Лакокрасочные материалы в автомобилестроении: Лакокрасочные материалы. Технологии окраски автомобилей

Описание Материалы для покраски автомобиля

О лакокрасочных материалах большинство автовладельцев вспоминает только при необходимости кузовного, покраски или косметического ремонта автомобиля. Именно в этот момент возникают вопросы, связанные с подбором краски и свойств автоэмали, материалов для покраски и для подготовки поверхностей к покраски, способов их сушки.

Лакокрасочные материалы предназначены для получения устойчивого к атмосферным воздействиям декоративного защитного покрытия при покраски  и делятся на несколько основных видов: грунты, шпатлевки, автоэмали и лаки.

 

для ПОКРАСКИ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 

 

 

шпатлевка

Шпатлевка представляют собой одно- или двухкомпонентные материалы, состоящие из полимерного связующего и наполняющей добавки, которая придает шпатлевкам прочность, пластичность и объем. Вследствие высокой адгезии ко всем основным материалам, применяемым в автомобилестроении, шпатлевки могут наноситься на такие поверхности, как обычная и нержавеющая сталь, гальванические покрытия и цветные металлы, пластики, стеклопластики и наполнители. Шпатлевки наносят либо специальными малярными шпателями, либо пневматическим распылением из покрасочного пистолета (так называемые жидкие шпатлевки). Шпатлевки условно можно разделить: шпатлевка универсальные, шпатлевка наполняющие, шпатлевка доводочная, шпатлевка специальная.

Шпатлевка предназначена для выравнивания поверхностей перед нанесением грунта наполнителя, эмали. Шпатлевки подразделяются на два вида:

 

ПРИМЕЧАНИЕ:     Полное описание и применение шпатлевки

.                                Цены на шпатлевки

 

Грунты Наполнители

 

Грунт   – это подготовительные материалы для покраски, предназначенные для создания прочного слоя при покраски сцепления между поверхностью деталей автомобиля и последующими слоями материалов. По этой причине грунты должны обладать хорошими адгезионными свойствами ко всем типам материалов, применяемых при покраски в автомобилестроении. Поскольку в конструкции автомобиля зачастую применяются разнородные материалы, например, сталь и пластики, то для их ремонта при покраски необходимо применять различные по свойствам грунты. Кроме хорошей адгезии, грунты должны обладать и противокоррозийными свойствами, так как их наносят на чистую металлическую поверхность, которая особенно подвержена воздействию химически активных веществ.
Существующие грунты можно разбить на несколько групп, в зависимости от их применения при покраски. Это —  Вторичные грунты универсальные грунты и грунты-наполнители, Первичные протравливающие грунты, грунты для пластиков.

ПРИМЕЧАНИЕ:     Полное описание и применение автомобильных грунтов

                                 Цены на грунтовки

 

АвтоЭмаль —

Краска используется при  покраски для получения окончательного финишнего покрытия, выполняет защитно-декоративную функцию и характеризуется повышенным блеском после высыхания
АвтоЭмали на основе акриловых смол требуют обязательного использования катализатора. Образуют качественное при покраски, стойкое к атмосферным воздействиям покрытие, обладают низким коэффициентом усадки
Толщина наносимых слоев автоэмали — 50-120 мкм, а слоя металлизированных покрытий типа «металлик» и «перламутр» — 15-25 мкм. На металлизированные автоэмали обязательно наносят лак.

Водорастворимая краска содержит не более 10% органических растворителей. Разбавление краски производится водой.

Эта краска требует тщательной подготовки поверхности для покраски, очень требовательна к температуре и влажности. После высыхания обязательно покрывается лаком

 

Лак автомобильный  

применяется для получения окончательного покрытия при покраски вторым слоем металлизированных  покрытий типа краски «металлик», «перламутр». Лаком также покрывается водорастворимая краска.
Лаки могут изготавливаться на основе нитроцеллюлозы, меламиноалкидов, акриловых смол. Толщина наносимого слоя лака — 50-120 мкм.

.ПРИМЕЧАНИЕ:     Полное описание и применение автомобильных лаков

                                 Цены на лаки

ОБЕЗЖИРИВАТЕЛИ, РАСТВОРИТЕЛИ, ОТВЕРДИТЕЛИ

Обезжириватель — Очиститель — средство для удаления при покраски с окрашиваемых поверхностей органических и неорганических веществ.

Растворитель —Разбавитель для покраски (разбавитель, регулятор вязкости) — средство для регулирования вязкости грунтов, жидких шпатлевок, автоэмали, лаков.

Отвердитель (катализатор, активатор) — жидкое или пастообразное вещество, обеспечивающее полимеризацию лакокрасочных материалов. Отвердитель вводится в лакокрасочный материал непосредственно перед его нанесением. Время использования материалов после введения отвердителя: 4-5 часов для материалов на основе акриловых смол, 5-6 часов для материалов на основе эпоксидной смолы и 3-15 минут для материалов на основе полиэфирных смол.

Для получения наилучших результатов необходимо строго следовать СИСТЕМЫ РЕМОНТНОЙ ПОКРАСКИ

 Приготовление лакокрасочных материалов для покраски — это выполнение всех предварительных операций для покраски (определение рецепта, взвешивание, смешивание, фильтрация, введение катализатора) перед их нанесением.

Однокомпонентная технология (1К-system).

Лакокрасочные материалы для покраски приготавливаются без катализатора. Достоинство: дешевизна материалов. Недостатки: слабая прочность покрытия, слабая устойчивость к химическим воздействиям, коррозии.

Двухкомпонентная технология (2К-system). Лакокрасочные материалы приготавливаются для покраски с использованием двух компонентов: основы и катализатора (отвердителя). Достоинства: высокая прочность покрытия, устойчивость к химическим воздействиям, коррозии. Недостатки: время использования материала ограничено из-за быстрой полимеризации.

 

Вспомогательные материалы для окраски включают: разнообразные отвердители для двухкомпонентных материалов, разбавители для базовых и покровных красок, добавки, очистители, средства для удаления силикона и другие материалы.

 

Абразивные материалы в виде листов, полос, кругов, полотна, губок, цветков для шлифовальных работ как «по мокрому», так и «по сухому».
В зависимости от назначения в абразивных материалах применяются различные абразивы, например, карбид кремния или оксид алюминия. Абразивные материалы выпускаются с различной зернистостью — от самой грубой до сверхтонкой, что позволяет с высоким качеством выполнять любые современные шлифовальные работы.
По способу крепления на подложке материалы могут быть «на липучке», приклеиваться или фиксироваться на подошвах шлифовальных машинок при помощи специальных зажимов

 

Полировка Группа материалов, предназначенных для выполнения полировальных работ после покраски по лакокрасочным покрытиям, включает так называемые химические абразивы — полировальные пасты различного назначения, приспособления для их нанесения — полировочный круг.

 

Средства маскировки Различные материалы, предназначенные для защиты при покраски поверхностей от попадания распыляемых материалов. Маскировочные материалы производятся из специальной безворсовой бумаги, полиэтиленовой пленки, поролона или в виде легко смываемой защитной пленки.
Для крепления маскировочных материалов используются малярные ленты с клеевым слоем или трафаретные ленты.
В эту же группу материалов входят средства защиты отдельных деталей автомобиля: колес, сидений, руля, пола и т.п.

 

Салфетки различных назначений: пылесборные, протирочные и полировальные. Салфетки могут изготавливаться из специальной бумаги различного качества, а также из синтетических нетканых материалов

 

Герметики представляют собой специальные материалы, предназначенные для защиты стыков, швов, соединений и т.п. от попадания влаги и возникновения коррозии.
Производятся герметики для нанесения выжимными пистолетами и аппликаторами, кистью, распылением с помощью специальных пистолетов. Для повышения универсальности, герметики поставляются в нескольких цветовых вариантах, как правило, черного, белого и серого цветов.
Герметики быстро сохнут на воздухе, имеют хорошую адгезию к металлической и окрашенной поверхности и могут перекрываться различными красками.

 

 

Основные виды лакокрасочных материалов, применяемых в машиностроении.

В зависимости от
состава и назначения лакокрасочные
материалы, применяемые в машиностроении,
подразделяют на лаки, грунтовки,
шпатлевки, краски (в том числе эмали).

Лаки

растворы пленкообразователей в
органических раствори­телях. Они
служат для получения прозрачных покрытий
или нанесения поверхностного слоя по
слою эмали для увеличения блеска
покрытия.

Грунтовки,
шпатлевки и

краски
представляют собой пигментиро­ванные
лаки или олифы (высыхающие масла с
добавкой катализатора процесса высыхания
— сиккатива). Краски, изготовленные на
лаках, называют эмалевыми
красками
или
эмалями,
а
изготовленные на олифе— масляными
красками.

Грунтовки
применяют
для нанесения нижних слоев покрытия,
которые обеспечивают прочную адгезию
с окрашиваемой поверхностью и обладают
хорошими антикоррозионными свойствами.

Существует
несколько типов грунтовок для металла.
Грунтовки,
содержащие
в качестве пигментов железный сурик и
цинковые белила, защищают металл от
проникновения влаги. К числу таких
грунтовок относятся ГФ-020, ГФ-032ГС,
ФЛ-ОЗ-К, ЭП-09Т красная.

Пассивирующие
грунтовки
содержат
в качестве пигментов цинковый, стронциевый
кролы и другие хроматы. При проникновении
влаги в слой грунтовки она частично
растворяет пигмент и, обогащаясь ионами
СгО46-,
пассивирует металл. К числу пассивирующих
грун­товок относятся ГФ-031, ФЛ-ОЗ-Ж,
ФЛ-086, АК-069, АК-070 и др.

Фосфатирующие
грунтовки,
помимо
пассивирующего действия! обеспечиваемого
хроматными пигментами, фосфатируют
металл вслед­ствие присутствия
фосфорной кислоты. По сравнению с
остальными они обеспечивают значительно
лучшую адгезию к черным и цветным
металлам. Во многих случаях, применяя
их, можно исключить пред­варительное
фосфатирование поверхности. К числу
фосфатирующих грунтовок относятся
ВЛ-02, ВЛ-08, ВЛ-023 и др.

Проекторные
грунтовки
содержат
большое количество цинковой пыли, что
обеспечивает катодную защиту металлов,
особенно эффек­тивную в морской воде.

Шпатлевки
применяют
для выравнивания поверхности; они имеют
вязкость, значительно более высокую,
чем остальные лакокрасочные
материалы.
Это достигается введением в состав
шпатлевки большого количества пигментов
и наполнителей.

Адгезия шпатлевок
к металлу обычно значительно хуже, чем
грунтовок, и поэтому их наносят по слою
грунтовки. Исключение составляют
эпоксидные шпатлевки, которые можно
наносить непосред­ственно на металл.

Эмали
применяют
для получения верхних слоев покрытий
по слою грунтовки или шпатлевки. Они
должны придавать покрытию требуе­мый
цвет, укрывистость и стойкость в условиях
эксплуатации.

Масляные
краски
служат
для получения грунтовочных и верх­них
слоев покрытий.

Все
лакокрасочные материалы разделены на
группы в за­висимости от входящих в
их состав основных пленкообразователей.
Для условных обозначений каждой группы
использована система принятая в ГОСТ
9825—73 (см. табл. 2).

Автомобильные лаки — Международное управление вождения

Автомобильный лак представляет собой очищенную прозрачную смолу со специальными добавками. Материал имеет хорошую яркость и блеск. Покрытие, защищенное лаком, стойко противостоит воздействию солнечных лучей, дорожных реагентов и многим другим негативным воздействиям. Лак хорошо полируется и эластичный. В этом материале поговорим о свойствах автомобильных лаков, их видах и современных способах их нанесения на автомобиль.

Свойства и роль автомобильного лака

Лак придает блеск покрытию. Но со временем его внешний вид портится. Лаковый слой становится блеклым и некрасивым. Автомобильный лак не только придает поверхности кузова насыщенность и совершенство, но и защищает его от коррозии и мелких повреждений, предотвращает преждевременное выцветание краски и продлевает срок ее эксплуатации.

Нанесение автомобильного лака имеет ряд преимуществ:

– высокая степень эластичности, благодаря которой металлические поверхности приобретают надежную защиту от внешних факторов воздействия;

– прочность;

– твердость металла, которая формируется под воздействием лака и способна выдерживать большинство механических воздействий;

– простота применения;

— красивый внешний вид автомобиля;

– возможность полировки.

Классификация автомобильных лаков

Различают несколько видов лаков для покраски автомобилей по химическому составу:

  1. Целлюлозный лак — самый старый тип. У этого материала было много недостатков. После покраски автомобиля лак быстро высох и потускнел. Это покрытие нуждалось в регулярной полировке.
  2. Глифталевый лак. Он пришел на смену целлюлозному материалу. В отличие от предыдущего, этот лак для покраски автомобиля имеет прочное покрытие и лучшие кроющие свойства. Глифталовый лак изготавливается на основе синтетических смол, отличающихся высокой прочностью, красивым блеском и способностью растекаться по обрабатываемой поверхности, заполняя все необходимые участки и микроповреждения на них. Глифталевый материал сохнет значительно быстрее, чем целлюлозный, так как содержит отвердитель.
  3. Лак на водной основе. Такие лакокрасочные продукты считаются наиболее экологичными, так как их состав нетоксичен и гипоаллергенен, а процесс нанесения не сопровождается неприятным запахом. Водные лаки высыхают за короткое время, к тому же они не пожароопасны. Но есть и недостатки: низкая износостойкость, а также невозможность использования при низких температурах окружающей среды.
  4. Акриловый лак. Это более современный вид автомобильного лака. Его используют многие гаражные маляры. Общее время высыхания составляет около двух часов. Материал очень прочный и долго не мутнеет. Однако сверхмощной стойкостью и долговечностью акриловый лак не отличается, но эти недостатки полностью компенсируются невысокой стоимостью продукта. Наносится в несколько слоев.

Одна из разновидностей акрилового лака металлизированная. Он состоит из бронзового или алюминиевого глиттера.

  1. Полиуретановый лак имеет ряд преимуществ: создает стойкое и долговечное покрытие, имеет хороший блеск и легко наносится. Он также быстро сохнет. Среди недостатков полиуретановой формулы стоит отметить высокую чувствительность к низким температурам. Этот материал следует наносить при температуре не ниже двадцати градусов Цельсия. Полиуретановый лак также используется в условиях пониженной влажности, иначе покрытие будет некачественным.
  2. Керамический тип лаков отличается высокой устойчивостью к царапинам. Материал имеет особый химический состав — при повреждении дефекты могут «залечиваться» сами собой. Но это возможно только после нагревания лака до определенных температур. Материал эластичный и используется в качестве защитного покрытия от гравия и мелких камней. Керамический лак не подходит для локального (ограниченного) ремонта. К тому же это покрытие дорогое и плохо полируется обычными пастами.

В зависимости от эффекта лаки делятся на:

– лак матовый;

– лак глянцевый;

– лак прозрачный;

– лак непрозрачный, с добавлением оттенка.

Лак матовый в виде аэрозоля имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Более стойкий, чем обычная краска.
  2. Заполняет мелкие трещины исходного покрытия, тем самым замедляя его коррозию.
  3. После нанесения матового покрытия автомобиль не нужно полировать.
  4. Простой уход. Достаточно протереть влажной тряпкой.

По составу автомобильные лаки делятся на двухкомпонентные с высоким сухим остатком (HS) и средним сухим остатком (MS), а также жидкие (аэрозольные) лаки. Двухкомпонентный лак (ГС) представляет собой «твердую» смесь, состоящую из летучих и нелетучих веществ. Процент компонентов следующий: от 50 до 70% – сам лак; от 20 до 40% – отвердитель; 10-15% – растворитель. Двухкомпонентный лак МС представляет собой вещество средней твердости. В составе выше доля растворителя (30-50%) и меньше самого лака (35-45%). Характеризуется быстрым высыханием и высокой устойчивостью к царапинам. Наносить такой лак необходимо как минимум в два слоя. 1-К – самый текучий тип лака, процент растворителя в котором достигает 50%. Как правило, его используют в экстренных ситуациях, когда нужно как можно быстрее придать автомобилю достойный вид.

Способы нанесения автомобильного лака

Возможно нанесение лака с помощью аэрозоля (обычно в таком виде выпускается полиуретановый лак). Но только использование краскопульта позволит добиться профессионального качества.

Нанесение лака на поверхность кузова — работа не сложная, но в то же время требующая аккуратности и неторопливости.

При желании или необходимости лакированную поверхность следует покрыть несколькими слоями с интервалом 10-15 минут.

Некоторые автомобилисты используют технологию абразивной полировки. Операция заключается в удалении слоя лака с помощью электрополировщика с насадкой. Таким образом, восстанавливается заводской вид лакокрасочного покрытия, исключаются царапины и паутина. Выполнить эти работы по покрытию без лака невозможно – инструментом легко можно сделать «залысину».

Лак автомобильный поможет защитить металлические поверхности от разрушения, придаст им блеск и защитит от внешних воздействий. Рекомендуется использовать его так, как написано в инструкции. Только тогда можно будет создать прочное и долговечное покрытие. Однако даже самый дорогой лак будет бесполезен, если у водителя нет водительского удостоверения. Лучший способ получить его – получить международное водительское удостоверение. Вы можете сделать это прямо сейчас на нашем сайте – поторопитесь!

Автомобильные краски: состав и эффекты окраски

Цвет является такой же характеристикой автомобиля, как и его модель. Если машина сияет ярким цветом, отличным глянцем, ее внешний вид безупречен. Качественная покраска продлевает срок службы автомобиля, т.к. защищает его от коррозии. Давайте разберемся, что такое автомобильные краски и как добиться максимального эффекта от покраски.

Состав автомобильной краски

Любая автомобильная краска (автоэмаль) состоит из пигмента, связующего, пленкообразователя, наполнителя, добавок, специального пигмента и растворителя:

Пигмент – порошкообразный элемент краски, отвечающий за ее тон и цвет. Основная функция пигментов – декоративная, то есть придание пленке цвета и укрывистости. Также пигменты повышают прочностные и эксплуатационные свойства покрытия, некоторые из них обладают свойствами ингибиторов коррозии. По химическому составу пигменты представляют собой природные или искусственные оксиды или соли металлов, металлические порошки, а также органические пигменты для придания покрытиям ярких цветов.

Специальные пигменты позволяют получить эффекты «хамелеон», «металлик», «перламутр», светящуюся поверхность.

Связующее — чистый или дисперсионный раствор, основной функцией которого является закрепление ЛКМ, то есть это элемент, придающий краске важное свойство — адгезию, способность удерживаться на окрашиваемой поверхности. Связующее надежно удерживает красящий пигмент и образует после покраски гладкую глянцевую поверхность. Любой лакокрасочный материал (покрытие) обязательно содержит связующие вещества. В порошковых лакокрасочных покрытиях может отсутствовать растворитель, а в прозрачных автомобильных лаках – цветные пигменты.

Пленкообразующее вещество представляет собой чистый и натуральный компонент, но вещество также может быть синтетическим. В качестве пленкообразователей в лакокрасочной промышленности применяют различные природные и синтетические смолы и растительные масла. Некоторые лакокрасочные материалы могут содержать два и более пленкообразователей. Пленкообразующие вещества обычно представляют собой либо очень вязкие жидкости, либо хрупкие твердые вещества. Для снижения их вязкости в лакокрасочный материал добавляют растворители.

Благодаря растворителю краска остается жидкой при производстве и хранении. В качестве растворителей используют очень широкий круг органических жидкостей (углеводороды, кетоны, спирты, эфиры) и их смеси. Таким образом, растворитель является элементом, придающим краске свойства жидкости, необходимые для ее равномерного нанесения. В процессе окраски растворитель испаряется, оставляя двухкомпонентную смесь пигмента и связующего.

Шпатлевка придает окончательный объем и плотность окраске. По своему составу наполнители представляют собой белые или слегка окрашенные порошки дешевых природных минералов (тальк, гипс, слюда, каолин, мел и др.). Некоторые наполнители добавляют для повышения термостойкости — например, слюду или асбест.

Современные лакокрасочные материалы представляют собой многокомпонентные композиции, а также содержат различные целевые добавки, предназначенные для улучшения тех или иных свойств продукта.

В частности, добавки могут повышать эластичность покрытий (пластификаторы), их устойчивость к старению (антиоксиданты), огнестойкость (антипирены), поглощать УФ-излучение, предотвращать осаждение пигмента, препятствовать образованию поверхностной пленки при хранении, улучшить розлив.

Непосредственно перед использованием в лакокрасочный материал могут быть добавлены некоторые добавки, например, ускорители высыхания, пластификаторы, матирующие и структурирующие добавки.

Свойства автомобильных красок

Автомобильная краска должна быть высокого качества, что предполагает наличие у нее определенных свойств. Основными свойствами являются плотность, укрывистость (адгезионная способность), твердость и эластичность. Плотность краски зависит от количества пигмента и связующего. Чем меньше последнего, тем менее плотная автомобильная краска и тем хуже ее эластичность. Соответственно, влияет и твердость воли. Последнее означает устойчивость к образованию сколов и препятствий (только стекло имеет стопроцентную твердость, а 50-60% годятся для краски). Под адгезией краски понимается ее способность прилипать к окрашиваемой поверхности, максимально плотно заполняя последнюю.

Автомобильная краска в любом случае защищает кузов и придает эстетичность (презентабельный вид) автомобилю. Окраска по индивидуальному варианту (например, с помощью тюнинга) позволяет создать уникальный внешний вид автомобиля. Качественно окрашенные автомобили продаются лучше по сравнению с теми четырехколесными собратьями, которые не могут похвастаться презентабельным экстерьером.

Эффекты покраски

Среди эффектов, которых можно добиться при использовании современных технологий покраски, выделяют «глянец», «матовость», «металлик», «хамелеон», «перламутр».

Автомобильные эмали с глянцевым покрытием можно найти во всех продуктовых линейках известных компаний-производителей (за исключением алкидных). Блеск на кузове автомобиля создается в процессе полимеризации связующего компонента эмали.

Матовый эффект применяется как для окраски всего кузова автомобиля, так и для маркировки отдельных элементов. Для матирования поверхности кузова обычно выбирают алкидную эмаль.

Металлический эффект достигается за счет добавления специального светоотражающего пигмента. Покраска достаточно сложная, и доверить ее можно только профессионалам. Раньше в эмаль добавляли мельчайшие чешуйки алюминиевой пудры, которые, как микрозеркала, должны были отражать падающий на них свет и придавать покрытию сверкающий, металлический эффект, и являлись предметом недосягаемой роскоши и вожделения автовладельцев. металлики с экзотическими названиями «шампанское» или «мокрый асфальт». Теперь возможна покраска металликом, даже если поверхность автомобиля матовая.

Эффект «хамелеон» возможен при трехслойной окраске эмалью «хамелеон». Оттенок автомобиля будет разным, если смотреть на него под разными углами.

Эффект «перламутр» требует использования специального пигмента, по-разному отражающего солнечный свет в зависимости от его расположения в окрашиваемом слое. Так появляется особый перламутровый блеск. Современный эффект «перламутра» может быть трехслойным.

Даже если ваш автомобиль выглядит как игрушка на елку, водительское удостоверение всегда должно быть с вами.

Back to top