Споттер для ремонта авто


Споттер для кузовного ремонта (профессиональный и самодельный)

Содержание:

  1. Принцип работы споттера
  2. Метод работы
  3. Самодельный споттер

Вмятины на металле не всегда можно исправить рихтовкой, особенно когда речь идет о кузове автомобиля. Если области деформации невозможно подобраться с обратной стороны, на помощь приходят возможности споттера для кузовного ремонта. Инструмент, называемый также контактной сваркой, способен работать только с одной стороной поверхности, но в обмен на широкие возможности споттеры требуют немалого количества энергии, а конструкция аппарата простотой не отличается.

Принцип работы споттера

«Spot» переводится как «точка», что раскрывает принцип ремонтных работ этим инструментом. Контактная сварка производится с помощью сильного тока (~3-5 тыс. А на 1 мм толщины), подаваемого в локальный участок. Два листа, нагретых до температуры, близкой к температуре плавления, прижимаются друг к другу, за счет чего происходит сварка. Прижимание листов производится пневмоклещами или механическим усилием. Сжатие длится не более секунды – за это время электроды и лист металла успевают нагреться до такой степени, что усилие в 150 кг позволяет сплавить материалы.

Важно заметить, что лист металла, независимо от того, требуется для ремонта сварка или только выпрямление, не должен разогреваться до температуры плавления, иначе может оказаться выдавленным при сжатии. Таким образом, самодельный споттер должен иметь точную ручную регулировку (в фирменном инструменте используется программируемый микропроцессор). Аппарат может работать на двух или трех фазах, но, поскольку выпрямитель для трехфазного аппарата не слишком экономная конструкция, а без выпрямления тока в этом деле не обойтись, большинство самодельных споттеров – аппараты однофазные.

Метод работы

Сварка не единственный метод применения инструмента. В некоторых случаях для ремонта оказывается достаточно «прилипания» клещей к поверхности. После этого в дело могут вступить различные выпрямляющие и вытягивающие приспособления. Инерционные молотки, вытяжки и упоры позволяют выровнять небольшой участок кузовного металла, поэтому работа с таким инструментом может показаться очень утомительной: необходимо последовательно переходить от точки к точке, выравнивая небольшие участки вмятины кузова.

Инерционный молоток представляет собой насадку на пистолет споттера. Молоток работает за счет импульсного тока, скользя по стержню и создавая усилие, приходящееся на пистолет, а не на металл кузова. При этом сама насадка прилипает к металлической поверхности, за счет чего у «жестянщика» появляется возможность выровнять вмятину. Время электрического импульса не превышает 0.1 секунды, так что работа молотка производит с металлом очень постепенные изменения. Изменить степень воздействия можно регулировкой инструмента или сменой насадки.

Если кузовной металл оказывает значительное сопротивление воздействию молотка, в ход пускается угольный электрод. Током большой силы металл в нужной точке разогревается до температур близких к плавлению и остужается водой, ветошью и пр. Внутренние молекулярные изменения в листе металла приводят к его выпрямлению.

Самодельный споттер

Современные Кулибины разработали удешевленные аналоги заводским инструментам наподобие контактной сварки. В основном используется та же схема, что была предложена в Советском журнале «Радио» за 1978 год. В обязательном порядке требуются следующие элементы:

Трансформатор можно собрать руками или модернизировать сварочный трансформатор, подогнав его к необходимым параметрам. Расчет трансформаторов дело нехитрое, а для тороидальных написаны даже специальные программы. Для вторичной обмотки может потребоваться значительное количество провода. На Ш40 с толщиной набора в 100 мм потребуется примерно 7-10 витков с сечением 50 мм² вторичной обмотки и примерно 200-250 витков провода с сечением 2.5 мм² первичной.

На практике большинство любителей предпочитает производить измерения непосредственно во время формирования обмотки. Заводской трансформатор для этого инструмента создает ток от 3000 A, и позволяет регулировать напряжение в пределах 6-12В. Вторичная обмотка должна быть хорошо изолирована. В качестве изолятора может выступить малярный скотч или парафинированная бумага.

Схема аппарата, используемая для ремонта еще в Советском союзе, практически не изменилась и представляет собой основной трансформатор, соединенный с сетью через выпрямитель и тиристор. Первый трансформатор, соединяемый с сетью 220 В через выключатель, – слабый и выполняет исключительно функцию зарядки конденсатора, от которого работает тиристор. Выпрямительные мосты, собирающиеся из диодов, требуются на каждом участке. Для зарядки конденсатора требуется также некоторое время, поэтому тиристор к нему подключается вручную.

Второй, мощный трансформатор соединяется с сетью после активизации тиристора. Параметры тока на вторичной обмотке этого трансформатора зависят от самого тиристора и стоящего перед ним сопротивления. Здесь может быть установлена ручная регулировка, но в простейшем устройстве она задается заранее. Тиристор вернется в обратное положение, когда разрядится конденсатор, отвечающий за его работу. Поэтому от этой части зависит также продолжительность создаваемого вторым трансформатором тока.

По вполне понятым причинам, выпрямитель, соединяющий оба трансформатора с «220», должен быть рассчитан именно на это напряжение и силу тока примерно в 50A. Для зарядки конденсатора, вероятнее всего, потребуется напряжение в 12В, поэтому первый трансформатор должен создавать именно такой ток. В обязательном порядке аппарат должен иметь заземление, на массу требуется примерно 1.5-2 метра кабеля 70 мм².

Сильное нагревание возможно на контактах, ввиду чего лучше использовать латунные штоки. Тиристор споттера и работающий с ним выпрямитель можно заменить на симистор. Импульсное управление легко собирается на основе тиристоров типа ТЧ-40. В остальном, кроме общего знакомства с электроникой, потребуется только оптимизм и некоторое количество свободного времени.

pokraskamashin.ru

Купить недорогой споттер | Свой ремонт авто, покраска, жестянка, видео

Итак, состоялось моё первое включение споттера USA. В России их нет, и именно эти могут вовсе не появиться – они рассчитаны на американские 120 вольт. Более того, в России нет даже похожих аналогов. Имеется ввиду, что нет таких малых по размеру и простых по комплектации и применению. В основном предлагаются споттеры в виде профессионального оборудование для автосервисов, но никак не для частных ремонтников. Есть ещё самостоятельно изготовленные споттеры (что конечно тоже интересно). Если вы найдёте такие, я с удовольствием подключюсь в программу их изучения.Долго выбирал споттер, и самой доступной моделью у нас оказался споттер из Ростова-на Дону. Стоимостью чуть выше 17 т.р. В принципе, я долго искал и долго выбирал – что можно купить бюджетного из споттеров. Ничего другого (кроме Ростова-на-Дону) мне не попалось

.

Включился в программу “заказа споттера из США”. Видео. Переписывался с автором видео..Очень было интересно включать свой споттер USA в первый раз. Даже знакомый электрик не мог понять как может работать такой споттер не имеющий даже провода на массу. Второй момент- не сгорит ли наш споттер в первую минуту, летевший к нам так долго из-за океана.Вообщем, я назвал это изделие гаражный споттер USA (назвал так по своим соображениям).Это мой второй “продукт”, малоизвестный, и о котором пока нет никакой  информации. Первым продуктом были и остаются краскопульты STAR, С ними тоже всё интересно начиналось и теперь интересно продолжается,через пол года посмотрим как изменится с ними ситуация в плане узнаваемости. Качественный продукт (время покажет) пробьётся на рынок. Есть у меня свои графики по статистике интернета, но суть не в этом.

.Дождался пока попадётся машина подходящая именно для экспериментов, на которой можно будет попробовать свой споттер и попрактиваться в первый раз.Кстати, работа со спотером (как оказалось), тоже требует практики, в чём, собственно, и пришлось убедился. Споттер у меня заработал, но от неумения и отсутствия практики метал у меня кое где повредился (если по-простому – то я вырвал его обратным молотком с корнем). Зато после пятой-седьмой шпильки стало понятно как с этим видом сварочника можно и нужно обращаться.При слабом приваривании шпилька может отваливаться, при сильном -шпильку не оторвать от метала, приходится долго её ломать.Из положительного и очень обнадёживающего – свет в гараже не мигает (начитан историй о самодельных споттерах, отключающих микрорайоны) и второе – не заметил, чтобы споттер грелся и подавал признаки что скоро может выйти из строя, перегреться или сломаться.

Нет, он работает нормально, переключенный на наши 220 вольт через самый простой и не очень сильный понижающий трансформатор.По итогу, испытание прошло успешно, но видео получилось не совсем подходящим для первой “презентации” продукта.Были сомнения – выкладывать ли его вообще. Остановился на среднем – выложить видео с купюрами, а остальные подробности оставить в закрытой части записи.Самое главное – споттер работает, а отсутствие практики работы со споттером здесь не при чём. Позже исправлюсь, практика работы со споттером придёт, как приходит она и в другом, любом деле.Похожая история сейчас и с клеевой системой выпрямления вмятин – на второй раз начал действовать уже намного раслабленее. Появилось понимание что можно с нею делать и чего нельзя. Конечно это не означает, что научился вытягивать вмятины под ноль, но на первом этапе и для вспомогогательных целей уже использую Pops-a-Dent в ремонте.Дошли до клеевой системы Pops-a-Dent.В принципе я знал, для чего её покупаю и в ней не разочарован. Свои функции она выполняет. Захотелось опровергнуть мнение, что дешёвый набор и клей совершенно ничего не держит и ничего не вытягивает.Добился состояния приклеивания, когда у меня при отделении площадки начинала качаться машина и даже вместо выпрямления получились шишки и пузыри. Об этом есть в видео.Про клеевую систему тоже можно добавить много интересного, но позже. Тем более, что сьездил в обучающий центр и даже кое что приобрёл из профессионального оборудования. Будем потихоньку занимться и этим. Хорошая привлекательная работа, когда ничего не надо красить, а надо только вытягивать и не повреждать краску (конечно опыт и практика не придут сразу и возможно даже не хватит года.Но это занятие намного привлекательнее, чем дышать растворителями. А на первом этапе пока можно попрактиковаться, например, в выпрямлении вмятин “под покраску”. Это уже интересно и это полезный опыт.Увы, технология выпрямлеия вмятин без покраски в России уже 12 (15 лет), а знают или слышали о ней только 3 % заинтересованных в таком виде ремонта.Итак про видео.В закрытой части есть подобности включения, характеристики и работа споттера. Это всё можно посмотреть через через простую форму регистрации на сайте в закрытую часть. Самое, наверное интересное- как подключить этот споттер- и возможно интересны подробности использования клея. Нужно ли использовать, например, клеевой пистолет, чем тянуть, нужна ли дуга-площадка и т.д.

…26 ноября. Всё открыто и не редактировыалось.Спотеры в наличии, выкладываюих обьявление по их продаже на Ebay/Через мой сайт- цена другая. Моя почта [email protected].. Сколько стоит такой споттер, когда он оказажется в России.

Сразу про клей и клеевой пистолет. Клей очень хорошо держит если его наносить много. И ждать остывания 5-10 минут.Про клеевой пистолет. Показалось что можно обойтись без него. Просто использовать фен. Можно, но происходит ОЧЕНЬ большой перерасход клея. Клеевой пистолет нужен.Кажется полезно (подсмотрел из чужих видео) немного нагреть метал феном перед приклееиванием. Держится лучше.Про клеевые площадки – родные (из набора) расчитаны на применение “через дугу”. Я их использовал не по интстуркции и не жалея. Повредил две штуки. У меня их много, и я их испытывал на прочность. Если есть признаки, что сами не оторвуться, лучше через дугу или через нагрев (или через спиртовой раствор). Я просто испытывал силу клея по максимуму.Самое перспективное применение Paps-a Dent(и вообще, клеевой системы) – использовать его как средство удаления вмятин “под покраску”. Возможно надо сделать самодельную высокую площадку-дугу в П образном виде (вместо родной). Держать вмятину на вытяжке и обстукивать края. Вмятина выйдет.Эта мысль оказалась неоригинальной. Знакомился с человеком, который хочет предлагать такую услугу у себя на сервисе : “удаление вмятин под покраску-минимум шпаклёвки на вашей машине”Про споттер. В видео есть описание через что его подключал. Это понижающий бытовой латер 70-х годов выпуска. Латер – регулируемый понижающий трасформатор, с ручной регулировки напряжения от 220 до 120 (или другие вольты).Самое важное . Данный латер СССР выдаёт 9 Ампер (набито на его корпусе), на спотере цифры 20 Ампер.Латер на 9 ампер справляется со споттером. Конечно, надо вместо латера использовать что то другое. Это не проблема. В магазинах сколько угодно много таких понижающих трансформаторов. Дело только в их цене.Мой цель : Найти, подобрать, сделать, выбрать из полуфабрикатов и переделать трансформатор с бюджетом 50$.Поэтому (на сентябрь) продаю эти споттеры ( у меня их сейчас три штуки) по разной ценке///Хочется закрытого обсуждения, к этмим спотерам будет вполне закономерный интерес. Посмотрите их на EBA-Y - там они уже есть.Такие характеристики споттера из мануала:

Сама запись, более подробного видео..

Пока нет схожих записей

sergius41.ru

Споттер для кузовного ремонта своими руками

Преимущество споттера заключается в том, что усилие прилагается только к внешней стороне, подвергшейся повреждению. Это облегчает задачу. В этой статье будет описан принцип работы аппарата, а также рассказано, как изготовить самодельный споттер для кузовного ремонта.

Что такое споттер?

Споттер для кузовного ремонта является аппаратом для контактного типа сварки. Формирование импульса этого устройства происходит за счет разряда в конденсаторе большой емкости и действует на протяжении достаточно короткого промежутка времени. Это время настолько коротко, что краска с обратной стороны металла не повреждается. Обычный полуавтомат таким свойством не обладает. Поэтому споттер стал незаменимым приспособлением для ремонта кузова машины.

Особенности использования устройства

Споттер используется для следующими целей:

При ремонте деталей кузова с применением агрегата для сварки к детали, подвергшейся деформации, приваривается специальный крепеж. При помощи обратного молотка искривленный металл выпрямляется. Также споттер может нагреть металл, поэтому материал быстро обретает жесткость и форму.

Плюсы устройства

Споттер для кузовного ремонта обладает следующими положительными характеристиками:

Эти причины оказываются достаточными для того, чтобы понять, насколько продумана конструкция такого устройства, как споттер для кузовного ремонта автомобилей.

Как изготовить споттер из инвертора самостоятельно?

Среди приборов, сделанных собственноручно, споттер для кузовного ремонта на основе аппарата для сварки встречается достаточно часто. Если сборка агрегата осуществляется не из аппарата для сварки, то в этом случае он будет обладать низким показателем мощности.

Споттер из сварочного аппарата не содержит клещей. Поэтому приспособление принято считать аналогичным электродуговому устройству, где напряжение проходит сквозь корпус автомобиля. Один контакт подсоединяется к кузову, а в роли второго выступают шток и насадка.

Многие интересуются: что требуется для того, чтобы сделать споттер из инвертора своими руками?

Споттер, выполненный кустарно, включает в себя две основные составляющие:

Что вам понадобится?

Для того чтобы изготовить споттер из инвертора своими руками, вам понадобятся:

При помощи моста на диодах осуществляется подключение к электросети. К мосту, в свою очередь, подсоединяется тиристор реле. Трансформатор отвечает за питание управляющей ветви тиристорной цепи.

Требуемые материалы

Железо для споттера выделяется в объеме 35-40 кв. см. На тиристоре перегревы не наблюдаются. Они отмечаются на участках, расположенных после кабеля. Перегреванию подлежит шток на основе черного металла. Его диаметр составляет 16 мм. Желательно, чтобы он был произведен из латуни.

Если говорить о кабеле для споттера, то он берется с сечением 70 кв. мм, а для массы и молотка достаточной будет длина 1,7 и 2,1 м. Предусмотрите импульсное управление тиристора (ТЧ-40).

Вторичная обмотка трансформатора наматывается посредством шины из меди размером 6,5 на 4 в третьей обмотке. Также можно осуществить замену на алюминиевую. На вторичную обмотку добавляется еще две. Окончательно аппарат должен содержать алюминиевую трансформаторную обмотку на 250 кв. мм, что соответствует пяти обмоткам с шестью витками.

Что важно помнить?

Как изготовить споттер из микроволновой печи?

Можно сделать споттер из микроволновки. Важнейшей составляющей любого такого устройства является трансформатор. Найти его в готовом виде сложно. Поэтому лучше сделать его самостоятельно. Можно взять трансформатор из микроволновой печи.

Для обеспечения оптимальной подачи электричества рекомендуется взять пару трансформаторов от микроволновок. С них снимаются вторичные обмотки и наматываются новые. С этой целью применяют провод с показателем сечения 50 мм² или выше.

Что потребуется дополнительно?

Трансформатор – не единственная деталь споттера. В схему также включаются:

Как обеспечить удобство и безопасность работы?

Для безопасности работы с агрегатом на основе микроволновой печи следует разместить его составляющие в аккуратный корпус, отличающийся надежностью. Он будет служить гарантом защиты электрических деталей от механических повреждений и загрязнения, которые способствуют сбою работы агрегата. В роли кожуха может выступить корпус от самой микроволновой печи.

При помещении электроблока в корпус надо закрепить все детали на участке, основу которого составляет диэлектрический листовой материал. Элементы надо распределить равномерно по всей площади. Это обеспечит удобство при переноске агрегата. Помимо этого, мобильность устройству могут придать маленькие колесики, закрепленные снизу.

После закрепления электрических деталей надо подумать и о других составляющих, работа без которых будет невозможной. К числу таковых относятся:

Расчет сечения кабелей

При известном показателе силы тока, вырабатываемого вашим самодельным агрегатом, определяется сечение кабелей, обеспечивающих прохождение электричества.

За основу берут следующее правило: на 10 Ампер силы тока берется 1 мм² электрического кабеля. Важна и длина шнура, подходящего к электроду для сварки. Она должна быть минимальной. Это способствует сокращению потери электричества.

Изготовление пистолета

Пистолет можно сделать из толстого листа гетинакса или же текстолита. Из них вырезается пара одинаковых деталей. В специальном углублении, сделанном в одной из заготовок, располагают кнопку для включения и кронштейн для закрепления электрода.

Изготовление электрода

Электрод также можно сделать самостоятельно. С этой целью берутся прутья из меди с круглым сечением или трубки из бронзы или меди, удобные для соединения с кабелем, подводящим ток.

Со стороны рабочей части электрода делается прорезь для вставления шайбы приварки. Если за основу электрода взята трубка, то ее рабочий конец расплющивается, и только после этого делается прорезь.

Сделать споттер для кузовного ремонта своими руками из старой микроволновой печи и других ненужных деталей не так уж и сложно. Главное — терпение и внимательность.

Похожие статьи:

mnogoznanie.ru

Выбор споттера: плюсы и минусы

23.05.2016

В каждом кузовном цеху автосервиса, как правило, есть споттер - это сварочный аппарат контактной сварки для выправления вмятин. Обращаясь к истории авторемонта, невероятно представить, как раньше обходились без споттера, работая обычным молотком и поддержками. Появление споттера значительно облегчило работу жестянщика. Выправление стальных деталей кузова стало проще и быстрее, нет необходимости в полной разборке детали, появилась возможность быстрой выправки без доступа к обратной стороне.

Как работает споттер?

Принцип работы споттера прост: благодаря наличию электрического сопротивления в месте контакта с деталью при пропускании тока в момент замыкания цепи происходит сильный разогрев и приваривание электрода из более мягкой стали к ремонтируемой детали. Далее, с помощью обратного молотка устраняют вмятину, и в заключении аккуратно отламывают электрод от точки сварки. При необходимости процедуру повторяют. Всё просто и понятно при условии, если аппарат корректно настроен, и правильно подобраны расходные электроды.

Что здесь важно?

Электрод в точке ремонта должен быть слегка зафиксирован путем приваривания и ни в коем случае не должен ввариваться или прожигать отверстие. Электрод не должен отрываться от удара обратного молотка, но при этом должен легко отламываться в любой момент. Сила тока и длительность импульса сварки рассчитываются в зависимости от  толщины стальной детали и формы электрода. Сочетание этих величин (A+t) позволяет легко, качественно и быстро выполнять сложные операции без переделок. Неправильный выбор одной из этих величин приводит к порче детали, увеличению времени и материальных ресурсов на исправление испорченного. Но иногда отдельные производители дешёвых споттеров искажают эти параметры, указывая завышенные значения (например, для трансформатора, а не для электрода). При недостаточной мощности споттера производителям ничего не остаётся, как увеличить продолжительность импульса, тем самым перегревая точку прихвата электрода.

Ещё чаще производители предлагают пользователю самому настраивать силу тока и продолжительность импульса, полагаясь на прочтение им инструкций и схем, прилагаемых к споттеру. Но, как известно, к инструкции прибегают в самый последний момент, если она вообще имеется и понятно написана.

Можно ли сделать удобный споттер с интуитивно понятным управлением, при котором отсутствие под рукой инструкции будет не так критично?  

Вот что  для современного споттера важнее всего:

Что можно предложить?

Споттер HAMMER TT производится в Европе. Масса аппарата – не более 14 кг, а размеры не превышают размеры футбольного мяча. Благодаря полностью медной электропроводке, включая трансформатор, и качественному медному стержню обратного молотка удалось достичь максимального КПД при энергопотреблении 2,3 кВт.

HAMMER TT создан для профессионального применения в промышленных условиях и позволяет ремонтировать стальные детали кузова любой сложности. Выбор инструмента осуществляется единственным поворотным регулятором на панели управления, что значительно сокращает время и исключает ошибки, связанные с настройкой длительности импульса.

Споттер используется в автомастерских для ремонта кузова, где облицовочный металл в среднем имеет толщину: 0,6 - 0,8 – 1,0 мм. Учитывая эти значения, стало возможным создать аппарат, автоматически вычисляющий параметры сварки. Остаётся выбрать необходимый инструмент с помощью поворотного регулятора. «Синергия» значительно ускоряет и упрощает работу, исключая ошибки.

Часто задаваемый вопрос: «Хватит ли споттеру мощности для выправки порогов и стоек». Ответ: «Да, если электроды использовать по назначению». Разве выправляющие аксессуары нужно сильно вваривать? Есть специальные кольца и приспособления для увеличения усилия вытяжки до 4 тонн, которые помогут минимизировать повреждения от сварки.

Мощности аппарата достаточно для приваривания треугольников и колец током 800 – 1000 А, волнистой проволоки -  1000 – 1200 А, медным электродом – 1400 А, разогреть поверхность графитовым электродом током 2200 А и осадить выпуклости после приваривания треугольника.

Споттер не может выполнять сварку клещами, так как для сварки современных сталей требуются токи  9000 – 13000 А, которые может обеспечить только инверторный блок, а это уже совсем другие сварочные аппараты с иными технологиями.

 

 

www.redhotdot.ru

Споттер своими руками: схема

Кузовной ремонт нужен всегда. Сделать его комфортным, эффективным и удобным – мечта каждого мастера. Выправить деталь с нарушенной геометрией можно разными способами, но если провести ремонт изнутри не получается, то на помощь приходит споттер для рихтовки. При помощи этого аппарата процесс выпрямления неровности занимает гораздо меньше времени и сил – вмятина вытягивается наружу. Разборка автомобиля не производится. Имея определенные знания, можно сделать споттер для рихтовки авто своими руками.С помощью качественного споттера кузовной ремонт завершится в максимально короткие сроки

Принцип работы споттера

Аппарат состоит из двух основных частей – блока управления и пистолета. Действие рихтовочного инструмента основано на методе точечной сварки. Споттер для рихтовки авто работает при помощи следующих аксессуаров:

“Для осадки лучше использовать медный электрод – он не перегревает металл”

Кузов в месте крепления наконечника обратного молотка или шайбы обязательно зачищается до металла. Таким же образом подготавливает кусочек детали, чтобы закрепить на нем массу (заземлить). Провод крепится при помощи зажима непосредственно на дверь или через магнитный держатель, если нет возможности зацепиться. Когда изготавливается споттер своими руками, то к поверхности приваривается болт и на него вешается масса.

Какие бывают споттеры

Выпускаются различные модели споттеров, но все они делятся на две группы:

  1. Трансформаторные – простые модели работают от обычной розетки. Они используются для простых операций. Трехфазные агрегаты обладают более широкими возможностями, так как имеют повышенную мощность. Трансформаторные споттеры не справляются с оцинкованными поверхностями
  2. Инверторные – в них преобразователь тока позволяет запитаться от любого напряжения. Споттеры подходят для выполнения любых работ

Приобретение любого аппарата для рихтовки – достаточно затратная процедура. Имея понимание того, как работает устройство, можно сделать самодельный споттер.

Что нужно для изготовления споттера

Устройство можно целиком собрать самостоятельно, а также изготовить из аккумулятора или сварочного аппарата.

Чтобы сделать споттер с нуля нужно иметь:

Под аппарат изготавливается корпус, сделать который лучше на колесах.

Аппарат для сварки – основа для споттера

Можно изготовить аккумуляторный споттер – бюджетный вариант не требует подключения к электросети, а лишь периодической подзарядки. Однако чаще всего среди самодельных приборов встречается споттер из сварочного аппарата – в нем уже есть вся начинка. Остается только подготовить трансформатор для создания нужной силы тока и сделать пистолет.

Аккумуляторный споттер — долговечное и незаменимое для кузовного ремонта устройство

Чтобы сделать споттер из сварочного аппарата, необходимо:

  1. Снять вторичную обмотку
  2. Сделать временную обмотку из медного провода для расчета количества витков на 1 Вольт – измеренное напряжение делится на количество витков
  3. Сделать расчет количества витков из расчета на 6 В
  4. Из провода от снятой вторичной обмотки сделать 2 шины сечением 160 мм2 или больше с попеременной изоляцией бумажным скотчем и тканевой изолентой – несколько тонких проводов могут соединяться между собой тканевой изолентой
  5. Шины ровно наматываются трансформатор, при этом жесткое крепление к нему не является обязательным
  6. Проверяется мощность и изготавливается пистолет

Работа с самодельным инструментом требует особого внимания к технике безопасности – все электрические контакты должны быть изолированы

Аппарат для рихтовки можно изготовить из любого приспособления для сварки, например, изготавливаются споттер из инвертора, полуавтомата, клещей для точечной сварки.

Как изготовить пусковое устройство

Для соединения пистолета с трансформатором подойдет термоизолированный провод с максимальной длиной 2,5 м и таким же сечением, как у шины. Иные параметры провода потребуют корректировки в намотке трансформатора. Наконечник для заземления делается из куска трубы.

Пистолет можно изготовить пистолета для клея. Если делается споттер из полуавтомата, то уже имеется практически готовый инструмент – к нему нужно лишь приделать латунную ось обратного молотка. Рукоятку пистолета даже выпиливают из фанеры, а затем вставляют в нее кнопку и ось обратного молотка. Металлической болванке обеспечивается свободный ход по оси. На конец стержня припаивается острый наконечник – инструмент работает как прибор точечной сварки.

Сборка споттера из аккумулятора

Чтобы смастерить споттер из аккумулятора, нужно:

Чтобы собрать споттер своими руками из аккумулятора, подойдет любое втягивающее реле.

Сборка пуллера

Пуллер для споттера своими руками тоже сделать нетрудно. Это приспособление поможет мягко вытянуть имеющиеся вмятины. Для него потребуется:

  1. Пистолет для герметика – используется в качестве рукоятки
  2. Металл толщиной 2 мм – из него делается конусообразная насадка с кольцом внизу
  3. Болгарка, сварка

Инструмент собирается при помощи втулок, которые вытачиваются под заказ. На проводящую ток ось крепится самодельный наконечник – он будет вытягивать вмятины на автомобиле, упираясь на круговое основание пуллера. При желании изготавливается две или три насадки с разным диаметром круга.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОИНСТРУКЦИЮ

Использование споттера помогает отрихтовать поверхность быстро и качественно. Кузов не разбирается, потому что инструмент отлично работает в труднодоступных местах. Для самостоятельного изготовления инструмента понадобятся сварочный аппарат или аккумулятор.

krasimavtomobil.ru

Как сделать споттер своими руками: подробная инструкция

Понятие spotter, его русское название споттер, спотер, спот, с английского переводится как «указатель цели» или от основы слова – «точка». Это оборудование, которое относится к одному из видов сварочных аппаратов и по смыслу полностью отвечает своему наименованию. Споттер – аппарат для односторонней точечной сварки, действующий по принципу токового сопротивления. Работа системы споттера заключается в выделении определенного количества тепловой энергии в зоне соприкосновения со свариваемым материалом во время прохождения тока.

Купить споттер

Делятся споттеры на два вида: трансформаторы и инвертора. Трансформаторный споттер своими руками изготовить можно, а вот инверторный собирается только в промышленном производстве. Spotter используется для процесса кузовных работ авто, где действия полуавтомата или ручных инструментов не принесут желаемых результатов. Споттером удаляются вмятины, путем вытягивания.

Из чего состоит споттер и как им пользоваться

Споттеры визуально представляют собой аппарат, который состоит из коробки, кабеля, пистолета (стаддера) и острого прута (электрода). В коробке находится вся система сварочного аппарата, в том числе трансформаторы или инвертора. Сам процесс точечной сварки для кузовных работ авто выглядит так: на месте поврежденного металла приваривается крепеж, к которому закрепляется споттер и с помощью дополнительных механизмов или вручную вытягивается вмятина. Этот способ удобен тогда, когда выровнять поверхность кузова изнутри неудобно или невозможно. При этом существует много преимуществ работы с таким специализированным оборудованием – минимум сил, быстро и без рисков нанести больший ущерб.

Для того чтобы максимально быстро и четко произвести кузовные работы авто нужно соблюдать определенный порядок и технологию процесса, а также учесть небольшие нюансы:

Как сделать споттер своими руками

Зная устройство сварочного аппарата, можно смело решиться сделать споттер своими руками. Самодельный Spoter будет состоять из подручных деталей, купить нужно только то, чего дома, обычно, не бывает (если желающий собрать споттер не мастер-ремонтник). Суть устройства такова: блок управления передает на стаддер ток, который доходит до электрода, на котором перемещается обратный молоток (металлическая болванка). С помощью обратного молотка корректируется деформированный участок поверхности кузова авто.

Купить сварочный аппарат такого типа не всегда может быть целесообразно, тем более что стоимость качественного оборудования не так уже и мала. Потому рассмотрим устройство аппарата, чертежи и разберемся как быстро и из чего сделать самодельный споттер. Разберем по схеме блок управления, трансформатор и пистолет.

Блок питания своими руками

Блок питания состоит из трансформатора и диодного моста, который собирается на диодах Д226Б. Они необходимы для зарядки емкости С1. В свою очередь конденсатор открывает тиристор V9, после нажатия кнопки S3. Тиристор помещается в диагональ моста, от которого питается обмотка (первичная) трансформатора Т2. Когда тиристор открыт – происходит процесс сварки, а после того, как емкость исчерпает свой заряд, происходит закрытие тиристора, и, соответственно, работа устройства прекращается. После отпуска кнопки S3 конденсатор C1 снова начинает заряжаться. Длительность импульса регулируется резистором переменным R1. Трансформатор обязательно должен быть мощным.

Тиристор ПТЛ 50 можно поменять на ТЧ 40, а также на ТЧ 80. Можно составить другую схему, в которой вместо ПТЛ 50, питающего обмотку трансформатора, использовать симистор. Управляется симистор оптопарой, а диодный мост заменить на стабилизатор по микросхеме LM317. Как стабилизатор, можно использовать любой блок питания, который даст хотя бы 10 Вольт. Переменный резистор RP1 устанавливается в цепи провода микросхемы и им можно корректировать напряжение для зарядки конденсатора. Этой манипуляцией регулируется продолжительность импульса для сварки. В случае короткой длительности сварки, следует увеличить емкость С4.

Споттер своими руками: мотаем трансформатор

В процессе создания споттера своими руками, самой трудоемкой работой считается изготовление трансформатора. Обмотка занимает длительное время, но без этого этапа результата не будет (разве что в наличие есть лишний трансформатор). Мотать можно на Ш-образном и кольцевом железе. Провод для второй обмотки можно брать медный или алюминиевый. Изоляцию между мотками нужно делать хорошую из лакоткани или бумаги трансформаторной в несколько слоев (5-6). Бумагу можно, для надежности, пропитать парафином.

Самодельный обратный молоток

Обратный молоток нужен для рихтовки кузовной поверхности. Сначала нужно собрать пистолет и присоединить его к блоку управления. Для этого берется толстый кабель, который присоединяется к электроду, а на кнопку нужно вывести три провода. Длина электрода должна быть в пределах 40-45 см, а в диаметре 12-16 мм. На электрод одевается тяжелая болванка. Она и будет обратным молотком, перемещаться должна свободно. На конец электрода нужно приварить острый наконечник, которым и производится контакт с поверхностью кузова при рихтовке авто.

Силовой соединяющий кабель должен иметь сечение равное или большее, чем шина вторичной обмотки трансформатора. Рекомендуемая длина проводов не должна превышать 2,5 м. На этом, подведем итоги: изготовить споттер своими руками реально.

Купить споттер

Устал платить за штрафы? Выход есть!

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - НАНОПЛЁНКА, которая скрывает ваши номера от ИК камер (которые стоят по всем городам). Подробнее об этом по ссылке.

загрузка...

kuzovspec.ru

Самодельный споттер из аккумулятора и втягивающего реле 

Если ваша деятельность, так или иначе, связана с исправлением геометрии деталей на кузове автомобилей, лучшим помощником в этом вопросе станет споттер. Этот аппарат, с помощью которого осуществляется точечная сварка, поможет вам вернуть изначальное состояние таким кузовным деталям, как:

Главное преимущество использования споттера для кузовного ремонта, заключается в возможности аппарата осуществить выравнивание поверхности, имея доступ лишь к ее внешней части. Это позволяет осуществить ремонт любой конструкционной детали. Оснащен такой аппарат обратным молотком.

Принцип работы устройства таков: он приваривается к металлической поверхности автомобиля и при помощи точечного воздействия сантиметр за сантиметром вытягивает металл.

Рихтовка кузова самодельным споттером из АКБ

Вся работа происходит быстро и не требует засверливания технологических отверстий, которые предназначаются для правки металла. Кроме того, не нужно крепить к кузову автомобиля дополнительные комплектующие.

Если вы занимаетесь ремонтом авто, у вас, скорее всего, наблюдается большой поток клиентов. Чтобы ускорить работу по выравниванию вмятин, вам требуется:

Сделать споттер своими руками довольно реально, воспользовавшись верной схемой.

Причем самодельный споттер ничем не будет уступать покупному, вот только обойдется вам в несколько раз дешевле. Все, что требуется — старый аккумулятор большой мощности.

Аккумулятор для самодельного споттера

Необходимый материал

От знакомых работников автосервиса можно нередко услышать, что аккумуляторный споттер ничем не уступает обычному. Брать для него желательно старый аккумулятор: во-первых, его не жаль, а во-вторых, он будет функционировать на токе, близком к току короткого замыкания. Конечно, срок эксплуатации такого изделия будет более коротким, чем эксплуатация обыкновенного споттера, однако потраченные на покупку деньги с лихвой покроются сниженными затратами на ремонт авто.

Чтобы изготовить аккумуляторный споттер, вам понадобится:

Электрическая схема споттера

Споттер из АКБ и втягивающего реле подключается так, как показано на схеме, а именно:

Втягивающее реле устанавливается на АКБ, чтобы соединить множество контактов. Если у вас есть возможность, установите разборное реле, которое вы в любой момент сможете снять и почистить. Если можно вытянуть внутреннюю его часть, она нуждается в укорачивании и завальцовке. Это предотвращает потерю штока. На этом все трансформации реле заканчиваются.

Кроме того, вам потребуется своими руками вмонтировать кнопку, чтобы управлять импульсом.

Она монтируется либо на самом проводе, либо на пистолете. Подключение детали происходит от положительно заряженного провода (в авто к этому контакту подходит кабель от замка зажигания). К свойствам самодельной кнопки нет определенных требований — нужно, чтобы она выдержала 5—7 А тока.

Втягивающее реле для аккумуляторного споттера

Также уделите внимание проводам. Эффективной работа с ними будет тогда, когда вы возьмете короткий и толстый кабель. Его длина должна быть меньше 1,5 м и ограничиваться потерями в самом изделии, ведь сварка характеризуется большими токами.

Пистолет для сваривания деталей можно соорудить своими руками даже из дерева, а фиксатор для шайб — из латуни или же меди. Можете использовать трубку от кондиционера, а на конце небольшой трубки сделать прорезь. Это даст возможность удобно вставить шайбу на место.

Перед тем как начать работу, произведите зарядку аккумулятора. Соответственно, после работы снова поставьте устройство заряжаться.

Набор расходных материалов для споттера

Преимущества и недостатки

Изготовленный своими руками споттер имеет такие достоинства по сравнению с покупным аналогом:

Однако и недостатков у самодельной техники достаточно. Среди них специалисты выделяют:

Чтобы понизить затраты на изготовление самодельного устройства, некоторые делают споттер из трансформатора, который стоит в микроволновой печи. Многие скептически настроены к такой технике, так как считают, что она не сможет обеспечить необходимое количество рабочего тока. Это происходит из-за меньшего размера сечения железа трансформатора. Если вам не подходит вариант с аккумулятором, можете попробовать изготовить технику из трансформатора освещения или от аппарата для сварки, произведя перемотку вторичной обмотки. Сила тока в таком устройстве должна достигать хотя бы 500 А.

Автор: Баранов Виталий Петрович

Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.

okuzove.ru


Смотрите также