Шасси что это такое: ШАССИ | это… Что такое ШАССИ?

Шасси автомобиля — что это, устройство и классификация

Функционально любой автомобиль можно рассматривать, как совокупность пассажирского и грузового отсеков, а также всех механизмов и конструкций, позволяющих транспортному средству передвигаться, то есть кузова и шасси.

Содержание статьи:

  • 1 Функции шасси в машине
    • 1.1 Устройство и конструкция
    • 1.2 Трансмиссия
  • 2 Классификация
  • 3 Шасси грузовых автомобилей
  • 4 Достоинства и недостатки

Исторически сложилось выделение двигателя в самостоятельную единицу, к шасси не относящуюся, хотя структурно он тоже всегда упоминается в его составе.

Функции шасси в машине

Исходя из основного предназначения автомобиля, шасси должно выполнять следующие задачи:

  • принимать крутящий момент от двигателя, преобразовывать его до нужной величины и передавать на ведущие колёса;
  • обеспечивать максимальное гашение ударов и толчков от неровностей дороги, сохраняя от перегрузок пассажиров, груз и механизмы автомобиля;
  • задавать направление движения, стабильность и безопасность на любых дорогах;
  • выполнять служебное, экстренное и стояночное торможение;
  • придавать дополнительную прочность и жёсткость кузову.

Некоторые элементы шасси могут монтироваться внутри кузова, сохраняя при этом свою функциональную автономность.

Устройство и конструкция

В соответствии с выполняемыми функциями шасси состоит из отдельных систем:

  • Трансмиссия, куда относятся коробка передач, раздаточная коробка, система приводов и карданных валов, редукторы ведущих мостов, полуоси;
  • Подвеска с упругими элементами, демпферами (амортизаторами), направляющим аппаратом;
  • Колёса и ступичные узлы;
  • Рулевое управление, куда входят руль, колонка, усилители, рулевой редуктор (рейка), рулевая трапеция и поворотные кулаки;
  • Тормозная система, достаточно сложно устроенная по соображениям эффективности и безопасности.

Конструктивно узлы шасси могут быть скомпонованы вокруг рамы автомобиля или, при её отсутствии, вокруг нижних элементов силовой структуры несущего кузова.

 

Для повышения комфорта и улучшения управляемости часто на машины устанавливаются передний и задний подрамники. Это прочные пространственные конструкции, к которым крепятся детали подвесок и трансмиссии, а сами они монтируются на кузове.

Читайте ещё: Для чего в автомобиле антипробуксовочная система ASR

Так кузов избавляется от многих нежелательных сил, которые прикладывались бы к нему со стороны дороги и силового агрегата.

Большое значение компоновка шасси имеет и для технологичности процессов сборки и ремонта автомобилей. Вместо того, чтобы производить все работы вокруг объёмного и тяжёлого кузова, производится предварительная сборка всех элементов на раме или подрамниках, после чего полученные крупные модули соединяются с кузовом.

Такой подход имеет и свои недостатки, поскольку детали подрамников начинают в свою очередь мешать при сборочно-разборочных операциях. Но преимуществ больше, поэтому подрамники присутствуют почти на всех современных автомобилях.

Трансмиссия

Через трансмиссию проходит путь крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колёсам. При этом он меняется в широком диапазоне, в зависимости от выбираемого водителем или автоматически суммарного передаточного числа трансмиссии.

Это число означает отношение оборотов двигателя к частоте вращения колёс. Ровно во столько же раз, во сколько скорость вращения вала двигателя больше, чем валов на выходе трансмиссии, возрастает крутящий момент.

Это очень важно для реализации всей мощности мотора, поскольку она зависит от частоты вращения вала, но при этом может потребоваться на любой скорости.

В состав классической механической трансмиссии могут входить:

  • Сцепление, предназначенное для рассоединения двигателя, всех прочих узлов и плавного их подключения;
  • Коробка передач, непосредственно меняющая общее передаточное число, а значит скорость и крутящий момент;
  • Раздаточная коробка, используется на полноприводных автомобилях, с её помощью вращение распределяется по разным осям;
  • Карданные валы и привода с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС), связывающие между собой узлы трансмиссии и ступицы колёс;
  • Главные передачи, где крутящий момент дополнительно умножается, а вращение разворачивается от продольного направления на поперечное;
  • Дифференциалы, позволяющие осям и колёсам на одной оси вращаться с разной скоростью.

Трансмиссия в авто с передним приводом.

Трансмиссия в авто с задним приводом.

Чаще всего используется механическая трансмиссия с ручной или автоматической коробкой, но возможно применение гидравлических и электрических трансмиссий, например на гибридных и особо большегрузных автомобилях.

Классификация

Шасси может быть рамного типа или собранным на основе несущего кузова. Рамы, в свою очередь, подразделяются на:

  • Лестничного типа в виде двух лонжеронов, соединённых силовыми поперечинами;
  • Объёмная, представляющая собой пространственную конструкцию, к которой крепятся навесные детали кузова;
  • Хребтовая, когда все нагрузки принимает на себя мощная труба по центру автомобиля, на которую и навешиваются элементы трансмиссии и подвески, часто внутри неё проходят карданные валы;
  • Интегрированная, то есть включённая в силовую структуру несущего кузова для принятия на себя основной доли всех нагрузок, но не отделяемая от деталей кузова;
  • Распределённая, с отдельными передними и задними подрамниками, соединёнными несущим днищем автомобиля со встроенными лонжеронами и поперечинами.

Применение рам ограничено тяжёлыми автомобилями, грузовиками, а также полноприводными машинами высокой проходимости, где важна прочность и способность постоянно противостоять изгибающим нагрузкам.

Иногда от кузова наоборот требуется высокая жёсткость, тогда используется пространственная рама, например в автоспорте.

Во всех прочих случаях использование отдельной рамы нежелательно, поскольку это увеличивает массу и стоимость машины. Тогда в автомобилях применяется несущий кузов.

Это интересно: Что такое Торсионная подвеска автомобиля

Силовая структура, часто из высокопрочных сортов стали, образует каркас кузова, выполняя требования по прочности и безопасности, но в условиях постоянных ударных и скручивающих нагрузок ослабевает из-за усталости металла. Но для дорожных автомобилей это не так важно, зато конструкция получается лёгкой и жёсткой.

Шасси грузовых автомобилей

Практически всегда грузовики строятся на шасси с рамой лестничного типа. Два массивных лонжерона вдоль автомобиля, обычно переменного сечения, обеспечивают независимое размещение кабины с двигателем и грузовой платформы или сцепного устройства для полуприцепа.

Для тяжёлого грузовика именно такой подход очень важен. В кузове, а здесь это означает именно грузовую платформу, размещается очень большая масса, погасить колебания которой с помощью только подвески невозможно.

Плоская рама же обеспечивает гибкость и податливость, груз обретает некоторую свободу и его перемещения в такт неровностям дороги не достигают разрушающих нагрузок. Сама же рама выполнена из упругой стали, восстанавливающей свою исходную форму после снятия напряжения.

Кроме того, рамная конструкция позволяет выполнить шасси грузовика функционально завершённой конструкцией. На нём располагаются двигатель, трансмиссия, подвески и тормоза.

Остаётся навесить на раму любой кузов из предусмотренной линейки, будь то бортовой грузовик, фургон, цистерна или седельный магистральный тягач.

Так же достаточно легко решаются вопросы с изменением количества мостов, размеров, типов кабин и дополнительного оборудования. Модульность конструкции позволяет снизить себестоимость автомобилей.

Вплоть до поставки голых шасси специализированным фирмам для постройки уникальных автомобилей в единичном производстве.

Достоинства и недостатки

Концепция разделения автомобильного конструктива на шасси и кузов имеет свои преимущества:

  • возможность территориального разделения кузовных цехов и производителей шасси, с выделением сборочных производств;
  • дешевизна расширения номенклатуры автомобилей на единой платформе, вплоть до построения разных марок машин на одном шасси;
  • проведение рестайлинга моделей без дополнительных затрат на разработку нового шасси;
  • минимальные затраты на проведение крупных ремонтов;
  • вынесение мелкосерийного производства за рамки крупных предприятий.

Недостатками будут неизбежные затраты из-за невозможности дублирования функций кузова и шасси одними и теми же узлами:

  • некоторое увеличение общей массы автомобиля;
  • трудности с распределением массы по осям;
  • повышение центра тяжести автомобиля и ухудшение управляемости;
  • невозможность перекомпоновки узлов при создании модификаций.

По этим причинам чёткое разделение шасси и кузова не используется в дорогих спортивных и представительских автомобилях, где главными являются их потребительские характеристики, а не вопросы оптимизации производства.

Так же поступают и при конструировании самых дешёвых бюджетных автомобилей, где модели быстро обновляются, а номенклатура модификаций минимальна, гораздо важнее малая масса, то есть общее количество затраченных материалов и деталей.

Шасси автомобиля — что это такое?

Любое транспортное средство, независимо от его типа и назначения, состоит из трех основных частей: двигателя, кузова и шасси. Шасси автомобиля — это система, состоящая из собранных воедино узлов ходовой части, трансмиссии и механизма управления. Она является одной из самых важных частей транспортного средства, так как позволяет обеспечить восприятие и передачу всех сил, которые действуют на него во время движения.

Функции шасси

Элементы подвески ходовой части снижают нагрузки и компенсируют колебания при движении по ухабистой дороге и бездорожью. Подрамник позволяет установить на шасси кузов, двигатель и другие агрегаты. Передний и задний мосты посредством колес передают вращательное движение и таким образом обеспечивают движение автомобиля.

Первые автомобили, выпускаемые в прошлом столетии, имели некоторое отличие от тех, которые сегодня ездят по дорогам. Все автомобили — и легковые, и грузовые — раньше имели раму, на которую устанавливались все агрегаты и узлы (кузов, трансмиссия, двигатель и т. д.). С течением времени рамное шасси автомобиля осталось только у грузовиков и автобусов. В легковых же автомобилях функции рамы начал выполнять кузов.

Классификация шасси

Таким образом, можно выделить две различные схемы шасси транспортных средств.

  • Рамное шасси, которое в общем случае представляет собой несколько прочных балок, на которые устанавливаются все узлы автомобиля. Такая конструкция позволяет автомобилям перевозить большие грузы и легко справляться с различными динамическими нагрузками.

  • Несущий кузов. В погоне за уменьшением веса легковых автомобилей все функции рамы были переопределены на кузов. Такая рама не позволяет перемещать большие грузы, но в то же время обеспечивает больший комфорт и скорость движения.

В зависимости от назначения автомобиля, могут использоваться следующие виды конструкций:

  • лонжеронные;

  • хребтовые;

  • периферийные;

  • вильчато-хребтовые;

  • решетчатые.

Шасси грузовых автомобилей

Наиболее распространенными считаются лонжеронные рамы. Они представляют собой две продольные балки, соединенные поперечинами. Форма таких балок может быть совершенно разной: трубчатой, Х- или К-образной. В наиболее нагруженной части рама имеет увеличенное сечение швеллера. Параллельная схема лонжеронов (балки располагаются на равном расстоянии на всем протяжении шасси) применяется на грузовых автомобилях. В легковых автомобилях повышенной проходимости могут применятся лонжероны, которые имеют некоторое расхождение осей как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.

Хребтовая рама представляет собой одну несущую продольную балку, на которую крепятся поперечины. Зачастую эта балка имеет круглое сечение, благодаря чему в ней могут размещаться элементы трансмиссии. Такая рама обеспечивает большую стойкость к кручению, чем лонжероны. Также использование шасси хребтового типа предполагает использование независимой подвески всех колес.

Вильчато-хребтовая рама имеет разветвление продольной балки в задней или передней части. То есть она совмещает в себе лонжероны и хребтовую балку.

Остальные типы рамы шасси не используются для грузовых автомобилей.

Другие значения термина

Кроме определения выше, слово «шасси» может использовать для описания самоходных транспортных средств, предназначенных для установки различных машин и механизмов. Также этот термин применяют касательно той части летательных аппаратов, которая используется для движения по аэродрому, осуществления взлета и посадки. Как и в случае с шасси автомобиля, эта деталь смягчает удары и нагрузки при наземном перемещении самолетов. Авиационные шасси, в отличие от автомобильных, могут иметь конструкцию с колесами, лыжами или поплавками.

Нередко значение слова шасси путают с понятием привода автомобиля. Неправильная трактовка терминов вызвана тем, что они относятся к практически одной и той же части транспортного средства. Автовладельцы свободно говорят, что их автомобиль имеет шасси 4х2. Но при этом следует понимать, что 4х2 — это всего лишь компоновочная схема, из которой можно узнать количество ведущих колес, но не более. О том же, что такое шасси, уже было сказано выше. Несмотря на то, что колеса и привод входят в систему шасси, неуместно применять этот термин только для такого узкого описания.

Типы подвесок

Шасси автомобиля может иметь различные типы подвески:

а) зависимые:

  • на продольных рессорах;
  • с направляющими парными рычагами;
  • с двумя продольными рычагами;
  • с дышлом;

б) независимые.

Подвески оснащаются рычагами, прокладками, амортизаторами и рессорами. Основной целью этого узла автомобиля является поглощение вибраций и колебаний во время движения. Передняя и задняя подвески отличаются, так как конструкция управляемых колес требует применения более сложных узлов.

Шасси Определение и значение — Merriam-Webster

шасси

ˈcha-sē ˈsha-sē 

 также  ˈcha-səs

: опорная рама конструкции (например, автомобиля или телевизора)

Листовые рессоры крепятся к шасси автомобиля.

также

: рама и рабочие части (например, автомобиля или электронного устройства), за исключением корпуса или корпуса

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете

Хотя ни один из них не представляет, каким на самом деле может быть готовый фургон, синий грузовик был очень приятным и со своим скейтбордом 9.0019 шасси , полезно большой внутри.

— Джейми Китман, Автомобиль и водитель , 31 декабря 2022 г.

Этот предусилитель имеет отдельные секции звука и управления, каждая из которых закреплена за собственным шасси .

— Роберт Росс, Robb Report , 11 ноября 2022 г.

Внутри алюминиевого корпуса он должен быть хорошо защищен; хотя есть еще много вопросов о долговечности и о том, как все это работает.

— Шарон Хардинг, 9 лет.0019 Ars Technica , 19 декабря 2022 г.

По цене 21 345 долларов M 1000 R объединил в себе большую часть вкусностей M 1000 RR и разместил их в одном очень спортивном шасси для нейкеда.

— Питер Джексон, Robb Report , 14 октября 2022 г.

Что касается остальной части шасси Civic Type R , его передняя колея на 1,0 дюйма шире, а задняя — на 0,8 дюйма шире, чем у его предшественника.

— Эрик Стаффорд, 9 лет.0019 Автомобиль и водитель , 1 сентября 2022 г.

Учитывая это неравномерное соотношение, в США зарегистрировано более 700 000 шасси .

— Эндрю Статтафорд, National Review , 13 ноября 2021 г.

Последний добавляет настройку Sport Plus с управлением запуском и набирает отклик и производительность двигателя Panamera, трансмиссии и шасси .

— Дрю Дориан, 9 лет.0019 Автомобиль и водитель , 16 декабря 2022

Размещение турбин на верхней части двигателя, а не их подвешивание с обеих сторон, помогает разместить силовую установку внутри шасси , и, по словам Феррари, это также снижает центр тяжести и массу двигателя.

— Джонатан М. Гитлин, Ars Technica , 2 декабря 2022 г.

Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «шасси». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Французский шасси , из среднефранцузского шасси , из шасси «рама» — подробнее в описании погони 5

Первое известное использование

около 1864 г., в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование шасси было
около 1864 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи Рядом с

шасси

шассинит

шасси

Частакоста

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись
«Шасси.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/chassis. По состоянию на 9 января 2023 г.

Copy Citation

Kids Definition

шасси

существительное

шасси

ˈshas-ēˈчас-ē 

: опорная рама (например, корпус автомобиля или самолета или части радио- или телевизионного приемника)

Больше от Merriam-Webster на шасси

Тезаурус: Все синонимы и антонимы к слову шасси

Английский: перевод шасси для говорящих на испанском языке

Britannica English: перевод шасси для говорящих на арабском языке

Britannica. com: Энциклопедическая статья о шасси

Последнее обновление:

— Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Полный текст Merriam-Webster

Что такое шасси и для чего оно?

  • главные советы

Обновлено 11 окт. 2019 г.

Джейсон Унрау

Снаружи блестящий окрашенный кузов автомобиля скрывает его истинную силу.

И нет, это не мощный двигатель, зажатый под капотом.

Самая прочная и мощная характеристика любого транспортного средства заключается в его шасси.

Что такое шасси?

Слово «шасси» является прямым переводом с французского языка и означает «рама».

Для транспортных средств это основная опорная конструкция, на которой все строится.

Некоторые люди могут включать в определение другие системы, прикрепленные к раме, такие как оси в сборе, тормоза, ступицы колес, компоненты подвески и даже трансмиссию.

Однако самое чистое и простое объяснение состоит в том, чтобы просто думать о шасси как о раме автомобиля.

Типы шасси

В отрасли преобладают два различных типа шасси: шасси с кузовом на раме лестничного типа и шасси с цельным кузовом.

Шасси с кузовом на раме часто изготавливается из стальных труб квадратного сечения, сваренных вместе, образуя чрезвычайно прочный каркас.

На нем строятся практически все пикапы и коммерческие автомобили, а также некоторые легковые автомобили.

В классических автомобилях также используется конструкция кузова на раме для поддержки мощных двигателей и большого веса, который они перевозят.

Цельное шасси состоит из штампованных металлических листов и частей корпуса, соединенных между собой.

Независимая рама отсутствует — штампованные металлические детали, сваренные, скрепленные болтами, склеенными и привинченными друг к другу, придают шасси необходимую прочность.

Детали могут быть изготовлены из алюминия, стали, армированного пластика или даже из углеродного волокна. И, как правило, цельное шасси используется для повышения эффективности транспортных средств и снижения веса.

Зачем автомобилю шасси?

Каждый автомобиль, мотоцикл или грузовик состоит из тысяч деталей.

Многим нужна прочная жесткая конструкция для крепления этих деталей.

Будь то цельный кузов или кузов на раме, шасси является основой всего в автомобилестроении.

Двигатель крепится к шасси моторамами. Панели кузова крепятся болтами к шасси, чтобы сохранить форму.

Мосты в сборе, ступицы колес, зубчатая рейка, амортизаторы и пружины подвески, электродвигатели стеклоочистителей и даже сиденья крепятся непосредственно к шасси.

Надежно удерживает детали на месте и создает прочную конструкцию, от которой зависит ваша безопасность, особенно при столкновении.

Какие проблемы могут возникнуть?

 
Шасси само по себе не так уж и плохо, но внешние воздействия могут иметь серьезные последствия.

На шасси могут повлиять, в частности, два фактора:

  • Коррозия, обычно называемая ржавчиной, со временем снижает прочность и жесткость шасси. Это особенно заметно в районах с высокой влажностью и прибрежных населенных пунктах. Это особенно плохо, потому что это можно скрывать годами.
  • Физические повреждения, такие как автомобильное столкновение, могут снизить прочность шасси. Современные автомобили изготавливаются с зонами деформации. Серьезный удар может привести к невозможности ремонта шасси. Или приключение по бездорожью может привести к нагрузке на шасси и его поломке, часто без вашего ведома!

Вы можете найти лучшего механика для осмотра шасси на AutoGuru. У нас есть отличные механики рядом с вами!

Автор:

Джейсон Унрау

Джейсон — канадский автор автомобильных статей, работавший в сфере автосервиса, но с детства увлеченный автомобилями и механикой.

Back to top