Сабвуфер зачем нужен


Что такое сабвуфер? | HamLab

1. Что такое сабвуфер ?

Сабвуфер (subwoofer) представляет собой отдельную акустическую систему, предназначенную для воспроизведения низших частот звукового диапазона (обычно 20-120Гц).

2. Зачем нужен сабвуфер ?

Для того, чтобы получить хорошие низкие частоты на обычных акустических системах (без сабвуфера) обычно требуются довольно большие и мощные колонки. К тому же колонки с хорошими "низами" будут стоить довольно дорого. Применение сабвуфера позволит вам разгрузить АС по низким частотам. А поскольку человеческий слух не может распознать направление низкочастотного звука, сабвуфер понадобиться только один и расположить вы его можете практически в любом удобном месте комнаты. Качество звука при этом несколько повысится, поскольку вам не придется перегружать колонки басами большой мощности, и следовательно уменьшится количество искажений. К тому же АС получатся намного меньше в размерах, поскольку высокочастотному динамику (т.н. "пищалке") обьeма вообще не требуется, а среднечастотнику его нужно совсем мало.

Сабвуфер можно использовать и с уже имеющимися у вас колонками, которые, наверняка, не дают вам насладится мощным бассом :).Думаю вам уже захотелась его сделать. Тогда, для начала, немного теории.

Про головки

Прежде чем делать ящик для саба нужно выбрать головку, под которую, собственно, и будут рассчитаны его физические параметры.

Для выбора динамика необходимо знать как можно больше его электромеханических параметров.

Абсолютный минимум данных это:

- Резонансная частота динамика Fs- Полная добротность Qts - Эквивалентный обьем Vas

Если же вы не знаете хотя бы одного из этих параметров а самому их измерить у вас нет возможности -браться за этот динамик не стоит. Ничего путного вы сделать, скорее всего, не сможете.

Резонансная частота. (Fs)

Резонансная частота - это частота резонанса динамика без какого-либо акустического оформления. Она так и измеряется - динамик подвешивают в воздухе на возможно большем расстоянии от окружающих предметов, так что теперь его резонанс будет зависеть только от его собственных характеристик - массы подвижной системы и жесткости подвески.

Бытует мнение, что чем ниже резонансная частота, тем лучше выйдет сабвуфер. Это верно только отчасти, для некоторых конструкций излишне низкая частота резонанса - помеха. Для ориентира: низкая - это 20 - 25 Гц. Ниже 20 Гц - редкость. Выше 40 Гц - считается высокой, для сабвуфера.

Полная добротность. (Qts)

Добротность в данном случае- не качество изделия, а соотношение упругих и вязких сил, существующих в подвижной системе динамика вблизи частоты резонанса. Подвижная система динамика во много сродни подвеске автомобиля, где есть пружина и амортизатор. Пружина создает упругие силы, то есть накапливает и отдает энергию в процессе колебаний, а амортизатор - источник вязкого сопротивления, он ничего не накапливает, а поглощает и рассеивает в виде тепла. То же самое происходит при колебаниях диффузора и всего, что к нему прикреплено. Высокое значение добротности означает, что преобладают упругие силы. Это - как автомобиль без амортизаторов. Достаточно наехать на камешек и колесо начнет прыгать, ничем не сдерживаемое. Прыгать на той самой резонансной частоте, которая присуща этой колебательной системе. Применительно к громкоговорителю это означает выброс частотной характеристики на частоте резонанса, тем больий, чем выше полная добротность системы. Самая высокая добротность, измеряемая тысячами - у колокола, который в результате ни на какой частоте, кроме резонансной звучать не желает, благо еще, что этого от него никто и не требует.

Популярный метод диагностики подвески машины покачиванием - не что иное как измерение добротности подвески кустарным способом. Если теперь привести подвеску в порядок, то есть прицепить параллельно пружине амортизатор, накопленная при сжатии пружины энергия уже не вся вернется обратно, а частично будет загублена амортизатором. Это - снижение добротности системы. Теперь опять вернемся к динамику. Ничего, что мы туда-сюда ходим? Это, говорят, полезно-С пружиной у динамика все, вроде бы, ясно. Это - подвеска диффузора. А амортизатор? Амортизаторов - целых два, работающих параллельно. Полная добротность динамика складывается из двух: механической и электрической.

Механическая добротность определяется главным образом выбором материала подвеса, причем в основном - центрирующей шайбы, а не внешнего гофра, как иногда полагают. Больших потерь здесь обычно не бывает и вклад механической добротности в полную не превышает 10 - 15%. Основной вклад принадлежит электрической добротности.

Самый жесткий амортизатор, работающий в колебательной системе динамика - это ансамбль из звуковой катушки и магнита. Будучи по своей природе электромотором, он как и полагается мотору, может работать как генератор и именно этим и занят вблизи частоты резонанса, когда скорость и амплитуда перемещения звуковой катушки - максимальны.

Двигаясь в магнитном поле, катушка вырабатывает ток, а нагрузкой для такого генератора служит выходное сопротивление усилителя, то есть практически - ноль. Получается такой же электрический тормоз, каким снабжены все электрички. Там тоже при торможении тяговые двигатели заставляют работать в режиме генераторов, а нагрузка их - батареи тормозных сопротивлений на крыше. Величина вырабатываемого тока будет, естественно, тем больше, чем сильнее магнитное поле, в котором движется звуковая катушка. Получается, что чем мощнее магнит динамика, тем ниже, при прочих равных, его добротность. Но, конечно, поскольку в формировании этой величины участвуют и длина провода обмотки, и ширина зазора в магнитной системе, окончательный вывод только на основании размера магнита было бы делать преждевременно. А предварительный - почему нет?- Базовые понятия - низкой считается полная добротность динамика меньше 0,3 - 0,35; высокой - больше 0,5 - 0,6.

Эквивалентный объем. (Vas)

Большинство современных головок громкоговорителей основано на принципе "акустического подвеса". Концепция акустического подвеса заключается в установке динамика в такой объем воздуха, упругость которого сопоставима с упругостью подвеса динамика. При этом получается, что в параллель к уже имеющейся в подвеске пружине поставили еще одну. Эквивалентным объемом будет при этом такой, при котором веновь появившаяся пружина равна по упругости уже имевшейся. Величина эквивалентного объема определяется жесткостью подвеса и диаметром динамика. Чем мягче подвес, тем больше будет величина воздушной подушки, присутствие которой начнет беспокоить динамик.

То же происходит с изменением диаметра диффузора. Большой диффузор при одном и том же смещении будет сильнее сжимать воздух внутри ящика, тем самым испытывая большую ответную силу упругости воздушного объема. Именно это обстоятельство зачастую определяет выбор размера динамика, исходя из имеющегося объема для размещения его акустического оформления. Большие диффузоры создают предпосылки для высокой отдачи сабвуфера, но требуют и больших объемов. У эквивалентного объема интересные родственные связи с резонансной частотой, без осознания которых легко промахнуться. Резонансная частота определяется жесткостью подвеса и массой подвижной системы, а эквивалентный объем - диаметром диффузора и той же жесткостью.

В результате возможна такая ситуация: предположим, имеется два динамика одинакового размера и с одинаковой частотой резонанса. Но только у одного из них это значение частоты получилось вследствие тяжелого диффузора и жесткой подвески, а у другого - наоборот, легкого диффузора на мягком подвесе. Эквивалентный объем у такой парочки при всей внешней схожести может различаться очень существенно, и при установке в один и тот же ящик результаты будут драматически различны.

Итак, установив, что означают жизненно важные параметры, начнем наконец выбирать...

Софт.

Из разнообразного софта, который в изобилии имеется в internet я выбрал старенькую, ДОСовую но вполне работоспособную программу Blaubox (225kb). И именно ей я собираюсь воспользоваться.

По мнению многих опытных людей она даeт наиболее точные (с точностью до1Гц) расчеты для фазоинверторов.

К тому же, она позволяет рассчитывать сразу две аккустические системы. Что очень удобно, например, для сравнения двух головок или одной головки но в разном аккустическом оформлении.

Но поскольку эта программа довольно старая и маленькая, база головок в ней никакая. Поэтому готовтесь вводить в эту базу все головки, с которыми вы собираетесь работать.

На примере видно, что я сравниваю закрытый язщик и простой фазоинвертор для одной и той же головки Peerless 850140, которую я заранее ввeл в базу. С таким же успехом я могу посмотреть как будут себя вести разные головки в одинаковом аккустическом оформлении и выбрать наиболее эффективную.

Типы ящиков, которые вы можете рассчитать можно посмотреть нажав F2:

Согласитесь, довольно внушительный список.

Сравнить параметры выбранных вами аккустических систем можно нарисовав график:

Здесь я сравниваю две головки: Peerless 850140 и 850130 в фазоинверторе.

Пусть вас не пугает что все размеры даны в кубических футах и дюймах: программа имеет встроенный калькулятор для перевода в литры, сантиметры и обратно.

в подготовке материала использовласьстатьи с сайта www.caraudio.ru, которые, в свою очередь, взяты из журнала "Салон AUDIO VIDEO"

hamlab.net

Что такое сабвуфер? | Автоблог

«Доброго дня, я начинающий автомобилист, сейчас дошел до акустики в автомобиле. Так то все понятно, но есть один вопрос – что такое сабвуфер и для чего нужен в автомобиле? Слышал, что он устанавливается в аудио систему?»

Да вы правы, он действительно взаимодействует с аудиосистемой…

Что такое сабвуфер?

По сути это звуковой излучатель низкочастотных звуковых волн. Именно от сабвуфера идут низкие частоты. Простыми словами это большой динамик в основном нужный для басов. В проезжающих машинах нам слышан именно бас, именно басы – как выражаются «пацаны» на тонированных «пацанских» машинах «ДОЛБЯТ» (мы слышим звук типа вуф – вуф, именно от сабвуфера). Как говорят профессионалы по звуку — нельзя сочетать хороший звук в одном динамике. Поэтому профессиональные акустические системы делятся на высокочастотные динамики (так называемые «пищалки»), среднечастотные динамики и низкочастотные динамики (с мощным и насыщенным басом). Если высокочастотные и среднечастотные динамики не так сложно установить в автомобиле (как правило, все штатные системы содержат именно высокочастотные и среднечастотные динамики), то установка низкочастотного мощного динамка — дело не простое, он занимает много места, а соответственно скрадывает полезное пространство автомобиля. Однако это не мешает «пацанским» автомобилям прятать сабвуфер в багажник. Где, в общем то помимо него ничего и не помещается. В правильно настроенной акустической системе, где все гармонично и высокие и средние и низкие частоты, звук просто «льется» — очень живой и натуральный. Но в реалии современного мира, сабвуфер ставят чтобы «ДОЛБИЛО», а все остальное по боку.

Активный и пассивный сабвуфер

Следующим этапом, я хочу рассказать про активные и пассивные системы.

Пассивный сабвуфер

Пассивный сабвуфер – это практически один большой динамик, который иногда заключен в деревянный корпус для наилучшего звучания. Не имеет никаких дополнительных устройств, только динамик и все. Пассивный — ни в коем случаи нельзя подключать напрямую к акустической системе автомобиля, она просто сгорит. Для пассивной системы обязательно нужен отдельный усилитель, который получает сигнал от магнитолы – аудио системы автомобиля, а затем отдает этот сигнал уже пассивному сабвуферу. Простыми словами – ни вздумайте присоединить мощный пассивный сабвуфер напрямую к вашей магнитоле, она практически моментально сгорит. Однако существуют исключения из правил, есть магнитолы, которые уже имеют встроенный усилитель, к ним уже можно присоединять низкочастотный пассивный динамик. Однако в руководстве к эксплуатации нужно посмотреть максимальную мощность присоединяемого низкочастотного динамика, не должно так получиться, что сабвуфер намного мощнее, чем может потянуть усилитель магнитолы.

Активный сабвуфер

Активный сабвуфер – в отличие от пассивного, активная система уже имеет встроенный усилитель сигнала, то есть для него уже не нужно покупать усилитель, он в него уже встроен. Просто напросто, подключаем к вашей магнитоле или аудио системе и все, низкие частоты вам обеспечены, не нужно возиться с выбором усилителей, правильно их подсоединять и т.д., уже все есть в одном корпусе. Минусом активных сабвуферов является высокая цена, раза в два больше чем, у пассивных.

В заключение статьи хочется сказать, что сабвуфер практически и не нужен для простого обывателя, если конечно вы не «ПАЦАН» на «ПАЦАНСКОЙ МАШИНЕ» или ценитель насыщенного и дорогого звука. Сабвуфер не только скрадывает место в багажнике или салоне автомобиля, так это еще и не дешевое удовольствие. Сам хороший пассивный сабвуфер будет стоять от 6 – 10 000 рублей, а ведь к нему еще и усилитель надо, да и провода обычные для подсоединения не подойдут. Так что это целая наука! Однако если у вас завалялось тысяч 20 и вы обладаете просто огромным салоном – багажником, то все возможно! Думаю, я объяснил вам суть, читайте наш АВТОБЛОГ, будет интересно.

avto-blogger.ru

Всё, что Вы хотели знать о сабвуферах

Всё, что Вы хотели знать о сабвуферах.

 

1. Что такое сабвуфер.

 

Сабвуфер – это акустическая система, воспроизводящая звуковые частоты в пределах 20-120Гц. Под акустической системой подразумевается электромеханический преобразователь электрических звуковых сигналов в акустические. В основном это преобразование осуществляется при помощи электродинамических головок – динамиков. В сабвуферах используются низкочастотные динамики, отличающиеся большой мощностью и способностью воспроизводить низкие частоты. Но в таких динамиках  звуковые волны, излучаемые передней стороной динамика, подавляются звуковыми волнами, исходящими сзади в противофазе. Поэтому динамики устанавливаются в корпус с определённым объемом. Он зависит от размера и параметров динамика. Корпус обязательно должен быть прочным и герметичным для избежания призвуков и дребезга. Дополнительно корпус внутри оклеивают звукопоглощающим материалом (например, минеральной ватой).

 

2. Для чего нужны сабвуферы.

 

Сабвуферы нужны для четкого и мощного воспроизведения низких звуковых частот, часто не воспроизводимых обычными акустическими системами. При прослушивании музыки или просмотре фильмов сабвуфер создаёт эффект присутствия, качество низких частот заметно улучшается. В системах домашнего кинотеатра сабвуфер просто незаменим, так как он позволяет «прочувствовать» на себе все события, происходящие на экране, оставляя незабываемые впечатления.

 

3. Виды сабвуферов.

 

Сабвуферы можно разделить на активные и пассивные. Пассивный сабвуфер – это корпус с установленным в нём динамиком. Для работы такого сабвуфера нужен дополнительный внешний усилитель достаточной мощности. В активный встроен собственный усилитель низкой частоты с возможностью регулировки громкости. На многих активных сабвуферах также существуют регуляторы уровня баса и частоты раздела (звуковой частоты), благодаря которой сабвуфер перестаёт воспроизводить звук с более высокими частотами. Это нужно для лучшего согласования звука с акустическими системами. Единственным недостатком активного сабвуфера является его большая стоимость.

Сабвуферы различаются также типом акустического оформления низкочастотного динамика.  

 

4. Типы акустического оформления.

 

Закрытый ящик является наиболее простым видом акустического оформления сабвуфера. Динамик устанавливается в абсолютно герметичный корпус. Преимуществом закрытого ящика являются хорошие передаточные характеристики, однако главным недостатком является малая отдача на самых низких звуковых частотах.

Фазоинвертор – тип корпуса с установленным на одной из стенок туннелем определённой длины и диаметра. Параметры фазоинвертора зависят от параметров динамика, объёма корпуса и частоты, на которую он настраивается. Главную роль здесь играет воздух, заключённый в его объёме. Выше частоты настройки масса воздуха препятствует чрезмерному раскачиванию диффузора динамика, причём звуковые волны, исходящие с тыльной стороны динамика, проходя через фазоинвертор меняют фазу и складываются с волнами фронтальной стороны. На частоте настройки колебания диффузора минимальны, а весь звук выходит из фазоинвертора. Использование фазоинвертора позволяет повысить КПД на 3 ДБ, по сравнению с аналогичным закрытым корпусом, что значительно повышает отдачу на низких звуковых частотах.

Пассивный радиатор – акустическое оформление во многом схожее с фазоинверторным. Отличием является то, что вместо туннеля фазоинвертора в корпус устанавливается ещё один динамик без звуковой катушки и магнитной системы. Звуковая волна, исходящая от диффузора пассивного излучателя складывается с волной низкочастотного динамика. Изменяя массу диффузора пассивного излучателя можно изменить нижнюю рабочую частоту сабвуфера.

Бэндпасс (полосовой резонатор) – динамик устанавливается внутри корпуса на прочной панели. Тыльная часть динамика работает на закрытый объём или фазоинвертор, фронтальная часть только на фазоинвертор. Бэндпассы отличаются наибольшим КПД среди остальных видов акустического оформления.

Лабиринт – задняя сторона динамика работает на зигзагообразный звуковод, образованный рядом перегородок. Длина звуковода выбирается равной половине длины звуковой волны на нижней граничной частоте сабвуфера.

Открытый корпус (free air)  Существуют динамики, которые предназначены для установки в открытый корпус (бесконечный объём). Такие динамики можно поставить только в заднюю полку автомобиля. Там разделять волны будет сама полка, а в роли коробки будет багажник. В этом случае необходимо уделить внимание прочности полки, а также отсутствию щелей, позволяющих проникать звуковым волнам в противофазе в салон.

 

 

5. Отличия автомобильных сабвуферов от домашних.

 

Как активные, так и пассивные сабвуферы могут быть предназначены для установки дома или в автомобиле. Если с установкой домашних сабвуферов не возникает особых проблем, то к автомобильным сабвуферам предъявляются особые требования: у них должен быть маленький объём, чтобы не занимать много места в багажнике автомобиля; они должны быть прочнее, диффузоры динамиков должны быть устойчивы к влаге; сабвуферы должны иметь большой запас по мощности.

 

 

 

 

 

 

 

rcacoustics.narod.ru

Как выбрать и установить сабвуфер в машину

Автомобильная аудиосистема, установленная в базовой комплектации – это далеко не предел мечтаний для автомобилиста и это вполне нормально. Каждый из тех, кто ценит хорошую музыку и хорошее звучание, рано или поздно постарается переоборудовать свой акустическую систему автомобиля таким образом, как им захочется и давайте узнаем что для этого нужно сделать? Самым важным вопросом в этом процессе будет не выбор подходящего сабвуфера и акустических колонок, а скорее правильный выбор места в салоне автомобиля, куда они будут установлены. Независимо от того, какой марки ваш автомобиль и какого он класса, место для качественной акустической системы в нем можно найти всегда.

  • Зачем нужен сабвуфер
  • Какими бывают сабвуферы
  • Какими бывают корпуса сабвуфера
  • Общие советы по установке сабвуфера
  • Зачем нужен сабвуфер

    Сабвуфер нужен для того, чтобы ваша акустическая система могла воспроизводить звук с частотой до 100 Гц. Естественно, что для этого необходимо организовать объемное акустическое оформление, что связано с довольно большой потерей свободного пространства. Даже несмотря на то, что чаще всего сабвуферы в автомобили устанавливаются менее мощные и их частота ограничена 60-86 Гц, эта система все равно занимает достаточно много места. Чтобы не допустить потери полезного пространства, в зависимости от модели автомобиля, сабвуфер можно расположить либо между задними сидениями, либо на задней полке автомобиля, либо же вовсе – разместить его под сиденьем. Однако, наиболее интересным и разумным местом для установки действительно мощного сабвуфера, который может обеспечить вашу акустическую систему поддержкой действительно низких частот, является багажник автомобиля.

    Сабвуферу самое место в багажнике

    Учтите, что чем ниже частота звука, тем сильнее будет ослабление звука при отдалении от его источника, и это еще одна причина, по которой сабвуферу самое место именно в багажнике. Если габариты вашего авто позволяют разместить сабвуфер именно там, то у вас появится возможность установить низкочастотные динамики именно там, где они вам нужны и тем самым добиться именно того качества звука, который вам нужен. Конечно, бывают случаи, когда сабвуфер устанавливается в передней панели автомобиля, но это хоть и достаточно интересно с точки зрения звучания музыки, это достаточно проблематично с технической точки зрения, ведь такая установка будет более трудоемкой. И более того – это может повлечь за собой достаточно сильную переработку дизайна салона автомобиля, и даже отказ от каких-то удобств в пользу звучания музыки.

    Какими бывают сабвуферы

    Автомобильные сабвуферы делятся на несколько видов и сейчас мы вам о них расскажем, ведь без этого практически невозможно подобрать идеальное место в вашем автомобиле для расположения этого элемента акустической системы. К этому типу устройств относят активные и пассивные сабвуферы и НЧ – динамики. Основные отличия между ними можно увидеть по тому, как подключены акустические системы и в основном от этого и зависит название того или иного сабвуфера.

    Активный сабвуфер

    Например, активный сабвуфер используется в системе, в которой низкочастотный динамик непосредственно в ящик, а усилитель закрепляется либо внутри, либо снаружи ящика. Фактически, это уже готовая система, которую нужно подключить к кабелям и установить в корпус автомобиля. Чаще всего активный сабвуфер использует большая часть автомобилистов. Он наиболее прост в установке и настройке, но, к сожалению, не может передать абсолютно всех музыкальных тонов. Однако, несмотря на это, популярность активных сабвуферов все же крайне велика.

    Несколько слов о недостатках активного сабвуфера на видео:

    Пассивный сабвуфер

    Пассивный сабвуфер – это более качественное устройство, которое используется в тех случаях, когда нужно добиться более качественного звучания. При этом они более сложные, чем активные, но есть любители, которые все же стараются сделать свою акустическую систему в автомобиле более совершенной и качественной. В пассивных сабвуферах также есть встроенная НЧ- колонка, которая располагается в самом ящике, но при этом сам ящик нужно изготовить и вмонтировать в корпус автомобиля. Чаще всего его изготавливают либо из дерева, либо из ДСП, так как эти материалы являются наиболее удобными и в то же время идеально подходят для создания идеального акустического оформления.

    Достоинства и недостатки пассивного сабвуфера

    К достоинствам пассивного сабвуфера можно отнести тот факт, что они более просты в установке, так как ящик можно изготовить практически любой формы и любого размера, начиная от прямоугольной и заканчивая трапециевидной формой лицевой грани ящика. К недостаткам можно отнести то, что такой сабвуфер достаточно сильно уменьшит свободное место в багажнике, но люди, которые хотят слушать действительно качественную музыку, могут смириться с этим неудобством. Однако, стоит заметить и о том, что в случае установки пассивного сабвуфера в салоне автомобиля, нужно тщательно подбирать цвет обивки ящика, чтобы он либо точно совпадал с обшивкой салона, или хотя бы контрастировал с ней, чтобы у водителя и пассажиров не возникало ощущения эстетического дискомфорта.

    Низкочастотные динамики

    Пожалуй, низкочастотные динамики можно назвать самым интересным вариантом, так как здесь мы получаем только сам динамик, а его корпус и ящик для него будем изготавливать полностью самостоятельно. Конечно, чаще всего для изготовления корпуса используются те же материалы и приемы, что и для изготовления ящика для пассивного динамика, но все же разница существует. Стоит учитывать, что такие динамики, за редким исключением, бывают иных размеров кроме 15, 12, 10 и 8 дюймов в диаметре, так что готовых способов изготовления ящика для таких колонок более чем достаточно. Учтите, что никто и ничто вас не ограничивает в том, какой формы и каких размеров будет ящик для этого динамика и в этом можно проявить фантазию и смекалку. Чаще всего люди сначала выбирают место, где будет располагаться НЧ колонка, а лишь потом по нужным размерам изготавливают для нее ящик, так что вы можете не только идеально подогнать его под размеры и форму выбранного места, но и при этом добиться действительно качественного звучания, использовав дерево или ДСП в качестве материала для изготовления ящика. Какой же лучше выбрать сабвуфер Все, сказанное выше – это лишь общая информация о том, какими бывают эти элементы акустической системы. Нельзя сказать, что активный сабвуфер будет более качественным, чем пассивный, но и нельзя сказать обратного, ведь огромное значение играет и то, насколько качественная сборка, какой фирмы тот или иной динамик и даже имеет значение качество проводки, так что подбирая свою акустическую систему и сабвуфер для вашего автомобиля, стоит тщательно спланировать полную инфраструктуру акустики в вашем авто и лишь после этого покупать какие-то детали и начинать изготовление ящиков, если в этом будет необходимость.Как ведет себя низкочастотный динамик во время работы:

    Какими бывают корпуса сабвуфера

    Каждая колонка должна быть оформлена индивидуально и для каждой из них можно выбрать свой вариант корпуса для того, чтобы добиться именно того эффекта, который от нее ожидают. Давайте рассмотрим все варианты корпусов сабвуфера:

    1. Закрытый ящик
    2. Бесконечный акустический экран
    3. Ящик с фазоинвертором
    4. Полосовой ящик

    Закрытый ящик

    Проще всего изготовить простой закрытый ящик. Он подходит для тех, кто впервые устанавливает такую систему у себя в автомобиле, так как менее всего восприимчив к ошибкам при изготовлении и установке. Единственным показателем, который он имеет, является объем, который и будет влиять на качество звучания. Однако учтите, что такой ящик должен быть изготовлен из прочных материалов и должен быть герметичен для максимально качественного звучания. Также обратите внимание на то что поверхность, которая будет соприкасаться с динамиком, должна быть подогнана максимально плотно, иначе смысла в этом ящике попросту не будет. Также обратите внимание на диффузор. Если вы правильно изготовили ящик, то при нажатии на него он должен быть упругим на ощупь и сопротивляться надавливанию.

    Бесконечный акустический экран

    По сути, разница между закрытым ящиком и такой системой практически отсутствует. Единственным исключением будет то, что роль самого ящика играет сам багажник. Естественно, что для такого варианта установки динамиков нужно очень плотно изолировать багажник, ведь в противном случае звуковая волна будет рассеиваться. Также учтите, что такой вариант установки неприменим для универсалов по очевидным причинам. Многие владельцы седанов выбирают именно такой вариант установки сабвуфера, однако перед этим им нужно установить акустическую полку и устранить щели за спинкой задних сидений. Это достаточно простой в исполнении и одновременно – удобный способ установки сабвуфера.

    Ящик с фазоинвертором

    Этот вариант корпуса для сабвуфера достаточно сложен в изготовлении. Для того, чтобы его сделать, нужен большой опыт и достаточно серьезные знания в акустических системах. Однако, результат того стоит, так как такой ящик помогает развивать очень большое звуковое давление, необходимое для насыщенного и яркого звука. Такой корпус можно изготовить практически любого размера и в нем обязательно должен быть специальный порт, который и будет обеспечивать необходимое давление. Однако учтите, что размеры и длину сечения порта, а также общий объем ящика нужно тщательно просчитывать заранее, так как в противном случае сабвуфер не будет работать так, как нужно.

    Полосовой ящик

    Полосовой ящик или бандпасс – это вершина искусства в вопросе изготовления корпуса для сабвуфера. Правильно изготовить такую конструкцию может только профессионал и конструктивно он является очень сложным в изготовлении. Дело в том, что он чем-то похож на ящик с фазоинвертором, но одновременно с этим, он намного сложнее. Это ящик, в котором есть внутренние перегородки, которые разделяют камеры на части для каждого динамика и один, или сразу несколько портов, которые могут быть предназначены для одного или нескольких динамиков. Устанавливачются НЧ- динамики в полосовой ящик раздельно, на перегородки внутри самого ящика.Качество звучания колонок в таком варианте установки наиболее качественное. Если ваш автомобиль обзаведется таким чудом акустической техники, то вы будете наслаждаться каждой нотой, которая прозвучит у вас в салоне.

    Общие советы по установке сабвуфера

    Независимо от того, какие динамики вы будете устанавливать и как вы их будете располагать, обязательно изолируйте тыловые динамики от сабвуфера, иначе при прослушивании музыки через стандартную магнитолу у вас будет проявляться эффект искажения звука. Также, перед тем, как начать проектировать акустическую систему в автомобиле, следует в первую очередь особенности строения вашего автомобиля и его класс и тип кузова. Условно можно разделить авто на 3 класса:

    Каждый из этих вариантов кузова требует определенного подхода при установке и проектировании акустической системы, чтобы добиться максимального результата с минимальными затратами сил и денег.

    Седан – это достаточно сложный вариант, с которым придется повозиться. Удобнее всего размещать сабвуфер внутри задней полки, но есть и другие варианты установки, если вас устраивает потеря внутреннего пространства в салоне. Также в седан можно установить сабвуфер в подлокотник задних сидений, но при этом учтите, что диаметр колонок вряд ли будет большим.

    Хэтчбек идеально подойдет для практически любого вида корпуса для сабвуфера, но лучше всего устанавливать его непосредственно в багажник, так как в таком случае звучание будет на высоком уровне, а затраты и усилия будут минимальными.

    Кабриолет – это самый сложный тип кузова при установке акустической системы. В салоне этого автомобиля слишком мало места, а также его немного и в самом авто, так что единственным вариантом установки можно считать ящики с фазоинвертором или же акустический ящик полосового типа.

    4gear.ru

    Качественное звучание в автомобиле? С сабвуфером это очень просто!

    Вас никогда не интересовало, почему порой сабвуфер звучит тихо, или не играет, а только гудит, почему невозможно добиться качественного и плотного баса? Вы никогда не задавались вопросом, какие ключевые параметры наилучшим образом характеризуют качество сабвуфера? Впрочем, возможно вам это просто не интересно, так как вы не собираетесь проектировать правильное акустическое оформление для автомобильного сабвуферного динамика. Только в таком случае невозможно будет найти правильные ответы на перечисленные выше вопросы. Поэтому вспомните истину – знания лишними не бывают.

    Прежде всего, что это такое сабвуфер и зачем нужен, можно ли без него обойтись… Так вот, сабвуфер является отдельной акустической системой, которая предназначается для полноценного и качественного воспроизведения низкочастотного звукового диапазона, примерно от 5-ти до 80-ти Гц. Применение сабвуферов вызвано тем, что звук относительно плохо локализуется. Соответственно, изготавливая многополосную аудиосистему можно собрать одну относительно небольшую низкочастотную колонку для всей системы, в остальных колонках разместить только динамики средней и высокой частоты.

    Можно ли обойтись без сабвуфера? Безусловно, можно. Внимательно осмотрите любой автомобиль старой модели. Если там и есть аудиосистема, то довольно примитивная. Сабвуфера там точно нет. А теперь послушайте звучание. Хотите обходиться без сабвуфера, получите точно такое же звучание. И все усилия по его улучшению не будут иметь положительного результата. Обычная акустика просто не способна обеспечить настоящие баса, а без них вы будете слышать только жалкую пародию на качественное, яркое и сочное звучание.

    И только сабвуфер, разгрузив акустику в низкочастотном диапазоне, «освободив» фронтальную акустику от перегрузок басами, значительно повысит качество звучания, обеспечивая приятное прослушивание любимых музыкальный произведений вам и вашим попутчикам, особенно во время длительных автомобильных путешествий.

    Основные параметры сабвуфера.

    Понимание основных параметров сабвуферной акустической системы может понадобиться вам как при самостоятельном проектировании и изготовлении ящика для своего сабвуфера, так и при покупке готового сабвуфера. Набор минимальной информации для расчета и приобретения сабвуферной акустики состоит из резонансной частоты динамика (Fs), полной добротности (Qts) и эквивалентного объема (Vas). Незнание даже одного из приведенных параметров не позволит ни собрать акустику самостоятельно, ни выбрать сабвуфер высокого качества. Обратите внимание, что замерить эти показатели в домашних условиях невозможно.

    Резонансная частота – Fs.

    Резонансной частотой динамика принято считать частоту резонанса динамика свободного от любого акустического оформления. Измерение резонансной частоты выполняется следующим образом. Динамик подвешивается на как можно отдаленном расстоянии от ближайших окружающих предметов. В таком случае на показания измерений резонанса динамика не будут влиять сторонние предметы, а будет только показывать его собственные характеристики в зависимости от жесткости подвески и массы подвижной системы. Существует мнение, что сабвуфер получится наиболее качественный, чем ниже показатель резонансной частоты. Мнение является правильным только отчасти. В некоторых конструкциях очень низкая частота резонанса является больше помехой. Ориентировочно, оптимальной низкой частотой является 20 – 25 Гц. Резонансную частоту, превышающую 40 Гц, принято считать высокой для сабвуфера.

    Полная добротность – Qts.

    В данном случае добротность не имеет никакого отношения к качеству изделия. Этот показатель применяется для измерения соотношения упругих и вязких сил, которые существуют в подвижной системе динамика около частоты резонанса. Подвижную систему динамика можно сравнить с подвеской автомобиля, в состав которой входит пружина и амортизатор. С помощью пружины создаются упругие силы, то есть происходит накопление и выделение энергии в процессе колебаний. Амортизатор является источником вязкого сопротивления. В отличие от пружины амортизатор не накапливает энергии, а поглощает ее и рассеивает в виде тепла.

    Подобные процессы происходят и при колебаниях диффузора и всех прикрепленных к нему деталей. Высокое значение показателя добротности означает преобладание упругих сил. Это похоже на автомобиль без амортизаторов. Любой камешек или рытвина на дороге вызовет ничем не сдерживаемые прыжки колеса и довольно неприятные ощущения у водителя. Достаточно наехать на камешек и колесо начнет прыгать, ничем не сдерживаемое. Можно сказать, что колебания колеса будут происходить с резонансной частотой, присущей именно этой колебательной системе.

    Относительно громкоговорителя, в этой ситуации происходит выброс частотной характеристики на частоте резонанса. Чем выше значение полной добротности системы, тем больше значение выброса. Самой высокой добротностью, в пределах тысяч единиц, обладает колокол. Соответственно, колокол может звучать исключительно на резонансной частоте. Собственно, в этом его и состоит его предназначение. Измерение добротности подвески кустарным образом можно сравнить с популярным методом диагностики подвески автомобиля его покачиванием.

    Если параллельно пружине присоединить амортизатор, фактически отремонтировать подвеску, энергия, накопленная в процессе сжатия пружины, частично будет поглощена амортизатором, и возвратится только малая ее часть. Таким образом, добротность системы будет снижена. Если вернуться к динамику, то становится понятным, что подвеска диффузора выполняет роль своеобразной пружины. Амортизаторов у динамика целых два. Работают они параллельно. А полная добротность динамика равна сумме двух показателей – механической и электрической добротности.

    Добротность механическая зависит, прежде всего, от выбранного материала подвеса, в основном, центрирующей шайбы. Именно материал шайбы, а не внешнего гофра, определяет показатель механической добротности. Как правило, больших потерь в механической составляющей не наблюдается. Соответственно, удельный вес механической добротности в полной не превышает 10 – 15 процентов. Основную долю составляет значение электрической добротности. Самым жестким амортизатором, который работает в колебательной системе динамика, является комплекс магнита и звуковой катушки. Являясь фактически электромотором, этот комплекс может работать как генератор, работающий около частоты резонанса, при максимальной скорости и амплитуде перемещений звуковой катушки.

    При движении в магнитном поле, в катушке вырабатывается ток. Нагрузкой для этого генератора является выходное сопротивление усилителя, равное практически нулю. Получается электрический тормоз подобный тем, какими комплектуются все электрички. При торможении электрички тяговые двигатели начинают функционировать как генераторы, нагрузкой которого является батарея тормозных сопротивлений, расположенная на крыше. Чем сильнее магнитное поле, в котором колеблется звуковая катушка, тем большим будет значение вырабатываемого тока.

    Таким образом, добротность динамика является обратно пропорциональной мощности его магнита – чем мощнее магнит, тем ниже добротность. Однако, такой вывод верен при отсутствии других составляющих. Так как на добротность влияет и ширина зазора в магнитной системе, и длина провода обмотки, то не стоит учитывать при окончательных расчетах только размеры магнита. Принято считать, что низкая полная добротность динамика не превышает 0,3 – 0,35, высокая составляет более 0,5 – 0,6.

    Эквивалентный объем – Vas.

    И наконец, последняя характеристика – эквивалентный объем. Современные головки преимущественно конструируются с учетом принципа «акустического подвеса». Суть концепции акустического подвеса состоит в размещении динамика в определенном объеме воздуха, показатель упругости которого можно сопоставить с показателем упругости подвеса динамика. Фактически получается, что параллельно уже установленной пружине в подвеске размещается еще одна. При этом значение эквивалентного объема будет таким, при котором новая пружина равняется по упругости установленной ранее.

    На величину эквивалентного объема в большей степени оказывают влияние жесткость подвеса и диаметр динамика. Величина воздушной подушки, которая начинает беспокоить динамик, будет тем больше чем мягче подвес. Так же происходит и изменение диаметра диффузора. Диффузор большого диаметра при одном и том же смещении сильнее сжимает воздух внутри ящика, соответственно, при этом испытывает максимальную ответную упругость воздушного объема. Собственно говоря, именно такая ситуация зачастую является определяющей при выборе размера динамика, учитывая имеющийся объем для размещения акустического оформления.

    Диффузор большого диаметра создает предпосылки для более высокой отдачи сабвуфера, однако требует и большего объема. Эквивалентный объем очень интересно связан с резонансной частотой. Не зная их взаимного влияния, легко ошибиться в расчетах. Жесткость подвеса и масса подвижной системы определяют резонансную частоту. Диаметр диффузора, а также жесткость подвеса определяют эквивалентный объем.

    Как результат может быть возможной следующая ситуация. Предположительно существуют два динамика абсолютно одинакового размера и с абсолютно одинаковой частотой резонанса. Однако у одного из динамиков частота резонанса сформирована за счет жесткой подвески и тяжелого диффузора. Во втором наоборот – имеется легкий диффузор и мягкий подвес. При внешней схожести этих динамиков существенно может отличаться значение эквивалентного объема, что может привести к непредсказуемым последствиям при установке динамиков в одинаковые ящики.

    Назад в Статьи

    Похожие статьи:

    bass-auto.ru

    Как выбрать сабвуфер и нужен ли он в автомобиле? — Студия автозвука Электросила, Киев

    Большинство  людей, интересующихся автозвуком знают что сабвуфер-это такой большой ящик занимающий половину багажника который издает «бумкающие» звуки. Молодежь, слушающая в основном танцевальную музыку любит сабвуферы, ведь без низкочастотного ритма электронная музыка совсем «не прёт». Люди постарше считают что сабвуфер — вредная вещь, из-за которой болит голова и в багажник не помещается картошка (коляска, лыжи, акваланг и т.д и т.п.)

    Давайте разберемся, что же такое сабвуфер (который часто неправильно называют «саббуфер» или даже «буфер»), как он работает и нужен ли он вообще в автомобиле.

    Слово «сабвуфер» состоит из двух английских слов: приставки sub- -что по-русски значит «под-«, «нижний» и woofer -что означает низкочастотный динамик. Т.е. subwoofer это динамик для воспроизведения самых низких частот звука или поднизкочастотный динамик. Произнеся слово «поднизкочастотный» можно сломать язык, поэтому мы говорим «сабвуфер».

    Итак, сабвуфер воспроизводит низкие частоты. Но разве нам мало низких частот? Обычно недостаток «низов» решался установкой в заднюю полку «овалов» или «блинов»- широкополосных динамиков размером 6 х 9 дюймов. Казалось бы- дешево и сердито. Но тут необходимо уточнить, что бас бывает разный. Динамики типа «овалов» 6 х 9 воспроизводят диапазон частот обычно от 80-100Hz до … в нашем случае неважно какие «верха» они воспроизводят т.к. мы говорим о басе. Конечно, на коробке у таких динамиков написано что-то вроде «45-22000Hz» но это чистый маркетинговый ход для того чтобы вам их продать.  Конечно, если вы подадите сигнал с частотой 45Hz на самые лучшие «овалы» то бас будет, но правда в том что в реальной музыке звук с более высоким басом (100-200Hz) динамик отыграет в 10 раз громче и вы самого низкого баса просто не услышите. Итак, играет ли «овал» звук ниже 70-80Hz? Играет, но так что вы его за всем остальным не услышите.  Тем более вы не услышите низкого баса от акустики размером 16см, которая наиболее распространена в современном автомобиле.

    Нужен ли нам бас ниже 70Hz? Исходя из того что диапазон воспринимаемых человеком частот это 20Hz-20000Hz, а музыка чаще всего помещается в 40-12000 то конечно нужен. Суббас это бас-бочка, бас-гитара, контрабас, орган, электронные ритмы наконец. Низкочастотный звук дает основу музыке, делает её полновесной, добавляет динамики. Да что там говорить — сходите на живой концерт, неважно какого жанра главное чтобы звукорежиссер был профессионал — сами все поймете.

    В машине есть еще одна проблема-шум от дороги. Как только заводится двигатель и машина трогается с места, салон наполняется низкочастотным шумом. Источником его является весь автомобиль-вибрации передаются на детали кузова и весь кузов «поёт». Этих проблем почти нет только у авто премиум класса, вроде Mercedes S-class, но у многих ли такая машина? Можно (нужно!) сделать шумоизоляцию, но и она полностью не решает проблемы. Для того чтобы сделать бас в машине четким, разборчивым, однозначно необходим сабвуфер.

    Самый распространенный тип сабвуфера- это конечно же корпусной сабвуфер. Он представляет из себя грубо говоря динамик в ящике, в зависимости от оформления это может быть закрытый ящик (ЗЯ), фазоинверторный корпус (ФИ), корпус бандпасс (БП).  Схематически закрытый ящик выглядит так:

     

    Динамик установлен в отверстие в одной из стенок герметичного ящика определенного объема. Динамик может стоять как магнитом внутрь так и наружу, без разницы. В большинстве случаев динамик устанавливают магнитом внутрь, как на картинке. Достоинствами такого оформления является четкий и быстрый бас, небольшой по объему корпус. Недостатками-часто басу не хватает глубины.Вот примеры некоторых сабвуферов в оформлении ЗЯ, которые вы можете приобрести в наших магазинах:

    BLAUPUNKT GTb 1200 SC

    Hertz DBX 25.3

     

     

     

     

     

     

    Сабвуферы в корпусе ЗЯ не очень распространены в автозвуке (среди готовых корпусных сабов). Гораздо больше корпусов с фазоинвертором (ФИ).

     

    На картинке показан корпус, в котором порт фазоинвертора («дырка» в ящике которая совсем не дырка а резонатор!) сделан заодно с корпусом, но бывает их великое множество. Какого вида и сколько будет портов фазоинвертора в сабвуфере зависит только от фантазии производителя. Такой тип оформления чуть больше чем ЗЯ но «играет» ниже, из-за чего и любим широкими массами народа. Вот например как выглядят сабвуферы в корпусе с фазоинвертером, которые вы можете приобрести у нас в магазинах:

     

    Focal SB 27 V1

    Hertz EBX 300.5

    Hertz DST 30.3

     

     

     

     

     

    Следующий тип оформления сабвуфера это бандпасс. Бандпасс схематически выглядит как-то так:

    Такой корпус обычно самый большой по размеру. Сабвуфер такого оформления обладает самым высоким КПД, «давит» грубо говоря круче всех, но имеет ограниченный диапазон частот. Из-за этого сабвуферы типа бандпасс считаются не очень музыкальными, но в тех случаях когда необходимо звуковое давление такой саб в самый раз! Вот какие сабвуферы бандпасс можно купить у нас в магазине:

     

    Hertz EBX 200.2B

    Alpine SBE-1244BP

    Mystery MBP-253

     

     

     

     

     

    Корпусные сабвуферы бывают еще и активные. Так называют сабвуферы со встроенным усилителем. В дешевом ценовом сегменте это хорошо и удобно-это решение так называемое plug-and-play, не надо ничего лишнего, в большинстве случаев в комплекте есть все для установки. Но обычно встроенные усилители в таких сабвуферах не отличаются высокой мощностью и качеством — это ограничено ценой и габаритами. Поэтому если вы хотите действительно мощный бас-усилитель придется купить отдельно. Вот некоторые из активных сабвуферов которые вы можете купить у нас в магазине:

    Hertz DBA 200.3

    Blaupunkt EMb 800A

    Mystery MBB-655A

     

     

     

     

     

     

    В последнее время получили распространение супер-компактные сабвуферы, предназначенные для установки под сидение. В основном это активные модели, хотя есть и пассивные. Вот несколько примеров:

    Mystery MBS-304A

    Focal IBUS 20

    Clarion SRV250

     

     

     

     

     

    Такие сабвуферы можно запросто установить под сидение, водительское или пассажирское, прикрутить на заднюю полку или к спинке сидения в багажнике. Они практически не занимают места. Читайте обзор плоских сабвуферов Hertz.

    Не всем сабвуферам нужен ящик, есть динамики способные играть на объем багажника, так называемые Free Air сабвуферы. Для такого динамика достаточно просто вырезать в задней полке автомобиля отверстие и установить его туда. Казалось бы-что может быть проще? Однако для того чтобы free-air сабвуфер зазвучал, придется серьезно усилить и шумоизолировать заднюю полку, такая установка возможна только в машинах с типом кузова «седан», так как багажник должен быть очень хорошо отделен от салона да и полка должна быть жесткая. В итоге, если машина не «Жигули» с совершенно плоской полкой, грамотная установка сабвуфера free-air выйдет гораздо дороже покупки корпусного сабвуфера.

    Именно из-за дороговизны и сложности установки сабвуферы free-air не пользуются спросом в мире (там уже практически не осталось «Жигулей» с совершенно плоской полкой 🙂 ), поэтому найти хороший саб free-air не так-то и просто. В основном, это совсем дешевые модели у массовых брендов вроде Pioneer или Mystery, хотя встречаются и приличные модели например у DLS или Hertz. В нашем магазине вы можете выбрать и купить сабвуфер free air.

     

    Если вы купили сабвуфер и не знаете как его установить, читайте статью «как установить сабвуфер в машину»

     

    ©2011 electrosila.info

     

    13407 Всего 1 Сегодня

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Google+

    electrosila.info

    Зачем нужен сабвуфер

    04.04.2016

    При прослушивании рока или электронной музыки на дискотеке, просмотре насыщенного взрывами и погонями блокбастера дома, важной частью звуковой картины являются басы. Если вы хотите получить качественный звук, то необходимо позаботиться о мощном воспроизведении звука в диапазоне низких частот. Обычные многополосные колонки с этим справляются не очень успешно, поэтому гораздо разумнее для звука НЧ использовать специализированную акустическую систему — сабвуфер.

    Специальная конструкция обеспечит качество звука

    Законы физики обуславливают необходимость в динамиках больших размеров для того, чтобы воспроизводить звук низких частот качественно и без искажений. Встроить подходящий излучатель звука в обычные многополосные колонки затруднительно с технической точки зрения и приведет к значительному удорожанию акустики. Кроме этого, страивать мощный НЧ динамик в каждую колонку бессмысленной с точки зрения акустики. Слух человека не способен различать направление звука басов. А значит, для одного помещения достаточно одного источника НЧ звука.

    Исходя из этих соображений, были разработаны сабвуферы, которые воспроизводят звук только в диапазоне от 20 до 150-200 Гц, но качественно мощно и тем самым снимают нагрузку с многополосных колонок.

    Между собой сабвуферы отличаются конструкцией:

    Следует учитывать, что использование активного сабвуфера позволяет получить без искажений более мощный звук во всем диапазоне, так как исключение басов делает более чистым звучание СЧ динамика. Кроме этого, сабвуферы могут иметь различное акустическое исполнение, закрытый корпус приводит к потере мощности, но дает более четкий бас и больший эффект присутствия, а вариант сабвуфера с фазоинвертором дает более мощный и точный звук, без искажений на большой громкости. Примером высококачественной модели является активный сабвуфер JBL VPSB7118DP. Эта акустика с 18-дюймовым динамиком прекрасно сочетает большую мощность (номинальная 1800 Вт, пиковая 3600 Вт) и высокое качество звука.

    Таким образом, применение сабвуфера позволяет добиться требуемой мощности звучания басов без искажений звука и потери качества на средних и низких частотах. Активный сабвуфер не только избавляет СЧ-динамик от несвойственных ему режимов работы, но снимает нагрузку с усилителя мощности, обрезая НЧ-звук и обрабатывая его самостоятельно. В нашем каталоге сабвуферов представлен большой ассортимент моделей, выпущенных известными производителями профессиональной аудиоаппаратуры.

    

    Мы готовы обсудить ваш проект прямо сейчас!

    comments powered by HyperComments

    Возврат к списку

    cridex.ru


    Смотрите также