Производители стоек амортизаторов


Какие стойки лучше: фирмы и конструкции?

Прочитав несколько статей на специализированных ресурсах, вы обязательно столкнётесь с таким термином, как «стойки». Не следует думать, что они представляют собой какой-либо особенный компонент ходовой части, который приходится долго искать при замене. Стойками обычно называют узлы подвески MacPherson в сборе — в них входит амортизатор, пружина, отбойники, опоры, сайлентблоки и прочие детали, необходимые для нормальной работы ходовой части. При необходимости замены стоек лучше всего приобретать оригинальные узлы, поставляющиеся на конвейер производителя автомобиля, однако некоторые водители желают изменить характеристики своего транспортного средства. Поэтому в этой статье мы дадим ответ на вопрос, какие стойки лучше, и каким брендам изготовителей лучше отдать предпочтение.

Конструкция

Амортизаторы

Классические амортизаторы, использующиеся в большинстве современных автомобилей, наполнены минеральным маслом, которое имеет линейные характеристики упругости при сжатии. Применение такого наполнителя позволяет добиться максимальной комфортабельности — при проезде крупных неровностей масляные амортизаторы не досаждают пассажирам сильными ударами громкими звуками работы подвески на отбой. При необходимости производитель может корректировать жёсткость таких компонентов ходовой части, меняя состав залитой в них жидкости — благодаря этому удаётся приспосабливать масляные амортизаторы к использованию в автомобилях различной массы. Однако у классического варианта, использующегося уже более 80 лет, есть свои минусы — гашение колебаний требует некоторого времени, вследствие чего автомобиль может продолжать раскачиваться некоторое время после проезда неровности. Такая особенность отрицательно влияет на управляемость транспорта.

Поэтому многие любители тюнинга приобретают газомасляные стойки, которые отличаются адаптивными характеристиками. График изменения их упругости в зависимости от сжатия уже не будет иметь форму прямой — чем больше опускается шток, тем быстрее растёт усилие, что позволяет достаточно быстро выравнивать автомобиль, не допуская его колебаний. Газомасляные амортизаторы в составе стоек позволяют практически моментально восстановить управление над машиной даже при проезде очень плохого участка дороги. Кроме того, подобные компоненты помогают уменьшить глубину кренов в поворотах, что также положительно влияет на устойчивость транспортного средства. Однако газомасляные стойки не всегда обеспечивают должный комфорт, поэтому устанавливать их на семейные автомобили либо компактные малолитражки не рекомендуется.

Бескомпромиссным вариантом, рекомендованным для автоспорта, являются полностью газовые стойки. Чтобы понять, чем конкретно они отличаются от названных выше, нужно вспомнить, что характеристики сжатия и расширения газа совсем не такие, как у жидкости. Именно поэтому газовые амортизаторы имеют очень большую жёсткость, которая в большинстве случаев делает автомобиль некомфортным. Однако их существенным плюсом является полное отсутствие колебаний после проезда неровностей. Благодаря этому машина, на которую установлены газовые стойки, сохраняет идеальную управляемость даже в критических ситуациях.

Амортизаторы могут иметь небольшие выносные резервуары, которые позволяют увеличить энергоёмкость таких компонентов и помочь машине сохранять устойчивость после сильных вертикальных колебаний и даже прыжков. Именно поэтому такие детали чаще всего устанавливают на тюнинговые внедорожники. Хорошие результаты дали и эксперименты с магнитореологической жидкостью, которая содержит частицы, меняющие свои свойства под воздействием электромагнитных полей. Такие амортизаторы устанавливаются на дорогие версии престижных автомобилей — они позволяют менять настройки ходовой части прямо на ходу.

Пружины

Обычные пружины для автомобиля имеют равную толщину витка. Такие стойки обеспечивают неплохую комфортабельность и дают линейный отклик на прикладываемые к ним нагрузки. Благодаря этому удаётся избежать сильных ударов при проезде крупных неровностей. Однако стойки с равной толщиной витка пружины не всегда обеспечивают должную устойчивость — их применение может стать причиной кренов в поворотах и при торможениях.

Усиленные пружины обычно маркируются надписью Heavy Duty либо HD. Они изготавливаются из более прочных металлических сплавов и имеют увеличенную толщину, что позволяет им переносить большие нагрузки без поломки. Такие запчасти обычно предлагаются для внедорожников, однако их можно установить и на обычные легковые автомобили, которые эксплуатируются в жёстких условиях.

Пружины с прогрессивной толщиной витка утолщаются к центру, в то время как по краям они имеют небольшой диаметр. Оснащённые ими стойки являются компромиссом между отличной управляемостью, которую позволяют получить пружины большого диаметра, и комфортабельностью тонких изделий. В настоящий момент стойки с пружинами, имеющими прогрессивную толщину витка, устанавливают на большинство автомобилей среднего класса.

Кроме того, такие упругие элементы, как пружины, могут заменяться в автомобилях пневматическими баллонами, рессорами, торсионами и другими приспособлениями. Однако в таком случае говорить о стойках в сборе не приходится, поскольку упругий элемент и поглотитель колебаний устанавливаются отдельно друг от друга. Поэтому, услышав о необходимости замены стоек, будьте уверены, что вам придётся поменять амортизатор с пружиной, а также сопутствующие комплектующие.

Бренды

Если вы хотите узнать, какие стойки лучше, вам нужно рассмотреть продукцию наиболее популярных производителей. Номером один на российском рынке считается японская компания Kayaba, которая предлагает высококачественные компоненты ходовой части по умеренным ценам. В её ассортименте можно встретить как масляные, так газовые либо комбинированные амортизаторы. Значительным преимуществом стоек от Kayaba является их долговечность, а также полное соответствие заявленным характеристикам — поэтому будьте осторожны, приобретая полностью газовые стойки, поскольку они могут полностью изменить характер управления вашего автомобиля. Единственным минусом является огромное количество подделок — надпись Kayaba или логотип KYB ставят на свою продукцию многие сторонние компании, которые производят некачественную продукцию, поэтому покупать такие стойки рекомендуется в специализированном магазине либо на оптовом складе.

Также стоит обязательно обратить внимание на голландские стойки Koni — эта фирма славится тем, что её изделия поставляются на конвейер таких предприятий, как Lamborghini и Bentley. Однако она производит и стойки для более дешёвых транспортных средств, включая малолитражки и автомобили гольф-класса. Масляные и газомасляные амортизаторы Koni проходят длительный цикл испытаний, во время которых инженерам удаётся получить их идеальные настройки. Результатом их применения становится существенное повышение устойчивости автомобиля, которое почти не влияет на комфортабельность, а также достижение большого срока службы ходовой части. Значительным недостатком стоек Koni можно назвать только их дороговизну, которая вынуждает отдавать в 2–3 раза больше денег, чем за аналоги от других производителей.

Если вы хотите установить масляные стойки, которые будут в точности соответствовать параметрам оригинальных деталей автомобиля, вам следует обратиться к представителю фирмы Bilstein. Она известна тем, что поставляет свою продукцию на конвейер таких известных производителей, как BMW, Mercedes, Toyota и Honda, что уже может многое сказать о качестве стоек немецкого предприятия. Если же выбирать стойки из спортивной или тюнинговой серии Bilstein, то вы получите изделия с превосходными характеристиками, которые обеспечивают устойчивость автомобиля в любой ситуации и позволяют пользоваться очень широким диапазоном регулировок. По цене стойки Bilstein лишь немного не дотягивают до изделий голландского конкурента, поэтому к их покупке стоит подготовиться заранее.

Оптимальным вариантом по соотношению стоимостных и качественных параметров являются масляные стойки Sachs. Эта компания является частью международного концерна ZF, с которым сотрудничают практически все производители автомобилей в мире. Модельный ряд компании включает в себя как масляные амортизаторы с настройками, аналогичными заводским, а также спортивные изделия, наполненные газом или имеющими газовую опору. Кроме того, стойки Sachs легко поддаются регулировке, что позволяет использовать их для всех случаев — в том числе и для серьёзного тюнинга автомобиля. Стоимость стоек Sachs сопоставима с изделиями Kayaba, однако некоторые модели могут быть дороже, что обусловлено применением принципиально иных технологий.

Кроме того, вы можете отдать предпочтение и другим производителям качественных деталей ходовой части автомобиля. Среди них необходимо особенно отметить следующие бренды:

Экономичным вариантом для отечественного автомобиля станут высококачественные стойки Lemforder либо Topran. Вне зависимости от того, каким брендам вы отдаёте предпочтение, нужно внимательно следить, чтобы вам не продали подделку, так как в этом случае о хороших характеристиках стоек говорить уже не приходится.

Нелёгкий выбор

Если вы хотите, чтобы ваш автомобиль радовал вас сочетанием хорошей управляемости и комфортабельности, вам стоит приобрести качественные масляные стойки. Для любителей непрофессионального тюнинга можно порекомендовать газомасляные изделия, которые уступают простым масляным в комфортабельности, но обеспечивают лучшую устойчивость. Профессиональные спортсмены выбирают газовые амортизаторы — они позволяют достичь идеальной управляемости, но могут существенно уменьшить уровень комфортабельности. В отношении брендов стоек можно порекомендовать приобретать продукцию таких изготовителей, как Kayaba, Sachs, Bilstein, Koni, Monroe и другие.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 4.5% / Рассрочка / Trade-in / 95% одобрений / Подарки в салоне Мас Моторс

rating-avto.ru

Как выбрать амортизаторы, какие амортизаторы лучше купить, обзор производителей и многое другое

Выбор амортизаторов — это всегда большая ответственность и серьезная проблема, которая заключается не в том, что выбрать не из чего, наоборот — ассортимент настолько огромен, что вероятность купить китайскую подделку очень велика. Сегодня мы поговорим о том: какие амортизаторы выбрать, какие амортизаторы лучше покупать - газовые или масляные, а также рассмотрим производителей амортизаторов, для того чтобы ваш выбор был более легким и максимально правильным.

В начале я сказал, что это большая ответственность. Действительно, роль амортизаторов сложно переоценить, т. к. они отвечают не только за комфортное передвижение, но и за безопасность движения. Тем, кто не в курсе скажу, что амортизаторы направлены не столько на то чтобы "глотать" ямы и бугры, сколько на то чтобы подавить колебания и раскачивания кузова автомобиля, которые возникают из-за пружин. Не будь в машине амортизаторов, кузов постоянно раскачивался бы в стороны, делая езду невозможной и небезопасной, поскольку центр тяжести постоянно менялся бы и сцепление колес с дорожным покрытием было бы не одинаковым и не стабильным. О длительных поездках и вовсе не было бы речи, т. к. долго находиться в постоянно раскачивающемся авто смог бы только человек с железным вестибулярным аппаратом, я думаю вы понимаете о чем речь...

Если вы купите амортизаторы, которые рассчитаны на спортивную подвеску и гонки по кольцевой, то следует быть готовым к тому, что езда станет менее комфортной, грубо говоря "долбить" будет так, что мало не покажется. Однако на скорости, при прохождении поворотов или в спортивном состязании, ваша машинка сможет продемонстрировать прекрасные показатели. То есть, если коротко, то в вопросе какие амортизаторы лучше, каждый должен ответить себе на вопрос, что я хочу получить от новых амортизаторов: комфорт или хорошие показатели во время гонки.

Как работают амортизаторы

Принцип работы амортизаторов можно сравнить с работой масляного насоса. Подвеска постоянно колеблется, приводя в движение шток амортизатора, при этом закрепленный на его конце поршень создает давление и давит на масло, которое находится в одной из полостей напорного цилиндра. Маслу некуда деваться и оно продавливается сквозь небольшие отверстия в другую полость, которая находится за поршнем. За счет того, что отверстия имеют маленький диаметр, поршень замедляется, тем самым поглощая колебания подвески. Когда нагрузка резкая или это просто удар, жиклеры не могут мгновенно пропустить основную часть масла. Здесь усилие направленное на гашение колебаний кузова зависит от того, как быстро передвигается подвеска. Чем быстрее это будет происходить, тем большее будет сопротивление амортизатора.

Какие бывают амортизаторы?

Амортизаторы бывают трех основных типов: масляные, газовые и газо-масляные.

Масляные амортизаторы

У амортизаторов этого типа самая простая по сравнению с другими конструкция, однако при этом они достаточно надежны. Их недостаток в том, что во время интенсивных нагрузок (езда по неровной дороге), поршень двигается очень резко, в результате чего возникают кавитационные пузырьки способствующие вспениванию масла. Из-за этого пропускная способность пропускных отверстий существенно снижается, в результате амортизаторы превращаются во что-то на подобие бесконтрольно пружинящих, не гасящих колебания устройств.

Газовые амортизаторы

Газовые амортизаторы имеют только один цилиндр, давление газа в котором равно примерно — 25 бар. Плавающий поршень отделяет газ от масла, за счет высокого давления газа, масло практически не подвержено вспениванию, а плавающий поршень не позволяет им смешиваться.

Плюсы газовых амортизаторов

Несомненным плюсом является их хорошая реакция на положение колес, это позволяет улучшить управляемость во время движения по неровной дороге. Однако это тот самый случай, когда плюс может одновременно быть и минусом. С таким амортизаторами ваша пятая точка ощутит все неровности дороги. Вывод — газовые амортизаторы хорошо подойдут для тех, кто за хорошую управляемость и держание автомобилем дороги, готов пожертвовать собственным комфортом.

Газо-масляные амортизаторы

Газо-масляные имеют практически такую же конструкцию, что и масляные амортизаторы, то есть — состоят из двух цилиндров. Верхняя часть полости цилиндра наполняется азотом, после чего образуется давление (2,5-5 бар), увеличивающее эффективности амортизаторов. Что характерно, чем выше будет давления газа на масло – тем их реакция будет быстрее, однако при этом подвеска становится более жесткой.

Плюсы газо-масляных амортизаторов

Преимущества заключаются в том, что при минимальной амплитуде колебаний подвески авто получает хорошую амортизацию. Вспенивание в этих устройствах минимизировано, из чего следует, что их надежность и эффективность очень высока, особенно во время больших нагрузок (быстрая езда по неровным дорогам).

Какие амортизаторы лучше купить?

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, т. к. из сказанного выше можно сделать вывод, что каждый тип амортизаторов имеет свои плюсы и минусы. Выбирать необходимо исходя из того, что вы итоге хотите получить, а здесь все просто, либо комфорт и мягкость, либо управляемость и жесткость. Что касается фирм производителей амортизаторов, то я бы рекомендовал выбрать одну из этих: KAYABA, KONI, MONROE, SACHS. Теперь более подробно о каждой и них.

Амортизаторы SACHS

Фирма SACHS — это крупнейший в мире производитель амортизационной техники, который успешно лидирует на этом рынке на протяжении 65 лет. Компания постоянно совершенствует свои изделия, использует новейшие технологии и материалы для изготовления своих амортизаторов. Благодаря правильным революционным конструкторским решениям продукция компании SACHS успешно устанавливается на большинство автомобилей таких компаний как: Skoda, BMW, Audi, Jaguar, Mercedes, Peugeot, и даже наши автомобили марки Lada и многие другие. Амортизаторы "Сакс" производятся в Германии и как видно из списка выше, ими комплектуются в основном немецкие автомобили. Безупречная репутация и прекрасные ходовые качества — это то, почему автопроизводители с мировым именем выбирают именно амортизаторы  SACHS.

Амортизаторы MONROE

Компания Monroe одна из самых известных на рынке амортизаторов, ее продукция не первый год занимает лидирующие позиции, а среди постоянных клиентов такие автобренды как Alfa Romeo. Серия Sensatrac — одна из последних серий компании. Многолетний опыт, собственные исследования и наработки в области газовых амортизаторов, позволили добиться прекрасных показателей, Sensatrac мгновенно реагируют и способны подстроиться практически под любой тип дорожного покрытия. Кроме того, улучшена управляемость и реакция во время резких маневров.

Амортизаторы KONI

Довольно важный момент то, что фирма с символическим для нашего человека названием "Кони",  специализируется исключительно на выпуске амортизаторов, следовательно все силы и исследования компании направлены именно на выпуск одного продукта. Главной особенностью амортизаторов KONI является — возможность регулировки. Запас можно регулировать по своему усмотрению, в зависимости от дорожных условий и индивидуально по своим требования. Совместимость изделий Koni  практически со всеми автомобилями независимо от модели и предназначения делают их очень популярными среди автомобилистов.

Амортизаторы KAYABA

Амортизаторы японского производителя Kayaba популярны в Европе, среди авторитетных клиентов  концерна такие автомобильные компании как: Ford, Peugeot, Renault, Seat и не только. Главный козырь "Каяба" — невысокая стоимость и прекрасные эксплуатационные характеристики при относительно небольшой цене. За счет последнего Kayaba уверенно "прописалась" на наших широтах, а также Украины и Беларуси.

На этом наш обзор заканчивается, анализируйте и делайте ваш выбор. Спасибо за внимание, будьте внимательны на дорогах!

Спасибо, что посетили Форд Мастер

Обязательно посмотрите видео про амортизаторы, оно поможет вам понять как работают амортизаторы, а также упростит ваш выбор.

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в соц. сетях сетях:

ford-master.ru

Рынок амортизаторов: основные игроки - Журнал Движок

При далеко не лучшем состоянии российских дорог, особенно в регионах, амортизаторы оказываются чуть ли не расходным материалом, и менять их приходится регулярно. А с учетом того, что продажи новых автомобилей падают и народ продолжает эксплуатировать свои старые машины, амортизаторы для вторичного рынка запчастей пользуются стабильно устойчивым спросом. Мы решили рассмотреть основных игроков этого рынка, а также оценить его состояние и перспективы.

Российский рынок амортизаторов весьма насыщен: в настоящее время на нем в той или иной степени присутствует порядка пятидесяти различных марок. Здесь представлены все категории: известные мировые производители, бренды-упаковщики, отечественные производители, китайские заводы и экзотические «тюнинговые» товары от различных фирм.

В настоящее время в поставках на российский рынок aftermarket лидирует японский производитель KYB, занимая, по разным оценкам, порядка 25–30%. Компании удалось расширить ассортимент, в том числе за счет появления новых позиций в сегменте популярных доступных корейских иномарок, а также свежих моделей отечественных машин. В гамме производителя присутствуют передние и задние амортизаторы всех типов: «масляные» двухтрубные, «газовые» двухтрубные и однотрубные, а также серии с ручной регулировкой жесткости и клиренса.

Владимир Мамонов, представитель компании-импортера бренда Bilstein:

Результатами 2016 года мы довольны – рост составил порядка 12-13%. Основной спрос пришелся на топовые линейки ассортимента Bilstein, в частности, на пневмоэлементы, поставляемые на Mercedes-Benz. Сейчас же компания хочет сосредоточить силы на продвижении так называемой «Желтой линейки», то есть однотрубных усиленных амортизаторов с увеличенным сроком службы, являющихся хорошим решением и для внедорожников. Кроме того, реализуется проект по созданию в Москве и регионах концепции сервисных станций Bilstein Fahrwerk-Experten.

Также полные линейки амортизаторов всех типов предлагает и следующая за лидером тройка популярных на отечественном рынке Bilstein, Monroe и Sachs. Первый, правда, стоит несколько особняком, предлагая достаточно дорогую продукцию, не пользующуюся особым спросом у владельцев бюджетных машин, отечественных авто и старых иномарок.

Антон Куликов, глава представительства Monroe в России:

На сегодняшний день компания Tenneco, владелец Monroe, входит в число ведущих производителей компонентов подвески. В 2016 году было выпущено более 100 миллионов амортизаторов и стоек в сборе для поставки на конвейеры автопроизводителей и рынка послепродажного обслуживания автомобилей. Амортизаторы Monroe занимают одну из лидирующих позиций и на российском рынке в своем сегменте. Вместе с тем, в 2016 году объем отгруженной продукции существенно увеличился в сравнении с годом раньше. Поэтому мы смело можем говорить о росте интереса к нашей продукции как со стороны рынка автозапчастей, так и со стороны владельцев автомобилей.

Если говорить глобально, то около 30 % ежегодного объема мирового производства амортизаторов Tenneco приходится на оригинальные (ОЕ) компоненты для японских и корейских автомобилей. В России наиболее популярны передние стойки G7203 линейки Monroe Original, предназначенные для Renault Logan и Renault Sandero, а также премиальные передние стойки Monroe Reflex E7104 для Ford Focus 3 и C-Max. Именно эта модель Monroe стала лучшей по версии отраслевой премии «Автокомпонент года», вручаемой по итогам голосования экспертов и результатам испытаний в ФГУП «НАМИ». Выбор был сделан на основе результатов лабораторных испытаний амортизаторов наиболее популярных марок.

В еще более высоком ценовом сегменте позиционируется Koni, в гамме которого есть амортизаторы даже для отечественных машин, но основные «потребители» этих амортизаторов — 5-7-летние автомобили бизнес- и премиум-класса, что определяет его небольшую долю на российском рынке. В линейке производителя присутствуют двухтрубные и однотрубные амортизаторы, есть модели с внешней пружиной и регулировкой клиренса, а также гидромеханические адаптивные амортизаторы.

Константин Люснин, менеджер компании Koni:

У нас есть доступная линейка Street, но мы делаем ставку на премиум-сегмент, где представлены такие линейки как FSD, Sport и Heavy Truck. Высокая цена этих амортизаторов для пользователя компенсируется выдающимися ходовыми характеристиками и долгим сроком службы.

Хорошо известны у нас такие бренды, как TRW, Boge, Tokico, Mando и Delphi. Марки позиционируются в разных ценовых группах, но все они находят своего потребителя. Здесь отдельно можно отметить набирающий популярность бренд Mando, который является поставщиком на конвейер собираемых в России Hyundai Solaris / Kia Rio и при этом предлагает на рынке aftermarket доступные цены на свой оригинал.

Достаточно заметны и международные бренды-упаковщики, такие как Meyle и Japanparts. Первый ориентирован в основном на европейские автомобильные марки, а второй специализируется на японских и корейских машинах. В линейках у обоих присутствуют передние и задние амортизаторы, гидравлические и двухтрубные с газовым подпором.

Компоненты / Тесты

Безусловным лидером среди российских производителей выступает СААЗ (Скопинский автоагрегатный завод), являющийся также поставщиком на конвейеры отечественных марок. Предприятие выпускает амортизаторы для всех отечественных автомобилей, включая давно ушедшие в историю «Москвичи» и «Волги», амортизаторы для которых сейчас не делает больше никто. Также предприятие освоило выпуск амортизаторов для массовых иномарок, таких как Renault Logan/Sandero и Chevrolet Lanos.

Николай Васильев, начальник отдела планирования и координации подготовки производства и сертификации ООО «СААЗ Комплект»:

Так как долгое время предприятие являлось единственным поставщиком стоек и амортизаторов на АВТОВАЗ и УАЗ, бренд СААЗа является одним из самых известных на российском рынке. С уверенностью можно сказать, что за время своей деятельности ООО «СААЗ Комплект» занял прочные позиции и в настоящее время занимает до 30% доли вторичного рынка.

На данный момент ООО «СААЗ Комплект» входит в пятерку крупнейших производителей номенклатуры стоек и амортизаторов в европейской части континента. Наибольшим спросом пользуются стойки и амортизаторы для семейства Lada 2110, Lada Kalina, Lada Priora и Lada Granta, а так же вся линейка амортизаторов УАЗ.

Уже в 2017 году планируем вывести на рынок запасных частей изделия для новых автомобилей Lada Vesta, собираемых на площадках ИЖ-АВТО, а так же новые амортизаторы для грузового автомобиля УАЗ. В планах освоение газонаполненных амортизаторов для «Газели» и УАЗ «Патриот». Мы так же продолжаем модернизацию выпускаемой продукции. Например, в газовых упорах, устанавливаемых на Lada Kalina II и Datsun, уже изменен поршневой узел с целью исключения посторонних стуков. Это улучшение в течение первой половины года будет распространено на другие модели упоров с динамической канавкой.

На отечественные автомобили ориентированы и другие российские производители — компания «Русские Амортизаторы» («РусАм», торговая марка Damp) и компания «Демфи» (марка Demfi), которая запустила в производство также амортизаторы для Renault Logan и Ford Focus второго поколения. Еще один отечественный производитель — компания «Асоми Групп»» — также добавила к своей «российской» линейке амортизаторы для Skoda Octavia и Volkswagen Jetta. У всех производителей есть передние и задние амортизаторы, «масляные» и с газовым подпором.

Практически полностью закрыл ассортимент амортизаторов для популярных моделей иномарок российско-белорусский бренд Fenox, достаточно хорошо известный у нас на рынке. По тому же пути движется сейчас и отечественный бренд-упаковщик Trialli, который обеспечил покрытие массовых российских автомобилей и теперь выводит на рынок амортизаторы для легковых машин, коммерческих фургонов и микроавтобусов различных моделей и марок, таких как Audi, VW, Skoda, Opel, Hyundai, Fiat, Ford и Mercedes-Benz.

И наконец, для полноты картины упомянем о многочисленных «китайцах», таких как Anam, Auto-parts, Onnuri, KLS — CRB, LSA, Master-Sport, Optimal, Parts-Mall, Profit, QAP. В ассортименте у каждого найдутся амортизаторы для популярных массовых моделей немецких и японских машин. Но целенаправленного построения линеек продукции у них нет, качество изделий под большим вопросом.

Каков итог?

В 2015 году спрос на амортизаторы, как и на другие запчасти, уверенно пошел в сегмент «лоу-кост»: потребитель склонялся к более доступным предложениям. Начала расти доля китайских амортизаторов и малоизвестных брендов-переупаковщиков, предлагающих самые низкие цены.

Однако в 2016-м рынок начал выправляться: с одной стороны, покупатель привык к новым ценам, а с другой — крупные производители скорректировали товарную политику, представив более доступные предложения и расширив ассортимент. При этом немалая часть потребителей, попробовав дешевые низкосортные товары, стала руководствоваться принципом разумного выбора и искать оптимальное соотношение «цена — качество».

И если не произойдет какой-нибудь очередной сильной встряски на рынке, то эта тенденция продолжится и в нынешнем году. Легче всего будет, конечно, мировым брендам, зарабатывающим, кроме России, и на других рынках. Сложнее придется отечественным производителям, поскольку парк российских машин неуклонно сокращается, при этом рынок aftermarket для отечественных авто у них перехватывают зарубежные бренды. И здесь выживут те, кто сумеет сделать обратное: наладить выпуск российской продукции для иномарок, убедив в ее конкурентоспособности дистрибьюторов и покупателей.

dvizhok.su

Современные отечественные производители амортизаторов - Отзывы об автомобильных амортизаторах

Сфера производства автомобильных амортизаторов в нашей стране может похвастаться богатой историей. Однако же основа современного рынка российских амортизаторов – это главным образом компании, которые появились в постсоветское время. Впрочем, сравнительно небольшой возраст не мешает им внедрять оригинальные разработки, передовые технические решения и выпускать высококачественную продукцию, на равных конкурирующую с импортными аналогами.

Нельзя спорить с тем фактом, что в последнее время доля отечественных марок амортизаторов на рынке заметно снизилась. Но этот процесс совершенно не связан с проблемами или неспособностью российских производителей автокомпонентов обеспечить надлежащее удовлетворение потребительского спроса. Напротив, объемы выпуска российских брендов постоянно растут, однако общерыночные тенденции, изменение структуры автомобильного парка, активная экспансия иностранных марок амортизаторов в сектор традиционно российской автотехники и прочие объективные факторы приводят к сокращению рыночной доли.

Согласно исследованиям экспертов, доля амортизаторов на рынке автомобильных комплектующих постоянно растет. При этом упоминается об очевидности и дальнейшем усилении развивающегося тренда. Во-первых, продажи автомобилей отечественных марок в последние годы неуклонно падают, а именно они составляли основу спроса на российские амортизаторы.

Во-вторых, иностранные компании-производители регулярно расширяют номенклатуру своих серий для российского рынка. Как результат, “родные” компании постепенно вытесняются. При этом если крупному западному концерну не составляет особого труда разработать и наладить выпуск амортизаторов для, например, простенькой во всех отношениях Lada, то российской компании освоить изготовление амортизатора для высокотехнологичной зарубежной автотехники достаточно сложно. Это и приводит к том, что с одной стороны, объемы выпуска растут, но позиции тем не мене все равно приходится сдавать. Хотя качество российских компонентов, изготовленных теми компаниями, названия которых сегодня на слуху, полностью соответствует мировому уровню. А в инновационности, как конструкционной, так и производственной наши компании нередко превосходят своих зарубежных конкурентов.

Среди старейших производителей отечественных амортизаторов числится “ Скопинский автоагрегатный завод”. Марка СААЗ без преувеличения может называться исторической, но антикварной – вряд ли. Ведь сегодня СААЗ является крупнейшим российским производителем оригинальных стоек, амортизаторов и газовых упоров в России. На данный момент годовой выпуск этой продукции составляет более восьми миллионов единиц изделий с дефектностью лишь 50 РРМ.

Здесь освоено массовое производство телескопических стоек, амортизаторов, пневмогидравлических упоров практически для всех отечественных легковых автомобилей. На заводе применяются самые разнообразные технологические процессы, такие как штамповка, шлифование, точение, термообработка, сварка, фрезерование, гальванопокрытие, сборка, окраска, упаковка и т. д.

В 2013-м СААЗ провел плановую модернизацию задних амортизаторов для автомобилей Lada Samara и Lada Priora и начал поставки данных амортизаторов в запчасти. Цель данной модернизации заключалась в повышении надежности узла уплотнения и сварных соединений, в снижении трения амортизатора, снижении массы изделия и повышении долговечности. Улучшенный узел уплотнения разработан совместно с SKF. Уплотнение поршня разработано совместно с Trelletborg, применена специальная композиция тефлона, усилены сварочные швы проушины.

Применение новой конструкции поршня позволило исключить риски появления частиц металла в амортизаторной жидкости из-за высокого трения пары “поршень-цилиндр”, в результате чего повысилась стабильность работы клапанов. Данная конструкция сертифицирована, прошла всестороннее тестирование на АвтоВАЗе и серийно поставляется на конвейер.

FENOX производит амортизаторы практически для всего модельного ряда отечественных автомобилей. Эта продукция обладает рядом серьезных преимуществ, среди которых ключевыми являются запатентованная система MDS, отличная работоспособность в любых условиях, увеличенный ресурс, защита корпуса и многоступенчатый контроль качества. На них стоит остановиться более подробно.

Система MDS (Multi Disc System) — это “умная” система контроля дорожного покрытия, позволяющая изменять реакцию амортизатора в зависимости от скорости движения и качества дороги. Пружинные диски клапанной системы амортизатора FENOX имеют различный диаметр и устанавливаются “пирамидой”. Благодаря такой конструкции пружинных дисков амортизатор сохраняет стабильность рабочих характеристик на протяжении всего срока эксплуатации, чего нельзя сказать об обычных амортизаторах.

При производстве амортизаторов FENOX применяется гидравлическая жидкость пониженной вязкости Castrol Aero HF 585B, позволяющая стабильно работать в диапазоне температур от -43 до +65 ºС. Амортизаторы начинают работать уже при низких скоростях, тем самым обеспечивая хорошую управляемость и повышая комфортность поездки.

Увеличение срока службы амортизаторов достигается за счет применения дорогостоящих материалов. Например, поршневые кольца изготавливаются из тефлона, в результате чего уменьшается сила трения и износ амортизаторов, увеличивается срок их службы.

Самые высокие нагрузки амортизаторы FENOX выдерживают благодаря технологии изготовления штока. Шток FENOX имеет увеличенный диаметр и идеально гладкую наружную поверхность, покрытую сверхплотным слоем хрома по специальной технологии катодно-механического хромирования. В целом это приводит к значительному усилению конструкции и увеличению срока эксплуатации амортизатора.

Весомый вклад в увеличение ресурса работы вносит и износостойкий самоочистительный сальник из резины EPDM, защищенный специальной молибденовой смазкой. Защитную функцию амортизаторов выполняют кожухи. Они сделаны из полиэтилена низкого давления, характеризующегося высокой химической стойкостью по отношению к агрессивным средам.

Ну и естественно, добиться высочайшего качества поступающей потребителям продукции было бы невозможно без многоступенчатой, точнее, пятиступенчатый системы контроля, которую проходит каждая партия амортизаторов. Благодаря такой системе компания FENOX обеспечивает ресурс эксплуатации амортизаторов как минимум пять лет.

Что касается Санкт-Петербургского амортизаторного завода “Плаза”, то он является единственным в России заводом по серийному изготовлению однотрубных газомасляных амортизаторов для легковых, грузовых и коммерческих автомобилей отечественного и зарубежного производства. За время своего существования предприятие осуществляло поставки амортизаторов на конвейеры большинства российских автомобильных заводов, выпускающих, причем, не только легковой транспорт.

Двумя годами ранее “Плаза” освоила выпуск нового продукта — модуля передней стойки в сборе. Согласно опросам, у автовладельцев есть потребность в такой подвеске, которая удобна при монтаже и хорошо подходит для машин с пробегом. В связи с этим руководством завода “Плаза” было принято решение о выпуске готового модуля передней стойки. Модуль передней стойки состоит из однотрубного газомаслянного амортизатора, пружины, верхней опоры, пыльника и буфера сжатия. Такая конструкция удобна при монтаже и подходит как для новых автомобилей, так и для машин с пробегом. Все детали модуля идеально подобраны друг к другу и совместно обеспечивают хорошую управляемость и надежную работу подвески автомобиля. Модуль передней стойки в сборе появился в продаже в начале 2013 года.

Еще один представитель крупнейших поставщиков автомобильных запчастей в нашей стране – НОП “Белмаг”. Производитель выпускает довольно широкий ассортимент автокомпонентов. В минувшем году компания завершила длительные испытания и начала серийный выпуск нового для себя вида продукции — амортизаторов и стоек для автомобилей ВАЗ. Шток амортизаторов изготавливается из высококачественной легированной стали, проходит многостадийную механическую обработку на токарных центрах с ЧПУ и линии из шести бесцентрово-шлифовальных станков фирмы Cincinnati (США), что обеспечивает высочайшие показатели прямолинейности и круглости штока по всей его длине.

Далее шток подвергается твердому хромированию и тонкому шлифованию до 12-го класса чистоты обработки поверхности для гарантии высокой долговечности и высоких эксплуатационных свойств узла.

Дополнительная зонная обработка штока ТВЧ обеспечивает повышенную твердость в его ответственных местах. Уплотнительные кольца изготавливаются из прогрессивного полимерного материала, произведенного в Японии, что обеспечивает необходимую герметичность в широком температурном диапазоне и в течение всего периода эксплуатации.

Применяемая амортизаторная жидкость имеет стабильные характеристики кинематической вязкости для надежной работы узла в любых климатических и погодных условиях.

Конструкция — двухтрубная, с применением прецизионных клапанов, реализующих необходимые характеристики на сжатие и отбой, а конструкция и материалы, из которых изготавливаются клапаны, обеспечивают их надежную работу в различных режимах эксплуатации.

www.avtoamort.ru

Все об амортизаторах

Несмотря на свои небольшие размеры, амортизаторы выполняют целый ряд полезных функций — увеличивают управляемость машины, гасят неровности дороги, гарантируют устойчивость авто. При всем при этом любая конструкция демпфера — это компромисс между комфортом и маневренностью транспортного средства. Разумеется, важен и производитель комплектующих.

Само собой, амортизаторы должны эффективно нивелировать вертикальные колебания для комфортной езды. Однако не будем забывать об их влиянии на динамические, тормозные и маневренные характеристики автомобиля. Так, во время разгона машина «приседает» назад, резко нагружая задние колеса и снижая сцепление передних с дорожным полотном. При торможении наблюдается обратная ситуация.

В идеале же в любом варианте автомобиль должен оставаться в строго горизонтальном положении. Поэтому одна из важнейших функций амортизаторов заключается в обеспечении постоянного контакта с дорогой колес во время преодоления вертикального препятствия и маневрирования. То есть рессоры или пружины лишь держат вес машины, в то время как амортизаторы полностью отвечают за выполнение этой непростой задачи. Ее решение — это компромисс между управляемостью и комфортом. Например, когда авто наезжает на несколько последовательных кочек, амортизатор начинает работать прерывисто: еще не успев полностью распрямиться, он через доли секунды снова вынужден сжиматься. Если же неровность большая, то лучше избежать полного сжатия амортизатора во вред плавной езде.

Типы

В области конструкторских решений амортизаторы делятся на два типа. По наполнению — масляные (гидравлические) и газо-масляные (гидропневматические). Есть и просто газовые, в которых газ находится под высоким давлением, но они встречаются редко. По архитектуре эти комплектующие производятся в одно- и двухтрубном исполнении.

Масляные двухтрубные амортизаторы

Самые доступные по цене. Они наиболее распространенные ввиду простоты конструкции и нетребовательности в плане качества изготовления. Высокие демпферные свойства «двухтрубников» ни у кого не вызывают сомнений, они самые мягкие. Все это привело к тому, что такая конструкция долгие годы считалась преобладающей. Однако техническое совершенствование самих автомобилей выявило главный недостаток двухтрубных демпферов — закипание масла при движении по неровной дороге на высокой скорости. Причина — аэрация жидкости (смешивание с воздухом) при интенсивных нагрузках в сочетании с недостаточностью охлаждения двойного корпуса.

Гидропневматические амортизаторы

Гидропневматические амортизаторы и по конструкции, и по принципу действия похожи на двухтрубные масляные стойки. Главное отличие заключается в том, что вместо воздуха в них закачан под давлением в 4-20 атмосфер азот, получивший название газового подпора. Уровень давления зависит от условий эксплуатации автомобиля, а также от того, передний это или задний амортизатор. Принцип подбора давления в некоторой степени элементарен: чем больше диаметр патрона у стойки, тем оно ниже. Наличие газового подпора позволяет устранить проблему жидкостных «двухтрубников» — высокую степень аэрации. Под давлением азот не так активно смешивается с маслом, что положительно влияет на работу амортизатора. Кроме того, газ сам по себе является дополнительным демпфером. Однако даже при этом гидропневматические амортизаторы несколько жестче масляных. Стоит отметить, что данный тип отлично подходит для плохих российских дорог, обеспечивая хорошие сцепные свойства на высоких скоростях. Естественно, что за улучшенные эксплуатационные показатели приходится платить: цена на газо-масляные демпферы немного выше, чем на жидкостные.

Однотрубные амортизаторы

Однотрубные амортизаторы имеют всего одну колбу, которая является и корпусом, и рабочим цилиндром одновременно. Принцип работы схож с двухтрубными, однако азот (20-30 атмосфер) расположен в собственной камере, отделенной от жидкости плавающим поршнем. Данная схема получила название по имени создателя — De Carbon, и в ней поршень берет на себя всю работу на сжатие и отбой. Несмотря на конструкционную простоту, «однотрубники» имеют стабильные характеристики по смягчению ударов. Высокий уровень теплоотдачи и эффективное охлаждение — тоже несомненные плюсы. Из недостатков отметим повышенную чувствительность к механическим и температурным воздействиям. С повышением температуры увеличивается давление газа, и однотрубные амортизаторы начинают работать значительно жестче.

Газовые амортизаторы

Наконец, наиболее редкий вид. О качественном смягчении ударных нагрузок на кузовную часть в отношении них говорить не приходится — главное, чтобы машина уверенно держала дорогу на любом типе покрытия. По этой причине поклонниками газовых демпферов являются исключительно профессиональные автогонщики или любители полихачить. Расплатой за установку такого типа стоек является не только отсутствие комфорта, но и снижение рабочего ресурса шаровых опор, подшипников ступиц и сайлент-блоков. Возможны даже трещины в силовых элементах кузова. По этим причинам газовыми амортизаторами категорически не рекомендуется комплектовать старые авто, ибо кузовная часть у них и без того ослаблена.

Производители

Sachs Немецкая компания, занимающаяся выпуском амортизаторов более 80 лет. Соответственно, качество изделий, поставляемых для конвейерной сборки в концерны SAAB, Audi, VW, BMW, Volvo, гарантировано. Кроме того, Sachs участвует в комплектации болидов «Формулы-1», фирма широко известна и в мире мотоспорта.

Kayaba Амортизаторы из Японии. Широкий ассортиментный ряд компании позволяет поставлять комплектующие для базовых моделей авто из Европы и США. Качество не вызывает сомнений.

Bilstein Еще один представитель немецкого автопрома. Специализируется на производстве газовых амортизаторов для спортивных авто и их прототипов. Массовое производство демпферов налажено для марок Porscher, Ferrari, BMW.

Monroe Зарекомендовавший себя с лучшей стороны поставщик из Бельгии, ориентированный преимущественно на вторичный рынок запчастей. Тем не менее, продукция Monroe в некоторых случаях используется для первичной комплектации VW, Porsche и Volvo.

Koni Амортизаторы экстра-класса из Голландии — одни из самых дорогих на российском рынке. За качество продукта и гарантии производителя приходится раскошеливаться... В основном это делают состоятельные люди — любители высоких скоростей, ценящие возможность регулировать жесткость демпферов.

Boge Германская фирма, безоговорочно входит в пятерку самых надежных производителей амортизаторов всех типов. Свидетельство тому — регулярные поставки на заводы Audi, BMW, VW, Volvo, Alfa Romeo.

Carbon Компании мир обязан появлением газовых амортизаторов. Качество продукции сомнений не вызывает. С одним условием: демпферы должны быть собраны именно во Франции, а не в Алжире.

СААЗ Скопинский автоагрегатный завод, являющийся крупнейшим производителем амортизаторов для отечественного автотранспорта. По цене его продукция весьма радует автомобилистов, и такие запчасти всегда есть на складе у любого продавца. То есть ждать не нужно, что порой играет главенствующую роль при выборе. Однако в плане комфортности и надежности изделий будьте готовы к тому, что иногда может сработать лотерейная система «повезло - не повезло».

Crosno Наследники выкупленной фирмы Delphi, являющиеся хорошей заменой российским амортизаторам. Впрочем, автовладельцам более известны упоры для капота и багажника данной марки, отличающиеся надежностью при весьма демократичной цене.

Gabriel Амортизаторы этой компании из США отличаются большей комфортностью по сравнению с «европейцами», особенно если говорить о газонаполненных модификациях. Цены — самые разные, поскольку в сегменте запчастей эта фирма не так уж известна ввиду небольших объемов поставок. Отзывы об амортизаторах Gabriel также весьма амплитудные, от восхищенных до пренебрежительных. Видимо, многое зависит от условий эксплуатации.

www.avtoall.ru

Тесты амортизаторов

     Статьи из журналовВАЗ-2108: Полезная ретроспективаИстория разработки ВАЗ-2108Компоновка ВАЗ-2108Ставим электростеклоподъёмники100 тыс. побега для 2108Уход за "Спутником"Двигатель ВАЗ-2108Приступаем к ТО 2Обслуживание системы зажиганияО ремонте шарниров рулевых тягРецепт кронштейнаЭлектроподогревателиКак прикрепить зеркало в салоне Как смажешь так и поедешьПружины, рессоры, шины..Перестановка шинВыбор шин по размеруМожно ли ставить разные шиныИспытание с разными шинамиНужны ли широкие шины?Правильное давление в шинахНатяжители цепиПерегрев двигателяЕсли сломалась помпаПроверка бензонасоса без снятияВыбор запчастейВыбор и тесты амортизаторовТест амортизаторов KoniГазонаполненные лампы фарВАЗ-21099 в фотографияхВ ожидании ВАЗ-21099ВАЗ ТарзанФинская Lada SamaraВАЗ-2108 и Форд ЭскортА теперь "девяносто третья"Лимузин из ВАЗ-2108Кабриолет из «ЛАДЫ» ВАЗ-2108 для большого спорта Косметика для "ЛАД"Кожанный салонДекоративная обвеска кузоваШумоизоляция кузоваШумо- и виброизоляцияАудиоколонки и их установкаУстановка электрозеркалВпрыск для СамарыКомпьютер для СамарыКурение за рулемВАЗ и экологияШины для "девятки"Тюнинг ВАЗ-21099Спортивные доработки 2108Lada Сanopus 1,7 - тюнинг СамарыМоя "восьмёрка" ест 4 л. на 100 кмУстройство для экономии топливаСамодельный съёмник рулевых тягКолесный блокиратор БЛ-ЭК ТурболизаторШины подешевлеПокупка нового ВАЗДвигатель ВанкеляОбогрев впускного коллектораСоветы

Конструкция шинОбозначения шинКритерии выбора при конструировании авто

Этого теста давно ждали многие наши читатели, да и мы сами, признаться, вздохнули с облегчением, когда груженая яркими коробками редакционная «восьмерка» миновала шлагбаум и оказалась на территории Центрального автополигона под Дмитровом.

Еще год назад мы решили собрать вместе несколько полных комплектов амортизаторов (передние + задние) зарубежного производства, предназначенных для установки на переднеприводные вазовские автомобили, и в ходе «очной ставки» выяснить, как повлияет их установка на поведение машины, в чем их различия и велико ли преимущество перед отечественными.

Для теста мы отобрали пять комплектов амортизаторов известных зарубежных фирм — Monroe, Sachs, Koni, Kayaba и De Carbon — и, конечно, комплект новых «родных» амортизаторов СААЗ. Готовились мы к испытаниям долго, и наше любопытство и нетерпение росло пропорционально количеству амортизаторов. А в свете выбранной нами методики испытаний вся история с амортизаторами приобрела и вовсе детективную окраску. Но — все по порядку.

В «перевернутой»стойке McPherson, изобретенной Де Карбоном, изгибающие усилия воспринимает корпус однотрубного амортизатора, а его шток крепится к днищу корпуса стойки

             

Так устроены двухтрубные амортизаторы — и чисто гидравлические, и газонаполненные низкого давления

ВНОВЬ ЛИКБЕЗ

Все современные гидравлические телескопические амортизаторы, применяемые в автомобилестроении, по своей конструкции подразделяются на три категории. Первую составляют чисто гидравлические двухтрубные амортизаторы (многие называют их масляными), в которых шток с поршнем перемещается во внутреннем, рабочем цилиндре, а вытесненное при движении штока внутрь масло перетекает во внешний цилиндр, который служит корпусом амортизатора. При этом компенсационный объем внешнего цилиндра заполнен обычным воздухом при атмосферном давлении. Главный недостаток в том, что масло при работе вспенивается и ухудшает работу клапанов амортизатора во время быстрых ходов поршня.

Вторая группа — газонаполненные двухтрубные амортизаторы низкого давления, которые профессионалы часто называют «поддутыми». Они отличаются от первых в основном тем, что в компенсационную емкость внешнего цилиндра закачан азот под давлением в две-три атмосферы. Давление газа внутри них заставляет масло работать по-иному — оно меньше вспенивается и обеспечивает более стабильную работу клапанов. Такие амортизаторы процентов на 10—15 дороже чисто гидравлических.

Амортизаторы третьей группы — однотрубные высокого давления — стоят особняком. Как следует из названия, их корпус является одновременно и рабочим цилиндром, а компенсационный объем, который заполнен азотом под давлением от пяти до двадцати пяти атмосфер, отделен от рабочего свободно плавающим разделительным поршнем. Высокое давление еще сильнее уменьшает тенденцию масла к вспениванию, и «однотрубники» славятся четкой и бесшумной работой. Особенно их преимущества заметны при «быстрой» работе подвески, именно поэтому они господствуют в мире авто- и мотоспорта.

Кстати, однотрубные амортизаторы появились раньше «поддутых», а обычные гидравлические «двухтрубники» постепенно уступают место под солнцем газонаполненным.

КАК ИСПЫТЫВАТЬ?

Что и говорить, компания подобралась пестрая. Хоть мы и старались выбирать равных соперников (все амортизаторы дорожные, а не из спортивных серий), но среди комплектов есть представители всех трех конструкций. Смущало то, что сложилось устойчивое мнение: простые гидравлические амортизаторы доживают свой век, газонаполненные «двухтрубники» лучше, а однотрубные высокого давления — вообще на вершине технического прогресса. С другой стороны, столкнув лбами соперников разных конструкций, мы сможем в нашем конкретном случае подтвердить или опровергнуть это мнение, во всяком случае, хоть както прояснить картину. Это первая линия интриги нашего теста.

Но есть и вторая. Дело в том, что дорожные испытания, когда эксперты ездят на автомобиле и оценивают его плавность хода и управляемость по своим субъективным критериям, мы всегда предваряем замерами. Вот и на этот раз мы решили водрузить амортизаторы на специальный стенд и снять так называемые скоростные характеристики, то есть зависимость усилия сопротивления на штоке от скорости его перемещения. Она, как правило, имеет нелинейную форму, обусловленную сложной конструкцией клапанов и перепускных отверстий, и, по теории, наиболее полно описывает поведение амортизатора. И если в ходе испыта-

Monroe Gas-Matic — двухтрубные амортизаторы низкого давления, сделанные в Бельгии. Эта фирма — мировой лидер по объемам продаж амортизаторов сектора atttermarket (в качестве запчастей). Комплект Gas-Matic для Самары относительно недорог ($302), хорошо упакован и снабжен всеми гайками, шайбами и чехлами с отбойниками для задних амортизаторов.

Koni Special — двухтрубные гидравлические амортизаторы. Постоянным читателям Авторевю эту голландскую фирму представлять нет нужды. За многие годы у фирмы сложился имидж производителя элитных амортизаторов, рассчитанных на ценителей. Под стать имиджу и цена — $395 за комплект. В него входят гайки, шайбы и отбойники для задних амортизаторов, которые, кстати, имеют два варианта расположения опорной чашки пружины по высоте — для машин, эксплуатируемых с частичной или полной нагрузкой.

Sachs Super. -Этo комплект газонаполненных амортизаторов, к нашему удивлению, смешанной конструкции. Передние — двухтрубные «поддутые». а задние — однотрубные. Одна из старейших немецких фирм, впрочем, выпускающая не только амортизаторы, пользуется хорошей репутацией, а сгинь низкую пену комплекта амортизаторов Sachs для Самары на российском рынке (около $200) дилеры объясняют тем, что фирма дает большие скидки в рамках государственной программы помоши Германии восточно-европейским странам. В комплект входят гайки, шайбы, резинки и отбойники для задних амортизаторов.

Kayaba (KYB) — это японские гидравлические двухтрубные амортизаторы. За рубежом эта фирма довольно известна, особенно у себя на родине, а в Европе ее продукция часто встречается в бывших соцстранах. Цена комплекта очень высока — $438, в него входят гайки и шайбы. Вообще-то для Самары выпускаются и газонаполненные «двухтрубники» Kayaba. но нам достались чисто гидравлические.

De Caibon Confort — комплект однотрубных амортизаторов высокого давления французского производства. Это единственные «бесценные» амортизаторы в нашем тесте — их продажи в России только планируются, и цена для нашего рынка пока не определена. Фирма знаменита тем, что ее основатель, инженер Де Карбон, изобрел газонаполненный «однотрубник». С тех пор здесь выпускают амортизаторы только высокого давления. Де Карбон запатентовал и инвертированную, «перевернутую», конструкцию однотрубного амортизатора для подвески MacPherson, по которой сделаны передние патроны для нашей Самары: толстый шток на самом деле не что иное, как сам амортизатор, а настоящий шток направлен вниз и крепится к днищу фальш-корпуса.

СААЗ. Эта благозвучная аббревиатура принадлежит Скопинскому автоагрегатному заводу, который сроду не выпускал других амортизаторов, кроме «гидравлики». Комплект этих пугающих облупившейся черной краской амортизаторов можно купить где угодно всего за 500— 700 тысяч рублей. В «комплект» не входят даже гайки, но зато передние амортизаторы СААЗ «готовы к употреблению»: не надо искать для установки пустые корпуса или потрошить старые, как в случае с импортными патронами-вставками.

ний обнаружится однозначная связь между формой этих кривых и экспертными оценками «живого» автомобиля, то в дальнейшем можно будет, лишь взглянув на характеристику, сразу сказать, чем этот амортизатор хорош и чем плох. Интересно? Нам тоже.

Чтобы избежать влияния на экспертов имиджей и громких имен амортизаторных фирм, мы решили провести так называемый «слепой тест», когда испытатели не знают, что за комплект стоит на автомобиле в этот раз. Двое из нас в укромном местечке меняли амортизаторы втайне от экспертов и после регулировки углов установки передних колес предъявляли им автомобиль «инкогнито». Вариант номер один, номер два... Ну, а испытатели, принимая правила ифы, не заглядывали под колесные арки. Даже порядок установки двое «механиков» определили путем жеребьевки. Написали на шести бумажках названия комплектов, перевернули, разложили на капоте — и вот жребий брошен, откручена первая гайка, поставлен первый комплект. Их очередность мы раскроем вам потом, а пока милости просим в «вось-

мерку», прокатиться с испытателями по спецдорогам автополигона. Потрясемся на булыжнике, прохватим по «горной дороге», повизжим шинами при выполнении маневра «переставка».

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ: ДЛЯ НАЧАЛА — НЕПЛОХО

Да, это уж точно не «родные» амортизаторы и, похоже, газонаполненные. Автомобиль стал цельным, подвеска — «мускулистой», плавная раскачка на неровностях сменилась резковатыми покачиваниями. «Восьмерка» теперь подробней, чем обычно, повторяет профиль дороги, и с ростом скорости эта тенденция усиливается. Но зато после проезда крупных пологих волн машину не раскачивает вверх-вниз, и уж конечно, бездействуют буферы-ограничители хода сжатия. То есть энергоемкость подвески стала выше, но заплатить за это пришлось заметной вибронагруженностью. Кузов машины четко реагирует на проезд швов и стыков на асфальте ощутимыми толчками, а когда сворачиваешь на булыжную мостовую, то пол и подушки сидений начинают заметно вибрировать. Причем, если сесть в «восьмерку» вчетвером или впятером, то вибрации становятся еще сильнее.

На прямой «восьмерка» ведет себя уверенней, чем обычно, и вплоть до максимальной скорости «стоит» на дороге не рыская.

В поворотах ощущаешь ту же уверенность, хотя степень недостаточной поворачиваемости ничуть не меньше, чем обычно. «Восьмерка» входит в вираж не очень охотно, «задумываясь» и стремясь распрямить траекторию, и поэтому требует больших, чем хотелось бы, углов поворота руля.

Крены невелики, траекторию маневра машина «пишет» стабильно, на сброс газа, хоть и с запаздыванием, но реагирует как надо, плавно ввинчиваясь внутрь поворота.

Так что первый блин не вышел комом. За исключением вибронагруженности, недостаточной поворачиваемости и несколько вялой реакции на сброс газа, нам понравились энергоемкость подвески, отсутствие излишней раскачки кузова и прогнозируемость поведения машины.

ВАРИАНТ ВТОРОЙ: И КОГДА НА МОРЕ КАЧКА...

И куда девалась та «мускулистость», собранность «восьмерки» в первом варианте? Машина стала расхлябанной, раскачивается на неровностях вверх-вниз, а в поворотах еще и с борта на борт. Как сказали бы моряки — сильная килевая и бортовая качка. Может быть, хоть вибронагруженность такой «мягкой» подвески уменьшилась? Дудки! Вибраций и шумов даже больше, чем в первый раз. «Зашлепали» на стыках шины, «заговорили» привычными дребезжащими голосами пластиковые панели салона. Очень похоже на «родной» вариант...

Вибрация на булыжнике немного усилилась, и вдобавок машина стала раскачиваться на мощеной камнем дороге (оказывается, булыжное покрытие еще и волнообразное) и ощутимо передавать толчки на руль. В повороте — солидная недостаточная поворачиваемость, вялые реакции, значительные крены...

Но по достижении предела сцепных свойств шин, уже в скольжении, управлять этой «размазней» оказалось удобно! Конечно, если знаешь, что делать. То есть прогнозируемость в этом варианте выше, и это, пожалуй, единственное его преимущество...

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ: ВОЗРОЖДЕНИЕ

Вот это да! Такого преображения мы и не ожидали. Уже затюканная нашей критикой «восьмерка» теперь начала демонстрировать превосходные ездовые качества, порой напоминая «породистую» иномарку. Машина не столь подробно отслеживает неровности, как с первыми амортизаторами, но и не раскачивается, как со вторыми. Она словно вобрала в себя все лучшие качества предыдущих вариантов.

Швы и стыки все же не остаются незамеченными, отзываясь еле заметными хлопками, но все «тестовые» неровности отлично гасятся подвеской, вызывая лишь легкие покачивания кузова. Поведение «восьмерки» на булыжнике напоминает первый вариант, но поперечные волны теперь сглаживаются лучше. И на изменение нагрузки машина почти не реагирует.

А управляемость? Реакции автомобиля стали быстрыми, четкими и точными. На скоростной прямой он отлично держит дорогу, а в повороте благодаря почти нейтральной поворачиваемости словно сам отслеживает траекторию, отчасти даже исправляя огрехи водителя. И мы, позабыв про все мыслимые ограничения, начали носиться по полигону, упиваясь тем несравненным ощущением слитности, взаимопонимания с машиной, столь ценимым всеми активными водителями. А «восьмерка» все подзуживала нас: «Ну давай, жми на полную, не бойся, я теперь умею больше, чем обычно».

И впрямь, на знакомом серпантине «горной дороги» нам подсознательно стало казаться, что быстрее не позволяет ехать только мотор, а стрелка спидометра меж тем давно перевалила за пристрелянные в этих поворотах отметки...

Как же нам не хотелось снимать эти амортизаторы!

Но двое из нас крутят гайки — и очередной комплект наготове.

ВАРИАНТ ЧЕТВЕРТЫЙ: РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

А мы еще боялись, что все амортизаторы будут одинаковыми... «Восьмерка» вновь изменилась и, увы, не в лучшую сторону.

На небольших скоростях подвеска стала излишне жесткой — демпфирование мелких неровностей где-то на уровне первого варианта, а вот повторение профиля дороги стало даже более подробным, и «восьмерку» теперь неприятно потряхивает на волнах асфальта. Возросла и вибронагруженность на булыжной мостовой.

«Жесткая — значит спортивная», — подумали мы и поддали газу. А жесткость возьми и уйди куда-то на второй или даже на третий план — на скоростях свыше 100 км/ч «восьмерка» вдруг начинает слепка раскачиваться и вместо спортивной подтянутости проявляет черты «американизма». Вдобавок на прямой машина начинает «плавать» на больших скоростях.

В поворотах — тоже двойственное поведение. При спокойной езде все вроде бы в норме, хотя и особых восторгов от управления «восьмеркой» с этими амортизаторами мы не испытали. А вот если войти в вираж побыстрее, то, помимо солидной недостаточной поворачиваемости, начинает мешать отсутствие четкой взаимосвязи между действиями водителя и реакциями машины. Ну не чувствуем мы автомобиль, не понимаем. Он почему-то при выполнении «переставки» сначала откликается на вращения руля неохотно, с ленцой, а потом в последний момент вдруг спохватывается и все же успевает выполнить то, что от него требовали. И хотя скорость на «переставке» была достигнута большая, но только потому, что за рулем были испытатели, которым под силу «заставить» машину ехать как надо, поборов ее коварную ленцу. Но вот когда экстренный маневр придется выполнять обычному водителю, то из черт, свойственных «восьмерке» с этими амортизаторами, в помощь будет лишь четкая, быстрая реакция на сброс газа.

Может быть, следующий вариант будет лучше?

ВАРИАНТ ПЯТЫЙ: ЕЩЕ ХУЖЕ

Тщетны были наши надежды. Теперь легкое «раздвоение личности» переросло в клиническую шизофрению: машина стала откровенно жесткой и валкой, ярко проявив почти все отрицательные черты характера подвески.

Что касается плавности хода, то «восьмерка» предельно внимательно стала относиться к каждому камешку на пути, сообщая о нем сидящим внутри. Машина ныряет в каждую ямку, выпрыгивает на каждой кочке, неприятно потряхивая седоков, и с ростом скорости эти толчки ослабляются ненамного.

Сворачиваем на булыжную мостовую. О Боже! Так нас еще не трясло — вибрируют и подушки сидений, и пол, и «баранка», а машина при этом еще и скачет по булыжным волнам вверхвниз. Может быть, с полной нагрузкой будет тише? Нет, еще хуже. А если побыстрее? Вновь ухудшение...-

Маневр «переставка»: «восьмерка» пересекла невидимые инфракрасные нити, запечатлев на табло оптоэлектронного измерителя входную скорость, и резко ушла влево, огибая воображаемое препятствие.

Попадет в размеченный коридор или нет?

 

И при этакой жесткости подвески в реакциях машины вновь, как и в предыдущем варианте, появились валкость и ленца в откликах на управляющие действия. Неплохо машина едет только по прямой, а на входе в поворот упрямится — вроде и скорость невелика, и вираж знакомый, а руль крутить приходится с перехватом на существенно больший угол. Скорость чуть выше — и «восьмерка» вдруг неожиданно начинает визжать передними шинами, словно являя собой наглядное пособие: вот что такое «классическая недостаточная поворачиваемость». Едет себе наружу поворота, и на сброс газа — ноль внимания. А это еще не предельные режимы! На «переставке» к сильнейшему сносу добавляется и боковая раскачка, и запоздало возникающий, глубокий, растянутый во времени занос, переходящий в курсовые колебания. Бр-р-р...

С этим комплектом мы расстались без всяких сожалений.

Скоростные характеристики амортизаторов

Чем быстрее перемещается шток, тем больше усилие сопротивления, развиваемое амортизатором. Ну, а каковы эти зависимости, и демонстрируют скоростные характеристики.

Экспертные оценки управляемости и плавности хода автомобиля ВАЗ-2108 с разными амортизаторами

Место

Номер и название комплекта амортизаторов

Оценка плавности хода

Оценка управляемости

Сумма баллов

на пологих волнах

на швах, стыках, жестких неровностях

на булыжнике

на скоростной прямой

в повороте

в предельном повороте

в маневре «переставка»

предельная скорость маневра «переставка», км^

1.

Вариант 3 Koni Special

4,5

4,0

4,0

5,0

5,0

4,5

4,5

89,1

31,5

2.

Вариант 6 Sachs Super

4,5

4,5

4,0

5,0

4,5

4,0

4,0

88,7

30,5

3.

Вариант 1 Monroe Gas-Matic

4,0

3,5

4,0

4,5

4,0

4,0

4,0

87,2

28,0

4.

Вариант 4 Kayaba (КУВ)

3,5

3,5

3,5

4,5

4,0

3,0

4,0

88,3

26,0

5.

Вариант 2 СААЗ

3,0

3,0

3,5

4,0

4,0

3,5

4,0

87,6

25,0

6.

Вариант 5 De Carbon Contort

3,0

2,0

3,0

4,0

3,0

3,0

3,5

86,3

21,5

ВАРИАНТ ШЕСТОЙ: ДЕСЕРТ

Причудливо тасуется колода! Последний вариант судьба-индейка словно приберегла нам на сладкое. Такое ощущение, что за полтора часа замены амортизаторов некая бригада добрых волшебников в оранжевых жилетах успела положить на дорогах полигона новый асфальт, ровный и гладкий. Где швы? Где стыки? Куда камни с дороги подевались? Чудеса...

Подвеска «восьмерки» теперь напоминает американскую — мелкие неровности отзываются еле слышными шлепками шин, а пологие волны вызывают плавные покачивания, причем не столь заметные, как во втором варианте.

На скоростной прямой автомобиль надежно, не рыская, держит курс, а в поворотах картину омрачает лишь чуть большая, чем в третьем варианте, недостаточная поворачиваемость. «Восьмерка» на входе в поворот сначала «упирается», но потом подчиняется воле водителя, активно «подрабатывая» задней осью. И потом, во время маневра, ведет себя отлично, быстро и четко реагируя на руление и сброс газа и позволяя хорошо управлять скольжениями. Но той восхитительной взаимосвязи водителя с машиной, что была в третьем варианте, все же нет.

Все! Работа закончена, и можно собраться вместе с экспертами и назвать имена.

ОТКРЫВАЕМ КАРТЫ

Третий вариант, восхитивший нас рафинированной управляемостью и хорошей плавностью хода, — это амортизаторы Koni Special, которые подтвердили свою высокую репутацию, завоевав первое место «в абсолюте». Браво!

Шестой вариант, не дотягивающий до голландских амортизаторов по управляемости, но даже чуть выигрывающий по плавности хода, — это Sachs Super, и получил он в нашем тесте «серебро».

В первом варианте, «мускулистом» и жестковатом, в подвеске «восьмерки» работали амортизаторы Monroe Gas-Matic. Их мы поставили на третью ступеньку пьедестала, присудив «бронзу».

Четвертым вариантом, занявшим четвертое же место, были страдающие «раздвоением личности» японские амортизаторы Kayaba.

Излишне мягким и притом вибронагруженным вторым вариантом, как угадали эксперты, были амортизаторы СААЗ, оттесненные зарубежными «коллегами» на пятое место.

И вот неожиданность — аутсайдерами оказались именитые «однотрубники» De Carbon Confort, выступавшие под пятым номером. Это единственные амортизаторы, которые мы не рекомендовали бы ставить в подвеску Самар. Ну, а все остальные амортизаторы, включая и скопинские, в той или иной мере пригодны для вазовских переднеприводников. И если в подвеске вашей машины уже трудятся, например, патроны и стойки Kayaba или Monroe, не спешите их менять на Sachs или Koni. Ведь их характерные особенности, подмеченные нами, — всего лишь нюансы, на которые многие могут и не обратить внимания, хотя отличие зарубежных амортизаторов от отечественных не заметить сложно. Установка каждого из них изменит поведение машины, хотя и не превратит ее в иномарку. Так что тем, кто только думает над такой заменой, советуем перечитать наш тест и выбрать, какие из нюансов ему важнее.

ЕЩЕ ОДИН ГВОЗДЬ В ГРОБ ОБЪЕКТИВИЗМА

Расставив амортизаторы по ранжиру, мы расстелили перед собой графики скоростных характеристик и, как обещали, попытались найти какие-то закономерности. Не получалось! Обратились к инженерам-подвесочникам — и те тоже развели руками. Найти хоть скольконибудь однозначную связь между формой кривых и поведением реального автомобиля на дороге нам не удалось.

Например, характеристики амортизаторов Sachs очень похожи на скопинские, но в работе все получилось иначе! И вряд ли это различие можно объяснить лишь одной «газонаполненностью» немецких изделий.

А характеристики патронов De Carbon и Koni? Очень похожи. А какие разные на самом деле! Правда, задние французские амортизаторы заметно отличаются от остальных большим усилием, и мы постараемся выяснить, почему.

Наш эксперимент, помимо чисто практических результатов, подтвердил и правильность методики наших тестов с приоритетом субъективной экспертизы над инструментальными измерениями. Да, вибростенд для испытаний амортизаторов беспристрастен и точен, но распечатки результатов говорят лишь о том, как амортизатор работает в «тепличных» условиях лаборатории. Но все намного сложнее — амортизатор при реальной работе нагревается до 90°С, а шток совершает сложные колебания в более широком спектре частот. Поэтому судить по результатам одних промеров о том, как поведет себя на дороге автомобиль с этими амортизаторами, нельзя — надо ставить и ездить, ездить и ездить, как это делают, в частности, инженеры на заводе Koni и как это делаем мы.

А что касается «газонаполненности», то тут тоже не все ясно. Да, второе и третье места заняли газонаполненные амортизаторы, но победителем-то стала «гидравлика»! А однотрубные De Carbon и вовсе стали аутсайдерами. Так что «газонаполненность», как выясняется, вовсе не панацея от «подвесочных» бед, а хороша лишь в сочетании с продуманной идеологией и инженерной проработкой.

Комплексные экспертные оценки амортизаторов

Пока испытатели отдыхают в «холодильнике» (так мы окрестили оснащенный кондиционером редакционный Discovery), двое «механиков» в укромном уголке крутят гайки

К этому вопросу мы еще вернемся, равно как постараемся организовать и более-менее корректный цикл ресурсных испытаний наших «подопечных». Ведь и нам, и читателям интересно узнать, сколько проживут на наших дорогах эти амортизаторы.

С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ Л. ГОЛОВАНОВФото Л. Голованова

 

vaz-sputnik.ru

Какую стойку амортизатора поставить в автомобиль лучше

Амортизаторы – это элементы подвески автомобиля, функция которых предполагает сокращение количества и амплитуды колебания пружин, обеспечивающих поддержку кузова. Гашение колебаний необходимо для стабилизации, нормального, безопасного движения машины. Также исключаются неконтролируемые колебания авто, сопровождающиеся плохим сцеплением с покрытием.

 Тонкости выбора амортизаторов

Помимо безопасности передвижения, амортизаторы влияют на комфортабельность, характеристики транспорта. Поэтому, задумываясь, какую стойку амортизатора поставить, стоит проанализировать условия эксплуатации.

 Рекомендуется учесть:

  1. Количество трубок – бывает разным. Двухтрубные системы используются для масляных и газо-масляных моделей. Однотрубные применяют для газовых.
  2. Рабочая жидкость – требует внимания, так как состав отличается. Выделяют масляные, газо-масляные, есть и газовые модели. Но в любой конструкции есть масло.

Спортивные исполнения выделяются в отдельную группу. Они позволяют менять уровень жесткости.

Сколько служат амортизаторы?

Исправные узлы определяют безопасность движения. Рекомендуется контролировать их состояние, проводя регулярный осмотр. При необходимости замены, меняют сразу 2 узла, что исключает вероятность заносов, ухудшения управляемости.

Часто автовладельцы интересуются – какой срок службы амортизаторов автомобиля? Средний показатель варьируется в пределах 3–4 лет при умеренных нагрузках.

 Факторы, влияющие на длительность эксплуатации:

 Ситуации, позволяющие понять, что пришло время провести замену элемента:

Избежать таких проблем позволяет своевременная диагностика, которую нужно проводить после 20 000 км.

Как работает амортизатор?

Также не помешает понять, как работает амортизатор автомобиля.

 Принцип работы узла напоминает схему функционирования масляного насоса:

  1. Колебания ходовой заставляют двигаться шток амортизатора.
  2. Здесь жестко установленный поршень начинает сдавливать рабочую жидкость в цилиндре.
  3. Это способствует продавливанию масла через специальные, едва заметные отверстия — жиклеры. Так, масло попадает в углубление, располагающееся за поршнем.
  4. Поскольку через отверстия просачиваются небольшие объемы масла, происходит замедление поршня, что и дает требуемый результат.

В случае резкой, внезапной нагрузки или удара, пропускная способность отверстий получается недостаточной. Тогда происходит открытие специальных клапанов, пропускающих большее количество рабочей жидкости.

Виды амортизаторов, их свойства

Исправные, качественные амортизаторы повышают безопасность движения. Неисправности приводят к тому, что увеличивается тормозной путь, сокращается скорость вхождения в повороты, что требует предельной аккуратности от водителя. Поэтому рекомендуется регулярно контролировать состояние узлов. А выбирая детали для замены, стоит предварительно узнать, какие амортизаторы надежней.

 Масляные модели:

Гашение колебаний достигается благодаря перетеканию масла из одного цилиндра в другой. Отмечается и низкая сжимаемость рабочей жидкости. Система действует только при небольших скоростях.

В противном случае происходит вспенивание масла, потеря полезных свойств. Важно, энергия, которая гасится, превращается в тепло. Сильное повышение температуры сказывается на характеристиках, работоспособности.

 Газо-масляные экземпляры:

Такие модели дороже, но заметно производительнее при активной езде. Результат достигается благодаря применению азота, находящегося в верхней части резервного цилиндра. Создается давление, не более 5 бар, но это и повышает эффективность системы.

 Газовые модели:

Рассматривая газовые амортизаторы для автомобиля, стоит учесть, что здесь компенсационная камера наполняется газом под высоким давлением. Это повышает стоимость, характеристики, но возрастает и износ при эксплуатации на плохом покрытии. Снижается уровень комфорта на плохих дорогах.

Надежные производители амортизаторов

На рынке работает много компаний, предлагающих амортизаторы. Для поиска подходящего варианта потребуется изучить предложения, учитывая характеристики, стоимость, долговечность доступных узлов. Не помешает консультация мастеров, выполняющих замену узлов.

 Модели Koni

Задумываясь, какой фирмы амортизаторы лучше, можно не сомневаться в характеристиках продукции Koni. Амортизаторы отличаются высокой стоимостью, но и работают на протяжении всего эксплуатационного периода авто.

  1. Устанавливаются на любые машины.
  2. Справляются с любым покрытием.
  3. Отличаются возможностью регулировки, настройки оптимальных характеристик.
  4. Действует длительная гарантия.
  5. Разработаны группы для определенных условий эксплуатации.

 Бренд Bilstein

Предлагаются надежные, производительные модели. Используются для комплектации дорогих авто – Ferrari, Lamborghini, Jaguar. Разработаны группы моделей для быстрой езды, спорткаров, автомобилей с короткими пружинами.

 Boge

 Амортизаторы привлекают доступной ценой, устанавливаются многими производителями на такие машины – Volvo, BMW, Volkswagen.

  1. Модели не меняют изначальных характеристик транспорта.
  2. Представлена широкая линейка модификаций для эксплуатации в разных условиях.

 Monroe

 Американская компания, предлагающая недорогие, выносливые амортизаторы. Используются на большинстве новых машин Америки и Европы. Разработано несколько линеек продукции, где выделяется серия Reflex.

 Tokico, KYB

 Японские компании, предлагающие надежные амортизаторы. Представлены разные модификации, подбирающиеся в зависимости от условий движения.

  1. Модели используются в Японии и Америке.
  2. Применяются для комплектации серийных машин.
  3. Выделяется доступная ценовая политика, большой ресурс.

 Sachs

Производятся модели для спортивного или комфортного вождения. Отличаются привлекательной ценой, хорошей выносливостью, подходят для любых машин.Среди разных предложений, моделей сложно выбрать, какой фирмы поставить амортизаторы. Здесь учитывают возраст машины, условия, в которых она эксплуатируется, стиль езды и желаемый результат.

auto-sovets.ru


Смотрите также