Дот 5 тормозная жидкость: DOT 5 и другие классы тормозных жидкостей

DOT 5 и другие классы тормозных жидкостей


В большинстве современных велосипедных и автомобильных гидравлических тормозов применяется тормозная жидкость (ТЖ) с маркировкой DOT и цифровым обозначением, указывающим на принадлежность к определенному классу.


Исключение составляют тормозные системы фирм Shimano и Tektro, где используется минеральное масло собственной марки, а также некоторые спортивные модели мотоциклов и автомобилей.


Само обозначение DOT является элементом аббревиатуры USDOT – сокращения от United States Department of Transportation. Эта организация – Департамент транспорта США – занимается вопросами безопасности транспортных средств. Именно она разработала комплекс минимальных требований к характеристикам тормозных жидкостей и разбила их на классы в своем стандарте FMVSS №116.


Классификация получила название по образовавшему их департаменту. Очень скоро она стали использоваться мировым сообществом для разделения ТЖ.


По стандарту DOT различаются жидкости для тормозной системы следующих групп:

  • DOT 3
  • DOT 4
  • DOT 5
  • DOT 5.1


Однако на российском рынке встречаются также тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Оба вида не классифицируются американским стандартом.


В качестве основы во всех ТЖ, кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты. Базу DOT 5 составляет силикон.


Жидкости с одинаковой основой (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1) взаимозаменяемы – по крайней мере, от одного производителя.


Иногда в качестве основы DOT 3 (а возможно, и ТЖ других классов) применяется полиалкиленгликоль. Информации по несовместимости жидкостей на основе полиэтиленгликоля и полиалкиленгликоля нет, но некоторые специалисты в области химии заявляют, что такая смесь будет работать не хуже, чем исходные компоненты по отдельности.


Также следует упомянуть, что некоторые ТЖ рассчитаны на работу в автомобилях с АБС (антиблокировочной системой). Чаще всего они имеют маркировку с добавлением «ABS» – например, DOT 5.1/ABS либо такое обозначение указано на упаковке.


DOT 5 (DOT5 SBBF – Silikon Based Brake Fluid) – это класс, в который входят тормозной жидкости на силиконовой основе. Они отличаются высокими рабочими температурами (+260 °C у только что залитой ТЖ, +180 °С у впитавшей влагу) и низкой вязкостью (900 кв мм/с).


Жидкости DOT 5 отлично подходят для спорткаров, т.к. рассчитаны на быструю, агрессивную езду с частыми и резкими торможениями «в пол».


В отличие от других классов, DOT 5 не агрессивны по отношению к лакокрасочному покрытию автомобиля и меньше всех впитывают воду (поскольку основа жидкостей – силикон). «Стареют» ТЖ DOT 5 очень медленно и допускают замену раз в 4-5 лет.


Во многих инструкциях по эксплуатации указано, что жидкости DOT5 несовместимы с системами АБС и не могут спешиваться с ТЖ других классов.


Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расcчитана на работу в системе с АБС, а вторая нет. К примеру, DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS имеют немного разный состав присадок для снижения аэрации (образования пузырьков), поэтому нет гарантии, что в результате смешивания получится стабильное по химическим и физическим показателям вещество.


При смешивании жидкостей на гликолевой основе (DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1) с ТЖ DOT 5 происходит химическая реакция, в результате которой образуется вещество, агрессивное по отношению к материалу уплотнителей. Таким образом, смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя.


Полная замена гликолевой ТЖ на силиконовую возможна (DOT 3, 4, 5.1 на DOT 5), но для этого требуется предварительно промыть тормозную систему, чтобы удалить все старые остатки.


Обратная замена – силиконовой жидкости на гликолевую – практически невозможна, сколько бы не промывалась система. Причина в агрессивности гликолевых ТЖ. Если элементы тормозной системы изначально рассчитаны на силиконовые составы, то гликолевые, с большей долей вероятности, будут разрушать уплотнители.


Оптимально менять жидкости DOT мере увеличения содержания в них влаги. Однако проконтролировать этот показатель в гаражных условиях не всегда возможно.


Для измерения удобно использовать специальные портативные тестеры, которые размером не больше маркера. Для них достаточно совсем небольшого количества ТЖ. Однако стоимость таких приборов достаточно высока, поэтому в некоторых случаях целесообразнее обращаться в сервисные центры.


В любом случае менять тормозную жидкость необходимо не реже одного раза в 2-3 года.


При возникновении каких-либо проблем в работе тормозов (например, если они стали более «тугими», после опускания педали хуже разжимаются колодки, при торможении ручка стала ощутимо проваливаться и появился слишком большой свободный ход), замену ТЖ следует произвести, не дожидаясь указанного срока.


Первое, что нужно сделать при наступлении срока замены тормозной жидкости – это выяснить, какого типа она была. В большинстве случаев используются ТЖ стандарта DOT 4 – в обычных потребительских легковых и грузовых автомобилях он наиболее популярен.


Саму замену тормозной жидкости лучше производить вдвоем с помощником и начинать с задней оси.


Для начала ослабьте крепление заднего колеса справа по ходу движения и поднимите автомобиль домкратом с соответствующей стороны. Затем снимите колесо, поставьте под рычаг или мост козелок и опустите на него автомобиль, чтобы задняя подвеска приняла свое обычное положение.


Найдите штуцер прокачки и обхватите его полностью накидным ключом. Попросите помощника открыть капот и, используя большой шприц или спринцовку, удалить из тормозного бачка всю старую жидкость, а затем залить свежую. В дальнейшем следите за уровнем ТЖ в бачке и своевременно доливайте ее до верха.


Заберите у помощника шприц и подготовьте прозрачную виниловую трубочку. Один ее конец наденьте на носик шприца, а другой – на прокачной штуцер. При использовании спринцовки вначале сожмите ее, чтобы выпустить некоторое количество воздуха, а затем, так же как и шприц, наденьте на штуцер прокачки.


Помощнику следует сесть за руль, завести двигатель и открыть стекло с пассажирской стороны. Он должен давить на педаль тормоза и фиксировать ее в нажатом положении. В это время вы открываете на пол-оборота прокачной штуцер и выпускаете часть тормозной жидкости в шприц (или спринцовку), после чего сразу закручиваете штуцер обратно.


Так повторяйте до тех пор, прока не пойдет свежая тормозная жидкость. Прокачка колесной магистрали на этом закончена. Штуцер затяните потуже, сверху наденьте резиновый колпачок.


Колесо установите на место и снимите машину с домкрата. Далее приступайте к другому колесу, повторяя все операции. Процедура прокачки заканчивается передним колесом с водительской стороны.


По окончании всех манипуляций проверьте педаль тормоза – она должна иметь минимальный свободный ход в 10-15 мм и далее оставаться упругой. Кроме того, проконтролируйте уровень свежей жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, при необходимости долейте или, наоборот, удалите избыток.


Напомним, что вместе с естественным износом колодок уровень ТЖ в бачке падает, минимальной толщине тормозных накладок соответствует минимальный уровень жидкости. Этот показатель может служить ориентиром для очередной замены тормозных колодок.


При сливе старой ТЖ следите за тем, чтобы она не проливалась на асфальт и не впитывалась в землю. Отработанная тормозная жидкость относится к классу опасных отходов, поэтому должна быть тщательно собрана и специальным образом утилизирована.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1, классификация, характеристики, взаимозаменяемость, область применения

Оригинал статьи и её самая свежая версия на сайте велоклуба «Сотня»: http://velo100.ru/technics/dot_3_5_5.1

© 2007 — первая версия статьи
© ноябрь 2008 — дополнения
© февраль 2014 — дополнения и уточнения, обновлены иллюстрации и добавлены новые

Тормозные жидкости DOT

В большинстве современных велосипедных и автомобильных гидравлических тормозов сейчас применяется тормозная жидкость маркировки DOT различных классов. Исключение составляют разве что гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, где в качестве жидкости используется минеральное масло собственной марки, а так же некоторые спортивные модели мотоциклов и автомобилей.

Само обозначение DOT — сокращение от United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT): Департамент транспорта США, занимающееся вопросами безопасности транспорта. Именно этот департамент разработал спецификацию минимальных требований к характерисикам тормозных жидкостей и разбил их на классы в своём стандарте FMVSS №116. Классы эти и получили название и маркировку по родившему их департаменту и поскольку документ этот с технической точки зрения не противоречил здравому смыслу (что само по себе нонсенс, учитывая что речь идёт о США), то он успешно был подхвачен мировым сообществом для классификации тормозных жидкостей.

Обозначение

Стандарт обозначает классы тормозной жидкости как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5. 1, однако на отечественном рынке можно встретить так же тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Последний скорее всего является тем же самым, что и DOT 4.5 и оба не классифицируются американским стандартом. Маркировка тормозной жидкости DOT 5.1 не имеет никакого отношения к марке DOT 5 и это является исключением из здравого смысла американцев, в который мы по наивности поверили вначале, в рамках стандарта.

Состав

В качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя.

Некоторые производители используют в качестве основы для производства DOT 3 (а возможно и других марок) полиалкиленгликоль. Информации по несовместимости жидкостей на основе полиэтиленгликоля и полиалкиленгликоля нигде не удалось найти, а знание химии в первом приближении позволяет заявить, что такая смесь будет работать не хуже чем исходные компоненты.

Так же отдельно надо упомянуть что некоторые тормозные жидкости расчитаны на работу в тормозных системах автомобилей с АБС (антиблокировочная система), чаще всего они имеют маркировку в которой добавлено обозначение «ABS», например DOT 5.1/ABS либо это указывается отдельно на упаковке. 

Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расчитана на работу АБС, а вторая нет, т.е. мешать например DOT 5.1 с  DOT 5.1/ABS, потому как эти жидкости имеют слегка разный химический состав добавок для снижения аэрации (предотвращения образования пузырьков) в системе АБС и нет гарантии, что в результате у вас будет стабильная по химическим и физическим показателям жидкость в тормозной системе.

Если у вас автомобиль с АБС, то использовать DOT не расчитаный на АБС или даже просто доливать его в другой DOT для АБС нельзя, что и так понятно. Если мы говорим о велосипеде и гидравлических велосипедных тормозах, то можно использовать любой DOT, расчитаный на АБС или нет, желательно не смешивая их.

При смешивании жидкостей на гликолевой основе (DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1) с жидкостью DOT 5 на силиконовой основе происходит химическая реакция, в результате которой получается состав не отвечающий никаким требованиям тормозной жидкости и являющийся агрессивным по отношению к метериалу уплотнителей.

Смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя!

Полная замена гликолевой тормозной жидкости на силиконовую возможна (DOT 3, 4, 5.1 на DOT 5), но для этого требуется предварительно прочистить и тщательно просушить всю тормозную систему от старой тормозной жидкости. При этом нет никакой гарантии, что материал уплотнителей тормозной системы окажется стойким к силиконовой жидкости, хотя шансы повреждения уплотнителей именно силиконовой жидкостью достаточно малы, т.к. жидкость на основе силикона не так агрессивна как DOT на гликолевой основе. Приемущества такой замены, в случае велосипеда крайне неочевидны.

Замена силиконовой тормозной жидкости на гликолевую практически не возможна (DOT 5 на DOT 3, 4 или 5. 1), сколько бы вы не промывали всю систему предварительно, потому что гликолевый DOT весьма агрессивен и если элементы тормозной системы не были изначально предназначены для него, то скорее всего произойдёт разрушение уплотнителей тормозной системы.

Температура кипения

Тормозная жидкость — основной передаточный элемент механизма гидравлических тормозов, отвечающий за передачу усилия от тормозной ручки к тормозным колодкам. Как известно из курса физики, жидкость практически не сжимаема по сравнению с газом, а следовательно всё усилие рукоятки полностью передаётся на тормозные колодки. Трение тормозных колодок о диски (роторы) и является той самой механической силой, поглощяющей кинетическую энергию движения велосипеда (машины, мотоцикла, болида формулы-1) а проще говоря, останавливает его. Но по закону сохранения, никакая энергия не пропадает бесследно и энергия движения в тормозах преобразуется трением в обычное тепло, нагревая колодки и ротор. Нагреваясь, жидкость закипает образуя пузыри пара, которые как и любые газы, подвержены сильному сжатию. Сжимаясь, газ препятствует передаче тормозного усилия и тормоза по просту перестают эффективно работать.

Температура кипения классов тормозной жидкости, в соответствии со стандартом, представлена на следующем графике:

Тут надо отметить, что это минимальная температура кипения для тормозных жидкостей, определяемая стандартом, т.е. в реальности она может быть даже выше, например отдельно взятый образец DOT4 может иметь температуру кипения около 280 °C, главное что бы бы она была не ниже 230 °C

Все гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны и со временем эксплуатации жидкость поглащает влагу из воздуха, с которым входит в контакт. Значение «новой» тормозной жидкости на графике сотвествует её нормальному обезвоженному состоянию, в котором она бывает сразу после покупки, а «старой» она становиться после того, как поглотит 3,7% воды. Поскольку стандарт не знает такого класса как DOT 4.5 или DOT 4+ (на графике зелёным), то изучение надписей на коробках и ассортимента продаваемой продукции показало, что это тот же DOT 4, с присадками позволяющими повысить некоторые характеристики, в том числе и температуру кипения. На самом деле кривая температуры кипения DOT 4.5 может распологаться во всём диапазоне пространства от DOT 4 до DOT 5, в зависимости от того, что туда напихал производитель.

Стандарт не разделяет требования по температуре кипения для силиконовой 5 и гликолевой 5.1 жидкостям, но сама по себе силиконовая жидкость DOT 5 менее гигроскопична, что на графике условно отображено розовой кривой, которая в первое время заметно медленнее набирает влагу и снижает температуру кипения чем рыжая кривая для DOT 5.1

Срок службы

Срок эксплуатации, в течении которого жидкость набирает влагу и становитсья старой для DOT 3 и DOT 4 составляет 2-3 года при эксплуатации в автомобиле, в велосипеде этот срок видимо будет значительно дольше. DOT 5.1 более гигроскопична, но может содержать гораздо большее количество присадок повышающих температуру кипения и связывающих воду, поэтому срок службы её в автомобиле может достигать 3-4 лет, т.е. на средний срок службы самого велосипеда её вполне может хватить и целиком.

Силиконовая жидкость DOT 5 вообще слабогигроскопична и срок службы её может достигать до 10-15 лет (в велосипеде), но она имеет ряд других проблем, в частности высокая степень аэрации вследствии высокого показателя расворимости воздуха и как результат DOT 5 запрещена к применению в машинах с антиблокировочной системой (ABS), но к счастью велосипедов это не касается.

Применение

Но давайте теперь слегка поразмыслим головой, на предмет того, что же нам надо. Первая же мысль, посещающая голову при прочтении характеристик температуры кипения тормозных жидкостей вопиюще вопрошает о том, возможно ли вообще нагреть тормозную жидкость в системе хотя бы до 150 °C, если речь изначально идёт о велосипеде? Воображение рисует бешеного даунхильщика, несущегося на зажатых тормозах с самой вершины Эвереста до самых его подножий. Видеть тормозные роторы, нагретые до температуры при которой прикосаться к ним уже нельзя мне приходилось, но возможность вскипятить саму жидкость мне лично представляется маловероятным. Хотя например для автомобилей и мотоциклов спортивного плана — это очень важная характеристика. 

Поэтому оставим характеристики кипения мотогонщикам и стритрейсерам, а остановим внимание лишь на том, что тормозная жидкость DOT 5.1 обладает большим набором присадок связывающих воду, а значит обладает большей антикорозионной защитой, значительно продлевающей срок службы всей тормозной системы.

Что происходит, когда жидкость становится «старой» и сырой? Кроме температуры кипения, которая нам не так сильно важна на самом деле, меняются и её другие характеристики, например ухудшаются смазывающие свойства тормозной жидкости, что приводит к более значительному износу цилиндров калипера тормозной системы, которые выталкивают тормозные колодки и прижимают их к ротору. Если цилиндры (поршни) калипера (калипер — тормозная машинка, которая колодками зажимает ротор) будут двигаться с заеданием или просто не равномерно, то колодки могут не разжиматься полностью и затирать ротор, мешая колесу свободно крутиться и изнашивая сам ротор.

Когда производить замену тормозной жидкости

Самый оптимальный показатель — это конечно менять DOT по влажности. Однако измерить влажность тормозной жидкости не всегда можно в гаражных условиях. Есть в продаже портативные измерители  влажности DOT (размером не больше маркера), которым достаточно совсем чуть-чуть жидкости что бы определить её влажность. Стоимость таких приборов для контроля состояния DOT только в одном автомобиле достаточно высока, поэтому часто такие влагомеры можно встретить в сервисах. 

Если же у вас такой прибор, то ориентируйтесь по значению влажности из графика:

Если же нет, то меняйте раз 2-3 года. В велосипедных тормозах общее количество тормозной жидкости слишком мало, что бы измерить её влажность для контроля, поэтому меняйте жидкость в полном объёме профилактически, хотя бы раз в 3-4 года, если нет других проблем. Если же чувствуете что тормоза стали работать более туго или хуже разжимаются колодки после отпускания тормоза, или если при торможении ручка тормоза стала ощутимо проваливаться и появился слишком большой свободный ход, то меняйте тормозную жидкость и прокачивайте тормоза не дожидаясь срока.

Вязкость

Ещё одна характеристика, пожалуй самая важная для нас, отвечающая за качество работы тормозов — это вязкость тормозной жидкости. Чем меньше вязкость, тем более быстро и точно передаётся тормозное усилие и тормоза более адекватно реагируют.

Вязкость тормозных жидкостей представлена на следующем графике:

Стандарт определяет максимальную кинематическую вязкость для классов, т.е. в реальности она должна быть ниже или хотя бы не выше.

Опять же нельзя чётко обозначить значение вязкости DOT 4.5, поскольку в реальности оно колеблется от 1800 до 1200. Самая низкая вязкость у тормозных жидкостей DOT 5 и DOT 5.1, что делает их любимыми среди гонщиков всех колёсных агрегатов, оборудованных дисковыми тормозами. Низкая вязкость и как следствие высокая капиллярность не только способствуют более идеальной работе тормозов, но и более лёгкому процессу прокачки тормозной системы.

Кажущийся на первый взгляд казус, что более дорогой DOT 4 обладает худшей текучестью, чем DOT 3 на самом деле объясняется очень просто. Повышенная вязкость DOT 4 по сравнению с DOT 3 вызвана добавлением в него большего количества простых присадок и добавок, повышающих температуру кипения и связывающих воду. Зачастую производители тормозных жидкостей хвастаются что их DOT 4 (4+, Super4, 4.5 или какой ещё угодно 4*) имеет температуру кипения на много больше чем любой DOT 5.1 и следовательно он лучше. На практике, этот DOT очень часто с большим трудом укладывается в значение вязкости 1800, буквально находясь на грани стандарта или давольно часто вообще не укладываясь в стандарт и являясь по сути некондицией.

Вязкость всех тормозных жидкостей DOT при температуре 100 °C составляет 1.5, т.е. основное различие в вязкости сильно заметно только при низких и нормальных температурах.

Взаимозаменяемость DOT по вязкости

Один из самых популярных вопросов, среди автолюбителей: можно ли заливать DOT 5.1, если рекомендован производителем и изначально был залит DOT 3 или DOT 4? По химическому составу, как мы разобрали выше, ничего плохого не будет: лить можно и почи всегда это даже лучше. Но вот на этом «почти» имеет смысл остановиться отдельно. DOT 5.1 более текучий чем DOT 3 или 4, что хорошо для работы тормозной системы в целом, но если сама тормозная система изношена, имеет люфт в поршнях калипера или не надёжные улотнения, то более текучий DOT будет гораздо легче протекать из замкнутой системы наружу по всем щелям и вы рискуете в определённый момент остаться без тормозов.

Запаса тормозной жидкости в велосипедных тормозах крайне мало, если не сказать, что вообще нет.
Если в автомобиле ёмкость расширительного бачка тормозной системы достаточно большая, то вытекающий по щелям повреждённой тормозной системы DOT можно определить по более частому доливу DOT в систему. Если именно после замены DOT 3 или DOT 4 на DOT 5.1 вы стали чаще доливать, то задумайтесь, видимо ваша тормозная система не герметична и вы постоянно выдавливаете часть тормозной жидкости на улицу или зазоры и уплотнения вашего авто изначально расчитаны на более густой DOT.

Если же производитель требует использовать только DOT 5. 1, а ваши тормоза начали течь, то не надо заливать DOT4, что бы меньше текло — ремонтируйте или меняйте ваши тормоза.  

Низкие температуры

Нижний температурный предел длительной эксплуатации всех тормозных жидкостей составляет -40 °C. В соответсвии со стандартом, при хранении DOT при этой температуре в течении 144 часов в нём не должно образовываться осадка, кристализации или расслоения. Допускается охладжение тормозной жидкости до -50 °C в течении 6 часов, так же без каких либо изменений в физическом состоянии жидкости.

Температурный диапазон не накладывает никаких ограничений на эксплуатацию велосипеда в зимнее время.

Что же касается силиконовой жидкости DOT 5, то ввиду её негигроскопичности, она не поглащает попавшую в гидросистему влагу и не смешивается с ней, что может привести к отстаиванию воды в нижних точках гидросистемы, т.е. в поршнях и замерзанию этой воды зимой. Хотя в целом силиконовая DOT 5 имеет больший срок службы, последствия для тормозной системы при сильном увлажении и устаревании тормозной жидкости могут оказаться гораздо хуже, чем при эксплуатации с тормозов DOT 3, 4 или 5. 1, поскольку вода в системе с DOT 5 находится в несвязанном виде.

Маркетинговое отступление

Многие производители, придерживаясь классификации в соответствии со стандартом выпускают тормозную жидкость с более высокими показателями, чем это требуется для ихнего и даже более высокого класса, таким например является неприкаянный DOT 4.5 или встречающийся иногда Super DOT 4 или почти повсеместно продающийся DOT 4-plus.

Не буду называть производителя последней марки, отмечу лишь что производитель заявлет по всем пунктам характеристики значительно превосходящие даже DOT 5.1 в стандарте. Так почему же тогда он всё таки 4, а не 5.1? Ответ кроется в детальном анализе содержимого, который должна пройти жидкость при сертификации и маркетинговом желании продать подороже то, что есть.

Чаще всего продукты маркировок DOT 4+, DOT 4.5, Super DOT 4 и т.д. действительно превосходят по части параметров тот же DOT 4, но не отвечают по каким либо отдельным требованиям более высокому классу, например могут не содержать в достаточном объёме (или вообще не содержать) антикоррозионных присадок, наличие которых требует маркировка DOT 5. 1, либо иметь очень высокую вязкость.  Так что главное понимать, что будь тормозная жидкость хоть MegaPuper DOT 4.999-plus, она всё равно по сути своей является обычным DOT 4 и не более того.

Цветовая и товарная маркировка тормозных жидкостей

Стандарт FMVSS №116 требует от производителей, что бы те окрашивали тормозные жидкости, сертифицируемые для использования в авто и мототранспорте, для того что бы исключить случайное смешивание химически не совместимых жидкостей между собой:

Для DOT 3 или 4 должны иметь хорошо читаемую маркировку на таре обозначающую класс, дословно «DOT 3» или «DOT 4» соответственно. 

DOT 5  на силиконовой основе, должен иметь маркировку: «DOT 5 SILICONE BASE»
DOT 5.1 обозначается как «DOT 5.1 NON-SILICONE BASE»

Гидравлическое минеральное масло для тормозных систем

Это совершенно другой тип тормозных жидкостей, совершенно не совместимых с DOT, однако достаточно распространённых среди велосипедных тормозов, иногда встречающийся среди мотоциклов и почти не распространён среди автомобилей. По этому в стандарте 116 только несколько общих замечаний.

Прежде всего, если тормозная система расчитана на использование в качестве тормозной жидкости либо DOT, либо минерального масла, то заменять одно другим категорические нельзя!

Уплотнители и компоненты на резиновой основе, применяемые для гидросистем на DOT не совместимы для использованием с минеральным маслом и скорее всего масло очень быстро разрушит герметичность тормозной системы. Аналогично и маслостойкие уплотнения и компоненты тормозных систем работающих на минеральном гидравлическом масле не расчитаны на агрессивные по химическому составу жидкости DOT.

На упаковке для гидравлического масла должно быть написано «HYDRAULIC SYSTEM MINERAL OIL». Хотя стандарт предписывает окрашивать минеральное масло для гидравлических тормозов в зелёный цвет, многие производители такого масла не ориентируют свою продукцию для авто и мототранспорта, а выпускают её исключительно для велосипедных тормозов, потому никак не ограничены в товарной маркировке. Например масло для гидравлических тормозов Shimano, очень часто окрашено в ярко-красный цвет, а его более дешёвый заменитель от другого производителя имело ядовито-синий цвет.

Следует отметить, что использование масла, а не DOT в тормозах имеет свои плюсы:

  • более лучший смазывающий эффект и меньший износ движухся частей (поршней)
  • масло не так сильно токсично по отношению к человеку и природе, как DOT

Масло так же имеет и свои минусы:

  • хуже работает при низких температурах, некоторое уже при 0°C значительно густеет
  • при протекании попадании на роторы или колодки смазывает их и тормоза перестают работать

Удачных вам торможений 🙂


Смотрите так же и другие статьи на нашем сайте.

DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1 – Отличия тормозных жидкостей – Engineerine

Тормозные жидкости передают давление от тормозного рычага к тормозным колодкам. Для эффективной передачи силы эти жидкости должны быть несжимаемыми. Идеальная тормозная жидкость должна иметь высокую температуру кипения, быть способной смазывать суппорты и быть устойчивой к коррозии.

Существует четыре типа тормозной жидкости: DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 и DOT 5. Поскольку кинетическая энергия тормозов преобразуется в тепло, тормозные жидкости подвергаются достаточному нагреву.

Источник: Apel USA

Однако он может выдержать только определенное количество тепла, прежде чем начнет кипеть. В процессе кипения образуются пузырьки воздуха, которые сжимают жидкость, влияя на работу тормозной системы.

Автомобильные тормозные жидкости чаще всего используют DOT 3 или DOT 4. Если вы не уверены, в чем разница между каждым типом жидкости, то это сравнение поможет вам.

Содержание

Что такое тормозная жидкость DOT?

Источник: практический механик

Жидкость DOT является наиболее распространенным типом тормозной жидкости, используемой сегодня. Полигликолевая основа используется во всех жидкостях DOT, кроме тормозной жидкости DOT 5. Тормозные жидкости на основе гликоля состоят из целых 10 различных компонентов. Компоненты жидкостей можно разделить на четыре основные группы:

  • Ингибиторы: Использование ингибиторов предотвращает окисление и коррозию.
  • Соединитель-модификатор: Набухание на открытых резиновых компонентах можно контролировать с помощью Соединителя-модификатора.
  • Разбавитель-растворитель: Разбавитель-растворитель определяет температуру кипения и вязкость тормозной жидкости. От 50% до 80% тормозной жидкости состоит из него. Гликолевый эфир является наиболее часто используемым растворителем-разбавителем.
  • Смазка: Использование смазки, такой как полипропилен или полиэтилен, может увеличить свободу перемещения компонентов на 20-40%.

Департамент транспорта и Общество автомобильных инженеров установили строгие правила и стандарты для тормозной жидкости DOT. Министерство транспорта — это место, откуда происходит аббревиатура DOT.

Источник: apfa

Характеристики тормозной жидкости при экстремальных температурах являются основной задачей стандартов. В рамках своих критериев они требуют, чтобы производители жидкости соответствовали набору минимальных температур кипения.

Точки кипения или температуры являются основными различиями между несколькими классами тормозных жидкостей DOT. В тормозной системе точка кипения — это точка, при которой тормозная жидкость начинает кипеть или испаряться.

Источник: remmenbrakes

Каждая тормозная жидкость имеет две точки кипения, известную как сухая точка кипения и влажная точка кипения

Интенсивное и продолжительное использование тормозов негативно влияет на общее функционирование тормозной системы.

DOT 3 Fluid

Источник: segalub

Тормозные жидкости DOT 3 представляют собой полностью синтетические тормозные жидкости без содержания силикона на нефтяной/неминеральной основе, которые можно использовать в различных сцеплениях и тормозах. Спирт и глицерин объединяются, чтобы создать эту смесь.

Эфир полиэтиленгликоля является основой высокоэффективных свойств тормозной жидкости.

Источник: Oards Automotive Hub

Благодаря высокой температуре кипения тормозная жидкость DOT 3 обеспечивает надежное и безопасное торможение даже при высоком тормозном давлении. С этой тормозной жидкостью вам не придется беспокоиться о закипании или загустении жидкости при высоких или низких температурах.

Тормозные жидкости DOT 3 могут выдерживать температуры до 205°C при сухой температуре кипения и 140°C при влажной температуре кипения.

Тормозная жидкость DOT 3 имеет меньшее расширение резиновых компонентов, что снижает потери жидкости и утечки. Кроме того, компоненты тормозной системы лучше защищены от коррозии, что повышает их надежность и срок службы.

Для большегрузных коммерческих автомобилей, мотоциклов, полноприводных автомобилей и легковых автомобилей эта тормозная жидкость может использоваться для повторного заполнения или доливки сцепления и тормозной системы. Сельскохозяйственное, строительное и горнодобывающее оборудование может извлечь выгоду из этой жидкости.

Тормозная жидкость DOT 3 должна использоваться, когда это предписано производителем транспортного средства. Жидкость по своей природе гигроскопична и поглощает воду из атмосферы, что снижает эффективность продукта. Чтобы избежать попадания воды, обязательно плотно закройте крышку бачка с тормозной жидкостью после ее открытия.

Тормозную жидкость следует менять в соответствии с рекомендациями производителя. Не следует сочетать тормозную жидкость DOT 3 с минеральной или силиконовой жидкостью DOT 5.

Жидкость DOT 4

Тормозные жидкости DOT 4 созданы на основе гликолевого эфира и содержат боратные эфиры для повышения эффективности. Среди прочего, эфиры борной кислоты могут иметь лучшие точки кипения во влажном и сухом состоянии.

Попросту говоря, тормозная жидкость DOT 4 имеет более высокую температуру кипения, чем DOT 3. Тормозная жидкость DOT 3, напротив, гораздо быстрее теряет температуру кипения при контакте с водой.

Источник: Shutterstock

В соответствии с указанными критериями DOT 4 имеет температуру кипения 230°C в сухом состоянии и 155°C во влажном состоянии. Используйте тормоза DOT 4 только в том случае, если они рекомендованы вашей тормозной системой или если производитель автомобиля специально проинструктировал вас об этом.

Тормозные системы DOT 4 следует заменять каждые два года для обеспечения оптимальной безопасности и производительности. Когда тормозная система загрязнена водой, срок ее службы сокращается.

Тормозная жидкость DOT 4 впитывает влагу через тормозные магистрали. Пока вы продолжаете нажимать на педаль тормоза, жидкость в системе нагревается.

Источник: Pixabay

Поскольку тормозные жидкости продолжают собирать воду из атмосферы, их температура кипения падает. Резиновые компоненты колесных цилиндров и главных цилиндров подвержены коррозии, если тормозную жидкость не менять регулярно.

Из-за того, что они основаны на гликоле, вы можете использовать одну и ту же смазку DOT 4 с DOT 3 и DOT 5. 1 без снижения эффективности или повреждения тормозной системы.

Однако, даже если это безопасно, я бы не рекомендовал делать это профессионально. DOT 4 является заменой DOT 3, но не наоборот. Перед повторным наполнением бачка тормозной жидкостью нового типа вымойте старую жидкость из системы.

Жидкость DOT 5

Источник: The Motorcycle Project!

В некоторых наиболее популярных транспортных средствах сегодня используется тормозная жидкость DOT 5, содержащая кремний. Высокая температура кипения является причиной более высокой цены. Он кипит при температуре 260°C в сухом виде и 180°C во влажном состоянии.

Тормозные роторы последнего поколения обычно тонкие и компактные, что обеспечивает лучший отвод тепла. Тормозная жидкость на силиконовой основе подходит для такого рода устройств, поскольку она может выдерживать высокие температуры.

Источник: mgaguru
DOT 5 не смешивается с водой

A Тормозная жидкость DOT 5 не впитывает влагу и не воздействует на окрашенные поверхности, что делает ее идеальной для высокопроизводительных автомобилей. Использование этой тормозной жидкости защищает тормозную систему от воздействия непогоды.

DOT 5 можно использовать вместо DOT 3 и DOT 4; однако ее нельзя смешивать с какой-либо другой тормозной жидкостью.

Источник: gettyimages

Тормоза на основе силикона труднее прокачать. Однако после прокачки тормозные системы, заполненные тормозной жидкостью DOT 5, более устойчивы к ржавчине и служат дольше, чем системы, использующие другие формулы.

Низкие температуры не влияют на характеристики жидкости, поскольку она легкая. Когда дело доходит до суровых температур, вязкость DOT 5 гораздо более стабильна.

Использование тормозной жидкости DOT 5 также имеет некоторые недостатки. При нагревании он сильно расширяется, и добавки могут испаряться, в результате чего текстура становится более губчатой.

Если вы не прошьете его и не замените уплотнение, эта жидкость несовместима с ранее использовавшимися жидкостными системами на основе гликоля. Антиблокировочная система тормозов также несовместима, поскольку силиконовые жидкости более густые. Силиконовые тормозные жидкости начинают сжиматься при температуре 150-180°С, в отличие от гликолевых жидкостей, которые начинают сжиматься при достижении точки кипения.

Жидкость DOT 5.1

DOT 5.1 не является пересмотром DOT 5, как принято считать. DOT 5.1 представляет собой смесь эфира борной кислоты и эфира полиалкиленгликоля, продукт на основе силикона.

По сравнению с другими тормозными жидкостями DOT, тормозная жидкость 5.1 может выдерживать более высокие температуры, не становясь липкой. Она обладает лучшими характеристиками, чем любая другая тормозная жидкость DOT, и может выдерживать более высокие температуры кипения в сухом и влажном состоянии. Она совместима со всеми тормозными жидкостями на основе гликоля, но не с DOT 5.9.0003

По сравнению с гоночными жидкостями температура кипения этой жидкости в сухом состоянии составляет около 270°C и 190°C во влажном состоянии. Дополнительным преимуществом DOT 5.1 является возможность адаптации к различным резиновым составам. DOT 3 и DOT 4 также совместимы с ним.

Недостатками DOT 5.1 являются водопоглощение, коррозия краски и более высокая стоимость по сравнению с DOT 3 и DOT 4. Также трудно найти эту тормозную жидкость в некоторых магазинах автозапчастей. Эта тормозная жидкость несовместима с DOT 5 и ни в коем случае не должна смешиваться с ней.

DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1

В следующей таблице подытожено все, что обсуждалось в этой статье, и сравнивается каждая из упомянутых тормозных жидкостей и совместимость друг с другом, смешиваются они или нет:

Заключение

Каждый автомобиль должен иметь достаточное количество тормозной жидкости. Независимо от того, водите ли вы экономичный автомобиль, большой коммерческий грузовик или мотоцикл, вам понадобится тормозная жидкость.

Основной функцией тормозной жидкости является управление движением основных компонентов тормозной системы. Тормозная жидкость позволяет поршням тормозной системы сжимать роторы, позволяя автомобилю замедляться.

Как мы видели в этой статье, существует множество различных типов тормозной жидкости. Перед покупкой тормозной жидкости важно знать, какую тормозную систему вы используете. Тормозная жидкость, которую следует использовать, обычно рекомендуется производителем автомобиля.

Крайне важно следовать инструкциям руководства владельца автомобиля. С DOT 3 на DOT 4, а затем на DOT 5.1 у вас есть возможность обновления. Все они представляют собой тормозные жидкости на основе гликоля.

С другой стороны, тормозная жидкость DOT 5 представляет собой продукт на основе силикона, и ее нельзя смешивать с другими жидкостями. Эта тормозная жидкость была разработана в первую очередь для военных автомобилей.

Обеспечьте безопасность автомобиля, используя правильный тип тормозной жидкости.

5
1

Рейтинг статьи

Узнайте разницу между тормозной жидкостью DOT3, DOT4 и DOT5 — Quicksilver Q Crew

окт
05
2020

 

Хорошая тормозная система необходима для безопасной эксплуатации практически любого спортивного автомобиля, и для правильной работы этой тормозной системы необходимо использовать тормозную жидкость соответствующего типа. Несоблюдение технического обслуживания тормозной системы или использование неподходящего типа тормозной жидкости может привести к ухудшению состояния тормозной системы или даже к ее неожиданному выходу из строя.

Чтобы понять характеристики тормозной жидкости, мы должны коснуться того, что делает тормозная жидкость. В автомобилях с гидравлическими тормозами (в отличие от тормозов, приводимых в действие тросом) тормозная жидкость используется для передачи усилия от педали тормоза или тормозного рычага к тормозному суппорту или колесному цилиндру, который преобразует усилие в давление. Когда суппорт или колесный цилиндр оказывает давление на комбинацию тормозной колодки и ротора или на комбинацию тормозной колодки и барабана, трение замедляет движение автомобиля.

Это трение создает тепло, и именно здесь вступают в действие рейтинги тормозной жидкости. Рейтинг DOT (Министерство транспорта) для конкретной тормозной жидкости представляет ее температуру кипения в градусах Фаренгейта в сухом или влажном состоянии. Тормозная жидкость с маркировкой DOT3 и DOT4 содержит гликоль, который притягивает воду. Со временем тормозная жидкость может поглощать небольшое количество влаги из атмосферы. Оценка «влажной» точки кипения — это температура, при которой тормозная жидкость будет кипеть с уровнем влажности около 4 процентов. Поскольку это жидкость, тормозная жидкость не сжимаема; когда вы нажимаете на педаль или нажимаете на рычаг, почти вся эта сила превращается в мощность торможения. Однако, если в тормозной жидкости есть вода и тормоза нагреваются настолько, что эта влага закипает, влага превращается в газ (пар), который можно сжать. Это может привести к тому, что управление тормозом станет «мягким» и ухудшится эффективность торможения. В крайнем случае рычаг тормоза может упираться прямо в руль. Влага в тормозной системе также может вызвать коррозию тормозных суппортов или цилиндров, что может привести к утечке тормозной жидкости и другим неприятным проблемам.

Сохранение тормозной жидкости как можно более «сухой» — вот почему большинство производителей автомобилей рекомендуют менять тормозную жидкость по регулярному графику. Обратитесь к руководству по эксплуатации или проконсультируйтесь со специалистом по обслуживанию, чтобы узнать интервалы обслуживания тормозной системы вашего автомобиля. Руководство пользователя также покажет вам, как и когда добавлять тормозную жидкость в бачок главного тормозного цилиндра. Этот уровень может снизиться по мере износа новых тормозных колодок. Наконец, в руководстве по эксплуатации будет указано, какой тип тормозной жидкости совместим с тормозной системой вашего автомобиля. Очень важно использовать только этот тип жидкости при обслуживании системы или доливке резервуара. Указанный тип жидкости также почти всегда напечатан на крышке бачка.

Для большинства применений требуется жидкость DOT3 (401 F сухая/284 F влажная) или DOT4 (446 F сухая/311 F влажная). Тормозная жидкость DOT4, такая как Quicksilver DOT4 Brake Fluid, считается жидкостью с более высокими эксплуатационными характеристиками, поскольку она может выдерживать большее количество тепла. Хотя обе жидкости основаны на эфире гликоля, DOT4 содержит определенное количество эфира борной кислоты, что позволяет ей выдерживать большее количество тепла.

DOT5 — это жидкость на силиконовой основе, разработанная для использования там, где влага или вода почти наверняка будут фактором в тормозной системе, например, в мотоциклах. Хотя жидкость DOT5, такая как тормозная жидкость Quicksilver DOT5, имеет более высокую температуру кипения (500 F в сухом состоянии/356 F во влажном состоянии), чем DOT3 или DOT4, она демонстрирует большую сжимаемость, чем тормозная жидкость на основе гликолевого эфира.

DOT3 и DOT4 нельзя смешивать с жидкостью DOT5. Они несовместимы, и при смешивании может произойти отказ тормозов. Кроме того, существуют серьезные проблемы совместимости при использовании DOT5 в системе, которая была разработана для использования DOT3 или DOT4. Кроме того, пользователи должны следить за тем, чтобы не смешивать жидкости DOT3 и DOT4, так как это может привести к проблемам совместимости тормозной системы. Всегда обращайтесь к руководству пользователя и используйте тип жидкости, указанный для вашего автомобиля.

Premium Quicksilver Brake Fluid соответствует применимым федеральным стандартам безопасности транспортных средств и спецификациям производителя.

Back to top