при этом значительно выделялась не только своим внешним видом, но и своими характеристиками.

Кузов был с задней разгрузкой, кабину водителя защищал специальный козырек, а колеса были разного диаметра. Но, несмотря на такой непривычный внешний вид, самосвал имел высокую проходимость по любым дорогам. Для этого его оснастили специальными грунтозацепами, которые крепились на задние колеса.

Первый карьерный грузовик мог перевозить груз весом до 8 тонн, но при этом не эксплуатировался в холодное время года, так как кабина не имела дверей. Именно с машины, созданной братьями, началась история самых больших карьерных машин.

Где используются самые большие карьерные самосвалы

Все виды большегрузных машин предназначены для перевозки разрыхленных пород в открытом положении и при любых климатических условиях. Эксплуатируются многотонники только на карьерных дорогах.

В основном вся работа на таких машинах осуществляется в паре с экскаватором. Такое сотрудничество повышает эффективность работы в несколько раз.

По всему миру конструированием, сборкой и производством многотонников занимаются около двадцати компаний. Из-за огромных размеров и большого веса машины не используются на дорогах, а к месту работы их доставляют в разобранном виде.

Конструкторы современных самосвалов чаще всего производят машины с двумя осями, с полным или только задним приводом и с поднятием кузова назад. Карьерные машины также выпускались с тремя осями, но на карьерах их было неудобно использовать, и вскоре они вышли из обращения.

Основная работа огромных машин осуществляется за счет дизельного двигателя, который оснащает генератор током. В свою очередь генератор питает электродвигатель, за счет которого вращаются колеса, что приводит в движение самосвал.

БелАЗ

Самые знаменитые в России самосвалы – это, конечно, БелАЗы. Производят их в Белоруссии, и с каждым годом их возможности увеличиваются. Последняя модель «БелАЗ-75306» данной марки имеет возможность перевозить до 220 тонн породы, а вес этой мощнейшей машины – 156 тонн.

Белорусский самосвал имеет дизельный двигатель, который развивает скорость до 45 км/ч. Это приличная скорость для такой огромной машины, да по карьерным дорогам больше и не надо.

Цена такой марки БелАЗа варьируется от 3 до 5 миллионов рублей. Стоимость подержанного большегруза составляет от 1 до 3 миллионов рублей.

Современные БелАЗы оснащены электроникой, поэтому водителям намного проще управлять и справляться с большой машиной. Однако данная модель не является самой большой, которую выпустил Белорусский автомобильный завод.

В 2005 году был выпущен «БелАЗ-75600», обладающий грузоподъемностью до 320 тонн. Сейчас такие самосвалы применяются на Кемеровском карьере и используются для добычи угля.

Как и большинство таких машин, «БелАЗ-75600» имеет дизельный двигатель, электронное управление, оснащен системой видеообзора и относится к машинам с высоким уровнем безопасности.

Благодаря более мощному двигателю самый большой самосвал Белоруссии развивает скорость до 64 км/ч. Такой гигант имеет и немаленькую цену. Минимальная стоимость модели «БелАЗ-75600» – 50 миллионов рублей.

Terex

Одной из первых, кто стал заниматься сборкой автогигантов, является американская фирма General Motors, которая в 1968 году открыла еще одно направление в своей деятельности. Ее чадо, созданное в 1974 году под названием Terex 33-19 Titan, является одним из самых больших самосвалов.

Этот многотонник достигает семи метров в высоту, и с загруженным кузовом может весить 650 тонн. На нем установлен двигатель, состоящий из шестнадцати цилиндров, который работает в совокупности с генератором. Для управления такой тяжелой машиной требуется квалифицированный водитель.

Самосвал этой марки был выпущен в единственном экземпляре, так как во время кризиса у завода не было средств для изготовления таких огромных машин.

Большегруз долгое время использовался для работы на карьере в городе Спарвуде в Канаде. Данный концерн не особо распространен на европейском рынке, но в связи с упадком цен на американские самосвалы многие страны уже заинтересовались этой фирмой.

Caterpillar

Caterpillar-797 – гигантский грузоподъемник, в кузове которого может поместиться небольшой дом. Его вес – 260 тонн, а перевозить он способен более 400 тонн полезных ископаемых.

Только одни покрышки этого многотонника весят около пяти тонн. Но имея такой большой плюс в грузоподъемности, самосвал имеет и минус – это потребление большого количества бензина.

На нем установлены механическая коробка передач с семью передачами и два дизельных двигателя. Автомонстр, что несвойственно другим моделям, имеет задний привод.

Максимальная скорость самосвала не определена, потому что производители установили на машину электронный ограничитель скорости, который допускает лимит в 65 км/ч. Но при таких габаритах ввести ограничитель – это разумное решение.

Стоимость этого монстра – в среднем 160 миллионов рублей. Модель 797 не так часто используется в работе на карьерах, поэтому фирма чаще всего специализируется на меньших моделях. К тому же поставщик шин на данную модель является монополистом, что делает его цену заоблачной.

Например, модель 740 по желанию заказчика комплектуется специальным выталкивателем, чтобы избавиться от груза, не поднимая кузов. Тем более цена такого большегруза значительно ниже.

Liebherr

Но не только американские производители славятся своими самосвалами. Немецкая фирма предлагает свою модель самосвала Liebherr T282B, который был сделан на заказ.

Его вес – 222 тонны, а возможности в погрузке достигают 336 тонн. Дизельный двигатель с двадцатью цилиндрами дает возможность машине разогнаться до 64 км/ч.

Самосвал отличается от своих собратьев из других стран, так как обычная панель заменена на электронную. Такая приборная панель показывает не только скорость, но и много другой полезной информации, например, все о состоянии работы двигателя.

К тому же немецкие инженеры установили на машину специальную кнопку, которая мгновенно обесточивает самосвал и тем самым останавливает всю его работу.

Стоимость самой большой машины, выпущенной немецкими инженерами, колеблется от 120 до 160 миллионов рублей.

Euclid

Данная американская компания давно и прочно обосновалась на рынке грузоподъемных машин. Ее машины, которые она выпускает еще с 1933 года, отличаются особо прочной конструкцией, что и привело Euclid к такой популярности. Выпуская самосвалы с различной грузоподъемностью, концерн обладает самой большой базой покупателей.

Komatsu

Komatsu – это японский концерн. Фирма поставляет на российский рынок несколько разнокалиберных самосвалов.

Самая маленькая модель, HD325-6, допускает вес всего 37 тонн. Ее особенность состоит в том, что машина оснащена автоматической коробкой передач.

Следующая модель HD405-6 – это машина с допустимой погрузкой до 41 тонны и по своей конструкции ничем не отличается от прежней версии.

Komatsu 930Е — лидер среди японских карьерных самосвалов

Самый большой самосвал, который предлагает данный концерн, – это модель Komatsu 930Е. Этот большегруз способен перевозить до 320 тонн. Он оснащен дизельным двигателем с восемнадцатью цилиндрами.

Производители самых больших машин мира не останавливаются, а продолжают увеличивать грузоподъемность еще больше, чтобы позволить тем самым за короткое время вывозить с карьера больше породы.

Но чтобы такая машина выдерживала больший вес, нужно развивать новые технологии, так как у всех современных самосвалов есть предел, который превышать не рекомендуется. На основе статьи можно перечислить десять самых больших самосвалов мира.

1. БелАЗ-75710. Самый большой многотонный автомобиль во всем мире, который может перевозить в своем кузове до 810 тонн за один раз. Его длина – 21 метр, а высота – 8 метров. Оснащен двумя дизельными двигателями.

2. Liebherr T282B. Считается одним из самых удобных в пользовании самосвалов. Его грузоподъемность достигает 336 тонн.

3. XCMG DE400. В 2012 году китайская фирма выпустила самосвал длиной 16 метров. Он может перевозить до 360 тонн и развивает внушительную скорость – 50 км/ч. До появления БелАЗа-75710 являлся самой большой машиной.

4. Terex 33-19 Titan. Сейчас это памятник, который был установлен в 90-е годы близ канадского города. Его грузоподъемность достигает 320 тонн.

5. Liebherr Т284. Этот гигант является самым высоким, достигая 9 метров. В его кузов можно загрузить до 600 тонн породы.

6. Bucyrus MT6300AC. Еще одно американское производство. Данный самосвал начали выпускать в 2008 году.

7. Caterpillar-797. Масса этого великана составляет вместе с погруженной породой 620 тонн. Это еще один американский гигант.

8. Komatsu 960Е. Самый крупный большегруз данной компании. Его высота – 7 метров, а длина – 16 метров. Несмотря на внушительный размер, очень легко управляется, так как оснащен специальной электроникой.

9. Komatsu 930Е. Второй гигант японской компании. Его вес вместе с грузом достигает 500 тонн.

10. БелАЗ-75600. Белорусский самосвал перевозит в своем кузове до 320 тонн за одну поездку. Его длина – 15 метров, а скорость по карьерной дороге может развиваться до 64 км/ч.

Все эти монстры современного машиностроения являются максимально эффективными машинами, которые могут за короткое время перевозить огромное количество груза. В современном мире, когда угольная промышленность является необходимой отраслью развития государства, такая помощь в виде бездушного монстра оценивается как самая необходимая.

Водители огромных самосвалов – профессионалы своего нелегкого и опасного дела. Карьерные дороги опасны и непредсказуемы, но конструкторы этих многотонников с каждым годом все больше оснащают машины электроникой, чтобы обеспечить безопасность водителей по максимуму.

Ну и в заключение посмотрим небольшое видео, в котором показано как трудится в карьере самосвал БелАЗ 75600:

http://www.youtube.com/watch?v=B8-y2By7iBk

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

spez-tech.com

Самые маленькие КАМАЗы

До сих пор «КАМАЗ» выпускал только большие грузовики. Но… Что бы вы сказали, увидев на дороге «пятитонку» или даже «трехтонку» с камазовской эмблемой?! Мираж? Ничего подобного. Серийный выпуск «маленьких КАМАЗов» начался в декабре — а всего через неделю после этого события мы получили две машины на редакционные испытания…

Начнем с цитаты из выступления генерального директора «КАМАЗа» Сергея Когогина: «Мы строим расчеты так, чтобы быть готовыми к различным сюрпризам на рынке — вплоть до ухода конкурентов. Если уходит ЗИЛ — мы готовы занять его нишу. Если сможет остаться — будем вести конкурентную борьбу, но в более дорогом ценовом сегменте».

Все ясно? Держитесь, ЗИЛ со своим «Бычком» и МАЗ с «Зубренком»: камазовцы приходят на рынок «среднетоннажников»! Вот только с именем «Тулпар», которое дали «маленькому КАМАЗу», завод явно прогадал. «Тулпар»? Не знаю такого слова! Тульпан знаю — цветок такой, а Тулпар — нет", — удивлялся водитель-татарин, который вез нас на завод. Уж если коренные жители Татарстана не знают, что означает это слово, то что говорить о большинстве жителей России?

Между тем Тулпар — это сказочный конь с крыльями в мифологии кочевых народов: татар, башкир, казахов. Но это же… Правильно, пегас! Почему же машину не назвали Пегасом? Судя по всему, те, кто давал имя грузовичку, хотели угодить правительству Татарстана…

Впрочем, хоть горшком назови, лишь бы ездила машина неплохо! А ездит она действительно хорошо. Мы, признаться, даже не ожидали.

Знакомство

Перед нами раскрываются ворота площадки камазовского научно-технического центра с надписью «Вход воспрещен»: здесь, укрытые снегом, стоят опытные машины, многие из которых знакомы нам по московским автосалонам и мотор-шоу.

Вот экспериментальные седельные тягачи, рядом на спущенных пневмобаллонах припал к земле автобус «НефАЗ — Турист», а у самого забора… Да это же полуразвалившийся НАМИ Тайфун времен перестройки! Эх, побродить бы здесь, поразглядывать… Но некогда. Потому что посреди площадки, блестя вымытыми боками, нас ждут два новеньких «среднетоннажника».

Тот, что с ярко-зеленой кабиной и синим тентом, уже серийный КАМАЗ-4308 грузоподъемностью 5,5 т (нам достался экземпляр под номером 26). Кстати, кузов для него делала местная, челнинская фирма «Автомастер».

А более короткая машина с фургоном «трехтонка» КАМАЗ-4307, пока существующая в единственном экземпляре.

Эффектные грузовички! Конечно, невооруженным глазом видно, что их кабины позаимствованы у серийных КАМАЗов (что неудивительно: новую-то взять неоткуда), но благодаря легкому рестайлингу машины выглядят очень даже элегантно.

Молодец, Сергей Варламович (Сергей Екимов — директор ателье «Автодизайн», где разрабатывались облик машин и кузов-фургон): с такими грузовиками и в Европе показаться не стыдно! Впрочем, так оно и есть: недавно «трехтонка» побывала на выставке в Будапеште. Говорят, венгры весьма заинтересовались машиной…

Ну что ж: посмотрим, на что способны новые грузовички! Но сначала небольшое отступление.

Все началось с «РИАТа»

Первые образцы «маленьких КАМАЗов» еще в конце девяностых годов по собственной инициативе построила дочерняя камазовская фирма «РИАТ» (об одной из таких машин с двигателем Caterpillar мы рассказывали в АР №23, 1998). Надо заметить, что тот грузовик нам очень понравился. Более того с водительской точки зрения. он оказался комфортабельнее, чем шведский Volvo FL6!

Комментарий главного конструктора «КАМАЗа» Даниса Валеева: У риатовской модели было два главных недостатка. Поскольку она была создана на серийных узлах и агрегатах «больших» КАМАЗов, то получилась откровенно «перегруженной». Кроме того, грузовик был мелкосерийным, а потому — очень дорогим.

Что правда, то правда: за одно только шасси без кузова «РИАТ» просил аж $36000… Неудивительно, что дальше опытных экземпляров дело не пошло — тем более что сам завод не заинтересовался новинкой.

Тем временем выпуск аналогичной, но, разумеется, серийной и гораздо более дешевой модели начал главный конкурент «КАМАЗа», Минский автозавод. Судя по тому, что такие машины все чаще встречаются на дорогах, спрос на них растет год за годом. Неудивительно: минская дизельная «пятитонка» с хорошим обзором, большим кузовом и низкой платформой не только удобнее, но и эффективнее древнего бензинового «газона»!

Словом, пришлось камазовцам возвращаться к забытому проекту — на этот раз уже без помощи «РИАТа».

От двигателя до кабины

Итак, новый автомобиль будет выпускаться в двух вариантах — КАМАЗ-4308 и КАМАЗ-4307. Внешне они очень похожи (за исключением колесной базы: «ноль восьмой» — длиннее), но их конструкция и грузоподъемность различаются.

Соответственно, рыночные ниши тоже разные: модель 4308 (ее грузоподъемность — 5,5 т) будет соперничать с минской машиной, а более компактный 4307 (грузоподъемность — 3,2 т) — прямой конкурент зиловского «Бычка»!

Но если и «маленький МАЗ», и «Бычок» оснащены минским дизелем ММЗ Д-245 (который, как известно, изначально предназначался для тракторов Беларусь), то камазовцы решили пойти своим, оригинальным, путем.

Комментарий Даниса Валеева: От установки минского дизеля «КАМАЗ» отказался изначально: отечественной альтернативы ему нет, а качество двигателя влияет на имидж всего автомобиля…

Двигатель и трансмиссия. Импортный и в то же время относительно недорогой дизель нашелся в далекой Бразилии: там выпускаются моторы Cummins, отвечающие нормам «Евро — 2» (эти нормы уже устарели для Европы, но вполне подходят для нас). На КАМАЗ-4307 будет устанавливаться «четверка» мощностью 140 л.с, на КАМАЗ-4308 «шестерка» мощностью 178 л.с.

Сцепление приходит в комплекте с двигателем. О коробках передач мы расскажем ниже: пока заметим лишь, что КАМАЗ-4308 комплектуется обычной «пятиступкой» модели КАМАЗ-14.

Мосты. Передний и задний — собственного, камазовского, изготовления. Балку передней оси для КАМАЗа-4308 позаимствовали у модели 5320; балка ведущего моста не штампосварная, как обычно, а с литым картером, к которому на заклепках присоединяются «чулки» (это позволяет менять диаметр «чулков» для различных тормозных механизмов).

Тормоза. Дисковые и спереди, и сзади (впервые для отечественных серийных грузовиков!). Сейчас механизмы поставляет фирма Халдекс из Швеции, а в будущем завод намерен создать совместное предприятие с немецкой «тормозной» компанией Кпогт.

Рулевой механизм. На серийных КАМАЗах-4308 стоит гидроусилитель рулевого управления (ГУР) от модели 53212, на опытном КАМАЗе-4307 — механизм немецкой фирмы RBL. Забегая вперед, скажем, что рулевое управление «пятитонки» нам понравилось больше…

Рама. По сравнению с «большими» КАМАЗами менее трудоемкая при изготовлении и более простая. Лонжероны — с прямым профилем по всей длине. Высота лонжеронов у модели 4307 — 180 мм, у 4308 — 210 мм.

По бокам рамы — противоподкатные брусья, крепящиеся на болтах; сзади справа — удобный вещевой ящичек.

Кабина. Серийная, но, как мы уже упоминали, «облагороженная» челнинской фирмой «Автодизайн». Снаружи появились новые бампер, ступенька с крылом, «мордочка» с двойными фарами. Передняя панель в кабине тоже новая, не металлическая, как обычно, а стеклопластиковая.

За рулем: КАМАЗ-4308

Проехав лишь первые километры на КАМАЗе-4308 (том, что с зеленой кабиной), я был буквально шокирован. По уровню комфорта эту машину можно сравнивать уже не с «МАЗом», а с «МАНом»!

В кабине не только тепло, но и уютно. Перед глазами новая панель из черного пластика. Конечно, ее качество еще далеко от европейского, но пластик не скрипит, и щелей толщиной в палец не видать.

В руки приятно ложится новый руль с пухлым и шершавым ободом: жаль только, что он слегка великоват, а его колонка не регулируется. Однако сидеть вполне удобно; а поскольку сама кабина такая же, как у больших КАМАЗов, нет нареканий и к обзорности (конечно, сюда бы еще зеркала покрупнее!).

Комментарий Даниса Валеева: Что касается интерьера кабины, то он «временный»: многое здесь еще изменится. К примеру, появятся новые накладки на дверях, новая надоконная полка и, среди прочего, более компактный руль.

На холостых оборотах двигатель вибрирует но не так, как «тракторный» ММЗ-245, который стоит на «МАЗе-4370» и «Бычках». Во время движения вибрации практически пропадают, а из «шумового сопровождения» можно отметить только негромкий свист турбины при разгоне. В кабине очень тихо!

Рулевое управление заслуживает твердой «четверки», комфортабельная подвеска добросовестно «проглатывает» неровности дороги. Словом, все просто замечательно. Разве что…

С одной стороны, чувствуется, что мощности у дизеля хватает (как-никак, почти 180 «лошадей»!). Но давишь на газ изо всех сил, а «камазик» разгоняется не очень охотно, что особенно чувствуется при обгонах.

И это при том, что автомобиль не загружен! А что будет, если в его кузов положить пять тонн поклажи?

Похоже, что проблема — в передаточных числах трансмиссии (коробка-то здесь серийная, разве что расположение четвертой и пятой передач перевернуто).

Кстати, эта коробка запомнилась еще и довольно «дубовым» механизмом переключения. Передачи включаются не очень четко, усилия на рычаге явно великоваты — впрочем, особых проблем это не создает.

Примерно то же можно сказать о педалях, которые расположены «ступенькой» (педаль сцепления слишком высокая, как и у всех КАМАЗов, а «тормоз» расположен настолько низко, что поначалу я даже испугался, не нашарив педаль ногой). Неудобно, но привыкнуть можно.

Изначально предусмотрена установка двух кузовов бортового и фургона.

Комментарий Даниса Валеева: Бразильская «шестерка» «Cummins» не только отлично вписалась в моторный отсек, но оказалась даже тише европейской!

Что касается коробки передач КАМАЗ-14, то она была выбрана из соображений удешевления конструкции. А вот главную передачу (сейчас здесь стоит двухступенчатый редуктор от переднего моста вездехода КАМАЗа-4310) в перспективе заменим на более современную, гипоидную.

Неудобные педали — тоже временное решение. Сейчас разрабатывается новый «педальный узел»: педали будут крепиться на общем основании. А педаль газа станет подвесной.

…И КАМАЗ-4307

Пересев на более легкую версию — трехтонный КАМАЗ-4307, я ожидал, что этот грузовик будет вести себя примерно так же, как его старший брат. Ничего подобного!

Во-первых,

сидеть здесь менее удобно и водителю, и пассажирам. Проблема — в элегантных с виду креслах, где рослый водитель буквально «тонет», почти упираясь коленками в руль. И отрегулировать колонку опять же невозможно: регулировка есть, но — не работает…

Во-вторых,

сразу обращаешь внимание на сильные шум и вибрации. «Четверка» «Cummins», в отличие от «шестерки», сильно вибрирует на любых оборотах, а вместе с ней трясется вся кабина, включая рычаг КПП и зеркала.

Коробка передач Praga, которая стоит здесь, удивила «обратной» схемой: низшие передачи расположены вверху от «нейтрали», а высшие — внизу! И, хотя усилия на рычаге меньше, чем у камазовской коробки, четкость переключения — на три с минусом. Переводить рычаг из положения в положение нужно как можно быстрее, не задерживаясь в «нейтрали». Иначе передача просто не «воткнется»!

А главное — на дороге, тем более зимней, за рулем этой «трехтонки» чувствуешь себя не очень-то уверенно. Грузовичок добросовестно считает ямы маленькими колесиками (их посадочный диаметр — 17,5 дюймов против 19,5 дюймов у КАМАЗа-4308) и слегка «плавает» на дороге. А руль «пустой» и неинформативный. На этом фоне не радует даже весьма шустрый разгон, который, кстати, сопровождался надоедливым пищанием какой-то системы…

Комментарий Даниса Валеева: Сиденья, о которых идет речь (они сделаны в Екатеринбурге), стоят только на данном, опытном, образце. Сейчас очень хорошие кресла делает наш, челнинский, «РИАТ».

На серийных машинах не будет и коробок передач Praga: сейчас мы ведем переговоры с двумя известными зарубежными производителями КПП.

А у «четверки» «Cummins» действительно есть проблемы с вибрациями: четырехцилиндровый двигатель сам по себе хуже уравновешен, а здесь еще и уравновешивающий механизм отсутствует… Будем искать выход.

Откидываем кабины

Признаться, откидывать кабины грузовичков на морозце с ветром нам не хотелось. Но пришлось.

Разворачиваясь на КАМАЗе-4308 для того, чтобы сделать очередной снимок, я услышал: «Стой, стой! Солярка из-под кабины течет!» Диагноз оказался несложным и, увы, характерным для российских автозаводов: сорвалась плохо закрепленная трубка «обратки»…

Так вот: кабина «камазенка» откидывается с помощью гидроподъемника. Сама по себе работа рычагом хлопот не доставляет, но, чтобы вставить рычаг в гнездо и, тем более, переключить механизм с «подъема» на «опускание» и наоборот, приходится помучаться. Дело в том, что механизм расположен за боковым «брусом безопасности», и добраться к нему можно лишь через лючок в брусе — откровенно неудобный и непрактичный.

Впрочем, на опытном КАМАЗе-4307 гидроподъемника нет вообще, и водителю приходится «работать мускулами» — как и на большинстве серийных КАМАЗов… Словом, здесь заводу есть над чем поработать.

Делаем выводы

Пятитонный КАМАЗ-4308 даже в сегодняшнем, «не окончательном» варианте нам понравился. Повторим, что по уровню комфорта его можно сравнивать уже не с «маленьким МАЗом», а с развозным «МАНом»!

А вот «трехтонка» 4307 требует серьезной доработки, что признают и сами камазовцы. Уcпеет ли завод провести доводку и испытания, если выпуск первой партии намечен на третий квартал нынешнего года?

Ближайшие планы таковы. Начиная с января, завод будет строить (пока не на конвейере, а на стапелях) по 25 КАМАЗов-4308, постепенно наращивая их выпуск. План 2004 года — 433 машины.

При этом сам завод собирается выпускать лишь шасси. А оснащать шасси различными кузовами будут уже камазовские дилеры. Кстати, цена бортового грузовика, заложенная при проектировании (она может отличаться от реальной), — 460 тысяч рублей. Интересно, когда такие «камазята» появятся в продаже?

Начались успешные продажи грузовика 4308. На сегодня две машины приобрели московские дилеры, две — санкт-петербургские, одна машина уехала на Электромеханический завод в город Казань. На днях в столицу России отправятся еще десять КАМАЗов — 4308. Всего же в марте будет продано 23 грузовика.

Федор ЛАПШИН Фото автора (перепечатка из «АВТОРЕВЮ»)

kamaz.ru


Смотрите также