Прокатка дисков легкосплавных дисков
Ремонт стальных и легкосплавных колёс
О такой операции, как прокатка колёсных дисков, слышал каждый водитель — она помогает устранить повреждения, полученные при наезде на крупную неровность либо ином сильном ударе. В объявлениях, размещаемых автосервисами на биллбордах и в интернете, также часто встречается и такая услуга, как прокатка литых дисков. Однако специалисты говорят, что ремонт легкосплавных колёс методом прокатки недопустим, поскольку диски при этом теряют свои свойства. Поэтому стоит очень внимательно уточнять, как именно будут выполняться восстановительные процедуры.
Стоит уточнить все формальности перед прокаткой дисков
Ремонт стальных колёс
При повреждении штампованного диска, произведённого из высокопрочной стали, восстановление будет осуществляться очень простым способом. Для придания металлу большей пластичности он предварительно прогревается, а потом подвергается обработке движущимися с высокой скоростью роликами. Этот процесс называется прокаткой — с его помощью можно выровнять диск полностью либо устранить небольшое повреждение в одной его части. Эксперты говорят, что прокатка позволяет достичь лучших результатов, чем при выравнивании стальных дисков молотком, поскольку после неё колесо не нужно подвергать сложной балансировке.
Прокатка недопустима только в единственном случае — когда обод колеса содержит очень крупные трещины и разрывы, а также при сильном его отрыве от ступицы. Также работники шиномонтажных мастерских часто отказываются выполнять ремонт штампованных дисков, если глубина полученной вмятины превышает 5 сантиметров. При прокатке такие колёса нередко лопаются, что расценивается некоторыми клиентами, как умышленное повреждение имущества.
Диски с небольшими повреждениями могут подвергаться холодной прокатке, которая считается щадящей. Если процедура, сопровождающаяся серьёзным нагревом, изменяет молекулярную структуру стали, то здесь этого не происходит. Однако ролики такого станка изнашиваются намного быстрее, что делает услугу более дорогой для водителя. После прокатки стальной диск желательно проверить на соответствие заданным производителем параметрам — в результате механической обработки он может немного деформироваться. В таком случае геометрические размеры автомобильного компонента восстанавливаются, после чего он подвергается повторной прокатке и балансировке.
Восстановление любых дисков лучше поручить специализированному колёсному центру. Если обычные СТО и шиномонтажные мастерские часто пользуются устаревшим подержанным оборудованием, то в этом случае собственники не скупятся на оснащении своего предприятия. Применение новейших станков с прецизионными допусками позволяет добиться идеальной балансировки колёс после первой прокатки, а также избежать их случайного повреждения при механическом воздействии. Кроме того, колёсные центры нередко приобретают лазерные измерительные комплексы, с помощью которых удаётся замерить основные параметры ремонтируемого изделия.
Восстановление легкосплавных дисков
Литые диски намного прочнее стальных, однако, их подводит жёсткость. После приложения большой силы к их поверхности сплав цветных металлов не прогибается, а попросту лопается. Конечно, вмятины также могут появляться на легкосплавных колёсах, однако такие случаи встречаются реже, чем при использовании штампованных дисков.
Жёсткость цветных металлов заставляет использовать нагрев до высокой температуры при ремонте колёс. Однако если сталь полностью теряет свои свойства после нескольких циклов нагревания, то для алюминия вполне достаточно одного. Поэтому ремонт колёсных дисков путём их горячей прокатки неизбежно приводит к существенному снижению прочности. Восстановить удаётся только первоначальный внешний вид изделия, чем пользуются многие мошенники. Однако при покупке распознать отремонтированные литые колёса будет очень просто — сильный нагрев оставляет пятна, устранить которые можно только путём их закрашивания.
Способ холодной прокатки при ремонте легкосплавных дисков практически не применяется, что связано с огромной трудоёмкостью такой работы. Вначале необходимо лёгким молоточком выровнять полученное повреждение, что отнимает огромное количество времени, и только затем укладывать колесо на станок. Хотя относительно недавно начали появляться специализированные центры по ремонту литых колёс, использующие безопасные методики — их услуги стоят недёшево, однако они дают гарантию прочности обработанного диска.
Лопнувшие легкосплавные диски обычно восстанавливают при помощи аргоновой сварки — при этом трещину заделывают специальной присадочной проволокой, состав которой подбирается для каждого изделия индивидуально. Но результативность такого ремонта очень сомнительна, поскольку большинство производителей литых колёс недвусмысленно указывают в сопроводительных документах, что применение сварки категорически запрещено. Нагревание металла приводит к серьёзному изменению его молекулярной структуры, за чем следует снижение прочности и долговечности. Специалисты указывают, что все процедуры, связанные с повышением температуры легкосплавного диска, позволяют получить только временный результат. После такого ремонта допускается пробег автомобиля не более 1–2 тысяч километров, в течение которого нужно позаботиться о смене колёс.
Некоторые сервисные центры, занимающиеся продажей и восстановлением колёс, предлагают также услугу их покраски. Следует помнить, что для окрашивания дисков используется только порошковый метод с созданием высокопрочного напыления, поскольку обычная краска быстро отслаивается от поверхности быстро вращающегося колеса. После покраски нужно обязательно выполнять балансировки, поскольку добиться её равномерного нанесения практически невозможно. Обязательно нужно выполнять регулярную окраску стальных дисков, чтобы защитить их от коррозии, а также изделий с высоким содержанием магния, поскольку они могут повреждаться при контакте с водой.
Возможные опасности
Обращаясь к предприятию, занимающемуся восстановлением дисков, обязательно уточните, какой станок для прокатки будет использоваться при выполнении ремонтных процедур. Сильный нагрев очень вреден даже для штампованных стальных колёс, тогда как легкосплавные диски он способен полностью разрушить. Конечно, внешне колёса будут казаться целыми, однако при наезде на небольшое препятствие они могут сильно деформироваться и даже лопнуть. Это приведёт к очень серьёзным последствиям, вплоть до возникновения ДТП и получения травм людьми. Поэтому при появлении небольшой вмятины в легкосплавном диске стоит использовать для его ремонта метод холодной прокатки. Если же повреждение можно назвать серьёзным, лучше сразу приобрести новое колесо.
365cars.ru
Пару слов о ремонте автомобильных дисков — а стоит ли?
В одной из статей мы уже определялись с выбором дисков для авто, рассмотрев плюсы и минусы как литых легкосплавных дисков, так и стальных. Надеюсь, нераскрытых вопросов не осталось.
Как и с любыми деталями в теле автомобиля, с колёсными дисками остаётся открытым вопрос ремонта. Всё в машине со временем склонно приходить в негодность (если только Ваш железный конь не стоит в гараже одиннадцать месяцев в году). Дорожное покрытие способствует тому, что из строя выходят не только элементы подвески. При удачном попадании в ямы на приличной скорости есть вероятность повреждения диска. Помимо ям на дорогах колёса страдают при парковках при ударе о бордюр. Да мало ли случаев может случиться?
Прокатка литья
Если повреждения еле заметны невооружённому глазу, то вполне можно попытаться отдать литой диск на прокатку для придания ему прежней точной геометрии. Производится эта процедура на том же оборудовании, что и для стальных дисков. То есть вытягивают и прокатывают специальным гидравлическим прессом с роликовыми профилями. Контроль геометрии ведут либо с помощью маркировки поверхности, либо лазерным измерителем.
В случае, когда обод погнулся незначительно и само по себе повреждение напоминает о себе только показаниями на балансировке и количеством грузиков, то холодная прокатка с большой вероятностью восстановит поверхность колеса. Для ликвидации большой вмятины прокатка будет длиться уже часа полтора (а то и больше). Очень многие мастера, не желая долго возиться с одним колесом, не долго думая, при прокатке нагревают диск паяльной лампой или сваркой, что бы дело пошло быстрее. Ни с коем случае позволять этого делать нельзя, иначе диску хана.
Не нужно забывать, что литой легкосплавный диск имеет цельную кристаллическую структуру металла. При местном нагреве до высоких температур вся эта структура безнадёжно разрушается, и в месте нагрева возникают напряжения. А Вы представляете, с какой скоростью вращается тяжёлый диск на оси при движении автомобиля? Малейший удар в точке напряжения может вообще расколоть колесо. А если Вы будете в это время ехать на автомобиле на скорости под сотню, то смешного тут мало.
Так что как только увидите, что мастер схватился за паяльную лампу и собирается греть Ваш диск, напомните ему, что делать этого крайне нежелательно. Если он будет настаивать на своём «да я тыщу раз так делал, всё будет нормально» – забирайте свой диск и уходите оттуда. В конце концов, ездить на автомобиле с таким диском будет не мастер с шиномонтажа, а Вы.
Сварка литого диска
Вот это уже самая крайняя мера, на которую стоит идти. С технической точки зрения можно подчинить диск с любым повреждением. Даже если он развалился на несколько кусков, нет ничего невозможного. Всё это лишь вопрос времени и денег. Современные аппараты дуговой сварки в среде инертных газов (так называемая «аргонная сварка») позволяют устранять и трещины обода диска, и сварить лопнувшие лучи, и даже наварить отсутствующий фрагмент обода.
Трещина или иной повреждённый участок диска, прогревается на всю глубину, проваривается с двух сторон и трещина полностью заполняется металлом. После сварочный шов филигранно шлифуется и полируется. После колесо кидают на балансировку и вручают владельцу со словами «как будто только что из магазина».
Но не стоит забывать, чем чреват нагрев диска. Если обычный нагрев для рихтовки литого диска крайне нежелателен, то что уж говорить о сварке? Сам по себе процесс сварки, материал сварочной проволоки – всё это уже не то. Внутреннюю структуру диска не восстановить никакими силами. Кто-то может возразить, мол всё потом тщательно балансируется с высокой точностью. Но тут речь идёт о внутренних напряжениях металла после термической обработки. Никто не даст гарантию, что литой диск после сварки выдержит 800-1000 оборотов в минуту, да ещё и при нагрузке в треть тонны. Вы уверены? Вот в этом то всё и дело. Разрушение может случится на следующий день, а может и через полгода. Это рулетка в чистом виде, господа.
Так что если литой легкосплавный диск по каким-либо причинам лопнул или от него откололся кусок, лучше не рисковать и как бы жалко не было (и дисков и денег), лучше купить новые.
Да, и ещё. Нужно очень внимательно относится к покупке литых дисков бывших в употреблении. Некоторые хитрые товарищи специально ремонтируют поломанные диски, что бы потом продать их и хоть как-то возместить утрату. Их сваривают, шлифуют и полируют. Что бы не было заметно следов нагрева металла, колёса красят порошковой краской. Выявить какие-то следы ремонта можно только с помощью дефектоскопа. Но много ли тех, кто будет проверять колёса на скрытые дефекты?
Так что лучше не рискуйте лишний раз. Это Ваша жизнь, она одна.
Другие обзоры шин и дисков:shina-gear.com
Колесные диски: ремонтировать или менять? - журнал За рулем
Материалы по теме
Не только от неожиданных встреч с ямами или ухабами на дороге страдают колесные диски. Их легко повредить, прижавшись, например, к высокому бордюру. Да и реагенты, которыми поливают столичные дороги, не щадят лакокрасочное покрытие. Но косметические изъяны — это не страшно. Да, неприятно и некрасиво, но с этим можно ездить. В крайнем случае, диск отдают на перекраску. А вот если влетите на скорости в яму с острыми краями, последствия могут быть куда трагичнее. Вы не только «приговорите» шину, но и спишете диск. Особенно если он литой. Ведь такой диск имеет цельную структуру металла, и в случае повреждения восстановить ее полностью невозможно. Но обо всем по порядку.
Покраска
Начнем с наименьшего из зол — потери привлекательного внешнего вида дисков. Вернуть былое состояние может порошковая покраска. Перед процедурой диски моют абразивным чистящим средством и просушивают. Затем наждачной бумагой снимают прежнее покрытие. Спецраствором обезжиривают поверхность. Краску наносят пистолетом с электростатическим эффектом: частички краски прилипают к диску за счет статического заряда. Затем диск помещают в специальную печь, где выдерживают при температуре до 200°C для достижения полимеризации краски. Процесс занимает около 15 минут.
Диски можно покрасить и акриловой краской. В отличие от порошковой, которая основана на сухом концентрате, акриловая — жидкая. И это существенно упрощает процесс. Плюс, если порошковой краской покрывают диски целиком, то акрилом можно окрасить часть поверхности, нанести определенный рисунок, к примеру. Для этого не обязательно обращаться к профессионалам. Краски продают в аэрозольных баллончиках, это позволяет работать в гаражных условиях.
Порошковая покраска способна вернуть диску привлекательность. Стоимость покраски одного литого диска R16, в зависимости от сложности работ, примерно 2000–3000 рублей. За диск 21-го диаметра попросят 4000–5500 рублей. Порошковая покраска способна вернуть диску привлекательность. Стоимость покраски одного литого диска R16, в зависимости от сложности работ, примерно 2000–3000 рублей. За диск 21-го диаметра попросят 4000–5500 рублей. | Акриловой краской можно покрыть не весь диск, а, к примеру, нанести рисунок. Акриловой краской можно покрыть не весь диск, а, к примеру, нанести рисунок. |
Покраска штампованных дисков почти ничем не отличается от окраски кузова. Поверхность очищают от грязи, моют, обезжиривают и высушивают. Затем грунтуют, красят и наносят лак.
Прокатка
Если повреждения диска незначительные, его можно отдать на прокатку, причем как литой, так и стальной. Оборудование для прокатки дисков одно и то же — будут различаться лишь цены. Стальной диск ремонтопригоднее, и восстановить его дешевле. Сталь более податлива, так что прокаткой можно убрать осевое биение, вмятины на ободе и другие деформации. К слову, если на ободе образовалась настолько крупная вмятина, что нарушилась герметичность колеса, то в случае со стальным диском погнутый край можно выправить кувалдой даже в полевых условиях. А вот с литым диском такой фокус, увы, не пройдет.
Процедура следующая: диск прокатывают и вытягивают гидравлическим прессом с роликовыми профилями. Контроль геометрии поверхности диска ведется с помощью лазерного измерителя.
Диск прокатывают и вытягивают гидравлическим прессом с роликовыми профилями. Диск прокатывают и вытягивают гидравлическим прессом с роликовыми профилями. | Штампованный диск восстановить легче, чем литой. Оттого и цены на ремонт таких колес ниже. Штампованный диск восстановить легче, чем литой. Оттого и цены на ремонт таких колес ниже. |
Ориентировочные цены на прокатку колесных дисков в Москве, руб.
Диаметр, дюймов | Штампованные | Литые |
13 | 400 | 600 |
14 | 500 | 700 |
15 | 600 | 900 |
16 | 700 | 1100 |
17 | 800 | 1300 |
18 | 900 | 1500 |
19 | 1000 | 1700 |
Если литой диск погнулся незначительно и поддается балансировке при помощи дополнительных грузиков, прокатка может помочь. Она придаст диску первоначальную идеально круглую форму. Плюс, грузиков на колесе станет меньше. Универсальные грузы приклеиваются к внутренней стороне диска. Зимой, при частых перепадах температур или при мойке колес под высоким давлением клейкая лента может не выдержать, и груз отвалится. А это скажется на балансировке колеса. Не будем забывать и о том, что через небольшую вмятину на боковине диска из шины может подтравливать воздух. С помощью прокатки небольшие вмятины уберут. Весь процесс займет не более часа.
Повреждения диска влияют на балансировку колеса. Согласно техрегламенту максимальное отклонение не должно превышать 0,5 мм, как в осевом, так и в радиальном направлениях. Если показатели выше, на руле будет ощущаться биение во время движения даже по идеально ровной дороге.Повреждения диска влияют на балансировку колеса. Согласно техрегламенту максимальное отклонение не должно превышать 0,5 мм, как в осевом, так и в радиальном направлениях. Если показатели выше, на руле будет ощущаться биение во время движения даже по идеально ровной дороге.
Если же вмятина большая, процедура прокатки занимает два и более часа. Чтобы ускорить процесс, горе-мастера нагревают место вмятины паяльной лампой. Этого нельзя делать ни в коем случае. Дело в том, что у литого диска цельная структура металла, и локальный нагрев разрушит эту структуру гораздо сильнее, чем прокатка «холодного» диска. В местах нагрева возникнут сильные напряжения металла. Если в дальнейшем точкой напряжения угодить в яму, особенно с острыми краями, это спровоцирует разрушение диска, что, в свою очередь, чревато серьезной аварией.
Аргонная сварка
При сильном ударе на одном или нескольких лучах диска могут образоваться трещины. Но, допустим, водитель вовремя решил остановиться и проверить на повреждения колеса. Заметил трещину и установил запасное колесо. Теперь необходимо решить, что делать с поврежденным диском: выбросить или все же попытаться его отремонтировать?
Современные аппараты аргоно-дуговой сварки позволяют сварить лопнувшие лучи диска, устранить трещину обода и даже наварить отколовшийся фрагмент обода. Присадочный материал подбирают по составу диска. Скажем, если диск лопнул, значит, в его составе преобладает кремний, и тогда берут кремниевую проволоку. Если диск погнут, в его составе преобладает магний. Используют магниевую проволоку. Современные аппараты аргоно-дуговой сварки позволяют сварить лопнувшие лучи диска, устранить трещину обода и даже наварить отколовшийся фрагмент обода. Присадочный материал подбирают по составу диска. Скажем, если диск лопнул, значит, в его составе преобладает кремний, и тогда берут кремниевую проволоку. Если диск погнут, в его составе преобладает магний. Используют магниевую проволоку. | Теоретически, восстановить при помощи аргонной сварки можно и такой экземпляр, но ответственный мастер за подобную работу не возьмется — слишком велик риск. Теоретически, восстановить при помощи аргонной сварки можно и такой экземпляр, но ответственный мастер за подобную работу не возьмется — слишком велик риск. |
Аргонной сваркой можно устранить практически любое повреждение диска, даже если он развалился на несколько частей. Поврежденный участок диска зачищают, прогревают на всю глубину, проваривают с двух сторон. Таким образом, трещина заполняется металлом. После сварки швы шлифуют, полируют, а затем балансируют сам диск.
Примерная стоимость работ по сварке дисков аргоном:
- стоимость сварочного шва за 1 см — 150 рублей
- наплавление борта диска с внутренней стороны — 300 рублей за 1 см
- наплавление борта с внешней стороны — 400 рублей за 1 см.
Колесные диски придают шарма внешности автомобиля, и любое их повреждение расстроит владельца... Колесные диски придают шарма внешности автомобиля, и любое их повреждение расстроит владельца... | Не стоит экономить на своей безопасности. Увидели загнутый обод — замените диск. Не стоит экономить на своей безопасности. Увидели загнутый обод — замените диск. |
Внешне восстановленный диск выглядит не хуже нового. Но долго ли протянет такое колесо — ведь нагрузки на него не маленькие? Ассоциация европейских производителей колесных дисков (EUWA) против сварки треснувших легкосплавных колес. Специалисты считают, что диски нельзя ремонтировать с помощью сварки, так как нагрев приводит к изменению молекулярной структуры металла и накоплению остаточных деформаций. К тому же никто не даст гарантию того, что колесо не расколется уже на следующий день. Так что погнутый или треснутый легкосплавный диск лучше сразу выбросить и купить новый. Да, это дорого, но жизнь и здоровье дороже.
Колесные диски: ремонтировать или менять?Фото: из архива автора
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
www.zr.ru
Обзор 4 видов лучших станков для прокатки дисков
Исправление деформаций колесных дисков – одна из самых востребованных услуг, предоставляемых мастерскими шиномонтажа. Для этих целей используются стенды – специализированные или универсальные. Выбор станка с необходимым функционалом и характеристиками позволит автосервису значительно расширить спектр выполняемых работ.
Стенд для устранения деформаций колес представляет собой конструкцию, состоящую из следующих частей:
- Станина стальная или чугунная.
- Шпиндель для установки дисков разной размерности.
- Привод для вращения фланца электрический, гидравлический или ручной.
- Плита опорная с установочными винтами регулируемыми.
- Рамка для крепления и упора гидроцилиндра.
- Устройство для определения места деформации колеса.
- Гидравлический цилиндр для выполнения правок.
- Комплект оснастки для прокатки или правки колес разных форм и размеров
Технологии восстановления формы штампованных или легкосплавных (литых) дисков совершенно разные по причине различия свойств материалов, из которых они изготовлены. В первом случае стальной лист обладает достаточной пластичностью, и прокатка обода между двумя жестко закрепленными роликами реборды дает хороший результат.
Кованные или литые изделия правятся точечным воздействием на место деформации под контролем мастера с предварительным нагревом или без него.
Существует также универсальное оборудование, позволяющее производить обработку обеих типов колес.
Назначение и функции
Описываемые станки применяются для восстановления геометрии колес, получивших повреждения в процессе эксплуатации транспортного средства. Профессиональное оборудование позволяет устранить овальность диска и волнообразные деформации типа «восьмерок». Последнее преимущественно касается мотоциклетных и штампованных автомобильных колес.
Помимо основной функции часть оборудования может выполнять и другие виды работ. В частности, токарные группы, которыми оснащаются станки, позволяют:
- Восстановить посадочные полки и закраины колес.
- Устранить наплывы от сварных швов.
- Ошлифовать поверхности для восстановления декоративных свойств.
Расширенные функционал оборудования для шиномонтажа обеспечивает увеличение спектра выполняемых работ и повышение качества обслуживания клиентов.
Как выбрать станок для прокатки дисков
Специализированное и универсальное оборудование для правки колес значительно различается по характеристикам и функциональным возможностям.
При выборе такого стенда учитывается ряд факторов:
- Стоимость. Дешевое оборудование – малоэффективно и имеет ограниченный функционал. С другой стороны слишком дорогое оборудование с большими возможностями имеет большой период окупаемости. Перед покупкой следует оценить уровень спроса на услуги по правке колес конкретных видов – штампованных, литых или мотоциклетных.
- Характеристики. Большинство шиномонтажных мастерских ориентировано на обслуживание легковых автомобилей. Приобретаемый стенд должен обеспечивать возможность правки изделия диаметром до 24 дюймов, что значительно расширит круг потенциальных клиентов. Если же необходимость в станке пропадет, его можно продать выгодно и быстро.
- Функциональные возможности. Наличие дополнительного оборудования в виде газовой горелки, токарной группы или стационарного гидроцилиндра для выправления «восьмерок» существенно повышает ценность станка.
- Комплектность. Стенд должен быть оснащен нужными для работы устройствами и приспособлениями: встроенной гидростанцией, электрическим или гидравлическим приводом вращения шпинделя. В комплекте поставки должны быть большое количество оправок, а также роликов реборды разного диаметра.
Читайте также: Обзор 8 видов лучших гидравлических домкратов
Габаритно-массовые характеристики покупаемого оборудования должны соответствовать параметрам помещения (цеха, бокса) в котором его планируется установить. При этом учитываются размеры входных ворот или дверей и необходимость использования средств механизации для перемещения и монтажа оборудования.
Важно!
Особое внимание при выборе стенда следует обратить:
- На соответствие параметров электропитания оборудования для правки колес возможностям мастерской по напряжению и потребляемой мощности. Проще говоря, стенды с хорошей функциональностью обычно рассчитаны на трехфазные сети и 380 В. При отсутствии требуемого напряжения оборудование просто не будет работать.
- На наличие в комплекте поставки гидроцилиндра двойного действия, это значительно ускорит выполнение работ. Стенды с ручной накачкой малопроизводительны и не могут обеспечить надлежащий уровень точности выполнения операций.
- На возможность выполнения токарных работ, качественная правка легкосплавных колес без дополнительной обработки обода практически недостижима.
- Простоту в использовании и техническом обслуживании. Сложные станки дольше осваиваются и требуют высокой квалификации от персонала.
- Ремонтопригодность и наличие запасных частей. Интенсивная эксплуатация оборудования приводит к отказам и поломкам, устранение которых при дороговизне комплектующих нерентабельно.
Рациональная конструкция оборудования повышает точность правки.
Замкнутая рамка с большим количеством точек подвеса гидроцилиндра или упорных элементов отличается большой жесткостью. Такая конструкция повышает точность работ по восстановлению геометрии обода и посадочных поверхностей.
Не важно!
На производительность и функциональность стенда по правке колес не оказывает никакого влияния:
- Дизайн и цвет.
- Наличие хромирования на поверхностях деталей.
- Форма органов управления: кнопки включения привода шпинделя и рычага управления работой гидроцилиндра. Наличие или отсутствие подсветки также некритично.
Единственное требование к органам управления и оснастке – доступность и удобство во время работы.
Стенды для правки легкосплавных и кованых колес используются для восстановления формы и геометрических размеров изделий. Исправление деформаций выполняется путем направленного воздействия на поврежденные участки после их предварительного нагрева.
Колесо устанавливается на шпиндель через подходящее по диаметру центровочное кольцо. Крепление колеса производится при помощи болтов через штатные отверстия или с применением прижимного приспособления. Последние могут быть разной конструкции, самая распространенная из них предусматривает использование резьбы на валу шпинделя.
Правка литого колеса осуществляется при помощи отдельного гидроцилиндра, который устанавливается на опорную плиту стенда или в вырезы рамки.
Направление воздействия выбирается мастером, а усилие контролируется визуально при выполнении технологической операции.
Устранение деформации производится через подходящие по форме оправки. Токарная группа позволяет проводить обработку внутренней полки и кромок обода, а также шлифовку внешних и внутренних поверхностей.
Характеристики
Основные технические параметры оборудования для правки литых дисков, которые учитываются при выборе конкретной модели:
- размерность ремонтируемых колес;
- рабочее давление в гидросистеме;
- максимальное усилие гидроцилиндра;
- частота вращения шпинделя;
- мощность привода.
Помимо вышеперечисленных данных принимаются во внимание габаритно-массовые характеристики оборудования и условия эксплуатации.
Плюсы
Станок для правки легкосплавных и кованых дисков в максимальной комплектации позволяет выполнять широкий спектр операций. Преимущества оборудования данного вида:
- возможность устранения повреждений колес разных размеров;
- приемлемая точность восстановления формы и размеров;
- высокий уровень механизации выполняемых операций.
Стенды известных производителей отличаются простотой в эксплуатации, долговечностью и надежностью.
Читайте также: Балансировочные клещи
Минусы
Основные недостатки такого оборудования:
- сложность;
- дороговизна в обслуживании;
- высокая стоимость.
Эффективность использования оборудования в значительной мере зависит от уровня квалификации и опыта мастера.
Рейтинг
- Лучший станок по функционалу – Comec RSM240-S.
- Самая доступная модель по цене – Atek Makina Titan 5800S.
- Лучший стенд по надежности – Сибек Фаворит-Т.
Лучшие станки для прокатки стальных дисков
Исправление деформаций штампованных автомобильных колес осуществляется путем прокатки между двумя свободно вращающимися роликами реборды. Колесо устанавливается на шпинделе и закрепляется при помощи специального приспособления или болтов через штатные отверстия. Устройство крепежного узла обеспечивает возможность правки изделий с разными типоразмерами посадочной площадки.
В действие оборудование приводится встроенным электрическим двигателем через редуктор или клиноременную передачу. Стенды данного вида позволяют восстановить общую форму колесного диска: исправить эллипсность или «восьмерку», а также конфигурацию посадочной полки покрышки и бортовой закраины.
Точность станка в значительной мере зависит от конструкции рамы, качества и параметров узлов и механизмов.
Характеристики
Основные технические параметры стендов данного вида, которые необходимо знать для принятия обоснованного решения о приобретении оборудования:
- Параметры электрической сети: напряжение, одно- или трехфазное.
- Номинальная мощность привода.
- Масса и линейные размеры станка.
- Толщина материала в месте рихтовки – полки посадочной и внешнего обода.
Оценить эффективность использования стенда для прокатки штампованных колес можно по такой характеристике как производительность. Данный параметр показывает, какое количество колес со средним уровнем повреждений может быть отремонтировано в течение одного часа подготовленным работником. Высокопроизводительное оборудование необходимо для мастерских с большим количеством клиентов.
Плюсы
На основной массе легковых и коммерческих автомобилей малого класса применяются штампованные диски, ободья которых легко сминаются о бордюры или неровности дорог. Это обстоятельство обеспечивает устойчивый поток клиентов для шиномонтажной мастерской, где есть оборудование для рихтовки.
Другие преимущества таких станков:
- Возможность восстановления геометрии колес наиболее ходовых типоразмеров.
- Высокий уровень механизации и автоматизации технологических процессов. Мастер только устанавливает колесо и нужный комплект роликов, остальные действия выполняются без его участия.
- Доступность. Цена станка небольшая, что позволяет приобрести стенд большинству СТО.
Станок отличается простотой в эксплуатации и обслуживании, достаточно своевременно смазывать подшипники и следить за состоянием электрического двигателя привода.
Минусы
Главная отрицательная стороны станков данного вида состоит в узости специализации, оборудование рассчитано на выполнение определенных видов работ. Отсутствие клиентов приводит к длительному простою. Другие минусы станков этой группы:
- Быстрый износ оснастки у недорогих моделей.
- Значительное снижение точности восстановления размеров при длительной эксплуатации.
При выборе станка для прокатки стальных колес важно соблюсти баланс в соотношении трех факторов цены, функционал и качество.
Рейтинг
- Лучший по удобству использования – Премьер – Грант Сибек.
- Самый компактный станок – Titan ST-16 380 Sivik.
- Самый недорогой стенд данного вида – МД-301М Бонус.
Лучшие станки для прокатки мотоциклетных дисков
Высокая стоимость легкосплавных дисков для мотоциклов делает рентабельным процесс восстановления их формы и размеров. Для этих целей используются специализированные стенды, которые работают на тех же принципах, что и их аналоги для правки литых автомобильных колес.
Исправление деформаций осуществляется путем краткосрочных воздействий при помощи оправок подходящей формы.
В действие инструмент приводится гидроцилиндром.
Читайте также: Обзор 3 видов лучших борторасширителей
Характеристики
При выборе станка для правки дисков мотоциклетных требуется учесть следующие параметры:
- Напряжение и потребляемая электрическая мощность.
- Габариты и масса оборудования.
- Диаметр и ширина диска.
- Максимальное усилие, развиваемое гидроцилиндром.
Спектр услуг, которые могут быть оказаны при помощи данного станка, зависит от комплектности. Большая номенклатура насадок позволит устранить самые сложные повреждения дисков.
Плюсы
Одно из основных преимуществ станка для правки мотоциклетных дисков – узкая специализация. Большинство моделей стендов обеспечивает:
- Возможность установки оснастки в любом положении, необходимом для исправления деформации.
- Значительное усилие, развиваемое гидроцилиндром, достаточное для устранения повреждений дисков.
- Правка деформаций диска, которые провоцируют боковое биение («восьмерок»).
Большинство стендов снабжается встроенными гидросистемами, которые значительно облегчают работу оператора.
Мастер при этом может полностью сосредоточится на восстановлении формы колеса.
Минусы
Малая толщина стенок литого мотоциклетного диска требует большого опыта для выполнения правок. Другие минусы оборудования такого рода:
- Небольшой ресурс гидростанции.
- Сложность центровки диска при установке его на стенд.
Недостатки данного вида стендов сравнительно просто компенсируются квалификацией и опытностью мастера и строгим соблюдением инструкций по использованию.
Рейтинг
- Лучший по функциональности – Сибек Лидер Стенд.
- Лучший станок по эргономичности – Сириус Мото.
Лучшие универсальные станки для прокатки дисков
Стенды для правки штампованных и литых колес представляют собой комбинации оборудования позволяющие восстанавливать их форму и геометрию. При производстве таких станков используются узлы и агрегаты специализированных моделей.
Приобретение универсального стенда дает возможность сэкономить и обеспечить расширение спектра услуг шиномонтажной мастерской. Операции по правке легкосплавных или штампованных дисков выполняются аналогично тому, как это делается на специальном оборудовании.
Характеристики
При выборе универсальных станков для правки колес принимаются во внимание следующие параметры:
- Напряжение питания.
- Потребляемая мощность.
- Размер ремонтируемых дисков (для литых и стальных раздельно).
- Рабочее давление в гидросистеме.
- Ход штока в гидроцилиндре.
- Максимальное усилие, развиваемое гидроцилиндром.
Станки для правки колес универсальные должны быть укомплектованы инструментом и оснасткой для всех видов работ.
Плюсы
- Такие стенды значительно сокращают номенклатуру необходимого оборудования для шиномонтажных мастерских при сохранении возможностей.
- Многие узлы оборудования унифицированы с узлами специализированных станков. Это упрощает снабжение и обслуживание.
- Отличная ремонтопригодность стендов и обеспеченность запасными частями.
Минусы
- Универсальность станков для правки дисков достигнута за счет повышения нагрузки на гидросистему и привод, что вызывает снижение ресурса.
- Повышенная сложность универсальных стендов может стать причиной затруднений при их освоении персоналом мастерской.
Рейтинг
- Лучшая модель по уровню оснащенности – Сибек Премьер-Альфа.
- Самый недорогой универсальный стенд – Titan (Konig) 78 D 00 ROLLER MAXI.
- Лучшая модель по удобству использования – Сириус-Универсал.
Рекомендации
Описанные выше стенды для восстановления формы и размеров дисков имеют разные технические характеристики, назначение и функционал. Станок для шиномонтажной мастерской выбирается, прежде всего, из уровня спроса на конкретную услугу.
Сначала определяется вид необходимого оборудования: специализированный или универсальный.
На следующем этапе выбирается модель исходя из финансовых возможностей владельца и параметров мастерской.
Такой алгоритм позволит точно установить, какой именно станок нужен для шиномонтажа исходя из конкретных требований.
stogear.pro
Ремонт и правка дисков - как это происходит?
Итак, в этой статье речь пойдет о ремонте дисков, или как ее еще называют "правка дисков", либо "прокатка дисков". Что же это такое, насколько эффективно и каков технологический процесс такого ремонта?
Все диски делятся, как правило, на две категории: штампованные диски, иначе говоря железные (самый бюджетный вариант, предлагающийся заводом изготовителем) и литые диски (сделаны из легкосплавного алюминия с добавлением в разных пропорциях, в зависимости от завода изготовителя, силумина и магния).
Не секрет, что любые диски, установленные на вашем авто, при каком-то более или менее сильном ударе в результате неровностей на дороге, могут деформироваться, т.е. изменить свою геометрию.
В подавляющем большинстве случаев, погнув диск или диски, не стоит судорожно бегать по магазинам и искать новый, тем более что один диск зачастую достаточно проблематично найти, а бывает и просто невозможно. А покупать комплект дисков — не самое дешевое удовольствие. В таком случае деформированный диск можно попросту отремонтировать.
Пример правки диска в нашем шиномонтаже:
Установка диска на правочный станок
Правка внутреннего борта диска
Правка диска гидравлическим прессом
Исправление радиального биения диска
Штампованные диски ремонтируются достаточно просто, так как железный сплав, из которого они сделаны, не дает трещин в результате деформаций, и поврежденная поверхность возвращается на свое прежнее место достаточно просто — несомненно, при помощи специализированного оборудования.
В данном случае существуют два варианта ремонта таких дисков:
Чем же отличается прокатка диска от правки диска?
Во время прокатки диск устанавливается на специальный так называемый стапель для прокатки, к диску подводятся ролики, которые зажимают борта диска, и посредством его вращения ролики восстанавливают погнувшиеся борта, и в общем всю геометрию диска.
Видео прокатки диска:
Что же касается правки диска, то в этом случае диск так же устанавливается на специальный стапель для крепления дисков, но ремонт происходит не за счет роликов, а за счет усилия гидравлического пресса, равного, как правило 5 тоннам, направленным в место деформации. Если в первом случае процесс прокатки диска роликами полностью автоматизирован, то во втором случае процесс напрямую зависит от опыта мастера, выполняющего ремонт.
Видео правки диска:
Теперь разбираем случай ремонта легкосплавного диска, иначе говоря "литого".
Для ремонта литых дисков характерен только один способ — это правка диска. То есть ремонт при помощи уже вышеописанного гидравлического пресса, так как алюминиевый сплав гораздо прочнее и ролики здесь уже не помогут. Точно так же, гидравлический пресс подводится к закрепленному на стапеле диску и под необходимым усилием геометрия диска восстанавливается. Если деформация диска несущественная, то такой ремонт производится, что называется "на холодную". В случае, если деформация диска существенная, предварительно место деформации разогревается до определенной температуры и, затем, происходит непосредственно правка. Нередки случаи, когда после сильного удара диска появляются трещины на диске. В этом случае применяется аргонно-дуговая сварка, позволяющая сварить место разрыва. Кроме того, при сильной деформации также могут возникнуть и микротрещины, которые становятся видны только в процессе правки диска. В этом случае так же используется аргонно-дуговая сварка.
В любом случае, как я уже сказал ранее, подавляющее большинство дисков можно отремонтировать и структура диска от этого слабее не станет.
В этой статье мы с вами разобрались, каков технологический процесс ремонта дисков и чем же отличается правка от прокатки диска.
Счастливого вам пути и ровных дорог!
Смотрите еще:
- Ремонт литых дисков в Москве
- Для чего требуется балансировка колес?
shini-pitstop.ru