Производители бензина в россии


Вся правда о Российском бензине.

 Вся правда, о Российском бензине.

 

Изначально бензин производят относительного качества, затем в него добавляют удивительные присадки, смешивают и разбавляют на глаз, то, что получается невозможно проверить, а если сломался двигатель Вы не найдете виновного и никто не вернет Вам материальный ущерб.

Как это все происходит?По производству нефти Россия занимает 2 место после Саудовской Аравии (9,5 млн. баррелей в день), 2 место – по экспорту (6,4 млн. баррелей в день), и 2 место после Украины — по стоимости, хочу заметить некачественного бензина (учитывая прожиточный min).Что интересно, США занимает по добыче нефти 3 место (8,2 млн. баррелей в день), и совсем её не экспортирует, а еще и закупает……

Производство бензина в России:10 — 20% — хорошего бензина дает первая атмосферно-вакуумная перегонка нефти — их отправляют на экспорт.До 70% — увеличивают получение бензина путем вторичной переработки -Риформинга и

Крекинга — бензина.Крекинг — когда более тяжелые и высококипящие фракции нагревают с целью разрыва больших молекул до размеров молекул, входящих в состав бензина. Прямое использование крекинг – бензинов во многих странах законодательно ограничивается, так как они содержат большое количество олефинов, которые являются одной из главных причин образования смога.

Реформинг – процесс преобразования линейных и нециклических углеводородов в бензолоподобные ароматические молекулы. При каталитическом риформинге повышается октановое число бензина, а так же ядовитые ароматические углеводороды, которые способствуют образованию злокачественных опухолей.До 85% — доводят суммарный выход бензина (при норме в 10-20%) путем — пиролиза – это крекинг при температурах 700 — 800 0С – Кстати, такой бензин приводит к сильному износу цилиндров и поршневой группы.

Сегодня в России одновременно действуют несколько ГОСТов на автомобильные бензины, и самый последний более экологичный и качественный не отменяет первоначальные уже устаревшие.

 

А теперь ВНИМАНИЕ!!!ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные» А-72, А-76, А-80 АИ-91, АИ-93, АИ-95. Немного поясню буква «А» (А-72, А-76, А-80) — обозначает, что октановое число определено механическим способом (т.е. Ориентировочно). Буквы «АИ» (АИ-91, АИ-93, АИ-95) — исследовательским способом (Химический анализ), цифры соответственно обозначают – октановое число.ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Бензин неэтилированный», согласно которому введены марки бензинов «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98».ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», согласно которому установлены четыре типа бензинов (I, II, III, IV) с октановыми числами соответственно ОЧИ 80, 91,95 и 98.ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия».

В марках бензинов появился термин «Евро»: «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95», «Супер Евро-98». Считается, что это бензины с улучшенными экологическими характеристиками, практически приближенными к нормам «Евро 3».

С 01.01.2013 г. Россия официально перешла на «Евро 4» вот только бензин производим по старым ГОСТам, которые и до «Евро 3» — не дотягивают. Для информации в Европе уже с 2009 г. разрешен только стандарт «Евро-5».

Кроме ГОСТов в нашей стране параллельно действуют еще с десяток ТУ (Технические Условия) — это когда производитель не вписывается по каким-то параметрам в ГОСТ, то создается, например ТУ 38.001 165 — 97 и смело можно продавать АИ-92, которого нет в ГОСТе. Такой бензин не соответствует качеству, а это ведет к тому, что он не полностью сгорает в двигателе, а догорает в катализаторе и выхлопной системе автомобиля.Бензин — один из немногих товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Цена постоянно  растет, а качество падает — прогнозы по России смотри  здесь

Вот некоторые Факты: Кто и как зарабатывает на «паленом» Бензине?

 

Поэтому каждая его партия должна иметь паспорт качества, подтверждающий соответствие его основных физико-химических свойств. И мы как потребители, в праве, потребовать сертификат и паспорт качества бензина на любой АЗС.

Ужасает объем продаж некачественного автомобильного топлива в России, по разным оценкам он составляет от 30% в городах до 70% в регионах от всего объема продаж.Все нефтеперерабатывающие заводы делают анализ полученного бензина и проверяют качество, (оно должно соответствовать хотя бы одному из ГОСТов), но по дороге или уже на АЗС качество сильно меняется.

Разделим некачественный бензин на три основных вида:1 вид — Получаемый при смешивании высокооктанового бензина с низкооктановым или даже с суррогатами – это наиболее распространенный и, можно сказать, даже традиционный способ фальсификации. Так, под видом бензина марки АИ-95 можно запросто купить бензин с октановым числом 92 и менее.Выявление этой фальсификации вроде бы является стандартной задачей и сводится и измерению значения октанового числа. Но самое интересное начинается позже, когда начинаем выяснять, кто в России контролирует качество бензина?

Оказывается процесс производства, транспортировки, хранение и выдачу бензина конечному покупателю должно контролировать «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ)».

Как только Вы оплатили бензин и заправили его в бак автомобиля, на арену выходит «Федеральное агентство по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)». Интересно, как эти два, совершенно разные ведомства, между собой взаимодействуют?

(ответ — ни как, не взаимодействуют, можете проверить…)Например, мы приходим на заправку, там написано 95-ый, а реально в емкости 92-ой. Это введение в заблуждение (обман с целью получения большей выгоды) обращаемся в «Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС)», но они ничего взыскать в рамках их полномочий не могут это задача Роспотребнадзора. Если кто-то с ценами балуется — тут антимонопольное законодательство работает.

МВД будет разбираться, если причина не в заправке, а где-то в цепочке поставки, включая завод. И так понятно, что виновного трудно найти, но когда еще и не понятно кто должен искать ……….

2 вид — Произведенный с нарушениями технологии производства. В основном такой бензин имеет нарушения фракционного и химического состава. В нем повышенное содержание ароматических соединений, например – бензола.Выявление фальсификации 2-го вида еще сложнее и возможно только при проведении анализа фракционного и химического состава бензина. И если фракционный состав периодически все же Госстандартом контролируется, то контроль химического состава у нас в стране практически отсутствует.

Причина проста – нет приборов.

3 вид — полученный с применением различных стандартных и нестандартных антидетонационных присадок или высокооктановых добавок, которые приносят больше вреда, чем пользы. Такие бензины выпускаются по различным ТУ, но потребителя никогда не информируют о наличие в бензине таких компонентов. Необходимость их применения весьма сомнительна и более похожа на узаконенную фальсификацию.С этим видом возникают самые сложные проблемы. Он получает все большее распространение и, что страшно, такая фальсификация способна нанести наибольший вред и самим транспортным средствам и экологии.

В последнее время появилась масса различных присадок и добавок к бензину, существенно меняющих его характеристики. Российский ГОСТ не предусматривает проведения серьезного химического анализа бензина и, естественно, все эти многочисленные присадки и добавки не могут быть обнаружены при проведении полных стандартных испытаний.

Когда Вы заправляетесь и такой бензин гробит машину постепенно – это не так наглядно, но есть случаи когда машина и не одна вышли из строя через 2 часа после заправки на одной АЗС, но доказать и вернуть материальный ущерб невозможно.

Если, все — таки, АЗС признает вину (когда в один день 600 автомобилей сломались в г. Казань, ссылка http://youtu.be/yit7ejJXhX4), то в срочном порядке становится банкротом, если компания покрупней то, к сожалению, Вас ждут бесконечные судебные процессы.

«Профессионалы» дают «советы» как не попасть на бодяжный бензин.1. Выбрать методом проб и ошибок одну заправку, и на ней все время заправляться (она должна работать не по франшизе, то есть в чеке должно быть тоже название, что и на самой заправке).2. Заправляться желательно в больших городах и на заправках с известными брендами внимательно изучите бренды — одна буковка и это уже другая фирма, и это тоже не гарантия. Исследования показали, что у одной компании в одном городе, но на разных АЗС бензин очень отличается.3. И самое интересное заправляйтесь в рабочие дни, кроме пятницы, потому что в выходные дни бензин бодяжат сильнее.

 

С бензином ситуация просто безнадежная, и кажется выхода из сложившейся ситуации нет, но……Выход всегда есть — наука не стоит на месте, постоянно изобретаются и внедряются, новые уникальные технологии, на сегодня  ВЫХОД НАЙДЕН.

 

В следующих  публикациях Вы узнаете:Статья №2 — «Как выхлопные газы Вас убивают«. Человек может прожить без пищи — до месяца, без воды — до 7 дней, но без воздуха мы с вами не проживем и более 5 минут.Статья №3 — «Узнай сегодня, как некачественное топливо портит двигатель, катализатор, выхлопную систему автомобиля, и будешь защищен«.Решение всех вышеперечисленных задач ЗДЕСЬ.

 

 

Пожалуйста, если Вам материал был полезен, поделитесь с друзьями в соц.сетях и оставьте ваше мнение в комментариях, с Уважением Сергей.

 

 

webmastersemilet.ru

Производство автомобильных бензинов в России – Основные средства

Снижение выбросов СО2 – основная задача в области экологии автотранспорта в Европе, поэтому за рубежом интенсивно ведутся работы по снижению расхода топлива и возможности работы на альтернативных видах топлива, особенно из возобновляемого растительного сырья – на биоэтаноле, биодизеле.

В России проблема экологии не ставится так остро, поскольку большая территория, значительно ниже плотность транспортных средств и др. Ассортимент и объемы производства автомобильных бензинов в России определяются структурой автомобильного парка страны, техническими возможностями отечественной нефтепереработки и требованиями технического регламента.

Эти требования за некоторым исключением соответствуют требованиям Евросоюза и отражены в действующих национальных стандартах.

В настоящее время разрабатывается технический регламент Евразийского  экономического сообщества (ЕврАзЭС) «Требования к безопасности автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута». В проекте этого регламента марка бензина АИ-92 сохраняется до класса 5, максимальная доля метанола в бензине – до 1%. Остальные показатели – как в принятом в России регламенте.

Основная масса автомобильных бензинов в стране вырабатывается по ГОСТ Р 51105–97, их применение обеспечивает нормальную эксплуатацию автомобилей с нормами по токсичности отработавших газов Euro 2. На ряде НПЗ производят бензины по ГОСТ Р 51866–2002, который является аутентичным переводом нормали Евросоюза EN-228 и устанавливает нормы на показатели качества бензинов, соответствующие классам 3 и 4.

На графике представлена динамика производства автомобильных бензинов в России в 2002–2008 гг.: рост выработки бензинов АИ-92 и АИ-95 и снижение доли автобензина АИ-80 с 50 до 23%.

Сегодня перед нефтяными компаниями поставлена задача с 2011 г. перейти на производство только автомобильных марок бензина АИ-95 и выше. Однако осуществить полный переход на их производство к 2011 г. отечественная нефтепереработка не сможет из-за отсутствия технических возможностей, да и необходимости в этом нет. Нереально вывести из эксплуатации к этому сроку все автомобили с нормами выбросов до класса 3, а это более половины автомобильного парка, и если остается техника, то необходим для нее и соответствующий бензин. Применять на старых автомобилях более высокооктановый и высококачественный бензин нецелесообразно из-за его более высокой цены и негативного влияния на работу двигателя.

Для улучшения эксплуатационных свойств марок автомобильного бензина на нефтеперерабатывающих предприятиях и нефтебазах в состав товарных марок бензина вводят многофункциональные присадки. Так, рекомендована к производству и применению продукция производства Рязанской НПК, Уфанефтехим, Московского, Хабаровского, Куйбышевского, Новокуйбышевского, Сызранского, Ново-Уфимского НПЗ, Ангарской НХК, Киришинефтеоргсинтеза, Орскнефтеоргсинтеза с зарубежными присадками Keropur 3430 N, Keropur 3458 N, HITEK 6430.

В 2006 г. на топливный рынок страны поступили автобензины марок Ultimate компании ТНК-ВР и «Экто» компании «Лукойл». Ultimate – неэтилированный бензин класса «премиум» с октановыми числами 95 и 98, впервые предложенный автомобилистам Великобритании в 2003 г., соответствует нормам Euro 4 и содержит очищающие присадки. «Экто» – фирменный бензин стандарта Euro 3 с октановыми числами 92 и 95, отличается от стандартного бензина Euro 3 наличием добавляемых на нефтебазе моющих и антикоррозионных присадок.

С 2006 г. организовано производство бензинов для автомобилей c двигателями, соответствующими нормам Euro 3 и Euro 4, в Ярославнефтеоргсинтезе, Рязанской нефтеперерабатывающей компании, Лукойл-Волгограднефтепереработке, Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтезе, на Ново-Уфимском, Московском НПЗ, Киришинефтеоргсинтезе,  Орскнефтеоргсинтезе и Салаватнефтеоргсинтезе. В 2008 г. к этим предприятиям присоединились Уфимский, Ачинский, Омский, Куйбышевский НПЗ, Уфанефтехим, Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез  и ТАИФ-НК.

Таким образом, 16 из 27 нефтеперерабатывающих заводов страны вырабатывают бензин для автомобилей с нормами выбросов Euro 3 и Euro 4.

Основные требования технического регламента к характеристикам автомобильного бензина Параметр Нормы для автомобильного бензина класса 2 класса 3 класса 4 класса 5
Октановое число по исследовательскому методу, не менее

92

95

95

95

То же по моторному методу

83

85

85

85

Массовая доля серы, мг/кг, не более

500

150

50

10

Объемная доля бензола, %, не более

5,0

1,0

13,0

1,0

Концентрация свинца, мг/дм3, не более

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Концентрация железа, мг/дм3, не более

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Концентрация марганца, мг/дм3, не более

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Массовая доля кислорода, %, не более

2,7

2,7

2,7

Объемная доля ароматических углеводородов, %, не более

42

35

35

Объемная доля олефиновых углеводоров, %, не более

18

18

18

Объемная доля метанола, %, не более

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

os1.ru

Крупнейшие производители нефтепродуктов в России

Название Регион Мощность (млн тонн) Контроль Нефтеперерабатывающие заводыОмский Омская обл. 19,5 «Сибнефть» Рязанский Рязанская обл. 19,0 ТНК-ВР Киришский Ленинградская обл. 17,3 «Сургутнефтегаз» АНХК Иркутская обл. 16,4 ЮКОС НОРСИ Нижегородская обл. 15,0 «ЛУКойл» ЯНОС Ярославская обл. 14,0 «Газпром», ТНК-ВР Новоуфимский Башкирия 13,1 Урал Рахимов Московский Москва 12,2 МНГК, «Газпром», «Татнефть» Пермский Пермский край 12,0 «ЛУКойл» «Салаватнефтеоргсинтез» Башкирия 11,7 «Газпром» Сызранский Самарская обл. 10,6 ЮКОС Волгоградский Волгоградская обл. 9,9 «ЛУКойл» Уфимский НПЗ Башкирия 9,6 Урал Рахимов Новокуйбышевский Самарская обл. 9,5 ЮКОС «Уфанефтехим» Башкирия 9,5 Урал Рахимов Нижнекамский Татарстан 7,0 ТАИФ Куйбышевский Самарская обл. 7,0 ЮКОС Орский Оренбургская обл. 6,6 «Русснефть» Ачинский Красноярский край 6,5 ЮКОС Саратовский Саратовская обл. 6,0 ТНК-ВР Комсомольский Хабаровский край 5,8 «Роснефть» Хабаровский Хабаровский край 4,4 «Альянс» Туапсинский Краснодарский край 4,3 «Роснефть» Нижневартовский Ханты-Мансийский АО 4,0 ТНК-ВР Ухтинский Коми 3,7 «ЛУКойл» «Краснодарэконефть» Краснодарский край 3,0 «Русснефть» Антипинский Тюменская обл. 1,6 «Нефтегазохимические технологии» Марийский Марий Эл 1,4 Артур Перепелкин и др. частные лица Заводы по переработке газового конденсата«Сургутгазпром» Ханты-Мансийский АО 8,0 «Газпром» «Оренбурггазпром» Оренбургская обл. 6,3 «Газпром» «Астраханьгазпром» Астраханская обл. 3,3 «Газпром» Пуровский ЗСГК Ямало-Ненецкий АО 1,9 «НоваТЭК» «Уренгойгазпром» Ямало-Ненецкий АО 1,4 «Газпром» Источники: Росстат, данные компаний, материалы из открытых источников

expert.ru

Рынок автомобильных бензинов

Государство активно регулирует рынок автомобильного бензина посредством контроля рыночных цен, изменения акцизных ставок и экспортных пошлин. На данный момент государственная политика РФ направлена на стимулирование нефтяных компаний к производству высококачественного бензина для реализации на внутреннем рынке, то есть к модернизации производственных мощностей.

Основные игроки

По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ГП «ЦДУ ТЭК»), в 2011 г. в РФ было произведено 36, 4 тыс. т автомобильного бензина. Практически весь рынок – 95,3% – принадлежит семи вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК): ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО АНК «Башнефть», ТНК-ВР, ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «НГК «Славнефть».

Структура производства бензинов в РФ, по производителям, 2011 г., %

 

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

 

Самый крупный производитель автомобильного бензина в стране – ОАО «Газпром нефть», на его долю в 2011 г. пришлось 25,5% от общего объема производства, или 9,3 тыс. т бензина. Основные предприятия переработки нефтепродуктов, принадлежащие «Газпром нефти», – это Московский и Омский нефтеперерабатывающие заводы.

Эти предприятия выпускают 69,55% всего объема бензина «Газпром нефти»: так, Омский НПЗ в 2011 г. произвел 4,1 тыс. т автомобильного бензина, а Московский НПЗ – 2,4 тыс. т.

Доля ОАО «Лукойл» в общем производстве автомобильного бензина в стране в 2011 г. составила 18,3%, что эквивалентно 6,7 тыс. т бензина. Почти половина – 45,97% – этого количества производится на Нижегородском НПЗ.

Другие крупные производители автомобильного бензина в составе ОАО «Лукойл» – Пермский НПЗ (1,6 тыс. т в 2011 г.) и Волгоградский НПЗ (1,5 тыс. т).

Нефтеперерабатывающие предприятия ОАО «НК «Роснефть» в 2011 г. выпустили 5,7 тыс. т автомобильного бензина, что составило 15,5% в общем объеме его производства. В структуру «Роснефти» входят семь крупных нефтеперерабатывающих предприятий: Комсомольский, Туапсинский, Новокуйбышевский, Куйбышевский, Сызранский, Ачинский НПЗ и Ангарская нефтехимическая компания.

На долю ОАО АНК «Башнефть» пришлось 12,5% от общего объема производства бензина в стране в 2011 г. Перерабатывающий комплекс «Башнефти» представлен тремя нефтеперерабатывающими заводами. ОАО «Уфанефтехим» выпустил 1,6 тыс. т автомобильного бензина в 2011 г., Уфимский НПЗ – 1,2 тыс. т, Ново-Уфимский НПЗ (ОАО «Новойл») – 1,7 тыс. т.

Нефтяная компания ТНК-ВР произвела в 2011 г. 3,9 тыс. т автомобильного бензина, ее доля в общем объеме выпуска топлива составила 10,7%. В прошлом году основной объем бензина был выпущен Рязанским НПЗ – 77,98% от всего объема ТНК-ВР. Остальная часть была произведена на Саратовском НПЗ.

Еще две компании – «Сургутнефтегаз» и «Славнефть» – выпускают 6,3% и 6,5% от общего объема производства автомобильного бензина, соответственно. Переработка нефтепродуктов компании «Сургутнефтегаз» производится на НПЗ «Киришинефтеоргсинтез». В 2011 г. выпуск автомобильных бензинов этим предприятием составил 2,3 тыс. т. Самое крупное нефтеперерабатывающее предприятие «Славнефти» – ОАО «Славнефть — Ярославнефтеоргсинтез», его объем производства в 2011 г. составил 2,4 тыс. т.

Динамика производства автомобильного бензина ведущими ВИНК, 2008-2009 г., тыс. т

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Газпромнефть

8,66

8,72

8,58

9,29

Лукойл

5,4

5,69

5,87

6,67

Роснефть

6,19

6,17

6,43

5,62

Башнефть

4,85

5,07

4,76

4,54

ТНК-ВР

3,97

3,55

3,79

3,88

Славнефть

2,28

2,33

2,3

2,35

Сургутнефтегаз

2,33

2,38

2,39

2,29

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

 

Динамика производства автомобильных бензинов различается от компании к компании. Так, например, производство бензина «Газпром нефтью» с 2008 по 2010 гг. было стабильным, а в 2011 г. выросло на 8%. Объем производства «Роснефти», наоборот, снизился в 2011 г. на 12,6%, в результате чего компания уступила второе место в перечне крупнейших производителей автомобильного бензина ОАО «Лукойл», которое, в свою очередь, в 2011 г. продемонстрировало рост – на 13,6%.

Производство бензина «Башнефтью» снижается с 2009 г.: на 6,11% в 2010 г., затем еще на 4,62% – в 2011г. На ТНК-ВР производство бензина в 2011 г. незначительно выросло – на 2,3%, объемы производства бензина «Славнефтью» и «Сургутнефтегазом» стабильны.

Структура производства автомобильного бензина в РФ

Сегодня в России выпускается четыре марки автомобильного бензина: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Их производство регулируется тремя ГОСТами: ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002.

Современные марки автомобильных бензинов были введены в целях повышения конкурентоспособности российского бензина на мировом рынке. ГОСТ Р 51105-97, который начал действовать с 01.01.1999 г., вводил требования к бензинам марок «Нормаль-80» и «Регуляр-92», а ГОСТ Р 51866-2002, введенный в действие с 01.07.2002 г., – к маркам «Премиум-95» и «Супер-98». Их потребительские свойства определяются октановым числом, присутствующим в названиях марок.

Основной объем производимого сегодня в стране автомобильного бензина приходится на марку «Регуляр-92» – 67,3%. Бензина марки «Нормаль-80» производится 10,6%. Практически вся оставшаяся часть – это производство «Премиум-95» (21,3%). Бензина «Супер-98» в РФ выпускается крайне мало – всего 0,8% от общего объема производства автомобильного бензина.

Структура производства автомобильного бензина в РФ, по маркам, 2011 г., %

Источник: ИАЦ «Кортес».

 

По данным ИАЦ «Кортес», в 2007 г. доля выпуска низкооктанового бензина («Нормаль-80») составляла 25,7%, к 2010 г. выпуск сократился до 10,6%. При этом, соответственно, увеличилось производство высокооктанового бензина.

В 2008 г. постановлением Правительства РФ был утвержден Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензинам, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Этим регламентом были утверждены обязательные требования к экологической безопасности различных типов топлива, которые соответствовали аналогичным европейским директивам. Техническим регламентом вводились экологические классы бензина – класс 2,3,4,5 (соответствующие «Евро-2,3,4,5») и устанавливалось предельно допустимое содержание вредных для окружающей среды и человека химических веществ.

Кроме того, Технический регламент устанавливал сроки перехода от использования топлива одного экологического класса к другому. Для автомобильных бензинов были утверждены следующие сроки: бензин экологического класса 2 мог производиться только до конца 2008 г., класса 3 – до конца 2009 г., класса 4 – до конца 2012 г.

Установленные Техническим регламентом временные рамки впоследствии переносились дважды. В первый раз – в 2009 г., когда сроки производства каждого экологического класса бензина были продлены на два года. Второй раз – в 2011 г. На данный момент производство бензинов экологического класса 2 разрешено до конца 2012 г., класса 3 – до конца 2014 г., класса 4 – до конца 2015 г. Применение автомобильного бензина экологического класса 5 пока не ограничено.

Переносы сроков введения действия экологических стандартов на бензин были связаны с недостаточной технологической оснащенностью российской нефтеперерабатывающей отрасли для производства бензина предписанных характеристик в указанные сроки. Кроме того, значительная часть российского автопарка использует типы топлива, не соответствующие экологическим стандартам, поэтому вопрос касался также и возможностей эксплуатации старой техники.

В настоящее время, по данным ИАЦ «Кортес», выпускаемые высокооктановые бензины соответствуют в основном экологическому классу 3, за исключением самарских НПЗ «Роснефти» и НПЗ «Киришинефтеоргсинтез», принадлежащего «Сургутнефтегазу».

В целом же производство автомобильного бензина по классам выглядит следующим образом. В 2011 г. доля бензина, не соответствующего экологическим стандартам, составляла 8%. Такую же долю занимало производство бензина экологического класса 2. Основной объем бензина (70%), выпускаемого в России, соответствует экологическому классу 3. Бензин, соответствующий экологическому классу 4 и выше, составляет 14% от общего объема производства.

Структура производства автомобильного бензина в РФ, по экологическим классам, 2011 г., %

Источник: ИАЦ «Кортес».

 

Как полагают в ИАЦ «Кортес», к началу 2013 г. можно ожидать перехода всех НПЗ на производство автобензина экологического класса 3 в достаточном для удовлетворения российского спроса количестве. Производство автомобильных бензинов, не соответствующих экологическим стандартам, а также бензинов класса 2 может еще сохраняться на отдельных НПЗ до 2014-2015 гг. Такой бензин в основном, будет отгружаться на экспорт.

Экспорт бензина

Из России экспортируется лишь небольшая часть производимого в стране автомобильного бензина. Так, в 2011 г. доля экспорта автомобильного бензина в общем производстве автомобильного бензина компаниями ТЭК составила 11,9%.

Для сравнения, в 2011 г. на экспорт ушло 56,5% всего произведенного дизельного топлива и 82,5% произведенного мазута. До 2011 г. вообще просматривалась тенденция снижения доли экспортируемого бензина в общем объеме производства. Так, если в 2006 г. экспорт бензина составлял 17,3% от его производства, то в 2008 г. – 13,5%, в 2010 г. – 9,2%.

Динамика доли экспорта автомобильного бензина, 2006-2011 гг., %

 

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

Как отмечают в ОАО «Лукойл», из России экспортируется в основном низкооктановый бензин, который может использоваться для последующей переработки. Однако, экспорт бензина имеет более сложную структуру.

По данным ИАЦ «Кортес», низкооктановый автомобильный бензин экспортируется в Западную Европу. В страны СНГ — главным образом, азиатские — экспортируется как низкооктановый, так и высокооктановый бензин. Что касается экологических классов в поставках автомобильного бензина за рубеж, в основном, соблюдается паритет между бензином, не соответствующим экологическим классам, и бензином экологических классов 3 и 4. Бензин «Супер-98» еще до введения экологических классов бензина экспортировался небольшими партиями.

Доля автомобильного бензина, уходящего на экспорт, значительно отличается в разных ВИНК. Самая большая доля экспорта отмечается в компании «Сургутнефтегаз»: в 2011 г. за рубеж отправилось 33% произведенного компанией автомобильного бензина. Нужно отметить, что это самый низкий показатель за последние шесть лет: например, в 2006 г. на экспорт ушло 63,2% автомобильного бензина, произведенного этой компанией.

Такие высокие показатели экспорта бензина связаны с тем, что на «Киришинефтеоргсинтезе», нефтеперерабатывающем предприятии «Сургутнефтегаза», производится значительное количество низкооктанового бензина.

В динамике экспорта автомобильного бензина компанией «Газпром нефть» до 2011 г. также наблюдалась тенденция к снижению: с 23,6% от произведенного компанией бензина в 2006 г. до 15,3% в 2010 г. В 2011 г. экспорт бензина компанией незначительно вырос и составил 15,9%.

Снижение доли экспорта бензина характерно и для компаний «Лукойл», ТНК-ВР и «Славнефть». В ТНК-ВР эта доля сократилась с 9,3% в 2006 г. до 1,7% в 2011 г., в «Славнефти» – с 19,4% до 3,4% за аналогичный период времени.

Самое радикальное сокращение объема экспорта автомобильного бензина демонстрирует ОАО «Лукойл»: если в 2006 г. экспорт бензина составлял 9,4% от его производства, то в 2010 г. он был равен нулю. В 2011 г. «Лукойл» отправил на экспорт всего 0,6% произведенного бензина. Это связано с высоким спросом производимого предприятием бензина на внутреннем рынке.

В компаниях «Роснефть» и «Башнефть», наоборот, отмечается повышение доли экспорта автомобильного бензина в 2011 г. Впрочем, доля экспорта бензина в этих компаниях колеблется год от года.

Динамика доли экспорта автомобильного бензина, по ВИНК, 2006-2011 гг., %

 

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

Экспортные ставки

Важным фактором, влияющим на экспорт автомобильного бензина из России, стало изменение в схеме расчета пошлин на экспорт сырой нефти, светлых и темных нефтепродуктов. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты определяются, исходя из ставки пошлины на сырую нефть и расчетного коэффициента, и устанавливаются в отношении конкретной категории товаров, выработанных из нефти.

С 1 октября 2011 г. для нефтепродуктов были установлены новые максимальные значения коэффициентов. Если раньше экспортная пошлина на нефть составляла 65% (коэффициент 0,65), то теперь она была снижена до 60% от ее цены.

Пошлина на светлые нефтепродукты, к которым относится в том числе и дизельное топливо, и темные нефтепродукты, к которым относится мазут, была установлена в размере 66% от размера пошлины на экспорт сырой нефти. Ранее светлые и темные нефтепродукты имели разные коэффициенты.

Что же касается автомобильного бензина, то для него был установлен коэффициент 0,9, то есть пошлина на экспорт бензина составляет 90% от размера пошлины на экспорт сырой нефти.

Тем самым Правительство РФ стремилось снизить рентабельность экспорта бензина и переориентировать его продажи на внутренний рынок. Во многом эта мера была связана с «бензиновым» кризисом весной 2011 г., когда из-за противоречий в ценовой политике ВИНК и розничных компаний на рынке возник дефицит бензина, спровоцировавший взлет цен.

Импорт бензина

По данным ИАЦ «Кортес», в 2011 г. в Россию было ввезено около 1 млн. т автомобильного бензина. Однако, по мнению экспертов компании, импорт автобензина в Россию нельзя назвать системным явлением. Так, например, в прошлом году на 90% это была продукция Лисичанского НПЗ (Луганская область Украины), принадлежащего ТНК-ВР.

Лисичанский НПЗ был традиционным крупным поставщиком бензина в южные регионы России в силу транспортно- географических показателей. На сегодняшний день производство на этом предприятии временно остановлено.

Если рассматривать баланс рынка автомобильного бензина в России, то, по данным АИЦ «Кортес», рост импорта сопровождался эквивалентным увеличением экспорта. Нужно отметить, что увеличение отгрузок на экспорт и рост импорта происходили в разные периоды года, то есть импорт не предназначался для покрытия спроса в виду недостатка предложения.

С точки зрения специалистов ИАЦ «Кортес», ввозом бензина из других стран решались временные локальные проблемы, или же это были попытки трейдеров как-то оживить свою деятельность. Часть импорта представляют собой традиционные поставки автобензина «Супер-98» на рынок Северо-Западного федерального округа (Калининград).

В целом же значительного импорта автомобильного бензина не прогнозируется, хотя бы ввиду разницы отдельных нормативных показателей, присущих автомобильным бензинам других стран, и показателей, заложенных в Техническом регламенте для стран Таможенного союза. Импорт сохранится, но в ближайшее время вряд ли это будет компенсацией недостаточного предложения.

Как отмечают в ОАО «Лукойл», при сегодняшнем уровне внутренних цен импортный бензин абсолютно неконкурентоспособен в России, поэтому речь может идти только о поставках нефти в сопредельные страны (Беларусь, Казахстан) на переработку и о возврате части нефтепродуктов в виде высокооктанового бензина обратно в Россию.

Ценообразование

Цена на бензин на внутреннем российском рынке определяется, в первую очередь, под влиянием net back по отношению к ценам на мировом рынке. Net back понимается как чистая выручка от продажи нефтепродуктов на мировом рынке, без учета пошлин и транспортных расходов.

По сути, ориентация на net back означает использование принципа равнодоходности внутренних продаж с экспортными поставками. Таким образом, теоретически оптовые российские цены на автомобильный бензин зависят от мировой стоимости нефти и подвержены тем же тенденциям.

Однако, существуют и другие факторы, влияющие на цены на бензин. Наиболее важные из них – государственные акцизы на бензин и фактическое отсутствие реальной конкуренции на рынке.

В конце 2011 г. Президентом РФ был подписан закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривал последовательное увеличение акцизов на бензин в 2012-2014 гг.

С 1 января 2012 г. акцизы на все экологические классы автомобильного бензина выросли на треть, предусмотрено еще три этапа повышения акцизов. Однако, на следующих этапах в законе предусмотрен гибкий подход к акцизам на разные экологические классы бензина: второй раз акциз на бензин экологического класса 4 вырастет только с 1 января 2013 г., а не с 1 июля 2012 г., как для предыдущих экологических классов, а на бензин класса 5 — только с 1 января 2014 г.

Изменение акцизов на автомобильный бензин, 2012-2014 гг.

 

Автомобильный бензин

С 1 января по 30 июня 2012 г. включительно

С 1 июля по 31 декабря 2012 г. включительно

С 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно

С 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Не соответствующий классу 3 или классу 4, или классу 5

7725

29

8225

6

10100

23

11110

10

Класса 3

7382

30

7882

7

9750

24

10725

10

Класса 4

6822

33

6822

0

8560

25

9416

10

Класса 5

6822

33

5143

-25

5143

0

5657

10

 

Источник: Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 338-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если раньше ставки акцизов были привязаны к октановому числу, то новая система ориентации на экологический класс бензина способна стимулировать производство более чистого топлива за счет более низких ставок на бензин экологических классов 4 и 5. Специалисты позитивно оценивают эти изменения, поскольку они создают стимулы к развитию производства высококачественного автомобильного бензина.

Помимо акцизов, на стоимость автомобильного бензина влияет рост тарифов железнодорожного и трубопроводного транспорта, тарифов на электроэнергию, определяющийся общей инфляцией. Нельзя забывать и о налогах: налоге на добычу полезных ископаемых, НДС, налогах на имущество и прибыль.

По данным ОАО «Лукойл», в стоимости одного литра бензина «Регуляр-92» налоги (включая акциз) составляют 55,1% – более половины стоимости. В компании видят возможности снижения цен на бензин именно в снижении налоговой нагрузки.

 

 

 

 

 

Структура средней рыночной стоимости литра бензина марки «Регуляр-92», %

Источник: ОАО «Лукойл».

Таким образом, рост цен на бензин обусловлен в том числе и факторами, которые способствуют удорожанию со временем любой продукции – инфляцией и повышением налогов государством. Эти факторы во многом нивелируют усилия государства снизить розничные цены на автомобильный бензин.

Еще одна ключевая причина роста цен на бензин – низкая конкуренция на рынке. Здесь срабатывает обычный рыночный механизм, отмечают в ИАЦ «Кортес», – пока будут покупать бензин по тем ценам, которые предлагаются, цены будут расти.

Чтобы бороться с этим, нужно, во-первых, усилить конкуренцию на розничном рынке за счет независимых продавцов, ­ а во-вторых, производить такое количество автомобильного бензина, которое позволит создать значительное предложение в мелкооптовой торговле и рознице. Этому может способствовать, по мнению специалистов ИАЦ «Кортес», только строительство мощностей вторичных процессов, в частности, каталитического крекинга.

Биржевая торговля

Помочь в формировании прозрачного механизма ценообразования на внутреннем рынке автомобильного бензина могла бы биржевая торговля. Правительство с целью создания рыночного механизма определения цены на нефтепродукты стимулировало выход производителей нефтепродуктов на биржи, контролируя их с помощью Федеральной антимонопольной службы.

Торговля нефтепродуктами началась в 2008 г. на Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса (МБНК), в том же году начала работу Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ).

По мнению В. Язева, первого заместителя Председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, работа бирж в условиях конкуренции друг с другом показала, что они способны сформировать адекватную цену на нефтепродукты на внутреннем рынке, в том числе и на автомобильный бензин.

Однако, отсутствие необходимых ориентиров развития от правительства и эффективных механизмов торговли привело к тому, что на биржевых площадках стали доминировать интересы крупных нефтяных компаний, а биржевые торги сконцентрировались на СПбМТСБ.

Торговля автомобильным бензином составляет около четверти оборота этой биржи. Объем продаж нефтепродуктов вырос на 64,5% в 2011 г., но при этом количество совершаемых сделок сократилось. Прозрачность ценообразования, по мнению В. Язева, так и не была достигнута, зато наметилась отрицательная тенденция монополизации в биржевой торговле нефтепродуктами. Выход из этой ситуации он видит только в стимулировании конкуренции биржевого рынка нефтепродуктов.

В конце 2011 г. СПбМТСБ, МБНК и Биржа «Санкт-Петербург», еще одна биржа по торговле нефтепродуктами, подписали меморандум о формировании Единой торговой сессии по биржевой торговле нефтепродуктами.

Цель открытия Единой торговой сессии – введение единых стандартов работы на этом рынке, формирование единых ценовых индикаторов и создание условий для более эффективного мониторинга, контроля и регулирования рынка нефтепродуктов государственными регулирующими органами. Этот шаг призван помочь развитию биржевой торговли нефтепродуктами.

Материал подготовлен при содействии компании Creon.

www.napinfo.ru

Кто и как производит бензин и дизельное топливо в России?

Отметим, что самый распространенный тип присадок для бензина — это маркетинговая присадка: яркое название плюс два рубля к стоимости и готово. Конечного потребителя, по сути, волнует один вопрос: что он заливает в бак и как это отразится на двигателе? Бизнесу приходится решать сразу несколько задач.

Адаптироваться под новые стандарты и запреты, искать более эффективные присадки для топлива. В итоге все хотят знать, какова «справедливая цена» бензина и дизеля?

В этом цикле статей мы постараемся ответить на вопросы, связанные с производством моторного топлива с использованием присадок и расскажем о химии, технологии и экономике присадок как таковых — как с точки зрения рядового потребителя, так и с позиции бизнеса. Что такое «настоящий» бензин и где его найти? Какие бывают топливные присадки и как они влияют на качество бензина и солярки? Что изменится после запрета ММА? За что вы платите, покупая топливо с приставкой G-Drive и Ultra?

Национальное достояние

Для того чтобы понять, кто и как производит бензин и дизельное топливо в России, нужно начать с азов. Бензин готовят из нефти. Нефть — наше все. Мы регулярно гадаем на нефтяных ценах, многие мечтают заполучить работу поближе к трубе. Это — основа нашей геополитики. Однако, в вопросах использования нефти и получения добавленной стоимости мы зачастую ведем себя, как купеческий отпрыск, проматывающий состояние отца. Потому что уверены, что на наш век этого добра хватит, хотя мы до сих пор фактически сжигаем чистую нефть. Хотя и помним предупреждение Дмитрия Менделеева, что использовать нефть как топливо — все равно, что топить печь ассигнациями.

В 1891 году вышла статья Менделеева, которую сегодня бы назвали программной, «Где строить нефтяные заводы». За несколько лет его усилия помогли российской нефтяной промышленности опередить американскую. Но вскоре инвестиции прекратились, и все встало на свои места. Свое знаменитое высказывание он изрек в ответ на предложение Нобеля о нефтяном отоплении. Он же тщательно изучил новые варианты переработки нефти, сконструировал специальное оборудование для непрерывной перегонки.

Не вдаваясь в подробности, в переработке нефти есть ряд базовых процессов. Для начала нефть «из трубы» проходит процесс базовой подготовки: удаление газа, примесей и солей, обезвоживание. На данном этапе главная проблема — выведение серы. Практически вся российская нефть, добываемая западнее Урала (ХМАО, Поволжье, Татарстан, Башкирия) под маркой Urals, является высокосернистой. В среднем серы в ней 1,3%. Западно-Сибирская, а в особенности Восточно-Сибирская нефть, которую, к слову, будут забирать с хорошим дисконтом китайцы в рамках проекта ВСТО, идет с приемлемым содержанием серы (0,6%) и по сути, ничем не отличается от сортов Brent и WTI (хоть и торгуется с традиционной скидкой 1.5−2 доллара от цены Brent).

Десятки и сотни тысяч тонн серы с месторождений нефти и газа вывозят в отвалы

В итоге содержание серы в нефти снижается 1−2% до десятых долей процента. Побочным продуктом сероочистки является элементарная сера — хорошо знакомый садоводам желтый порошок. До сих пор десятки и сотни тысяч тонн этой серы с месторождений нефти и газа регулярно вывозят в отвалы. Терриконы серы расположены на берегах Волги (в районе Астрахани и Оренбурга) и по большому счету никто не знает, что с ней делать. Пару лет назад Газпром планировал запустить проект, чтобы модифицировать серой в бетон. Технологию, как утверждают в компании, изобретал заново «Газпром ВНИИГАЗ». В Советском Союзе все эти рецепты были, все эти технологии есть и сейчас, но, почему-то, не востребованы.

Итак, сырую нефть подготовили до нужной кондиции. Опять же с применением импортных катализаторов сероочистки. При наличии отечественных разработок и возможностей производить их самостоятельно. Далее производят физическое разделение сырья на фракции. В колонне идет атмосферная перегонка и дистилляция.

Основные принципы переработки нефтепродуктов

Вверху колонны получаем пропано-бутановую фракцию. При более высокой температуре (около 40 °С) извлекают легкую бензиновую фракцию в виде паров. Это так называемый прямогонный бензин. В других частях установки (при более высоких температурах) получают нафту, керосиновую и дизельную фракции. Из нижней части («куба») колонны забирают мазут. При дистилляции мазута получают гудрон — сырье для битумов.

Мы прошли пока только три этапа переработки. Для получения высококачественных нефтепродуктов в дальнейшем используют процессы углубленной переработки нефти. Это риформинг, изомеризация и крекинг. В результате изменения структуры и химического состава дистиллятов производят топлива с повышенным октановым (или цетановым) числом.

Товарный вид

Почему мы фактически сжигаем чистую нефть? Ответ прост: даже по данным Росстата глубина переработки нефти в России не дотягивает до 75%. В среднем этот показатель крепко сидит на уровне 70%. Для сравнения, в США глубина переработки составляет 95%, в Европе — 90%. Автомобильного бензина напрямую из нефти мы в среднем производим 15%, дизельного топлива 32%. В Соединенных Штатах — 43% и 32% соответственно. Почти треть всего объема нефтепродуктов у нас составляет мазут.

Типичные корзины нефтепродуктов НПЗ в США, Европе и России. Источник: vseonefti.ru

С позиции потребления, мазут — это относительно дешевое топливо для котлов и судовых дизелей. Но на деле мы закладываем с ним в печь пачки денег. До недавнего времени рачительные немцы, финны и голландцы, к примеру, загружали в терминалах под Санкт-Петербургом дешевым мазутом и везли его на танкерах к себе. Дальше они его дополнительно перегоняют и подвергают тем самым процессам вакуумной перегонки, крекинга, риформина и т. п. Напомним, что в Европе глубина переработки нефти составляет 90% и более (для мазута, который уже перегнан). Это значит, что с одной тонны мазута они способны выгнать до 800 кг пригодного к употреблению бензина.

Несмотря на то, что вывозная пошлина на мазут выше, чем пошлина на бензин ($ 78 против $ 38 за тонну), разница в экспортных ценах выгодна для европейских переработчиков. Экспортная цена бензина АИ-92 составлят 0.4−0.5 евро/кг, прямогонного бензина — 0.3−0.36 евро/кг, мазута — 0.08−0.1 евро/кг.

Мы подходим к самому интересному. Товарных продуктов после перегонки нефти у нас получилось мало. Кондиционированный керосин уходит как компонент ракетного и авиационного топлива. Часть мазута перепродали соседям, часть ушла в качестве топлива. Кубовой остаток — битум — годится в строительство. Итак, дизельное топливо и бензин составили меньше половины объема переработанной нефти.

В какой пропорции использовать те или иные присадки — на совести каждого отдельного производителя

Прямогонный бензин обладает октановым числом 55−60. В современные двигатели такой бензин не годится. Он нуждается в дополнительной переработке. Высококачественный бензин по ГОСТу и без модифицирующих добавок производят только крупные нефтяные компании и НПЗ, поскольку эта операция становится выгодной лишь при больших объемах. В их число можно включить Газпром, Лукойл и Роснефть. Рентабельные установки риформинга, то есть превращения углеводородов нормального линейного строения с низким октановым числом в разветвленные углеводороды с высоким октановым числом, должны производить более 1 млн. тонн продуктов в год. Зная это, каждый может самостоятельно подсчитать, сколько в России производят в год «настоящего», ГОСТовского бензина.

Весь остальной бензин доводят до товарного продукта, который можно продавать на заправках,исключительно с помощью присадок. Это не означает автоматически, что весь остальной бензин «ненастоящий» или низкого качества. Что делать средним и мелким НПЗ?

У нас для вас есть хорошая и плохая новость. Присадки могут быть относительно «честными», повышающими октановое число, а могут быть инертными (грубо говоря, это потомки Василия Алибабаевича разбавляют бензин, чтобы снизить его себестоимость).

В какой пропорции использовать те или иные присадки, включая упомянутую в начале нашей статьи самую выгодную — маркетинговую — на совести каждого отдельного производителя. В следующей статье мы поговорим о химии процесса получения товарного бензина, можно ли отличить «настоящий» бензин от «ненастоящего». Выясним, какие бывают присадки к топливу, что еще добавляют в бензин, и зачем отечественный рынок «подсаживают» на евростандарты.

Больше статей в нашем полезном блоге о реальном секторе экономики и о науке.

spark.ru

Лучшее топливо для вашего автомобиля

Качественное топливо: проблема выбора и способы проверки

Использование некачественного топлива для заправки авто – настоящая гибель для двигателя. К сожалению, эта проблема касается только самих автомобилистов и их кошелька, но не частных предпринимателей и владельцев АЗС. В зависимости от определенных параметров формируется рейтинг качества бензина.

Основные функциональные характеристики топлива:

  1. Детонационная стойкость. Определяющий показатель, противостоящий взрывообразному горению. В маркировке он представлен октановым числом. Реальные данные ОЧ часто не совпадают с указанными в документации.
  2. Способность к испарению. Зависит от летучести и фракционного состава бензина. Данные параметры характеризуют пусковые свойства топлива и его предрасположенность к возникновению паровых пробок.
  3. Плотность. Параметр, зависящий от температуры, химических особенностей составных элементов и входящих фракций.

Очень важно использовать качественное топливо для автомобиля

Наиболее популярные марки бензина

В техническом паспорте каждого транспортного средства прописан наиболее подходящий вид топлива, который должен обеспечивать нормальную работу силового агрегата и смежных механических устройств. Использовать рекомендуется только прописанную в документах марку бензина во избежание ненужных проблем.

Часто использующиеся марки бензина:

Начальная буква «А» говорит о том, что этот вид топлива предназначен для автомобилей.

 

Буква «И» во всех наименованиях означает исследовательский тип определения  непосредственного октанового числа. Он применяется для выявления антидетонационных характеристик бензина в условиях работы двигателя при городской езде. В случае, когда силовой агрегат испытывает высокую теплонапряженность, то есть работает в форсированном режиме, противостояние бензина к возможной детонации определяется при помощи моторного метода исследования.

Цифры, присутствующие во всех марках бензина характеризуют количественный показатель октанового числа. Оно, в свою очередь, показывает, какую скорость горения имеет то или иное топливо и какой степенью устойчивости обладает данная бензовоздушная смесь по отношению к взрывному воспламенению.

Осторожно — Некачественный бензин и дизтопливо

Некоторую часть своих качественных характеристик топливо теряет во время транспортировки от НПЗ к АЗС. Однако доля этой потери минимальна. Гораздо больший ущерб бензину или дизелю приносят лично владельцы АЗС, стремящиеся любым путем увеличить доход собственного предприятия.

Топливо разбавляется при помощи различных горючих веществ и продуктов коксохимии, позволяющей корректировать октановое число.

Нефтеперерабатывающий завод

Для разбавления бензина используют:

Использование тэтраэтилсвинца направлено на увеличение октанового числа. В последствии показатель возрастает на 5-10 единиц. Такая манипуляция приводит к возрастанию токсичности и изменению температуры горения топлива. Как следствие, поршневые кольца, цилиндры и клапана покрываются значительным слоем нагара.

При добавлении в топливо железосодержащих присадок показатель прибавления ОЧ составляет 3-6 единиц. Чрезмерная концентрация приводит к износу свечей зажигания, образованию ржавчины на цилиндрах и выходу из строя силового агрегата.

Нафталин позволяет повысить ОЧ на 6 единиц. Его способность к кристаллизации приводит к порче шлангов, форсунок инжектора и бензонасоса.

Влияние некачественного бензина на авто

Буквально 7% метил-трет-бутилового эфира способно превратить АИ-92 в АИ-95. Из-за быстрого испарения МТЭБ возможно возникновение детонации.

Для нормального разбавления бензина подходит только чистый этиловый спирт, но он весьма дорогостоящий. Поэтому владельцы АЗС пользуются необезвоженным спиртовым раствором. Применение такого топлива грозит нарушением работы клапанов.

Ароматические углеводороды (бензольные соединения), являясь растворителями, способствуют развитию коррозии на всех металлических деталях транспортного средства.

Главная махинация, связанная с дизелем – подмена высококлассного топлива, подходящего для современных автомобилей, некачественной жидкостью, предназначенной для сельскохозяйственных нужд. Также, очень часто под видом «зимнего» дизеля продается «летнее» топливо. На морозе жидкость не замерзает из-за добавления в нее керосина или бензина.

Бывают случаи подмены дизельного топлива некачественной жидкостью

Способы проверки качественных свойств топлива

Самостоятельная проверка качества топлива – необходимое мероприятие, которое должен проводить каждый автомобилист, дорожащий своим транспортным средством.

Вне лабораторных условий существует ряд методов проверки, доступных даже обывателю.

Способы проверки качества бензина:

Качество бензина можно определить по запаху и цвету

Способы проверки качества дизеля:

Видео о качестве дизельного топлива:

Лучшие производители высококлассного топлива

В пределах Российской Федерации можно выделить несколько нефтеперерабатывающих заводов, которые являются основными производителями бензинового топлива:

  1. Рязанский НПЗ. Холдинг «ТНК-ВР». Занимает третье место в Росси по объему добываемой и реализуемой нефти. Добыча углеводородов превышает шестьсот баррелей нефтяного эквивалента в год. Финансовая прибыль компании составляет шесть млрд долларов в год.
  2. Омский НПЗ. Холдинг «Газпром нефть». Одна из крупнейших компаний, которая осуществляет полный комплекс работ по добыче и переработке нефти. Также реализует продажу нефтепродуктов в России и за рубежом.
  3. Нижегородский НПЗ. Холдинг «ЛУКойл». Организация, являющаяся первой в Мире по запасам нефти. Нефтепродукты этой фирмы известны во многих странах и пользуются значительным спросом. На данный момент ведется разработка десяти месторождений нефти.
  4. «Ярославнефтеоргсинтез». Холдинг «Славнефть». Находится в первой пятерке среди других российских НПЗ. Основное рабочее направление – нефтедобыча и переработка.

Омский НПЗ — один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России

Рейтинг производителей топлива для автомобилей, работающих на дизеле, на сегодняшний день, можно составить только по зарубежным странам. В основу распределения мест входит количественный показатель серы, присутствующей в дизельном топливе.

Основные страны-производители дизтоплива:

Россия, к сожалению, пока не входит даже в двадцатку лучших производителей. Процентное содержание серы в отечественном топливе – 1,3%. В идеале оно не должно превышать 0,3%.

Московский нефтеперерабатывающий завод производит дизельное топливо

Лучшие АЗС России

Рейтинг АЗС зависит от качества предоставляемого топлива, от уровня обслуживания клиентов и наличия внутренней инфраструктуры.

Самые популярные АЗС:

«Газпром нефть» — популярные и известные автозаправочные станции

Несмотря на то, что перечисленные заправки пользуются заслуженной популярностью, все же, бдительность не помешает никогда. Ведь только на качественном топливе все механизмы автомобиля будут работать в должном режиме. В противном случае, без значительных поломок и долгой реабилитации транспорта не обойтись.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 4.5% / Рассрочка / Trade-in / 95% одобрений / Подарки в салоне Мас Моторс

rating-avto.ru

Статистика рынка автомобильных бензинов сегодня или завтра

Основные игроки

По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ГП «ЦДУ ТЭК»), в 2011 г. в РФ было произведено 36, 4 тыс. т автомобильного бензина. Практически весь рынок – 95,3% – принадлежит семи вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК): ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО АНК «Башнефть», ТНК-ВР, ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «НГК «Славнефть».

 

Структура производства бензинов в РФ, по производителям, 2011 г., %

 

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

 

Самый крупный производитель автомобильного бензина в стране – ОАО «Газпром нефть», на его долю в 2011 г. пришлось 25,5% от общего объема производства, или 9,3 тыс. т бензина. Основные предприятия переработки нефтепродуктов, принадлежащие «Газпром нефти», – это Московский и Омский нефтеперерабатывающие заводы.

Эти предприятия выпускают 69,55% всего объема бензина «Газпром нефти»: так, Омский НПЗ в 2011 г. произвел 4,1 тыс. т автомобильного бензина, а Московский НПЗ – 2,4 тыс. т.

Доля ОАО «Лукойл» в общем производстве автомобильного бензина в стране в 2011 г. составила 18,3%, что эквивалентно 6,7 тыс. т бензина. Почти половина – 45,97% – этого количества производится на Нижегородском НПЗ.

Другие крупные производители автомобильного бензина в составе ОАО «Лукойл» – Пермский НПЗ (1,6 тыс. т в 2011 г.) и Волгоградский НПЗ (1,5 тыс. т).

Нефтеперерабатывающие предприятия ОАО «НК «Роснефть» в 2011 г. выпустили 5,7 тыс. т автомобильного бензина, что составило 15,5% в общем объеме его производства. В структуру «Роснефти» входят семь крупных нефтеперерабатывающих предприятий: Комсомольский, Туапсинский, Новокуйбышевский, Куйбышевский, Сызранский, Ачинский НПЗ и Ангарская нефтехимическая компания.

На долю ОАО АНК «Башнефть» пришлось 12,5% от общего объема производства бензина в стране в 2011 г. Перерабатывающий комплекс «Башнефти» представлен тремя нефтеперерабатывающими заводами. ОАО «Уфанефтехим» выпустил 1,6 тыс. т автомобильного бензина в 2011 г., Уфимский НПЗ – 1,2 тыс. т, Ново-Уфимский НПЗ (ОАО «Новойл») – 1,7 тыс. т.

Нефтяная компания ТНК-ВР произвела в 2011 г. 3,9 тыс. т автомобильного бензина, ее доля в общем объеме выпуска топлива составила 10,7%. В прошлом году основной объем бензина был выпущен Рязанским НПЗ – 77,98% от всего объема ТНК-ВР. Остальная часть была произведена на Саратовском НПЗ.

Еще две компании – «Сургутнефтегаз» и «Славнефть» – выпускают 6,3% и 6,5% от общего объема производства автомобильного бензина, соответственно. Переработка нефтепродуктов компании «Сургутнефтегаз» производится на НПЗ «Киришинефтеоргсинтез». В 2011 г. выпуск автомобильных бензинов этим предприятием составил 2,3 тыс. т. Самое крупное нефтеперерабатывающее предприятие «Славнефти» – ОАО «Славнефть — Ярославнефтеоргсинтез», его объем производства в 2011 г. составил 2,4 тыс. т.

 

Динамика производства автомобильного бензина ведущими ВИНК, 2008-2009 г., тыс. т

 

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Газпромнефть

8,66

8,72

8,58

9,29

Лукойл

5,4

5,69

5,87

6,67

Роснефть

6,19

6,17

6,43

5,62

Башнефть

4,85

5,07

4,76

4,54

ТНК-ВР

3,97

3,55

3,79

3,88

Славнефть

2,28

2,33

2,3

2,35

Сургутнефтегаз

2,33

2,38

2,39

2,29

 

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

 

Динамика производства автомобильных бензинов различается от компании к компании. Так, например, производство бензина «Газпром нефтью» с 2008 по 2010 гг. было стабильным, а в 2011 г. выросло на 8%. Объем производства «Роснефти», наоборот, снизился в 2011 г. на 12,6%, в результате чего компания уступила второе место в перечне крупнейших производителей автомобильного бензина ОАО «Лукойл», которое, в свою очередь, в 2011 г. продемонстрировало рост – на 13,6%.

Производство бензина «Башнефтью» снижается с 2009 г.: на 6,11% в 2010 г., затем еще на 4,62% – в 2011г. На ТНК-ВР производство бензина в 2011 г. незначительно выросло – на 2,3%, объемы производства бензина «Славнефтью» и «Сургутнефтегазом» стабильны.

 

Структура производства автомобильного бензина в РФ

Сегодня в России выпускается четыре марки автомобильного бензина: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Их производство регулируется тремя ГОСТами: ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002.

Современные марки автомобильных бензинов были введены в целях повышения конкурентоспособности российского бензина на мировом рынке. ГОСТ Р 51105-97, который начал действовать с 01.01.1999 г., вводил требования к бензинам марок «Нормаль-80» и «Регуляр-92», а ГОСТ Р 51866-2002, введенный в действие с 01.07.2002 г., – к маркам «Премиум-95» и «Супер-98». Их потребительские свойства определяются октановым числом, присутствующим в названиях марок.

Основной объем производимого сегодня в стране автомобильного бензина приходится на марку «Регуляр-92» – 67,3%. Бензина марки «Нормаль-80» производится 10,6%. Практически вся оставшаяся часть – это производство «Премиум-95» (21,3%). Бензина «Супер-98» в РФ выпускается крайне мало – всего 0,8% от общего объема производства автомобильного бензина.

 

Структура производства автомобильного бензина в РФ, по маркам, 2011 г., %

Источник: ИАЦ «Кортес».

 

По данным ИАЦ «Кортес», в 2007 г. доля выпуска низкооктанового бензина («Нормаль-80») составляла 25,7%, к 2010 г. выпуск сократился до 10,6%. При этом, соответственно, увеличилось производство высокооктанового бензина.

В 2008 г. постановлением Правительства РФ был утвержден Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензинам, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Этим регламентом были утверждены обязательные требования к экологической безопасности различных типов топлива, которые соответствовали аналогичным европейским директивам. Техническим регламентом вводились экологические классы бензина – класс 2,3,4,5 (соответствующие «Евро-2,3,4,5») и устанавливалось предельно допустимое содержание вредных для окружающей среды и человека химических веществ.

Кроме того, Технический регламент устанавливал сроки перехода от использования топлива одного экологического класса к другому. Для автомобильных бензинов были утверждены следующие сроки: бензин экологического класса 2 мог производиться только до конца 2008 г., класса 3 – до конца 2009 г., класса 4 – до конца 2012 г.

Установленные Техническим регламентом временные рамки впоследствии переносились дважды. В первый раз – в 2009 г., когда сроки производства каждого экологического класса бензина были продлены на два года. Второй раз – в 2011 г. На данный момент производство бензинов экологического класса 2 разрешено до конца 2012 г., класса 3 – до конца 2014 г., класса 4 – до конца 2015 г. Применение автомобильного бензина экологического класса 5 пока не ограничено.

Переносы сроков введения действия экологических стандартов на бензин были связаны с недостаточной технологической оснащенностью российской нефтеперерабатывающей отрасли для производства бензина предписанных характеристик в указанные сроки. Кроме того, значительная часть российского автопарка использует типы топлива, не соответствующие экологическим стандартам, поэтому вопрос касался также и возможностей эксплуатации старой техники.

В настоящее время, по данным ИАЦ «Кортес», выпускаемые высокооктановые бензины соответствуют в основном экологическому классу 3, за исключением самарских НПЗ «Роснефти» и НПЗ «Киришинефтеоргсинтез», принадлежащего «Сургутнефтегазу».

В целом же производство автомобильного бензина по классам выглядит следующим образом. В 2011 г. доля бензина, не соответствующего экологическим стандартам, составляла 8%. Такую же долю занимало производство бензина экологического класса 2. Основной объем бензина (70%), выпускаемого в России, соответствует экологическому классу 3. Бензин, соответствующий экологическому классу 4 и выше, составляет 14% от общего объема производства.

 

Структура производства автомобильного бензина в РФ, по экологическим классам, 2011 г., %

Источник: ИАЦ «Кортес».

 

Как полагают в ИАЦ «Кортес», к началу 2013 г. можно ожидать перехода всех НПЗ на производство автобензина экологического класса 3 в достаточном для удовлетворения российского спроса количестве. Производство автомобильных бензинов, не соответствующих экологическим стандартам, а также бензинов класса 2 может еще сохраняться на отдельных НПЗ до 2014-2015 гг. Такой бензин в основном, будет отгружаться на экспорт.

 

Экспорт бензина

Из России экспортируется лишь небольшая часть производимого в стране автомобильного бензина. Так, в 2011 г. доля экспорта автомобильного бензина в общем производстве автомобильного бензина компаниями ТЭК составила 11,9%.

Для сравнения, в 2011 г. на экспорт ушло 56,5% всего произведенного дизельного топлива и 82,5% произведенного мазута. До 2011 г. вообще просматривалась тенденция снижения доли экспортируемого бензина в общем объеме производства. Так, если в 2006 г. экспорт бензина составлял 17,3% от его производства, то в 2008 г. – 13,5%, в 2010 г. – 9,2%.

 

Динамика доли экспорта автомобильного бензина, 2006-2011 гг., %

 

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

 

Как отмечают в ОАО «Лукойл», из России экспортируется в основном низкооктановый бензин, который может использоваться для последующей переработки. Однако, экспорт бензина имеет более сложную структуру.

По данным ИАЦ «Кортес», низкооктановый автомобильный бензин экспортируется в Западную Европу. В страны СНГ — главным образом, азиатские — экспортируется как низкооктановый, так и высокооктановый бензин. Что касается экологических классов в поставках автомобильного бензина за рубеж, в основном, соблюдается паритет между бензином, не соответствующим экологическим классам, и бензином экологических классов 3 и 4. Бензин «Супер-98» еще до введения экологических классов бензина экспортировался небольшими партиями.

Доля автомобильного бензина, уходящего на экспорт, значительно отличается в разных ВИНК. Самая большая доля экспорта отмечается в компании «Сургутнефтегаз»: в 2011 г. за рубеж отправилось 33% произведенного компанией автомобильного бензина. Нужно отметить, что это самый низкий показатель за последние шесть лет: например, в 2006 г. на экспорт ушло 63,2% автомобильного бензина, произведенного этой компанией.

Такие высокие показатели экспорта бензина связаны с тем, что на «Киришинефтеоргсинтезе», нефтеперерабатывающем предприятии «Сургутнефтегаза», производится значительное количество низкооктанового бензина.

В динамике экспорта автомобильного бензина компанией «Газпром нефть» до 2011 г. также наблюдалась тенденция к снижению: с 23,6% от произведенного компанией бензина в 2006 г. до 15,3% в 2010 г. В 2011 г. экспорт бензина компанией незначительно вырос и составил 15,9%.

Снижение доли экспорта бензина характерно и для компаний «Лукойл», ТНК-ВР и «Славнефть». В ТНК-ВР эта доля сократилась с 9,3% в 2006 г. до 1,7% в 2011 г., в «Славнефти» – с 19,4% до 3,4% за аналогичный период времени.

Самое радикальное сокращение объема экспорта автомобильного бензина демонстрирует ОАО «Лукойл»: если в 2006 г. экспорт бензина составлял 9,4% от его производства, то в 2010 г. он был равен нулю. В 2011 г. «Лукойл» отправил на экспорт всего 0,6% произведенного бензина. Это связано с высоким спросом производимого предприятием бензина на внутреннем рынке.

В компаниях «Роснефть» и «Башнефть», наоборот, отмечается повышение доли экспорта автомобильного бензина в 2011 г. Впрочем, доля экспорта бензина в этих компаниях колеблется год от года.

 

Динамика доли экспорта автомобильного бензина, по ВИНК, 2006-2011 гг., %

 

 

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

Экспортные ставки

Важным фактором, влияющим на экспорт автомобильного бензина из России, стало изменение в схеме расчета пошлин на экспорт сырой нефти, светлых и темных нефтепродуктов. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты определяются, исходя из ставки пошлины на сырую нефть и расчетного коэффициента, и устанавливаются в отношении конкретной категории товаров, выработанных из нефти.

С 1 октября 2011 г. для нефтепродуктов были установлены новые максимальные значения коэффициентов. Если раньше экспортная пошлина на нефть составляла 65% (коэффициент 0,65), то теперь она была снижена до 60% от ее цены.

Пошлина на светлые нефтепродукты, к которым относится в том числе и дизельное топливо, и темные нефтепродукты, к которым относится мазут, была установлена в размере 66% от размера пошлины на экспорт сырой нефти. Ранее светлые и темные нефтепродукты имели разные коэффициенты.

Что же касается автомобильного бензина, то для него был установлен коэффициент 0,9, то есть пошлина на экспорт бензина составляет 90% от размера пошлины на экспорт сырой нефти.

Тем самым Правительство РФ стремилось снизить рентабельность экспорта бензина и переориентировать его продажи на внутренний рынок. Во многом эта мера была связана с «бензиновым» кризисом весной 2011 г., когда из-за противоречий в ценовой политике ВИНК и розничных компаний на рынке возник дефицит бензина, спровоцировавший взлет цен.

 

 Импорт бензина

По данным ИАЦ «Кортес», в 2011 г. в Россию было ввезено около 1 млн. т автомобильного бензина. Однако, по мнению экспертов компании, импорт автобензина в Россию нельзя назвать системным явлением. Так, например, в прошлом году на 90% это была продукция Лисичанского НПЗ (Луганская область Украины), принадлежащего ТНК-ВР.

Лисичанский НПЗ был традиционным крупным поставщиком бензина в южные регионы России в силу транспортно- географических показателей. На сегодняшний день производство на этом предприятии временно остановлено.

Если рассматривать баланс рынка автомобильного бензина в России, то, по данным АИЦ «Кортес», рост импорта сопровождался эквивалентным увеличением экспорта. Нужно отметить, что увеличение отгрузок на экспорт и рост импорта происходили в разные периоды года, то есть импорт не предназначался для покрытия спроса в виду недостатка предложения.

С точки зрения специалистов ИАЦ «Кортес», ввозом бензина из других стран решались временные локальные проблемы, или же это были попытки трейдеров как-то оживить свою деятельность. Часть импорта представляют собой традиционные поставки автобензина «Супер-98» на рынок Северо-Западного федерального округа (Калининград).

В целом же значительного импорта автомобильного бензина не прогнозируется, хотя бы ввиду разницы отдельных нормативных показателей, присущих автомобильным бензинам других стран, и показателей, заложенных в Техническом регламенте для стран Таможенного союза. Импорт сохранится, но в ближайшее время вряд ли это будет компенсацией недостаточного предложения.

Как отмечают в ОАО «Лукойл», при сегодняшнем уровне внутренних цен импортный бензин абсолютно неконкурентоспособен в России, поэтому речь может идти только о поставках нефти в сопредельные страны (Беларусь, Казахстан) на переработку и о возврате части нефтепродуктов в виде высокооктанового бензина обратно в Россию.

 

Ценообразование

Цена на бензин на внутреннем российском рынке определяется, в первую очередь, под влиянием net back по отношению к ценам на мировом рынке. Net back понимается как чистая выручка от продажи нефтепродуктов на мировом рынке, без учета пошлин и транспортных расходов.

По сути, ориентация на net back означает использование принципа равнодоходности внутренних продаж с экспортными поставками. Таким образом, теоретически оптовые российские цены на автомобильный бензин зависят от мировой стоимости нефти и подвержены тем же тенденциям.

Однако, существуют и другие факторы, влияющие на цены на бензин. Наиболее важные из них – государственные акцизы на бензин и фактическое отсутствие реальной конкуренции на рынке.

В конце 2011 г. Президентом РФ был подписан закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривал последовательное увеличение акцизов на бензин в 2012-2014 гг.

С 1 января 2012 г. акцизы на все экологические классы автомобильного бензина выросли на треть, предусмотрено еще три этапа повышения акцизов. Однако, на следующих этапах в законе предусмотрен гибкий подход к акцизам на разные экологические классы бензина: второй раз акциз на бензин экологического класса 4 вырастет только с 1 января 2013 г., а не с 1 июля 2012 г., как для предыдущих экологических классов, а на бензин класса 5 — только с 1 января 2014 г.

Изменение акцизов на автомобильный бензин, 2012-2014 гг.

 

Автомобильный бензин

С 1 января по 30 июня 2012 г. включительно

С 1 июля по 31 декабря 2012 г. включительно

С 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно

С 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Не соответствующий классу 3 или классу 4, или классу 5

7725

29

8225

6

10100

23

11110

10

Класса 3

7382

30

7882

7

9750

24

10725

10

Класса 4

6822

33

6822

0

8560

25

9416

10

Класса 5

6822

33

5143

-25

5143

0

5657

10

 

Источник: Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 338-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если раньше ставки акцизов были привязаны к октановому числу, то новая система ориентации на экологический класс бензина способна стимулировать производство более чистого топлива за счет более низких ставок на бензин экологических классов 4 и 5. Специалисты позитивно оценивают эти изменения, поскольку они создают стимулы к развитию производства высококачественного автомобильного бензина.

Помимо акцизов, на стоимость автомобильного бензина влияет рост тарифов железнодорожного и трубопроводного транспорта, тарифов на электроэнергию, определяющийся общей инфляцией. Нельзя забывать и о налогах: налоге на добычу полезных ископаемых, НДС, налогах на имущество и прибыль.

По данным ОАО «Лукойл», в стоимости одного литра бензина «Регуляр-92» налоги (включая акциз) составляют 55,1% – более половины стоимости. В компании видят возможности снижения цен на бензин именно в снижении налоговой нагрузки.

 

Структура средней рыночной стоимости литра бензина марки «Регуляр-92», %

Источник: ОАО «Лукойл».

 

Таким образом, рост цен на бензин обусловлен в том числе и факторами, которые способствуют удорожанию со временем любой продукции – инфляцией и повышением налогов государством. Эти факторы во многом нивелируют усилия государства снизить розничные цены на автомобильный бензин.

Еще одна ключевая причина роста цен на бензин – низкая конкуренция на рынке. Здесь срабатывает обычный рыночный механизм, отмечают в ИАЦ «Кортес», – пока будут покупать бензин по тем ценам, которые предлагаются, цены будут расти.

Чтобы бороться с этим, нужно, во-первых, усилить конкуренцию на розничном рынке за счет независимых продавцов, ­ а во-вторых, производить такое количество автомобильного бензина, которое позволит создать значительное предложение в мелкооптовой торговле и рознице. Этому может способствовать, по мнению специалистов ИАЦ «Кортес», только строительство мощностей вторичных процессов, в частности, каталитического крекинга.

 

Биржевая торговля

Помочь в формировании прозрачного механизма ценообразования на внутреннем рынке автомобильного бензина могла бы биржевая торговля. Правительство с целью создания рыночного механизма определения цены на нефтепродукты стимулировало выход производителей нефтепродуктов на биржи, контролируя их с помощью Федеральной антимонопольной службы.

Торговля нефтепродуктами началась в 2008 г. на Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса (МБНК), в том же году начала работу Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ).

По мнению В. Язева, первого заместителя Председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, работа бирж в условиях конкуренции друг с другом показала, что они способны сформировать адекватную цену на нефтепродукты на внутреннем рынке, в том числе и на автомобильный бензин.

Однако, отсутствие необходимых ориентиров развития от правительства и эффективных механизмов торговли привело к тому, что на биржевых площадках стали доминировать интересы крупных нефтяных компаний, а биржевые торги сконцентрировались на СПбМТСБ.

Торговля автомобильным бензином составляет около четверти оборота этой биржи. Объем продаж нефтепродуктов вырос на 64,5% в 2011 г., но при этом количество совершаемых сделок сократилось. Прозрачность ценообразования, по мнению В. Язева, так и не была достигнута, зато наметилась отрицательная тенденция монополизации в биржевой торговле нефтепродуктами. Выход из этой ситуации он видит только в стимулировании конкуренции биржевого рынка нефтепродуктов.

В конце 2011 г. СПбМТСБ, МБНК и Биржа «Санкт-Петербург», еще одна биржа по торговле нефтепродуктами, подписали меморандум о формировании Единой торговой сессии по биржевой торговле нефтепродуктами.

Цель открытия Единой торговой сессии – введение единых стандартов работы на этом рынке, формирование единых ценовых индикаторов и создание условий для более эффективного мониторинга, контроля и регулирования рынка нефтепродуктов государственными регулирующими органами. Этот шаг призван помочь развитию биржевой торговли нефтепродуктами.Сообщает www.abiz.ru

statistika.nethouse.ru


Смотрите также