Перекресток дорог что это: перекресток, прилегающая территория, населенный пункт, пешеходный переход, железнодорожный переезд, автомагистраль с комментариями

Перекресток — классификация и правила проезда

Перекресток— участок спересечением, ответвлением или примыканием дорог, находящийся на одном уровне. Неизменный элемент современной дорожной сети. Требует внимания со позиции автовладельцев и соблюдения ПДД, бывает разных видов по конструктивным особенностям и наличию регулирования. 

Оглавление

  1. Что такое перекресток
  2. Классификация по видам перекрестков

    • Крестообразный перекресток
    • Х-образный
    • Т-образный перекресток
    • Y-образный перекресток
    • Круговой
  3. Классификация по регулировке

    • Регулируемые перекрестки
    • Нерегулируемые перекрестки
  4. Понятие прилегающей территории
  5. Что нужно учитывать при движении на перекрестке
  6. Видео «Автомобильные дороги: Виды перекрестков»

Что такое перекресток

Простыми словами, перекресток — место, где пересекается две и более дорог. Термин произошел от слова «пересечение», подразумевающее перемещение транспорта, движущегося с разных направлений и через одну точку. При проезде таких участков водители следуют правилам ПДД, пропускают другу друга и дальше двигаются в интересующем направлении.

Важно

Для определения области перекрестка достаточно провести условные линии между участками, находящимися напротив друг друга и наиболее удаленными от центральной части закруглений.

Объяснение выглядит непонятно, но на практике достаточно единожды разобраться с сущностью дорожного участка, чтобы в дальнейшем не переживать по этому поводу.

В зависимости от планов строительства и ситуации перекресток дорог может отличаться по конструкции и способу регулирования. Рассмотрим классификацию перекрестков, выделим особенности и характеристики каждого из вариантов.

Классификация по видам перекрестков

Пересечения дорог могут отличаться по количеству прилежащих направлений и внешней форме.

Крестообразный перекресток

В большинстве случаев на дорогах встречаются крестообразные или 4-сторонние пересечения. Они отличаются большим количеством «проблемных» точек, в которых чаще всего происходят столкновения. По статистике вероятность аварий на таких участках вдвое больше.

Такие перекрестки зачастую регулируемые. Несмотря на это, при подъезде к участку лучше снизить скорость, следовать знакам или сигналам светофора / регулировщика. В случае, когда кто-то из водителей попытается проскочить на желтый, это может привести к ДТП.

На нерегулируемых перекрестках одна полоса, как правило, является основной, а вторая — второстепенной. В первом случае ставится знак главной дороги, который дает преимущество движения. На прилежащих направлениях устанавливается знак «Уступи дорогу».

Х-образный

Аналог рассмотренного выше перекрестка, имеющий вид 4-х смыкающихся дорог. Главная особенность Х-образного пересечения — отсутствие прямого угла между примыкающими дорогами. Недостатком варианта является худшая видимость, из-за чего водители должны быть особо внимательными.

Т-образный перекресток

По названию ясно, что такие пересечения имеют форму буквы «Т», а главное отличие — наличие трех, а не четырех дорог.

Угол в месте соединения, как правило, 90 градусов, но это не обязательно. На таких дорогах, как правило, приоритет имеют автомобили, движущиеся по прямому участку. Для регулирования могут использоваться обычные знаки на перекрестке или светофоры. Второй вариант более предпочтительный с позиции безопасности.

Y-образный перекресток

Y-образные перекрестки представляют собой пересечение трех дорог, где транспортный трафик движется с трех сторон. Сам перекресток по своей сути напоминает букву «Y», и представляет собой более широкую, главную дорогу, которая разделяется на две второстепенные.

Круговой

Последнее время набирают популярности круговые перекрестки с тремя и более примыкающими дорогами. Развязка транспортного потока происходит за счет движения по кругу. Автомобили, подъезжающие к кольцу, обязаны уступить, а уже после продолжать движение.

Форма и структура таких перекрестков может различаться, но правила пересечения всегда одинаковые. Благодаря простоте, аварий на таких перекрестках меньше, но путаница с включением поворотов, перестроением и правилами пересечения все равно возникает.

Классификация по регулировке

При рассмотрении вопроса важно знать классификацию перекрестков по типу регулирования. Здесь доступно два варианта — с наличием такой опции или без нее.  Рассмотрим каждый из типов подробнее

Регулируемые перекрестки

На таких участках дороги очередность проезда определяется регулировщиком или светофором. Они имеют приоритет перед знаками, регулирующими пересечение. Особенность участков в отсутствии разделения на главную и второстепенную дорогу.

Если на перекрестке стоит светофор, но он не функционирует, или мигает желтый цвет, это свидетельствует об отсутствии регулировки. При одновременной работе светофора и регулировщика второй является в приоритете. Его команды обязательны для выполнения даже при условии, если разметка не позволяет сделать маневр.

Нерегулируемые перекрестки

На подобных пересечениях отсутствует светофоров и нет регулировщика. Участники движения сами определяют очередность с учетом правил ПДД. При определении последовательности проезда стоит учесть, что здесь имеется главная и второстепенная дорога. 
К нерегулируемым относятся пересечения, где:

  • светофор не функционирует вообще или работает в режиме мигания;
  • регулировщик стоит на перекрестке, но не предпринимает никаких действий.

При пересечении участков нужно уступить дорогу ТС, который едет по главной, а на равнозначных перекрестках учитывать норму «помехи справа».

Понятие прилегающей территории

При рассмотрении вопроса перекрестков стоит знать особенности прилегающих территорий. Под этим термином подразумевается участок, который прилегает к дорожной полосе и не предназначен для сквозного перемещения. Территория предназначена для размещения дворов, детских площадок, АЗС, строительных участков и других объектов.

Дворовая территория не является проезжей частью, но очень схожа с прилегающей. На таком участке находятся здания, места отдыха, подъезды к учебным учреждениям и домам. Подобные зоны оборудуются специальными знаками, ограничивающими скорость движения и запреты. К основным относятся знаки, которые запрещают стоянку грузовых автомобилей, нахождение машины с включенным мотором, ограничение скорости до 20 км/ч и т. д. Выделяется ряд отличий прилегающей территории от перекрестка:

  • отсутствие светофоров;
  • нет знаков пересечения со второстепенным дорожным покрытием и примыкания к таковым.

По ПДД выезды из прилегающих территорий не являются перекрестками. На такой территории отсутствует проезжая часть, дороги, тротуары. Если есть сомнения в том, что это — перекресток или прилегающая территория, лучше действовать по правилу равнозначного пересечения.

На прилегающих территориях действует ряд правил:

  • скорость — до 20 км/час;
  • обучение новичков — запрещено;
  • стоянка с заведенным мотором — не больше пяти минут;
  • размещение автомобиля на газоне — запрещено.

При парковке нужно учитывать, что «карман» должен находиться в 10 м от здания. В таком случае он относится к категории прилегающей территории.

Кроме того, на прилегающих участках пешеход всегда в приоритете перед транспортным средством. Это значит, что необходимо всегда уступать дорогу. При выезде из таких зон нужно помнить о велосипедах. Им нужно уступить дорогу, ведь они появляются внезапно и часто незаметны водителю.

Что нужно учитывать при движении на перекрестке

Главная сложность для начинающих водителей —проезд перекрестков, ведь это требует знания ПДД и предельного внимания. К базовым правилам стоит отнести:

  1. При пересечении перекрестка и повороте налево / направо нужно уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.
  2. Если требуется предоставить преимущество транспорту, который движется по пересекаемой дороге, нужно остановить машину возле стоп-линии или дорожной разметки с треугольниками. Это позволяет видеть сигналы светофора и пропустить поток.
  3. Запрещен выезд и движение на перекрестке, если это может привести к затору или созданию проблем для других участников движения.

Если пересечение дорог регулируемое, здесь также имеется ряд правил. Водитель обязан:

  • Уступить дорогу другим ТС, которые завершают движение через перекресток
  • Пропустить трамвай вне зависимости от направления движения.
  • Дать проехать транспортным средствампри развороте или повороте влево, если авто едут во встречном направлении, поворачивают вправо.
  • При движении по зеленой стрелке уступить дорогу транспорту, который едет с основных направлений.

При движении через нерегулируемый перекресток требуется также следовать ряду правил. Водитель должен:

  • Уступить дорогу машинам, которые едут по главной дороге. Направление движения не имеет значения.
  • Дать преимущество участникам движения, которые едут по кругу на соответствующем перекрестке.
  • Уступить дорогу транспорту, который подъезжает справа, при пересечении равнозначных дорог.
  • При повороте налево или развороте дать проехать нерельсовым ТС или трамваям, которые движутся по тому же маршруту или навстречу.
  • Считать, что движении происходит по второстепенной дороге, при отсутствии соответствующих знаков или видимой разметки.

Проезд перекрестка всегда проходит в несколько этапов. При подъезде к месту пересечения водитель должен сориентироваться и определить, по какой дороге он перемещается. На следующем шаге он обязан уступить дорогу транспорту, имеющему преимущество и после этого въезжать на перекресток. После въезда необходимо выехать из него в интересующем направлении, сделав возможным проезд других водителей и пешеходов.

Итоги

Многообразие перекрестков часто создает сложности для начинающих автовладельцев.

На практике вид пересечений не имеет большого значения, и правила проезда зависят от наличия регулировки. Все нюансы вопроса рассмотрены в ПДД и требуют строгого выполнения со стороны водителя. Нарушение правил может привести к серьезным последствиям, в том числе денежным штрафам и лишению прав.

Автомобильные дороги: Виды перекрестков

Понятия ПДД. Особые участки дороги

11 февраля 2015      Администратор      Главная страница » Курс ПДД      Просмотров:  

Как приятно было бы водителю двигаться только по прямой и исключительно ровной дороге без изменения режимов движения: без торможений и ускорений, поворотов и разворотов, знаков и разметки, светофоров и регулировщиков. К сожалению, в реальности это невозможно.

И даже если Вы выбрались на широкую загородную трассу и получили возможность осуществлять прямолинейное размеренное движение, — все равно! —  неминуемо столкнетесь с проездом особых участков дорог. Что это за особые участки? Попробуем разобраться.

ПЕРЕКРЕСТОК

Хочется или нет, но каждый водитель вынужден двигаться по перекресткам. Никуда от этого не деться.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

Казалось бы, перекресток. Ну, чего проще? Однако мы имеем достаточно сложное определение, заставляющее читателя формировать в сознании некий образ этого участка дороги. Давайте упростим. «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне…

Перекресток – это место, где «сходятся» (пересекаются, разветвляются или примыкают друг к другу) проезжие части. Именно проезжие части, а не дороги. Почему столь принципиально? Да потому, что тротуары и обочины – это элементы дороги, но их пересечения не являются перекрестком.

Еще один важный момент: пересечение проезжих частей должно осуществляться НА ОДНОМ УРОВНЕ. (Хотя правильнее было бы сказать – в одной плоскости).

То есть проезд под мостом, эстакадой, путепроводом не будет считаться перекрестком, так как в реальности отсутствует пересечение проезжих частей на одном уровне.

Теперь – несколько слов о границах перекрестка.

«Перекресток» — место, … ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

Согласитесь, тому, кто это сформулировал, надо вбить в голову гвоздь. А если сказать проще, то границы перекрестков начинаются от загибов бордюров или обочин. Давайте проследим это на рисунке.

И в этом смысле, есть тонкий момент. В принципе, ПЕРЕКРЕСТОК и МЕСТО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ – это не одно и то же. Перекресток значительно шире пересечения. (Это нам понадобиться в будущем.)

Наконец, принципиален вопрос о видах перекрестков. Поверьте, их огромное количество. Не будем задаваться вопросом о причинах такого многообразия,  — они имеют исключительно теоретическое значение. Давайте просто пройдемся по этому многообразию.

Во-первых, классический четырехзначный – крестообразный – перекресток. Пожалуй, самый распространенный.

Во-вторых, Т-образный перекресток (у которого отсутствует один боковой проезд).

В-третьих, Y-образный перекресток.

В-четвертых, перекресток с круговым движением.

Согласитесь, что способы пересечения проезжих частей (или их примыкания и разветвления) могут быть самыми разнообразными. Мы указали лишь наиболее характерные фактуры перекрестков.

А теперь — ОЧЕНЬ ВАЖНО! Водитель должен помнить о том, что есть сложные перекрестки.

Обратите внимание на то, что крестообразный перекресток образован одним пересечением проезжих частей.

Однако существуют перекрестки, которые образовываются двумя и более пересечениями проезжих частей. Это и есть сложные перекрестки. И возникают они в львиной доле случаев  благодаря уже известным нам разделительным полосам.

Например, на рисунке выше изображен ОДИН перекресток, но он включает в себя два пересечения проезжих частей. А вот на рисунке ниже – ОДИН перекресток, но образованный тремя пересечениями.

Но во всех описываемых случаях мы имеем дело с ОДНИМ ЕДИНСТВЕННЫМ ПЕРЕКРЕСТКОМ, образованным пересечениями проезжих частей.Вы спросите, для чего нам это? Что из того, что перекресток образован одним пересечением или двумя, или даже тремя?

Дело в том, что некоторые дорожные знаки действуют на весь перекресток. Например, знак «Главная дорога» (2.1).

А есть знаки, распространяющие свое действие только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены. Например, знак «Движение прямо» (4.1.1).

И последнее. Как подсчитать, какое количество пересечений проезжих частей имеет конкретный перекресток?  Необходимо количество проезжих частей на одной дороге умножить на количество проезжих частей на другой (пересекаемой). Результатом и станет количество пересечений проезжих частей, которое содержит данный перекресток.

Подведем итог. Перекресток – это особый участок дороги, представляющий собой место пересечения (примыкания, разветвления) проезжих частей. Именно на перекрестках наиболее остро встает вопрос о преимущественном праве на движение пешеходов и транспортных средств. Этой проблеме посвящен раздел 13 Правил дорожного движения и наши к нему комментарии.

Следующее понятие, связанное с особыми участками, – ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Сразу же оговоримся, что прилегающая территория НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОРОГОЙ (по определению), но на ней действуют Правила дорожного движения.

И вот здесь водитель должен свято помнить главный принцип, связанный с таким участком: ВЫЕЗД С ЛЮБОЙ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИЙ (и, следовательно, въезд на нее) НЕ СЧИТАЕТСЯ ПЕРЕКРЕСТКОМ.

Давайте внимательно посмотрим на рисунок АЗС и ответим на вопрос: «Ну, какой же это перекресток?»

Почему это так важно? Да потому, что некоторые весьма важные знаки (например, 3.24 «Ограничение максимальной скорости») действуют с места установки до ближайшего по ходу следования перекрестка.

И если водитель неправильно оценит въезд во двор, приняв его за перекресток, и посчитает, что знак прекратил свое действие, то он грубо нарушит Правила. Знак не отменяется въездом во двор и иную прилегающую территорию.

И последний момент. Прилегающая территория не предназначена для сквозного движения. Иными словами, ее нельзя использовать для того, чтобы сократить путь, объехать пробки и пр. Въезжая на прилегающую территорию, водитель должен иметь целью своего движения выполнение здесь каких-либо действий (стоянки, заправки транспортного средства и пр.).

На очереди еще одно понятие – НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.

Иными словами, наличие этих знаков являются критерием самого населенного пункта. Но здесь возникает другой вопрос: «А почему знаков, обозначающих населенный пункт, аж три пары? Разве не достаточно одной?»

Вопрос – в точку! Именно – не хватает! Более подробно об этом мы рассказали в комментариях к знакам 5.23.1 – 5.26. Здесь лишь отметим, что дорожные знаки, выполненные в черно-белой цветовой гамме, применяются для обозначения населенного пункта, в котором действуют Правила, устанавливающие принципы движения в населенном пункте.

Водитель, видя эти знаки должен понимать, что он въезжает в «настоящий» населенный пункт (или же покидает его).

А вот сине-белые знаки информируют водителя о другом: где-то рядом с дорогой находится «настоящий» населенный пункт. Но данная дорога через него не проходит. Поэтому по Правилам водитель продолжает движение, как бы находясь в ситуации вне населенного пункта (со всеми вытекающими последствиями).

Согласитесь, в отношении понятия «населенный пункт» есть некая путаница или недосказанность Правил. Будем надеяться, что ситуация когда-нибудь изменится к лучшему.

Следующий особый участок дороги —  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Важным критерием переезда является пересечение дороги с ж/д путями именно на одном уровне (в одной плоскости). Проезд под железнодорожным мостом не является переездом.

Стоит ли убеждать водителей, что железнодорожный переезд — это весьма опасный участок дороги? Не зря ему посвящен весь 15 раздел ПДД. Практика ДТП изобилует примерами серьезных аварий с летальным исходом, произошедших на железнодорожных переездах.

Более подробные комментарии мы дадим при анализе соответствующего раздела Правил. Здесь лишь проконстатируем сам факт наличия такого понятия в ПДД,

Еще один важный участок дороги – ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 … и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2. 

Проезд пешеходного перехода регулируется специальным 14-ым разделом ПДД. И принципы движения транспортных средств по этому опасному участку дороги будут нами рассмотрены при анализе данного раздела. Здесь лишь обозначим основные приоритеты.

Как видно из рисунка выше, пешеходный переход обозначен с помощью дорожных знаков «Пешеходный переход» (5. 19.1 и 5.19.2). При этом ширина перехода – это расстояние между знаками.

Однако пешеходный переход может быть выделен и с помощью разметки – «зебры» (1.14.1 и 1.14.2). Здесь ширина перехода – это ширина «зебры».

Или же сочетанием разметки и знаков.

В последнем случае шириной пешеходного перехода является ширина разметки.

Что должен помнить водитель, приближаясь к пешеходному переходу? Прежде всего, то, что на этом участке проезжей части пешеходы пользуются преимуществом перед транспортными средствами.

Остановимся, как говорится, на этом берегу. Хотя, справедливости ради, следует признать, что на нерегулируемом пешеходном переходе пешеходы имеют право выходить на него только после того, как убедятся в безопасности  своего перехода проезжей части. Об этом более детально поговорим при анализе раздела 4 ПДД «Обязанности пешеходов».

Наконец, последний участок дороги, который мы относим к особым, — это АВТОМАГИСТРАЛЬ.

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5. 1 … и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Движение по автомагистрали регулируется специальным 16-ым разделом Правил. Кстати, Вы заметили, что практически все особые участки дороги, которые мы уже прокомментировали выше, обозначаются и регулируются специальными разделами ПДД? Это лишний раз подтверждает их важность. И автомагистраль – не исключение.

Первый критерий автомагистрали (и это видно на рисунке) – наличие разделительной полосы (или дорожного ограждения). Делается это с целью максимального обеспечения безопасности дорожного движения, когда практически полностью исключается возможность выезда транспортного средства на полосы встречного движения:

Второй критерий этой дороги – крайне незначительное количество перекрестков, а также полное отсутствие железнодорожных переездов, трамвайных путей, велосипедных  и пешеходных дорожек, наземных пешеходных переходов, трамвайных путей.

Даже сама символика знака «Автомагистраль» (5.1) является демонстратором последнего требования. На знаке изображен путепровод и проезд по автомагистрали под ним.

ПДД вводят целый комплекс ограничений, регламентирующих движение по автомагистрали. Напомним еще раз, что этому целиком посвящен раздел 16 Правил. Именно поэтому детальный анализ условий движения по этому опасному участку дороги мы предпримем именно там. Цель же данного комментария – позиционирование автомагистрали в качестве особого участка дороги.

Подведем общий итог. Правила дорожного движения предусматривают наличие особых (как правило, опасных) участков, движение по которым требует от водителя внимательности, осторожности, а также знания и неукоснительного соблюдения Правил.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Пдд онлайн от команды autoass!

Содержание статьи:
  • что такое перекресток
  • перекресток это
  • перекресток пдд
  • перекресток своими словами понятие

    Метки: автомагистраль, железнодорожный переезд, населенный пункт, перекресток, пешеходный переход, прилегающая территория     

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры из литературы

  • Даже Жан улыбался, наблюдая за тем, как он движется к оживленному перекрестку, — улыбался, а потом вздыхал.

Переводы crossroads

на китайском (традиционный)

十字路口…

Подробнее

на китайском (упрощенном)

十字路口…

Подробнее

на испанском языке

cruce, intersección [женский род]…

Подробнее

на португальском языке

cruzamento, cruzamento [мужской род]…

Увидеть больше

на других языках

1. 9

1. 9

1.

угол улицы, поворот, угол — пересечение двух улиц; «стоять на углу и смотреть, как все девушки проходят мимо»

перекресток — место, где сходятся два или более объекта

железнодорожный переезд, железнодорожный переезд — пересечение железной дороги и дороги на одном уровне; шлагбаумы закрывают дорогу при прохождении поездов

дорога, маршрут — открытая дорога (общего пользования) для проезда или перевозки