Устройство гидромуфты камаз 740 привода вентилятора: Устройство гидромуфты привода вентилятора системы охлаждения дизельного двигателя КамАЗ-740

Включатель гидромуфты привода вентилятора системы охлаждения дизельного двигателя КамАЗ-740

Для управления гидромуфтой привода вентилятора используется включатель [рис. 1], смонтированный на нагнетательном патрубке (7) [рис. 2] в передней части дизельного двигателя КамАЗ-740.

Рис. 1. Включатель гидромуфты привода вентилятора системы охлаждения дизельного двигателя КамАЗ-740.

1) – Крышка корпуса включателя;

2) – Корпус включателя;

3) – Шайба возвратной пружины;

4) – Возвратная пружина;

5) – Золотник включателя гидромуфты;

6) – Уплотнительное кольцо крышки корпуса включателя;

7) – Уплотнительное кольцо пробки крана;

8) – Пробка крана включателя;

9) – Штифт;

10) – Рычаг пробки крана;

11) – Пружина фиксатора;

12) – Фиксатор рычага пробки крана;

13) – Крышки пробки крана;

14) – Регулировочные шайбы;

15) – Гайка крепления термосилового датчика;

16) – Термосиловой датчик;

17) – Уплотнительное кольцо термосилового датчика.

Рис. 2. Система охлаждения дизельного двигателя КамАЗ-740.

1) – Шкив коленчатого вала;

2) – Нижний бачок;

3) – Жалюзи;

4) – Радиатор;

5) – Гидромуфта привода вентилятора;

6) – Перепускной патрубок;

7) – Нагнетательный патрубок;

8) – Верхний бачок;

9) – Верхний патрубок;

10) – Термостат;

11) – Водораспределительная коробка;

12) – Соединительная трубка;

13) – Подводящая трубка;

14) – Правая водяная трубка;

15) – Отводящая трубка;

16) – Впускной коллектор;

17) – Датчик контрольной лампы перегрева жидкости;

18) – Расширительный бачок;

19) – Горловина с герметизирующей пробкой;

20) – Пробка с клапанами;

21) – Отводящая трубка от компрессора;

22) – Отводящая трубка левой водяной трубки;

23) – Компрессор;

24) – Левая водяная трубка;

25) – Крышка головки;

26) – Головка цилиндра;

27) – Водяной насос;

28) – Сливной кран либо пробка;

29) – Шкив водяного насоса;

30) – Вентилятор;

31) – Нижний патрубок.

Включатель гидромуфты в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя обеспечивает соединение либо разъединение ведущего вала (6) [рис. 3] с ведомым (16) из-за изменения количества масла, которое поступает из смазочной системы в гидромуфту, а вместе с тем и включение либо выключение вентилятора, смонтированного на ступице (15) ведомого вала (16) гидромуфты.

Рис. 3. Гидромуфта привода вентилятора автомобиля КамАЗ-5320.

1) – Передняя крышка;

2) – Корпус;

3) – Кожух;

4) – Шарикоподшипник;

5) – Трубка подвода масла;

6) – Ведущий вал;

7) – Шарикоподшипник;

8) – Уплотнительные кольца;

9) – Ведомое колесо;

10) – Ведущее колесо;

11) – Шкив;

12) – Вал шкива;

13) – Шарикоподшипник;

14) – Упорная втулка;

15) – Ступица вентилятора;

16) – Ведомый вал;

17) – Самоподжимной сальник;

18) – Прокладка;

19) – Болт;

20) – Шарикоподшипник;

21) – Самоподжимной сальник;

22) – Болт.

Масло подаётся насосом в полость корпуса (2), а потом по трубке (5) подводится в каналы ведомого вала (16) и сквозь отверстия в ведомом колесе – в межлопастное пространство.

В процессе вращения ведущего колеса (10) масло с его лопаток переходит на лопатки ведомого колеса (9). Оно начинает вращаться, передавая на вал (16) крутящий момент, и приводит во вращение вентилятор.

17*

гидромуфта камаз 740 привода вентилятора, принцип работы гидромуфты

Каждый водитель знает, насколько важно своевременно охлаждать двигатель на автомобиле. Обеспечение стабильной работы системы охлаждения грузовика невозможно без гидромуфты КАМАЗ. Об устройстве гидромуфты, ее назначении и правильной эксплуатации читайте в нашем материале.

Как работает система охлаждения на КАМАЗе?

Мощность двигателя напрямую зависит от функционирования системы охлаждения. Двигатель на КАМАЗе может нагреваться до 220°С, поэтому своевременное снижение температуры чрезвычайно важно. Этот процесс представляет собой замкнутую систему с принудительной циркуляцией специального антифриза. Циркуляцию обеспечивает центробежный насос. Для постоянного поддержания температуры антифриза служит термостат. Отличительная черта грузовых автомобилей – это наличие параллельно двух термостатов. При перегреве термостат направляет антифриз в радиатор. Здесь происходит завершение циркулирующего круга, и жидкость охлаждается до оптимальной нормы. Особенность радиатора на КАМАЗе – наличие жалюзи. Жалюзи контролируют потоки воздушных масс, проходящие через решетку. Полная емкость системы охлаждения составляет 25 литров.

В жаркую погоду или на максимальных оборотах радиатор может не справиться со своей задачей. Тогда на помощь приходит еще одна важная часть – вентилятор. Он регулирует скорость движения антифриза и обдувает радиатор, обеспечивая отток избыточного тепла. Вентилятор делает возможным безотказное функционирование системы в любое время года и при максимальной нагрузке. «Сердце» вентилятора – гидромуфта, которая обеспечивает работу вентилятора на «отлично».

Назначение гидромуфты

Гидравлическая муфта – это центральный элемент механизма привода вентилятора. Долгое время гидромуфта была единственным типом муфт используемых на КАМАЗах, сейчас на некоторые модели устанавливают вязкостный тип или по-другому вискомуфты. Однако, гидромуфта ряд преимуществ и наиболее широко распространена на камских авто, она важна для контроля работы вентилятора и всего охлаждения в целом. Включение и выключение гидравлической модели быстрее по сравнению с другими типами. Деталь передает кручения от колечатого вала к вентилятору и гасит колебания нагрузок. Наличие такого агрегата снижает нагрузку на привод при резкой смене режима. Надежная конструкция муфты привода вентилятора служит гарантией его бесперебойного функционирования и включения в нужный момент.

Изучаем устройство и принцип работы гидромуфты

Для понимания принципа, по которому работает гидромуфта, нужно изучить ее составляющие. Основа представляет собой два колеса: ведущее и ведомое. Они крутятся на валу с помощью подшипников. Ведущее колесо неразрывно связано с коленчатым валом, а ведомое соединено с ведомым валом. Принцип действия достаточно простой. Ведомый вал приводит в действие вентилятор, что и является основной функцией устройства. Внутри колес находятся радиальные лопатки. Структура колес цельнолитая, это обеспечивает их надежность и прочность. Пространство между лопаток является рабочей полостью детали, куда подается масло. От количества масла зависят обороты вентилятора. Уплотняют конструкцию две резиновые манжеты.

Для регулировки подачи масла служит выключатель. Он является основной частью конструкции, без него невозможно осуществление всех положенных задач. В несложном механизме выключателя разберется каждый автолюбитель. Внутри находится термосиловой датчик, он взаимодействует с антифризом и срабатывает в зависимости от внутренней температуры. Пороговую температуру включения элемента можно контролировать с помощью изменения количества колец между регулятором и термосиловым датчиком. Выключатель можно установить в различные положения: автоматический, открытый и закрытый варианты. Муфта вентилятора обычно работает на автоматическом включении, остальные режимы считаются аварийными. Не используйте их без необходимости. Они активируются при падении или росте температуры сверх нормы. В таком случае рекомендуется как можно быстрее устранить текущие проблемы и вернуться в прежний порядок. Чтобы включить или отключить устройство необходимо повернуть пробку с отверстиями, расположенную в верхней части регулятора. Автоматический режим поддерживает оптимальный тепловой режим и повышает экономичность использования двигателя. Прочный механизм гидравлической муфты обеспечивает долгий срок ее службы.

Диагностика и ремонт гидромуфты

Слаженная работа вентилятора и гидромуфты практически не требует вмешательства. Надежная конструкция агрегата редко выходит из строя, но иногда это все же случается. Неисправности легко обнаружить и устранить самостоятельно. Даже если вы никогда не занимались ремонтом ранее, вы сможете провести диагностику и выявить поломку. Первый признак поломки – снижения оборотов вентилятора. Самой простой причиной может стать недостаток рабочей жидкости или загрязнение поверхности радиатора. Поэтому проверяем уровень жидкости в первую очередь. Необходимо сделать промывку узла чистой водой и зафиксировать жалюзи. Поломку может повлечь и утечка жидкости. Для предотвращения утечки замените поврежденные части трубопроводов, радиатора и привода гидромуфты. Следующий шаг – проверьте натяжение ремней привода насоса. Обследуйте на предмет износа сальники подшипники и замените пришедшие в негодность элементы.

Самым слабым звеном в устройстве является выключатель. Чаще всего именно эта составляющая выходит из строя и влечет за собой отказ в работе муфты в целом. Нюансы ремонта детали показаны на видео: 

Если срок службы агрегата подошел к концу – замените муфту на новую. Но помните, что замена муфты отдельно – сложная и трудоемкая операция. Гораздо проще поменять узел целиком в сборе с передней крышкой блока.

Не можете найти причину поломки? Тогда агрегат нужно демонтировать и разобрать. Подробнее расскажем далее.

Самостоятельный демонтаж гидромуфты

Снятие гидромуфты осуществляется путем подъема кабины. Затем слейте масло из двигателя. Дальше выполните следующую последовательность действий:

— отсоедините навесной ремень и привод вентилятора 238 1308011 в2;

— снимите масляный поддон и радиаторы;

— демонтируйте масляный фильтр;

— приподнимете двигатель и снимите переднюю крышку вместе с гидромуфтой.

После демонтажа продуйте все каналы поступления рабочей жидкости и осуществите проверку кручения колес. Ремонт осуществляйте на специально предназначенном приспособлении. Подойдет кран-балка или подвеска. Загрязненные детали промойте бензином. Далее процедура установки проводится в обратном порядке. После установки элемента на прежнее место проведите диагностику всех соединений, а затем только запускайте гидромуфту.

Правила эксплуатации и профилактика неисправностей

Гидромуфта не требует специального технического обслуживания, но контроль и проверка состояния продлит срок ее службы. Предотвратить неисправности поможет плановый осмотр и правильная замена масла. Проводить проверку следует, даже если нет текущих проблем. Следите за качеством моторного масла, оно напрямую влияет на состояние всех составляющих муфты. Обратите внимание, что в системе не должно быть протечек. Даже самая небольшая течь, способна привезти к выходу двигателя из строя. В качестве охладителя летом может выступать обычная вода, но для зимнего периода нужен правильно подобранный тосол или антифриз.

Частая причина поломок – неисправность выключателя гидромуфты, этой части при осмотре стоит уделить особое внимание. Своевременная замена или ремонт неисправной детали обеспечит эффективную работу узла в целом. При подборе комплектующих, не ищите дешевые аналоги, выбирайте качественные оригинальные запчасти. При замене гидромуфты полностью рекомендуем заменить весь комплект с передней крышкой блока цилиндров. При правильном наблюдении и уходе конструкция прослужит эффективно весь срок эксплуатации.

Связанные материалы: КАМАЗ гидромуфта муфта привод привод вентилятора ЯМЗ 236 238 муфта вентилятора

Конструкция системы охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Система охлаждения предназначена для обеспечения оптимальных тепловых характеристик двигателя

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ)

К основным узлам и узлам системы охлаждения относятся: радиатор, вентилятор с вязкостной или гидравлической муфтой привода, кожух вентилятора, обечайка вентилятора, корпус водяного канала, водяной насос, термостаты, каналы и соединительные трубопроводы для прохождения охлаждающей жидкости. .

Схема системы охлаждения с вентилятором, соосным коленчатому валу, и с вискомуфтой привода вентилятора представлена ​​на рисунке 1.

При работающем двигателе циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается водяным насосом 8 .

Охлаждающая жидкость от насоса 8 впрыскивается в полость охлаждения левого ряда цилиндров по каналу 9 и по каналу 14 в полость охлаждения правого ряда цилиндров.

Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость поступает в полости охлаждения головок цилиндров через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров.

Из головок цилиндров нагретая жидкость по каналам 4, 5 и 6 поступает в водяную камеру корпуса водяного канала 17, откуда в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход насоса.

Часть жидкости отводится по каналу 15 в масляный теплообменник 16, где тепло передается от масла к охлаждающей жидкости.

От теплообменника охлаждающая жидкость направляется в водяную рубашку блока цилиндров в районе расположения четвертого цилиндра.

Номинальная температура охлаждающей жидкости в системе при работе двигателя 75. ..98 °С.

Контроль теплового режима двигателя осуществляется автоматически: двумя термостатами и вязкостной муфтой привода вентилятора, которые регулируют направление потока жидкости и работу вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя и температура воздуха на выходе из радиатора.

Корпус водоводов (рисунок 1) отлит из сплава железа и прикручен болтами к переднему торцу блока цилиндров.

Впускная 7 и выпускная 11 полости водяного насоса, соединительные каналы 5 и 12, каналы 9 и 14, подвод охлаждающей жидкости к блоку цилиндров, каналы 4 и 6, слив охлаждающей жидкости из головок цилиндров, перепускной канал 13, канал 15 выход охлаждающей жидкости к масляному теплообменнику, полости водяной коробки 17 для установки термостатов, канал 10 подачи охлаждающей жидкости к водяному насосу от радиатора.

Насос водяной (рисунок 2) центробежного типа, устанавливается на корпусе водоводов.

В корпус 1 запрессован радиальный шарико-роликовый двухрядный подшипник с роликом 6. Торцы подшипника с обеих сторон защищены резиновыми уплотнениями. Смазка в подшипник включена производителем

Пополнение смазки в процессе эксплуатации не требуется. Упорное кольцо 8 препятствует перемещению наружной обоймы подшипника в осевом направлении. Крыльчатка 3 и шкив 7 напрессованы на концы вала подшипника.

Сальник 2 запрессован в корпус насоса, а его скользящее кольцо постоянно прижато пружиной к скользящему кольцу 5, которое через резиновую манжету 4 вставлено в рабочее колесо.

В корпусе насоса между подшипником и сальником имеются два отверстия: нижнее и верхнее. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между подшипником и сальником, а нижнее — для контроля исправности торцевого уплотнения.

Утечка жидкости из забоя указывает на выход из строя уплотнения.

При эксплуатации оба отверстия должны быть чистыми, так как их засорение приведет к выходу из строя подшипника.

Сальник водяного насоса (рисунок 3) состоит из латунного наружного корпуса 1, в который вставлена ​​резиновая манжета 2

Внутри манжеты находится пружина 3 с внутренней 4 и внешней 5 обоймами

Пружина прижимает контактное кольцо 6

Скользящее кольцо изготовлено из графито-свинцового прессованного антифрикционного материала.

Вентилятор и вязкостная муфта для привода вентилятора (рис. 4).

Вентилятор девятилопастный 1 диаметром 660 мм изготовлен из стеклонаполненного полиамида, ступица вентилятора 3 — металлическая.

Для привода вентилятора используется автоматически активируемая вискомуфта 2, которая крепится на ступице вентилятора 3.

Принцип работы муфты основан на вязком трении жидкости в малых зазорах между ведомой и ведущие части сцепления. В качестве рабочей жидкости используется силиконовая жидкость высокой вязкости.

Муфта неразборная и не требует обслуживания в процессе эксплуатации.

Муфта срабатывает при повышении температуры воздуха на выходе из радиатора до 61…67 °С. Работой муфты управляет термобиметаллическая спираль 4.

Вентилятор размещен в неподвижной кольцевой оболочке, жестко прикрепленной к двигателю

Кожух вентилятора, кожух вентилятора способствуют увеличению расхода воздуха, продуваемого вентилятором через радиатор. Корпус вентилятора и обечайка вентилятора соединены кольцевым резиновым уплотнением П-образного сечения.

Радиатор меднопаянный, для повышения теплоотдачи ленты охлаждения выполнены с жалюзийными прорезями, крепится боковыми кронштейнами через резиновые подушки к лонжеронам рамы, а нижним звеном к первой поперечине Рамка.

Термостаты (рисунок 5) позволяют ускорить прогрев холодного двигателя и поддерживать температуру охлаждающей жидкости не ниже 75°С за счет изменения ее потока через радиатор.

В водяной коробке 5 корпуса водоводов параллельно установлены два термостата с температурой начала открытия (80±2)°С.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 °С главный клапан 12 поджимается пружиной 11 к седлу 14 корпуса и перекрывает проход охлаждающей жидкости к радиатору.

Перепускной клапан 6 открыт и соединяет водяную камеру корпуса водяного канала через перепускной канал 4 с входом водяного насоса.

При температуре охлаждающей жидкости выше 80 °С заливная горловина 9, расположенная в цилиндре 10, начинает плавиться, увеличиваясь в объеме.

Наполнитель состоит из смеси 60% церезина (нефтяной носок) и 40% алюминиевой пудры.

Давление от расширяющегося наполнителя через резиновую вставку 8 передается на поршень 13, который, выдавливаясь наружу, перемещает цилиндр 10 с главным клапаном 12, сжимая пружину 11.

Между корпусом 14 и клапаном 12 открывается

кольцевой проход охлаждающей жидкости к радиатору. При температуре охлаждающей жидкости 93°С термостат открывается полностью, клапан поднимается на высоту не менее 8,5 мм.

Одновременно с открытием главного клапана вместе с цилиндром перемещается перепускной клапан 6, который перекрывает отверстие в водяной камере корпуса водяного канала, соединяя его с входом водяного насоса.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80 °С и ниже под действием пружин 7 и 11 клапаны 12 и 6 возвращаются в исходное положение.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости на водяной коробке корпуса водяного канала установлены два датчика температуры 1 и 2.

Датчик 1 выводит текущую температуру охлаждающей жидкости на панель приборов, датчик 2 служит индикатором перегрева охлаждающей жидкости.

При повышении температуры до 98-104°С на панели приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Бачок расширительный I (рисунок 1) устанавливается на двигатель автомобилей КАМАЗ с правой стороны по ходу автомобиля.

Расширительный бачок соединен перепускным патрубком 19 с входной полостью водяного насоса 13, пароотводным патрубком 2 с верхним бачком радиатора и с патрубком слива жидкости из компрессора 3.

Расширительный бак служит для компенсации изменения объема теплоносителя при его расширении от нагрева, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного сополимера пропилена.

На горловину бака (рис. 6) навинчивается пробка расширительного бачка с входным 6 (воздух) и выпускным (паровым) клапанами.

Клапаны выпускные и впускные объединены в блок клапанов 8. Блок клапанов неразборный.

Клапан выпускной, нагруженный пружиной 3, поддерживает избыточное давление 65 кПа (0,65 кгс/см 2 ) в системе охлаждения, клапан впускной 6, нагруженный более слабой пружиной 5, препятствует созданию разрежения в системе при остывании двигателя.

Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с окружающей средой при разрежении в системе охлаждения 1…13 кПа (0,01…0,13 кгс/см 2 ).

Охлаждающая жидкость двигателя заливается через заливную горловину расширительного бачка. Перед заполнением системы охлаждения необходимо сначала открыть кран системы отопления.

Для слива охлаждающей жидкости открыть сливные краны нижнего колена водопровода, теплообменника и насосного агрегата подогревателя, открутить пробку расширительного бачка.

Не допускается открывать пробку расширительного бачка на горячем двигателе, так как это может привести к выходу горячей охлаждающей жидкости и пара из горловины расширительного бачка.

Эксплуатация автомобиля без пробки расширительного бачка не допускается.

Регулировку натяжения (рисунок 7) поликлинового ремня 2 привода генератора и водяного насоса для двигателей с вентилятором, расположенным по оси коленчатого вала, выполнить следующим образом:

  • — ослабить болт 11 крепления задней стойки генератора, гайку 10 крепления передней стойки генератора, болт 8 крепления штанги генератора, болт 5 крепления натяжного болта;
  • — повернуть гайку 6, чтобы обеспечить необходимое натяжение ремня; зафиксировать положение генератора гайкой 7;
  • — затянуть болты 5, 8 и 11, затянуть гайку 10.

После регулировки проверьте натяжение:

  • — правильно натянутый ремень 2 при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 44,1±5 Н (4,5±0,5 кгс) должен иметь прогиб 6 . .. 10 мм.

Для автомобилей с капотом двигатель может быть оборудован гидромуфтой привода вентилятора, расположенной на 325 мм выше оси коленчатого вала.

Схема работы системы аналогична описанной выше, конструктивные особенности данной конфигурации двигателя и его узлов видны на рисунках 8, 9, 10, 11.

Гидромуфта привода вентилятора (рисунок 8)

Для поддержания оптимального теплового режима двигателя и экономии топлива привод вентилятора осуществляется через гидромуфту, которая включается и выключается автоматически в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения двигателя.

Скорость вращения вентилятора зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту через переключатель (Рисунок 9).

Устанавливается перед двигателем на патрубке, подающем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Тяга 5 заглушка 9 может быть установлена ​​в три положения, обозначенные метками на корпусе:

  • — положение О (крайнее левое) — вентилятор выключен независимо от температуры охлаждающей жидкости;
  • — положение Р (среднее) — вентилятор включен всегда, вне зависимости от температуры теплоносителя;
  • — положение А (крайнее правое) — вентилятор работает в автоматическом режиме (основной режим).

При повышении температуры охлаждающей жидкости до 85…90°С шток 12 термосилового клапана 11 перемещает шарик 10. Через сообщающиеся полости переключателя масло подается в полость гидромуфты.

Далее по каналам в приводном валу масло поступает в межлопаточное пространство и включает вентилятор, слив масла из рабочих полостей колес осуществляется через отверстия в кожухе.

При снижении температуры охлаждающей жидкости ниже 85 °С шарик 10 под действием возвратной пружины 3 закрывает отверстие в клапане 11 и выключает вентилятор.

Благодаря этому поддерживается наиболее благоприятная температура двигателя, а также снижается расход электроэнергии на привод вентилятора.

При отказе переключателя гидромуфты при работе в автоматическом режиме (характеризующемся перегревом двигателя) принудительно включить вентилятор, установив штекер 9 в положение «Р», и в кратчайшие сроки устранить неисправность переключателя.

Водяной насос, используемый на двигателях с гидромуфтой, (рисунок 10) центробежного типа, устанавливается на передней части блока цилиндров слева.

Вал 10 вращается в подшипниках 3 и 4 с односторонним резиновым уплотнением. Для дополнительной защиты от проникновения охлаждающей жидкости в подшипники установлена ​​резиновая манжета 11.

Сальник 7 препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из полости насоса. Сальник запрессован в корпус насоса 5, а его графитовое кольцо постоянно прижато пружиной к упорному стальному кольцу 8.

Между упорным кольцом и рабочим колесом 6 установлено уплотнение из цельного резинового кольца 9 в тонкостенной латунной обойме.

Высококачественное изготовление торцов графита и упорного кольца обеспечивает надежное контактное уплотнение полости насоса.

Полость между подшипниками заполнена смазкой Литол-24, которую следует периодически пополнять в процессе эксплуатации (на ТО-2) с помощью масленки до появления ее из контрольного отверстия.

В корпусе насоса имеется сливное отверстие для проверки исправности механического уплотнения. Заметная утечка жидкости через это отверстие указывает на выход из строя уплотнения насоса.

Засорение отверстия не допускается, так как приводит к выходу из строя подшипников.

Вентилятор осевой металлический восьмилопастный диаметром 660 мм крепится четырьмя болтами к ступице вентилятора 1 ведомого вала гидромуфты (рис. 8).

Регулировка натяжения поликлинового ремня для двигателей с вентилятором, расположенным над осью коленчатого вала, показана на рисунке 11.

Натяжение ремня привода гидромуфты 11 регулируется перемещением натяжного ролика 6.

Для натяжения ремня 10 привода генератора и водяного насоса выполните следующие действия:

  • — ослабьте гайку 9 крепления генератора;
  • — ослабить болты 7 и 8 крепления штанги генератора;
  • — сдвинуть генератор, натянуть ремень;
  • — затянуть гайку 9, болты 7 и 8.

После регулировки проверьте натяжение:

  • — правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 44,1±5 Н (4,5±0,5 кгс) должен иметь прогиб 6. . , 10 мм.

Отрегулировать натяжение поликлинового ремня двигателей 740.30-260 автобусной компоновки (рисунок 12) изменением положения генератора I в следующей последовательности:

  • — ослабить болты 9, 13, зафиксировать гайка 10 и гайка 12;
  • — сдвинуть генератор 1 с натяжным болтом 11;
  • — затянуть болт 9, 13, контргайку 10 и гайку 12.

После регулировки проверьте натяжение:

  • — правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 44,1±5 Н (4,5±0,5 кгс) должен иметь прогиб 6.. , 10 мм.

Конструкция системы охлаждения двигателей КамАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

Основными элементами системы являются водяной насос, вентилятор, гидромуфта привода вентилятора, термостаты, выключатель гидромуфты, радиатор, кожух вентилятора, водопроводные трубы, жалюзи радиатора и расширительный бачок с паровоздушной пробкой.

Во время работы двигателя водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе.

Жидкость от насоса впрыскивается в камеру охлаждения левого ряда цилиндров, а по патрубку в камеру охлаждения правого ряда цилиндров.

Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в полости охлаждения головок цилиндров.

От головок блока цилиндров нагретая жидкость по патрубкам поступает в коробку термостата, из которой, в зависимости от температуры, направляется в радиатор или на вход насоса.

Часть жидкости отводится от форсунки к водомасляному теплообменнику, в котором тепло передается от масла к охлаждающей жидкости.

Из теплообменника жидкость направляется в водяную рубашку блока цилиндров в районе расположения четвертого цилиндра.

Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя должна поддерживаться в пределах 85-90 °С.

Тепловой режим двигателя автоматически регулируется термостатами и переключателем гидромуфты привода вентилятора, которые регулируют направление потока жидкости и работу вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель.

Водяной насос центробежного типа установлен на передней части блока цилиндров слева.

Вал вращается в подшипниках и с односторонним резиновым уплотнением. Для дополнительной защиты от проникновения охлаждающей жидкости в подшипники установлена ​​резиновая манжета.

Сальник препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из полости насоса.

Сальник запрессован в корпус насоса, а его графитовое кольцо постоянно прижимается пружиной к стальному упорному кольцу.

Между упорным кольцом и рабочим колесом установлено уплотнительное резиновое кольцо в тонкостенной латунной обойме.

Высококачественное изготовление торцов графита и упорного кольца обеспечивает надежное контактное уплотнение полости насоса.

В процессе эксплуатации периодически (при сезонном обслуживании) смазку Литол-24 следует доливать с помощью масленки до появления ее из контрольного отверстия.

В корпусе насоса имеется сливное отверстие для проверки исправности механического уплотнения.

Утечка жидкости через это отверстие указывает на неисправность уплотнения насоса. Засорение отверстия не допускается, так как это приводит к выходу из строя подшипников.

Вентилятор осевой металлический пятилопастный диаметром 660 мм крепится четырьмя болтами к ступице ведомого вала гидромуфты.

С электровентилятором мод. 740.10 не взаимозаменяемы.

Кожух вентилятора повышает эффективность вентилятора.

Корпус штампован из листового металла.

Радиатор четырехрядный, для увеличения теплоотдачи ленты охлаждения выполнены с жалюзийными прорезями, крепится боковыми кронштейнами через резиновые подушки к лонжеронам рамы, а нижним звеном к первой поперечине рамы.

Жалюзи радиатора устанавливаются перед радиатором. Жалюзи управляются рукояткой приводной тяги, расположенной на панели приборов.

Когда ручка полностью утоплена, жалюзи открыты, когда полностью выдвинуты, они закрыты.

Жалюзи способствуют ускорению прогрева двигателя при пуске и поддержанию теплового режима двигателя при низких температурах окружающей среды.

Расширительный бачок устанавливается на двигатель с правой стороны по ходу автомобиля и соединяется перепускным патрубком с входом водяного насоса, паровоздушным патрубком с верхним бачком радиатора и патрубком слива жидкости из компрессора.

Бачок расширительный служит для компенсации изменения объема теплоносителя при его расширении от нагрева, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного сополимера пропилена.

На горловину бака навинчивается пробка расширительного бачка с впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами.

Клапан выпускной, нагруженный пружиной, выдерживает избыточное давление до 65 кПа (0,65 кгс/см 2 ) в системе охлаждения впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, предотвращает создание разрежения в системе при остывании двигателя.

Клапан впускной открывается и сообщает систему охлаждения с окружающей средой при разрежении в системе охлаждения 1-13 кПа (0,01-0,13 кгс/см 2 ).

Эксплуатация автомобиля без пробки расширительного бачка не допускается.

Гидромуфта привода вентилятора (см. рисунок) передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору и гасит инерционные нагрузки, возникающие при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.

Гидромуфта расположена соосно коленчатому валу.

Передняя крышка блока и корпус подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена ​​гидромуфта.

Приводной вал в сборе с кожухом, ведущим колесом, валом и шкивом, соединенными болтами, составляют приводную часть гидромуфты, которая вращается в шарикоподшипниках.

Приводная часть гидромуфты приводится в движение коленчатым валом через шлицевой вал.

Ведомое колесо в сборе с валом, на котором закреплена ступица вентилятора, составляют ведомую часть гидромуфты, которая вращается в шарикоподшипниках. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами.

Радиальные лопатки отлиты на внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес.

Их 33 на ведущем колесе, 32 на ведомом. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.

Крутящий момент от ведущего колеса гидромуфты к ведомому колесу передается при заполнении рабочей полости маслом. Скорость ведомой части зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту.

Переключатель гидравлической муфты управляет работой гидромуфты привода вентилятора.

Через него масло попадает в гидромуфту.

Переключатель устанавливается перед двигателем на патрубке, подающем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Переключатель имеет три фиксированных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из режимов:

— автоматический — рычаг переключателя установлен в положение «А» (см. рисунок).

При повышении температуры охлаждающей жидкости, окружающей датчик тепловой мощности (рис. Переключатель гидромуфты), в его цилиндре начинает плавиться активная масса, которая, увеличиваясь в объеме, перемещает поршень датчика и шарик.

При температуре жидкости 86-90°С шарик открывает масляный канал в корпусе переключателя.

Масло из магистрали двигателя по каналам в корпусе переключателя, блоке и его передней крышке, трубке и каналам в приводном валу поступает в рабочую полость гидромуфты. При этом крутящий момент от коленчатого вала передается на крыльчатку вентилятора.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 86 °С шарик под действием возвратной пружины перекрывает масляный канал в корпусе, и подача масла к гидромуфте прекращается.

При этом масло в гидромуфте сливается через отверстие в кожухе в картер двигателя и отключается вентилятор;

— вентилятор выключен — рычаг переключателя установлен в положение «О» (рис.)

Положение переключателя гидромуфты привода вентилятора: масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может вращаться на низкой частоте под действием сил трения, возникающих при вращении подшипников и манжеты гидромуфты;

— постоянно включен вентилятор — рычаг переключателя установлен в положение «Р»; в этом случае в гидромуфту постоянно подается масло, независимо от температуры охлаждающей жидкости, лопасти вентилятора вращаются постоянно с частотой, примерно равной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Основной режим работы гидромуфты — автоматический.

При выходе из строя переключателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) необходимо включить гидромуфту в постоянном режиме (перевести рычаг переключателя в положение «И») и как можно скорее отремонтировать переключатель .

Термостаты (см. рис.) с твердым наполнителем и прямым ходом клапана предназначены для автоматической регулировки теплового режима двигателя, размещены в коробе (рис. Схема системы охлаждения), установленном на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрывается клапаном, а вход в перепускной патрубок к водяному насосу открывается клапаном. Охлаждающая жидкость циркулирует в обход радиатора, что ускоряет прогрев двигателя.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 80°С активная масса, заключенная в цилиндре, плавится, увеличиваясь в объеме, и выдавливает шток. В этом случае цилиндр представляет собой клапан, а клапан перекрывает вход жидкости в перепускную трубу к водяному насосу.

Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор.

В диапазоне температур 80-93°С клапаны частично открыты, охлаждающая жидкость проходит через радиатор и перепускной патрубок на вход насоса.

При температуре 93 °С клапан полностью открывается, а другой клапан закрывается, при этом вся жидкость циркулирует только через радиатор.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80°С и ниже объем активной массы уменьшается и клапаны принимают исходное положение под действием пружин термостата.

Температура охлаждающей жидкости в системе контролируется индикатором на панели приборов.

При повышении температуры в системе охлаждения до 98-104°С на панели приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Двигатель заливается охлаждающей жидкостью через заливную горловину расширительного бачка.

Перед заполнением системы охлаждения необходимо сначала открыть кран системы отопления.

Проверка уровня жидкости производится визуально на холодном двигателе.

Back to top