Одним из важных параметров, влияющих на эксплуатационные характеристики автомобиля, является вес колесных дисков. Современные автолюбители понимают, что уменьшая вес дисков (устанавливая на автомобиль более легкие диски), можно повысить плавность хода, улучшить управляемость транспортного средства, а также динамические характеристики (скорость торможения и разгона).
Также от веса дисков в определенной степени зависит долговечность подвески, отсутствие поломок ее элементов в течение продолжительного времени. В данной статье будут подробно рассмотрен механизм влияния массы дисков на эксплуатационные характеристики автомобиля, кроме того, мы поговорим о том, как отличается вес дисков в зависимости от материала их изготовления, а также используемой технологии.
Подрессоренная и неподрессоренная масса
Для того чтобы понять, как вес колеса может влиять на управляемость автомобиля, динамические характеристики, плавность хода и долговечность подвески, необходимо разобраться в том, какие силы действуют на автомобиль во время движения. Одним из основных параметров, которым руководствуются инженеры при разработке подвески для определенной модели авто, является соотношении подрессоренной и неподрессоренной массы автомобиля. Что это такое?
Рессора (пружина, амортизаторная стойка) является упругим элементом подвески, который смягчает удары, возникающие при движении автомобиля по неровностям дорожной поверхности. Благодаря этому элементу удары передаются на кузов лишь в незначительной степени, что определяет плавность хода и комфорт передвижения. Подрессоренная масса – это масса частей транспортного средства, которые отделены от дорожной поверхности рессорой (кузов), а неподрессоренная масса – это масса частей, которые находятся между дорожной поверхностью и рессорой (диски, шины, ступицы, элементы тормозной системы).
Управляемость
В момент наезда автомобиля на неровность, колесо принимает на себя удар и передает его через амортизатор на кузов. В свою очередь, кузов своим весом (через амортизатор) компенсирует этот удар, и колесо возвращается в первоначальное положение. Чем меньше неподрессоренная масса, тем меньшей силы возникает удар на кузов, кроме того, при маневрировании тратится меньше усилий. Однако если вес кузова будет слишком мал относительно веса колеса (всех неподрессоренных элементов), то колесо не сможет быстро вернуться в первоначальное положение, что чревато потерей управления (заносы).
Динамические характеристики
Способность автомобиля быстро набирать разгон и обеспечивать эффективное торможение также находится в зависимости от неподрессоренной массы. Чем больше весят колеса, тем больше энергии нужно для того, чтобы повысить скорость их вращения (которое и обеспечивает ускорение автомобиля), то же самое относится к процессу торможения.
Двигатель способен вырабатывать только ограниченное количество энергии на каждый момент времени. Поэтому, чем больше весят колеса, тем больше мощности двигателя расходуется на то, чтобы их раскрутить, и меньше мощности остается для быстрого разгона. В цифрах это выглядит следующим образом: при увеличении веса колес (неподрессоренной массы) на 1 кг., автомобиль теряет 1% мощности. Поэтому для повышения скорости разгона и усиления эффективности торможения устанавливают облегченные колесные диски, с легкими дисками машина разгоняется быстрее.
Плавность хода
Соотношение подрессоренной и неподрессоренной масс влияет и на плавность хода, добиться идеального соотношения можно двумя способами – увеличить подрессоренную массу или уменьшить неподрессоренную. Первый способ имеет определенные недостатки, поскольку увеличение веса автомобиля (например, за счет дополнительного балласта в салоне или багажнике), снижает разгонную динамику. Поэтому, чаще всего стараются максимально облегчить колеса, снизив неподрессоренную массу.
Есть вполне определенные показатели – снижение веса колеса (каждого из колес) на 1 кг. действует так же, как и снижение веса кузова на 40 кг. То есть, снизив вес каждого колеса на 4 кг. (общее снижение неподрессоренной массы составит 16 кг.), можно достичь такой же плавности хода, которая наблюдается при наличии в салоне нескольких пассажиров. Но при этом автомобиль набирает разгон намного быстрее, чем в загруженном состоянии (как если бы в салоне действительно сидели пассажиры).
Вес дисков и долговечность подвески
От веса колесных дисков (и прочих неподрессоренных элементов) зависит и долговечность элементов подвески. Во время движения по неровностям дорожного покрытия, возникают удары, которые гасятся подвеской. Причем, не только амортизаторами, если удар сильный, то прочие элементы подвески также принимают на себя часть энергии удара. И чем выше неподрессоренная масса, тем больше создается нагрузка на подвеску. Естественно, что увеличение нагрузки не способствует долговечности узлов, принимающих на себя удары.
Стальные штампованные колесные диски являются наиболее тяжелыми, что и стало распространенной причиной их замены на легкосплавные сразу же после приобретения нового автомобиля. Однако стальные диски имеют минимальную стоимость, поэтому продолжают занимать устойчивые позиции на рынке автомобильных запчастей.
Литые диски из алюминиевого сплава примерно на 20% легче стальных дисков, технология изготовления позволяет воплотить практически любые фантазии дизайнера. Кроме того, литые диски обеспечивают более качественное охлаждение тормозной системы.
Кованые диски являются наиболее легкими. Диски, изготовленные по технологии горячей штамповки, в свою очередь, на 20% легче литых дисков и на 50% легче стальных штампованных дисков. Основным препятствием для их безоговорочного доминирования среди прочих видов автодисков является цена – кованные диски стоят несколько дороже, чем литые, и намного дороже стальных.
Магниевые литые диски занимают на рынке особое место, такие диски несколько тяжелее кованных, однако значительно легче алюминиевых дисков. Впрочем, магниевые диски не получили широкого распространения, поскольку они менее долговечны, чем алюминиевые диски, и не пригодны для ремонта в случае повреждений. Магниевые диски приобретают любители быстрой езды и динамичного маневрирования, владельцы спортивных автомобилей.
Средний вес диска
Компания OZ Racing выпустила самые легкие в мире диски Alleggerita HLT. Так, эта модель в размере 17 дюймов весит всего 6,25 кг
Самыми тяжелыми дисками считаются диски от БелАЗ-75710 - один диск R63 весит около 3 тонн.
Соотношение веса и размеров колесных дисков, изготовленных из различных материалов, хорошо иллюстрирует таблица. Данные, представленные в таблице, получены на основе сравнительного анализа веса и размеров более чем 4 тыс. моделей автодисков от различных производителей. Каждый показатель массы получен методом получения среднего арифметического числа от совокупности масс дисков одного размера (диаметра) и одного типа (материала изготовления) множества моделей от разных производителей.
Средний вес одного диска, кг
Диаметр, дюймыЛитойКованыйСтальЛитой магниевый
R10
3,63
2,30
R12
4,17
4,50
3,08
R13
5,40
3,58
7,26
3,83
R14
6,29
3,94
8,01
4,38
R15
7,32
3,69
9,56
5,16
R16
8,59
6,40
10,20
6,47
R17
9,82
7,38
12,40
9,20
R18
11,17
8,62
R19
12,28
10,36
R22
18,76
11,51
R23
19,87
R24
22,22
www.megatrack.ru
Какие диски лучше | Автоблог
Сегодня, я предлагаю подумать какие диски лучше для автомобиля. Всего существует три основных вида, которые получили большое распространение в мире. Это штампованные стальные, литые алюминиевые и кованные алюминиевые диски. Так какие оптимальны для вашего авто? Какие лучше выбрать…
Итак, я предлагаю выбирать исходя из таких показателей как прочность, стоимость, практичность и расход топлива автомобиля.
Первыми в статье — идут штампованные варианты, они самые распространенные
Штампованные — стальные виды
Самый распространённый вид, все потому что они являются самыми дешевыми, в несколько раз дешевле, чем алюминиевые литые или кованые. Практически все бюджетные автомобили используют штампованные варианты. С уверенностью можно сказать что 60 – 70 % машин «обуваются» в «штамповки». Большим плюсом этих дисков является то, что при попадании в яму или наезд на выступающий предмет, бордюр или камень на дороге, штампованный тип не треснет и не сломается, он просто погнется, тем самым сохраняя детали подвески от повреждения. На любом шиномонтаже его вам выправят (простыми словами «прокатают»), и он дальше будет вам служить. Однако недостатков у него также предостаточно. Первое — подвержены коррозии, если вы долго не пользуетесь этими дисками, то они могут покрыться ржавчиной и даже сгнить. Второе – самые тяжелые из троицы, а поэтому разогнать автомобиль тяжелее, также сложнее его остановить. Увеличена и масса подрессорного пространства автомобиля, что негативно влияет на работу подвески. Расход топлива со «штамповками» на колесах увеличен примерно на 7 – 10 %.
Вторыми в статье расскажу о литых алюминиевых вариантах.
Литые — алюминиевые
Изготавливаются из алюминиевого сплава, без использования высокого давления. Сочетание цена-качество. Нет, конечно, они значительно дороже, чем штампованные, однако они не такие дорогие как кованные варианты. Легче стальных примерно на 15 – 20 %. Также они очень эстетичны внешне, имеют множество дизайнов, расцветок и форм. Из-за легкой массы, подвеска автомобиля имеет меньшее подрессорное давление, что хорошо сказывается на динамику, и торможение автомобиля, а также положительно сказывается на расход авто. Расход меньше чем, на автомобиле со штамповками. Но минусы у них также есть, «литье» не устойчиво к деформации, при наезде на препятствие, он может треснуть или даже сломаться. Их уже не восстановить. В этой статье вы можете посмотреть как их производят. Нужно отметить что все больше производителей обувают свои машины в эти варианты, уж больно много у них плюсов.
И последними в нашей статье — идут «кованные алюминиевые»
Кованые — алюминиевые диски
Кованые — делаются с применением технологии изготовления полужидкой штамповки. Самые дорогие из троицы, но и самые легкие они до 50 % легче чем штампованные и до 25 % легче «литых». Также стоит отметить, что они самые практичные из троицы, они эластичны и не ломаются при резком наезде на неровность. Машина с такими видом расходует всех меньше топлива, а также подвеска живет дольше, из-за самого низкого веса. Недостатками — является ограниченные виды дизайна из-за сложной технологии процесса изготовления.
Хочется пару слов сказать о титановых вариантах. Такие тоже бывают на автомобильных рынках, однако гость очень редкий и очень дорогой, в несколько раз дороже кованного собрата. Однако они самые прочные и самые легкие из всех. Но брать я их вам не советую, ибо цена на рядовую иномарку (радиус 15 — 16) будет равна цене двум — трем комплектам «литья».
Ответ на вопрос — какие диски лучше, каждый должен определить для себя. Тут все не однозначно. Кто-то не готов тратить много денег на литые и кованные алюминиевые диски, а для кого-то не приемлемо использование штампованных дисков.
Посмотрите полезное видео, где парень затрагивает все основные моменты выбора
НА этом заканчиваю свою статью, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления в социальных сетях.
avto-blogger.ru
Сравнение типов автомобильных дисков
Стоит только человеку обзавестись своими «колёсами», как тут же появляется множество проблем, «безлошадному» гражданину не знакомых. Одна из таких головных болей — выбор колесных дисков.
Несмотря на то, что витрины автомагазинов поражают воображение ассортиментом, по способу производства колёсные диски делятся всего на три вида: штампованные, литые и кованые.
У каждого вида есть свои плюсы и свои минусы. Разберемся в них с помощью наших автоинструкторов.
Стальные диски
Штампованные диски применяются столько же, сколько существует массовое производство автомобилей, и до 80-х годов прошлого века альтернативы у автолюбителей просто не было.
Способ производства таких дисков прост: из прямого куска стали пресс-формой вырубаются две половинки будущего диска. Потом внутренняя и внешняя части соединяются точечной сваркой. Дальше осталось нанести защитное антикоррозийное покрытие — и диск готов.
Достоинства штамповки:
Низкая себестоимость и, соответственно, цена. Диск отечественного производства стоит в среднем от 500 до 1500 рублей.
Высокая пластичность, благодаря чему при ударе диск принимает энергию удара на себя, защищая подвеску и покрышку.
Ремонтопригодность — погнутый диск возможно отрихтовать для повторного использования.
Колёса с такими дисками не пользуются большим спросом у автоворишек.
Недостатки штампованного диска:
Большой вес. Технология изготовления не позволяет уменьшать толщину металла без потери прочностных характеристик. Вследствие этого — большая нагрузка на ходовую часть, больший тормозной путь, расход топлива и большое количество сопутствующих неприятностей.
Непрезентабельный внешний вид. Опять же технология не позволяет получать сложные конструкции. Диски приходится прикрывать колпаками.
Невысокая коррозионная стойкость. Особенно на недорогих моделях, где покрытие наносится по упрощённой технологии.
Литые диски
Литые диски изготавливаются из алюминиевых сплавов методом литья. Логично, да? Отливка производится тремя методами – кокильным литьём, литьём под низким давлением и литьём под противодавлением. От способа изготовления зависят эксплуатационные качества колеса.
Так, диски, полученные под низким давлением, превосходят кокильное литьё в 1,5-2 раза по пластичности и на 15-20% по прочности. А литьё под противодавлением улучшает механические свойства ещё на 5- 10%.
Также литые колёса отличаются по материалу изготовления. Наиболее распространён сплав алюминия с кремнием. Такие колёса на 15-30% легче стальных. Диски на основе магниевых сплавов – самые лёгкие, но в то же время и самые непрочные. Вдобавок, магний имеет низкую коррозионную стойкость, из-за чего на такие диски приходится наносить прочное защитное покрытие.
Плюсы литья:
Более низкий по сравнению с штампованным колесом вес. Соответственно, улучшаются ходовые качества автомобиля, меньше нагрузка на подвеску, меньший износ резины. Кроме того, теплоотводные характеристики таких дисков не дают перегреваться тормозам.
Технология позволяет получать множество вариантов дизайна. Если нужно, чтобы автомобиль смотрелся, то литьё – это лучшее решение.
Минусы литых дисков:
Самый главный недостаток таких колёс – это их хрупкость. При ударе по диску он может запросто расколоться. Что это значит для безопасности автомобиля, объяснять не нужно.
Плохая устойчивость к коррозии и образование гальванических пар со стальными деталями. Особенно это заметно на дисках из сплавов магния. Нарушение защитного покрытия может стать началом процесса разрушения диска.
Конечно, на дисках, сделанных с соблюдением всех правил, риск разрушения сведён к минимуму, но рынок завален продукцией низкого качества и неизвестного происхождения. Так что шанс получить на свою машину диски, которые могут развалиться на первом же бордюре, всегда есть.
Цены на литые диски зависят от изготовителя и варьируются от 1500 до 30000 рублей.
Кованые диски
Действительно, «коваными» колёса, изготовленные по технологии горячей объёмной штамповки в закрытых матрицах, называть несколько неправомерно. Но, поскольку в народе прижилось именно такое название, то оставим его для удобства понимания.
Итак, «кованые» диски – чисто российское изобретение. Появились в те годы, когда «оборонке» нужно было выживать. Вот и додумались изобретательные товарищи изготавливать автомобильные колёса на оборудовании, доселе используемом в аэрокосмической промышленности.
Отсюда высокая себе стоимость таких изделий — диски изготавливают в ходе многоступенчатого технологического процесса с задействованием прессов, развивающих усилие от 6 до 20 килотонн. Такие прессы стоят десятки миллионов долларов и имеются на считанных предприятиях – как в России, так и за рубежом, и поэтому производителей «кованых» дисков можно пересчитать по пальцам.
Процесс позволяет добиться равномерной и мелкой структуры алюминиевого сплава, «кованые» колёсные диски такие лёгкие и прочные.
И дорогие. Хотя, это смотря с какой позиции судить. Если россиянину «ковку» приходится покупать по цене 4-7 тысяч рублей, то за границей такой же диск будет стоить свыше тысячи евро.
Достоинства кованых дисков:
Малый вес. В два раза легче стальных, на 30-40% легче литых.
Высокая пластичность при ударе. Расколоть качественное колесо практически невозможно. А при появлении вмятин его можно подправить.
Коррозионная стойкость.
Недостатки ковки:
Относительно высокая цена. Самый дешёвый «кованый» раза в два дороже самого дешёвого литого.
Непритязательный дизайн. Теоретически можно получить форму любой степени ажурности, но «кованые» диски значительно тоньше литых и поэтому красота ухудшит прочностные данные.
Кстати, это один из тех видов продукции, которые идут на экспорт. Так что, если кто-то позарится на заграничную «ковку», скорее всего, приобретёт изделие, изготовленное из наших заготовок.
А вот видеоматериал на тему выбора типов дисков для вашего автомобиля:
Что ставить на свою машину, каждый решает сам. Дешевизна, внешний вид, безопасность и отличные ходовые качества своего авто – каждому есть, что для себя выбрать.
Эффективный способ сделать автомобиль индивидуальным - заменить стальные диски на литые. Но определится с выбором не так просто, как кажется на первый взгляд. Различают несколько классов автодисков, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Так какие литые диски лучше выбрать ?
Все колесные диски можно разделить на два класса: стальные диски и легкосплавные колесные диски. Стальные колесные диски простым языком называют штамповки. Производство заключается в сваривании отдельных штампованных деталей. Простая технология делает цену стальных дисков не высокой. Плюсы: простой и недорогой ремонт стальных дисков (возможность восстановить диски даже после сложной деформации), высокая прочность (самые надежные и безопасные диски).Минусы: Большая масса, однообразный дизайн (который можно изменить покраской или колпаками) и проблемы с балансировкой.Поэтому многие стараются заменить стальные диски на легкосплавные.
Легкосплавные колесные диски более современные, при их изготовлении используют алюминиевые и магниевые сплавы. Эти диски разделяются по способу изготовления на литые и кованые, а какие из низ лучше ?Литые диски производят методом литья, далее происходит обработка поверхности. Все литые диски имеют зернистую фактуру металла, который в результате долгой эксплуатации по плохим дорогам накапливает в себе микротрещины, которые могут расколоть диск при сильном ударе. Так же стоит отметить более проблематичный и дорогой ремонт литых дисков. Правка дисков осуществляется на специальном станке, который не всегда дает гарантию.
Магниевые литые диски обладают малым весом, но быстро растрескиваются.
Литые алюминиевые диски менее подвержены растрескиванию.
Кованые диски получают методом горячей объемной штамповки. Металл в процессе ковки приобретает волокнистую структуру, что делает их прочнее литых.
Кованые алюминиевые диски легкие и прочные.
Кованные магниевые диски еще прочнее и легче, однако, цена их очень высока, а сами диски делаются на заказ.
Комбинированные диски у которых соединение литой и кованой частей происходит с помощью специальных болтов.
Титановые диски изготавливаются из титанового сплава. Прочные диски которые имеют высокую стоимость. Большой вес металла влечет за собой последствия, а именно уменьшение толщины самого диска. Стоит отметить меньше возможностей с дизайнерской стороны.
Преимущества легкосплавных колесных дисков: Возможность реализовывать практически любой дизайн. А покраска литых дисков сделает их еще более индивидуальными.Низкая масса дисков, что улучшает динамические характеристики подвески, которые напрямую влияют на динамику и безопасность автомобиля.Лучше отводят тепло от тормозных узлов. Высокая точность изготовления.
Качество российских дорог оставляет желать лучшего, поэтому многие считают, что кованые диски лучше подходят под такие условия.
Если решили купить автомобильные диски на ВАЗ, тогда большой выбор можно найти в интернет-магазинах. Перед покупкой обязательно уточните размеры автомобильных дисков, вылет и другие параметры. Какие диски подойдут на ВАЗ 2110 можно почитать тут.
Итак, голосуем и оставляем отзывы об автомобильных дисках:
Какие автомобильные диски лучше для Вас ?
По каким критериям Вы выбирали диски ?
p.s. Все комментарии не по теме будут удаляться.
Какие автомобильные диски Вы выбрали для своего автомобиля ?
Как Вы считаете, какие автомобильные диски самые безопасные ?