Гайворонская ужд: Туристичний портал Зручно Тревел

Гайворонская УЖД, день 2: из Гайворона в Голованевск и назад

[b282]

Security:
Subject:Гайворонская УЖД, день 2: из Гайворона в Голованевск и назад
Time:09:09 am

«Ку-ку!» — с этого звука начался второй день нашего пребывания на Гайворонской узкоколейке.

Гостиница, в которой мы остановились, находится буквально в ста метрах от локомотивного депо. Гайворон — городок небольшой и тихий, да к тому-же в семь утра шуметь особо нечему. Поэтому когда ранним утром понедельника тепловоз, который в 8 часов повезет нас в Голованевск, выходил из депо, мы отлично слышали это его «ку-ку», которое ни с чем невозможно перепутать.

От этого звука сжимается сердце. Если ты его слышишь, значит где-то рядом настоящая, действующая узкая колея. Ни один большой локомотив не может так гудеть, как ТУ-шки. «Ку-ку» — это звук жизни маленьких дорог.

А в этот раз для нас это был сигнал к выступлению: понедельник — это один из дней недели, когда на станции Гайворон можно увидеть встречу двух поездов: один из них прибывает с Рудницы, а второй в это время готовится к отправлению на Голованевск. А после поездки из Рудницы в Гайворон хотелось узкоколейки еще и еще 🙂

Поезд из Рудницы пришел по расписанию, даже минуты на три раньше. Не смотря на ранний рейс, из него выгрузилась множество самого разного народу: кто налегке, кто с мешками-авоськами, гружеными яблоками и кукурузой, кто-то с велосипедами. Одни ушли в город, другие пересели в поезд до Голованевска.

Когда народ разошелся, был сделан этот кадр: слева поезд до Голованевска, справа — из Рудницы. Парень с велосипедом — в некотором смысле как собирательный образ Гайворона: в этом городе, как и в Рязанской глубинке, народ предпочитает перемещаться на велосипедах.

Узкоколейный участок Гайворон — Голованевск представляет собой сохранившийся остаток некогда довольно большой ветки Гайворон — Подгородная, протяженность которого составляла порядка 188км.

Когда к 1980-му году в Гайворон пришла широкая колея, появились планы перешить и дорогу до Подгородной. Соответствующие работы были начаты и к 1991-му году на участке Гайворон — Таужня параллельно узкоколейной дороге была проложена ширококолейная.

Одновременно со стороны Подгородной строили широкую колею до Голованевска, которая также на большей части своего пути прокладывалась параллельно узкоколейке.

Планам по переходу с узкой колеи на широкую помешал крах СССР и последующий экономический коллапс. И если узкоколейный участок Голованевск — Подгородная был разобран, а движение переведено на широкую колею, то от Голованевска до Таужни широкой колеи нет.

Так экономический кризис помог сохраниться узкоколейке. Теперь благодаря ему несколько раз в неделю из Гайворона в Голованевск ходит ТУ2 с польским вагоном «Пафаваг».

Грозит ли широкая колея узкоколейке Гайворон — Голованевск? Сложно сказать. С одной стороны осталось проложить километров 30 магистрали. Но с другой — эти тридцать километров должны быть проложены по местности с довольно сложным рельефом, насыпи узкоколейки для широкой колеи не подойдут, а вести масштабные земляные работы (а речь идет о километрах огромных насыпей — выемок) — дело довольно хлопотное.

Но мы решили не испытывать судьбу и проехать по этому участку, поскольку кто знает, что будет с ним через пару-тройку лет…

Чем примечательна поездка из Гайворона в Голованевск? Ну во первых тем, что это поездка по узкоколейке со всей ее романтикой и всеми ощущениями от езды в маленьком вагоне, ведомом маленьким тепловозом. Во-вторых — это виды за окном. Сельская Украина — это нечто совершенно потрясающее. Особенно поражает отношение людей к земле: поля засажены и ухожены, все растет и цветет.

Уже ближе к Голованевску узкоколейка проходит прямо через довольно крупный городок Ульяновка, в котором располагается станция Грушка:

Водонапорная башня на станции наверное еще помнит, когда тут ходили паровозы:

На ветке Гайворон — Голованевск Ульяновка — это самый протяженный населенный пункт, по которому проходит узкоколейка. И самый живописный.

Есть в нем что-то от села:

А есть и от города:

Через Ульяновку, меж двух холмов, протекает река Синиця, которая разделяет город на западную и восточную части. Перепад высот тут очень приличный, поэтому для железной дороги была построена насыпь, местами очень даже высокая:

Как я понимаю, именно этот барьер естественного происхождения и не позволил в условиях пост-советской действительности добить узкоколейку на этом участке.

Когда я ехал на Гайворонскую УЖД, у меня была одна мечта. Я очень хотел сфотографировать узкоколейный и ширококолейный тепловозы, так сказать, плечом к плечу, на соседних путях. Но сделать это в Гайвороне оказалось довольно проблематично — станция как бы разделена на две части: слева узкоколейные пути, справа ширококолейные. Причем пути, которые ближе к центру, используются для отстоя вагонов.

Шансом сделать заветный кадр был Голованевск. Поэтому когда мы прибыли на эту станциию, радости моей на пригород Голованевск — Помошная не было предела: он как будто ждал возможности попозировать перед фотокамерой.

Нацелился я было фоткать пересечение, да в том месте, откуда оно прекрасно смотрелось, стояли местные путейцы, человека четыре.

Будучи иностранным гражданином, я не стал бросаться им в глаза с фотоаппаратом, подошел к ним и завязал разговор:
-Так и так, — говорю: Здрасьте! Можно я ваши тепловозы сфоткаю?
— Да можно конечно! А что в них такого интересного?
— Ну как-же?…. — ну и понеслось!

В итоге я им рассказал, какая классная у них узкоколейка, какие красивые и чистые тепловозы и как вообще здорово у них в Кировоградской области. А они мне поведали, что да, следят за чистотой, что дорогу вроде хотят разобрать, но уже лет десять как хотят и никак не выхотят. И поинтересовались, есть ли в России такие дороги и откуда я сам такой? А я им про Рязань, и про Мещерскую магистраль, и про то, что от нее осталось…

В общем мы нашли общий язык и проболтали бы еще Бог знает сколько времени, если бы не машинист ЧМЭхи, который вышел из кабины тепловоза на площадку покурить. Вот тут я и вспомнил, то хотел вообще-то пофоткать ЧМЭ3 в паре с ТУ2 и без него:

Единственное — наша Тушка могла бы еще метров 15 протянуть. Ну да ладно, я и в таком раскладе остался доволен результатом.

Станция Голованевск оказалась весьма опрятной. Судя по строениям (множество пакгаузов и зернопогрузчики), основным грузом, отправляемым отсюда, является сельскохозяйственная продукция.

Вообще на Украине поражает обилие сельскохозяйственных станций, видя которые четко понимаешь, что слова про «житницу СССР» были совсем не пропагандистским тезисом.

После того, как я много и интересно пообщался с местными путейцами и сделал заветный кадр (уложив в него и ЧМЭху и Тушку), я вдруг вспомнил, что в Голованевске можно словить ТУ2 под семафором.

Но когда я спохватился и понесся в горловину, оказалось, что Тушка уже сдвинула состав (громко сказано для одного вагона?) от перрона, отцепилась и уже почти закончила маневры для смены направления движения на Гайворон:

Затем поезд отошел к вокзалу. До отправления в Гайворон осталось 10 минут:

На этом наш визит в Голованевск закончился и мы двинулись назад, в Гайворон.

Эта запись в моем журнале

комментарии: Оставить комментарий

Гайворонские УЖД: an_2 — LiveJournal

?

Category:

  • Транспорт
  • Cancel
  • Location: home
  • Mood: energetic

Есть у нас с другом такая традиция: каждый год в начале апреля устраивать железнодорожные поездки на Украину. Так что, в очередной раз, пока тут ещё лежит снег и веет холодом по утрам, заставляя прохожих утепляться в многослойные одеяния, мы едем на юга, где снег уже давно сошёл, а на деревьях распускаются почки. Ну а в качестве улова мы привезли фотографии местных поездов и железных дорог. В этот раз нас заинтересовали Гайворонские узкоколейки. О них и пойдёт речь далее.

В последнее время узкоколейные железные дороги становятся всё более редким явлением за ненадобностью, увы. Как минимум поэтому их стоит снимать, пока не поздно. В Гайвороне узкая колея перемежается с широкой, места пересечения выглядят примерно как на фото выше.

На подобных узкоколейках сохранились даже семафоры. Справедливости ради, стоит сказать, что семафоры сохранились и у нас на ширококолейных железных дорогах.

В первый день мы отсняли станцию Гайворон и её окрестности, в депо не лазили поскольку охраняется, зато прошлись в сторону о.п. 5км. пешочком до моста через реку Южный Буг. Пофоткали на станции вагоны Pafawag, строившиеся в 60-х годах в ГДР для железных дорог с шириной колеи 750 мм, ну и конечно единственный поезд, проследовавший в тот день в сторону станции Рудница, ведомый тепловозом Ту-2. С поездами вышел казус — мы думали, что все субботние поезда, которые есть на яндекс.расписаниях, есть и по факту. На практике половину поездов отменили. Те, что ходили раньше каждый день, теперь ходят 3 раза в неделю… Так что не всегда верьте расписаниям в интернете.

Ради этого кадра, помню, я залезал на обрубок сосны. На поездку опять делал ставку на «полтинник», уж очень нравится мне его боке. Как побочный эффект, к сожалению, в этом кадре поезд всё-таки не влез целиком.

В первый день мы изрядно устали, потому как прилетели накануне ночью, и ночью же из Киева добирались в эту глухомань на такси. Это 310 км. езды, ближе от Одессы было бы. Гайворон оказался не такой уж и глухоманью, как позже выяснилось. Была тут и хорошая гостиница, где мы ночью успели поспать 3 часа. Утренний поезд, прибывавший в 8 из Рудниц, не стал бы нас ждать. Мы его сняли.

Завершая рассказ о первом дне, хочу отметить, что в Гайвороне народ дружелюбный, нам спокойно давали снимать на станции, даже при том, что там был полицейский. Один раз только на перегрузочном пункте сказали, чтобы мы тут не ходили. Но не с целью фотографирования, а чтобы не украли чего.

Второй день получился гораздо более насыщенным. И поездов было больше — утром был ещё поезд на Голованевск. Сначала мы запечатлели манёвры тепловоза Ту-2, потом утренний поезд из Рудниц, потом манёвры двух тепловозов Ту-2, а потом следовали за поездом до Голованевска на такси, попутно снимая его на станциях и перегонах. Первую половину второго дня мы отсняли этот поезд во всех возможных ракурсах, доехав в итоге до самого Голованевска. Вернувшись обратно, мы ещё успели на поезд до Рудниц.

Тепловоз Ту-2 намного меньше обычных «ширококолейных» тепловозов

Поезд на Голованевск видимо не был популярен, поэтому обошлись всего одним пассажирским вагоном…

Узкоколейка и переезд. Кстати, многие переезды были оборудованы шлагбаумом для поезда, а не для автотранспорта. Поезд останавливался, машинист и помощник вылезали из тепловоза, открывали шлагбаум, поезд проезжал переезд, потом они закрывали шлагбаум, залезали в тепловозд и поезд ехал дальше

Одна из немногочисленных насыпей близ Ульяновки. В большинстве случаев рельеф был более-менее ровный, чтобы прям по нему прокладывать пути.

Поезд на Рудницу, который после утренних гонок за поездом на Голованевск, оказался для нас роковым, сломавшись после Бершади. После полуторачасового ожидания тепловоза-толкача, того самого кстати, за которым мы «гонялись» утром на такси, мы всё-таки продолжили путь до Рудниц, а потом обратно. По пути иногда выбегали из поезда и снимали его на некоторых интересных станциях.

Вот так вот, иногда и я снимаю железную дорогу. Надеюсь, было интересно. Скоро будут и самолёты. Но традиции есть традиции!

Полную фотоподборку см.здесь

Tags: Гайворон, Украина, жд

Subscribe

  • Кунашир-2022. Мыс Столбчатый

    После Головнина, мы поехали сразу на Столбчатый. Формально Столбчатый уже не относится к заповеднику, но тем не менее, это…

  • Кунашир-2022. Кальдера Головнина

    Утром и весь следующий день мы выбирались обратно в сторону Южно-Курильска.

Back to top