Стояночные тормоза


Устройство и принцип работы стояночного тормоза

Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник» ) является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.

Функции и назначение ручного тормоза

Общий вид ручного тормоза

Главное предназначение стояночного тормоза (или ручника) состоит в удержании автомобиля на месте во время длительной стоянки. Также он используется в случае выхода из строя основной тормозной системы при аварийном или экстренном торможении. В последнем случае ручник применяется в качестве притормаживающего устройства.

Также ручной тормоз используется при осуществлении резких поворотов на спортивных автомобилях.

Стояночный тормоз состоит из тормозного привода (как правило, механическог)о и тормозных механизмов.

Виды стояночного тормоза

Тросовый привод стояночного тормоза

По типу привода ручной тормоз подразделяется на:

Наиболее распространен первый вариант благодаря простоте конструкции и надежности. Для активации ручника достаточно потянуть рукоятку на себя. Натянутые тросы заблокируют колеса и приведут к снижению скорости. Произойдет торможение автомобиля. Гидравлический ручник используется значительно реже.

По способу включения стояночный тормоз бывает:

Ручник, приводимый в действие при помощи педали, используется на автомобилях с автоматической коробкой передач. Педаль ручного тормоза в таком механизме расположена на месте педали сцепления.

Различают также следующие виды привода стояночного тормоза в тормозных механизмах:

В барабанных тормозах используется рычаг, который при натяжении троса начинает воздействовать на тормозные колодки. Последние прижимаются к барабану, и происходит торможение.

При активации центрального стояночного тормоза происходит блокировка не колес, а карданного вала.

Также имеет место электрический привод ручного тормоза, где дисковый тормозной механизм взаимодействует с электродвигателем.

Устройство стояночного тормоза

К основным элементам ручника относятся:

Схема стояночного тормоза

В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй — с рычагом.

Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.

Принцип работы ручника

Механизм приводится в действие переводом рычага в вертикальное положение до щелчка фиксатора. В результате тросы, прижимающие тормозные колодки задних колес к барабанам, натягиваются. Задние колеса блокируются, происходит торможение.

Чтобы снять автомобиль с ручника, необходимо зажать фиксирующую кнопку и опустить рычаг вниз, в исходное положение.

Стояночный тормоз в дисковом тормозном механизме

Что касается автомобилей с дисковыми тормозами, то здесь применяются следующие разновидности стояночного тормоза:

Винтовой применяется в дисковых тормозах с одним поршнем. Последний управляется за счет вкрученного в него винта. Винт вращается за счет рычага, соединенного с другой стороны с тросом. Поршень по резьбе вдвигается и прижимает тормозные колодки к диску.

В кулачковом механизме поршень перемещается за счет толкателя, имеющего привод от кулачка. Последний жестко соединен с рычагом с помощью троса. Перемещение толкателя с поршнем происходит при повороте кулачка.

Барабанный тормозной механизм применяется в дисковых тормозах с несколькими поршнями.

Эксплуатация ручного тормоза

В заключении дадим пару советов по эксплуатации ручника.

Необходимо всегда проверять положение ручника перед началом движения. Ехать на ручнике не рекомендуется, это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и дисков.

А можно ли ставить машину на ручник зимой? Этого делать также не рекомендуется. В зимний период грязь со снегом налипает на колеса и при сильном морозе даже кратковременная остановка может привести к замерзанию тормозных дисков с колодками. Движение автомобиля станет невозможным, а применение силы может привести к серьезным поломкам.

В автомобилях с автоматической коробкой передач, несмотря на режим «паркинг», рекомендуется использовать также и ручник. Во-первых, это позволит продлить срок службы механизма «паркинга». А во-вторых, избавит водителя от внезапного отката машины в ограниченном пространстве, что, в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям в виде наезда на соседнюю машину.

Заключение

Стояночный тормоз является важным элементом в устройстве автомобиля. Его исправность повышает безопасность эксплуатации транспортного средства и снижает риск аварий. Поэтому необходимо регулярно проводить диагностику и обслуживание данного механизма.

TechAutoPort.ru

Электрический, гидравлический и другие виды стояночного тормоза

С момента времени Х, когда заурчал двигателем первый, пока экспериментальный, прототип автомобиля, конструкторская мысль непрестанно двигалась вперед, воплощаясь в металле, пластмассе или в пластинках кремния. Шла черепашьим шагом, летела, как птица, но только вперед, придавая нашим любимцам такой привычный и узнаваемый вид.

Герой сегодняшней статьи, стояночный тормоз, так же претерпел ряд кардинальных изменений, приобрел «интеллект», а сложностью конструкции превосходит станки с ЧПУ, собиравшие автомобили в середине 70-х годов двадцатого столетия.

Сколько в автомобиле тормозных систем

Три. И все они обеспечивают функции изменения скорости движения автомобиля, остановку и удержания на месте, используя силу трения и реакции опоры между колесом и материалом дорожного покрытия. Итак, разновидности тормозных систем:

Рабочая — обеспечивает управляемое снижение скорости движения автомобиля, при необходимости вплоть до остановки. Состоит из привода для передачи усилия и тормозного механизма. Он бывает, как правило, фрикционного типа, устанавливается в колесе и делится на два типа, барабанный и дисковый. Система привода и передачи усилия так же разделяется на несколько видов:

Первые три вида приводов будут детально рассмотрены в дальнейшем материале статьи.

Запасная — выполняет функции рабочей, при ее полном или частичном отказе. Конструктивно может представлять собой автономный узел или быть частью основной системы. Использует механизмы рабочей системы.

Стояночная — известная больше как ручной тормоз, служит для длительного удержания авто на месте, препятствует скатыванию по наклонной поверхности. При вождении транспортного средства используется для начала движения по наклонной поверхности вверх. Использует элементы рабочей.

Как это работает

Принцип работы стояночного тормоза легче всего пояснить на примере системы с механическим приводом. Механический ручной тормоз представляет собой систему из управляющего рычага, посредством тяг и системы тросов связанного с фрикционными механизмами колес.

Рычаг ручного тормоза, оснащенный храповым колесом для фиксации в рабочем положении, передает усилие на систему из одного, двух или трех тросов, соединенных с тормозным механизмом задних колес транспортного средства. Наибольшей популярностью пользуется схема с использованием трех тросов, одного центрального и двух боковых. Для обеспечения равного усилия на тормозных механизмах правого и левого колеса, центральный трос соединен с боковыми через специальную деталь сложной формы, так называемый уравнитель.

Элементы стояночного тормоза соединены с тросами посредством регулируемых наконечников. Такая схема позволяет производить подстройку системы без трудоемкой замены основных элементов привода.

Рычаги фрикционных механизмов, связанные с тросами, разводят тормозные колодки, прижимая их к поверхности барабана. Разблокировать стояночный тормоз, или снять автомобиль с ручника, можно опустив рычаг механического привода. Возвратное устройство вернет колодки в первоначальное положение и освободит тормозной барабан.

Просмотр небольшого видеоролика позволит яснее понять принцип работы стояночного тормоза.

Историческая справка. Барабанные тормоза были изобретены французским инженером Луи Рено в 1902 году. До 1930-х годов использовалась схема, в которой колодки разводились при помощи системы рычагов, позднее стали использовать небольшие по размеру тормозные цилиндры. Устройство барабанного тормоза подразумевает быстрый износ колодок, и до изобретения в 1950-х годах саморегулирующегося механизма, система требовала постоянной подстройки. С 1970-ого года на передние колеса легковых автомобилей устанавливают дисковые тормоза. На задние – как правило, барабанные, поскольку стояночный тормоз наиболее эффективно работает именно с этим видом фрикционных механизмов.

Тюнинг гидравлической системы

Гидравлический привод используется в большинстве современных машин. Простое и надежное устройство, минимум сложных и ломких деталей, позволяют оставаться в строю даже в век электронных вычислительных и управляющих блоков, заменивших многие механические элементы в конструкции автомобиля. Простая схема включает в себя:

  1. главный тормозной цилиндр;
  2. расширительный бачок;
  3. регулятор давления;
  4. два тормозных контура, для передних и задних колес транспорта.

При нажатии на педаль, в системе создается давление, передающееся на тормозные цилиндры, расположенные в колесах, которые прижимают колодки к поверхности дисков или барабанов. Разблокировка при снятии давления выполняется при помощи возвратного механизма.

Схема работы гидравлического ручника станет яснее после просмотра следующего видео.

Многие автолюбители, недовольные тем, как работает механический привод стояночного тормоза, решаются на модификацию основной тормозной системы. Гидравлический ручной тормоз устанавливается на контур, обслуживающий механизмы задних колес. Все элементы механического привода безжалостно удаляются.

По внешнему виду ручной тормоз, используемый для проведения модификации, практически не отличается от механического «собрата». Та же рукоять с кнопкой разблокировки, тот же храповой механизм, но вместо центрального троса – гидроцилиндр, мало чем отличающийся от ГТЦ основной системы.

Внешний вид ручного гидравлического тормоза.

 

Теперь давление в тормозном контуре, отвечающем за задние колеса автомобиля можно создать не только совместно с передним контуром, как происходит при штатном срабатывании основной системы, но и затянув рукоять ручного стояночного тормоза.

Схема установки ручного тормоза в гидравлическую систему автомобиля ВАЗ.

Основное преимущество модификации такого рода заключается в простоте обслуживания. Гидравлический привод стояночного тормоза работает без уравнителя усилий на правом и левом колесе. Согласно закону Паскаля, описывающему поведение жидкости в сообщающихся сосудах, давление во всех точках тормозного контура будет одинаковым.

Основной недостаток – снижение надежности системы в целом. Механический привод стояночного тормоза работал независимо от гидравлической рабочей тормозной системы. Теперь же, пробой контура и потеря жидкости, грозит оставить автомобиль без средств экстренной остановки.

Развитие электронно-вычислительных систем и активное использование бортовых компьютеров в автомобилестроении привело к замене многих механических элементов блоками с программным управлением. Не обошло стороной это нововведение и тормозную систему. Электрический, или как его еще называют, электронный стояночный тормоз представляет собой автономный узел, работающий под управлением бортового компьютера автомобиля.

Конструктивно данное устройство состоит из электродвигателя, ременной передачи, планетарного редуктора и винтового привода. Электрический стояночный тормоз устанавливается на суппорте задних колес автомобиля.

При подаче управляющего сигнала электродвигатель посредством ременной передачи сообщает вращательное движение планетарному редуктору. Последний, снизив частоту оборотов электродвигателя, воздействует на винтовой механизм, отвечающий за прижатие колодок к тормозному диску.

Электронный привод стояночного тормоза. Схема исполнительной части.

Электромеханический стояночный тормоз включает в себя:

Датчик уклона информирует бортовой компьютер о положении автомобиля относительно линии горизонта, датчик сцепления фиксирует положение педали и скорость ее отпускания.

При нажатии кнопки включения, расположенной на передней панели автомобиля, электрический привод стояночного тормоза, воздействуя на прижимной винт, притягивает колодки к тормозному диску. Электрический стояночный тормоз отключается автоматически, при нажатии на педаль акселератора. Предусмотрен и «ручной» режим снятия – при нажатии на педаль тормоза.

При отключении тормоза электронный блок управления анализирует угол наклона автомобиля, положение педали акселератора и скорость отпускания сцепления. Эти данные помогают выбрать правильное время для разблокировки тормозных дисков, что создает исключительно комфортные условия вождения.

Схема включения электромеханической тормозной системы в бортовую управляющую сеть современного автомобиля.

Общие рекомендации при использовании стояночного тормоза

Не следует оставлять автомобиль на продолжительное, более двух недель, время на стояночном тормозе. На влажном воздухе тормозные колодки могут «прикипеть» к дискам или барабану, полностью обездвижив машину. Такая же ситуация может случиться в холодное время года. Осевшая на тормозных механизмах влага может препятствовать нормальной работе системы.

Следует не реже раза в месяц проводить проверку работоспособности ручника. Особенно это касается автомобилей с механическим приводом стояночного тормоза. Тросы, передающие усилие, могут растянуться, что приведет к крайне неприятным последствиям.

ZnanieAvto.ru

Устройство автомобилей



Самым первым типом тормозного привода автомобилей был механический привод. Он прост по конструкции и не нуждается в преобразователе энергии, поскольку педаль или рычаг управления являются его частью. Подбором соответствующих длин промежуточных рычагов можно существенно увеличить усилие на исполнительном органе тормозного механизма, однако при этом возрастает ход тормозной педали (или рычага).

По применяемым передаточным звеньям различают тросовый механический привод и рычажный механический привод, а также их комбинации. Применение вместо жестких тяг гибких тросов, особенно заключенных в эластичную оболочку, существенно упростило конструкцию и позволило исключить ряд недостатков механического привода. Тем не менее, механический привод тормозных систем применяется менее широко, чем гидравлический и пневматический приводы, за исключением стояночной тормозной системы легковых автомобилей.

К недостаткам механического привода следует отнести:

Из-за указанных недостатков в настоящее время механический привод в рабочих, запасных и вспомогательных тормозных системах практически не применяется. Тем не менее, он иногда незаменим в стояночных тормозных системах благодаря неоспоримому преимуществу – способности сохранять заданное усилие неограниченно долго, в отличие, например, от гидравлических и особенно пневматических приводов, в которых давление рабочего тела постепенно снижается из-за его утечек. Следует отметить, что гидравлические приводы стояночных систем применяют на некоторых моделях легковых автомобилей из-за высокой технологичности и удобства обслуживания.

Механический привод представляет собой систему рычагов, тяг, валиков, тросов, через которые усилие педали или рычага управления передается к тормозным механизмам.

***

Механические приводы стояночных тормозных систем

Стояночный тормоз легкового автомобиля

На рисунках 1 и 2 в качестве примера изображено устройство механического привода стояночной тормозной системы легковых автомобилей марки ГАЗ-2410, ГАЗ-3102 «Волга». Стояночные тормоза здесь установлены в задних колесах автомобиля, поэтому их называют колесными стояночными тормозами. Поскольку управляющий орган таких тормозов, как правило, имеет ручной привод в виде рычага, водители чаще называют стояночный тормоз ручным тормозом, или просто - "ручником".

Тормоз состоит из рычага 6 ручного привода колодок, к которому присоединен наконечник заднего троса 7 (рис. 1). Для разжимания верхних концов колодок между рычагом 6 и передней тормозной колодкой 10 установлена разжимная планка. Рычаг 6 шарнирно закреплен при помощи пальца 5 на верхнем конце задней тормозной колодки. Для регулировки разжимной планки и действия стояночного тормоза на планке имеются упор колодки 11, регулировочная гайка с храповиком 2 и фиксатором регулировочной гайки 12. В прорезь упора 11 входит ребро передней тормозной колодки, а в прорезь планки – рычаг 6.

Кронштейны 16 (рис. 2) с рычагом 2 крепятся болтами к переходному кронштейну, приваренному к передней панели пола. При перемещении рычага 2 стояночного тормоза вверх тяга 15 поворачивает рычаг 14, на нижнем конце которого шарнирно закреплена тяга 13 уравнителя 12. Уравнитель при помощи гайки 3 с контргайкой 4 закреплен на резьбовом конце тяги 13. Уравнитель предназначен для равномерного распределения усилия на ветви троса 11, приводящего в работу правый и левый тормозные механизмы колес. Пластмассовые направляющие 5 служат для фиксации троса 11 и запрещают самопроизвольное притормаживание колес при кренах кузова.

Тросы 11 входят внутрь тормозных механизмов и соединяются с приводными рычагами 6 (см. рис. 1) задней колодки. При перемещении этого рычага вперед он через планку и упор 11 действует на переднюю колодку, заставляя ее прижиматься к тормозному барабану, после чего усилие через палец 5 рычага передается на заднюю колодку, заставляя ее прижиматься к тормозному барабану. Происходит полное затормаживание задних колес автомобиля.

Ручка 1 (см. рис. 3) в приподнятом положении включает выключателем 17 сигнальную лампочку красного цвета на щитке приборов, сигнализируя водителю о том, что включен стояночный тормоз.

В верхнем положении рычаг привода стояночного тормоза удерживается храповым механизмом, состоящим из зубчатого сектора 9 (рис. 3) и собачки 8. Собачка удерживается в любом положении пружиной 4 и тягой 5.

Для растормаживания автомобиля необходимо нажать кнопку 1. При этом тяга 5 повернет собачку 8 и выведет ее из зацепления с зубчатым сектором 9, после чего рычаг 7 можно опустить в нижнее положение. В конце своего хода рычаг 7 утопит кнопку электрического выключателя, и на щитке приборов погаснет сигнальная лампа включения стояночного тормоза.

Аналогичные конструкции привода стояночной тормозной системы применяются на других легковых автомобилях, а также на некоторых типах автобусов (например, ПАЗ-3205) и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. Грузовые автомобили средней грузоподъемности могут иметь центральный трансмиссионный стояночный тормоз, в котором также применяется механический привод.

***



Трансмиссионный стояночный тормоз отличается от колесного тем, что удержание автомобиля осуществляется тормозным механизмом, размещенным на каком-нибудь элементе трансмиссии, а не в колесах. Чаще всего в трансмиссионных стояночных тормозах применяются барабанные тормозные механизмы. Такие тормоза применяются на некоторых моделях грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности.

Центральный трансмиссионный тормоз автомобиля ГАЗ-3307 относится к барабанному типу. Тормозной чугунный барабан 23 (рис. 4) закреплен на заднем конце вторичного вала коробки передач. Тормозной щит 19 закреплен на картере коробки передач. На нем закреплен корпус регулировочного механизма 20, внутри корпуса находятся опоры колодок 8 с коническими срезами внутренних концов и прорезями для тормозных колодок снаружи.

Между опорами колодок находится разжимной сухарь 5 плавающего типа конической формы и регулировочный винт 7. В верхней части тормозного щита закреплен болтами 13 корпус разжимного механизма 24. Разжимной механизм состоит из двух толкателей 9 колодок. Снаружи толкатели имеют прорези, и в них входят верхние концы тормозных колодок. Внутри толкатели имеют конические срезы, а между ними помещен конус корпуса 10 разжимных шариков 12.

Тормозные колодки 18 и 22 плавающего типа прижимаются к опорам 8 и толкателям 9 пружинами 21. Каждая колодка прижимается отдельными двумя пружинами. Первичная колодка 22 прижимается более слабыми пружинами, а вторичная колодка 18 – более сильными.

На кронштейне картера коробки передач закреплен палец, на котором шарнирно установлен рычаг привода 4. Одно плечо этого рычага пальцем соединено с вилкой 3. Вилка соединяется с тягой привода 1. Длина тяги и зазор между колодками и тормозным барабаном изменяется вращением гайки на тяге. После окончания регулировки необходимо затянуть контргайку 2.

При вытягивании рукоятки привода стояночного тормоза тяга 1 при помощи вилки 3 поворачивает рычаг 4 на установочном пальце. Второе плечо этого рычага нажимает на стержень корпуса шариков 10, а шарики 12, в свою очередь, скользя по коническим срезам толкателей 9 разжимного механизма, раздвигают толкатели в разные стороны и прижимают тормозные колодки 18 и 22 к барабану 23. При этом к тормозному барабану прижимается сначала первичная колодка 22, имеющая более слабые пружины. Вследствие трения колодка смещается по направлению вращения и через плавающий разжимной сухарь 23 передает дополнительное усилие на вторичную колодку 18, способствуя ее заклиниванию и более сильному прижатию к тормозному барабану, что усиливает действие тормозов.

От бокового смещения тормозные колодки удерживаются стержнем 17, который проходит через отверстие в ребре колодки. На нем установлена пружина 16 между двумя чашками 14 и 15.

Регулировка трансмиссионного стояночного тормоза

Зазор между тормозным барабаном и колодками регулируют подвертыванием регулировочного винта 7, а положение приводного рычага 4 – гайками на тяге 1 (рис. 4).

Регулировку производят при расторможенном механизме (ручка полностью вдавлена вперед). Для этого необходимо завернуть винт 7 до отказа, чтобы тормозной барабан 23 не вращался от усилия руки. Регулировочную гайку тяги 1 завернуть до соприкосновения внутреннего конца рычага 4 с разжимным стержнем, после чего отпустить эту гайку на 2…3 оборота и закрепить контргайкой 2. После этого регулировочный винт 7 надо отвернуть до свободного вращения тормозного барабана.

***

Устройство трансмиссионных стояночных тормозных механизмов грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ можно подробнее изучить по этой ссылке (схема откроется в отдельном окне браузера).

***

Гидравлический привод тормозных механизмов



k-a-t.ru

Устройство и принцип работы электромеханического стояночного тормоза (EPB)

Важной частью любого автомобиля является стояночный тормоз, который фиксирует автомобиль на месте во время стоянки и предупреждает его непроизвольное откатывание назад или вперед. Современные автомобили все чаще стали оснащаться электромеханическим типом стояночного тормоза, в котором электроника заменяет привычный «ручник». Аббревиатура электромеханического стояночного тормоза «EPB» расшифровывается как Electromechanical Parking Brake. Рассмотрим основные функции EPB и его отличия от классического стояночного тормоза. Разберем элементы устройства и принцип его работы.

Функции EPB

Клавиша включения электромеханического ручного тормоза с кнопкой Аuto Hold

К главным функциям EPB относятся:

Устройство EPB

Электромеханический ручник устанавливается на задние колеса автомобиля. Конструктивно он состоит из следующих элементов:

Тормозной механизм представлен штатными тормозами автомобиля. Конструктивные изменения коснулись только рабочих цилиндров. На суппорте тормозного механизма устанавливается привод стояночного тормоза.

Электропривод ручника состоит из следующих частей, находящихся в одном корпусе:

Электродвигатель посредством ременной передачи приводит в движение планетарный редуктор. Последний, снижая уровень шума и массу привода, воздействует на перемещение винтового привода. Привод, в свою очередь, отвечает за поступательное движение поршня тормозного механизма.

Электронный блок управления состоит из:

Входные сигналы поступают в блок управления, как минимум, с трех элементов: с кнопки включения ручника (располагаемой на центральной консоли автомобиля), с датчика уклона (интегрирован в сам блок управления) и с датчика педали сцепления (расположенного на приводе сцепления), который фиксирует положение и скорость отпускания педали сцепления.

Блок управления через сигналы датчиков воздействует на исполнительные устройства (такие, как электродвигатель привода, например). Таким образом, блок управления напрямую взаимодействует с системами управления двигателем и курсовой устойчивости.

Принцип работы EPB

Принцип работы электромеханического стояночного тормоза имеет циклический характер: он то включается, то выключается.

EPB включается с помощью кнопки на центральном тоннеле в салоне автомобиля. Электродвигатель посредством редуктора и винтового привода притягивает тормозные колодки к тормозному диску. При этом происходит жесткая фиксация последнего.

Принцип работы EPB в виде карикатуры

А выключается стояночный тормоз во время старта автомобиля. Это действие происходит автоматически. Также электронный ручник можно выключить, нажав на кнопку при уже нажатой педали тормоза.

В процессе выключения EPB блоком управления анализируются такие параметры, как: величина уклона, положение педали газа, положение и скорость отпускания педали сцепления. Благодаря этому и становится возможным своевременное выключение EPB, включая выключение с временной задержкой. Это предотвращает откат транспортного средства назад при старте на подъеме.

Большинство автомобилей, оснащенных EPB, рядом с кнопкой ручного тормоза имеют кнопку автоматического удержания транспортного средства при временной остановке (Auto Hold). Это очень удобно для автомобилей с АКПП. Особенно актуальна данная функция в городских пробках с частыми остановками и стартами. При нажатии водителем кнопки «Auto Hold» отпадает необходимость удерживать нажатой педаль тормоза после остановки автомобиля.

При длительном неподвижном положении EPB включается автоматически. Электрический стояночный ручник также включится автоматически, если водитель выключит зажигание, откроет дверь или отстегнет ремень безопасности.

Преимущества и недостатки EPB в сравнении с классическим стояночным тормозом

Для наглядности плюсы и минусы EPB по сравнению с классическим ручником представим в виде таблицы:

Преимущества EPBНедостатки EPB
1. Компактная кнопка вместо громоздкого рычага1. Механический стояночный тормоз позволяет регулировать усилие торможения, что недоступно для EPB
2. В процессе эксплуатации EPB нет необходимости в его регулировке2. При полностью разряженном аккумуляторе невозможно "снять с ручника"
3. Автоматическое выключение EPB при старте автомобиля3. Более высокая стоимость
4. Отсутствие отката автомобиля на подъеме

Особенности обслуживания и эксплуатации автомобилей с EPB

Для проверки работоспособности EPB автомобиль необходимо установить на тормозной стенд и провести торможение стояночным тормозом. При этом проверку необходимо проводить регулярно.

Устройство тормозного суппорта с электромеханическим стояночным тормозом

Замена тормозных колодок осуществляется только при отпущенном стояночном тормозе. Процесс замены происходит при помощи диагностического оборудования. Колодки автоматически устанавливаются в нужное положение, фиксирующееся в памяти блока управления.

Нельзя оставлять автомобиль на стояночном тормозе в течение длительного времени. При длительной стоянке может разрядиться аккумулятор, вследствие чего автомобиль будет невозможно снять с ручника.

Перед проведением технических работ необходимо перевести в сервисный режим электронику автомобиля. В противном случае электрический ручник может автоматически включиться во время обслуживания или ремонта транспортного средства. Это, в свою очередь, может привести к повреждению автомобиля.

Заключение

Электромеханический стояночный тормоз освобождает водителя от проблемы под названием «забыл снять машину с ручника». Благодаря EPB с началом движения этот процесс происходит автоматически. Помимо этого он облегчает старт автомобиля в гору и существенно упрощает водителям жизнь в пробках.

TechAutoPort.ru

Регулировка стояночного тормоза, его диагностика и устройство + видео

Достаточно распространенным вопросом среди автолюбителей является регулировка стояночного тормоза или же, как его еще называют, ручника, так как это устройство достаточно нужное для того, чтобы удерживать авто на месте на протяжении длительного времени, например на парковках, площадках с уклоном и так далее. В принципе, оно дублирует гидравлическую систему, поэтому также считается аварийной системой торможения. Его работоспособность важна, поэтому разберемся в настройке без помощи автомеханика.

Как организовано устройство стояночного тормоза?

Мы упомянули только самые общие ситуации применения ручника, но есть еще и более экзотичные. Например, он применяется еще и в движении, при резких поворотах, так как, в основном, он воздействует на задние колеса, но это только в спортивных авто и исключительно в рамках соревнований. Также, если на дороге с уклоном образовалась пробка, то удобней всего трогаться с ручника, чтобы не наехать на ожидающего сзади соседа.

Устройство стояночного тормоза достаточно незамысловатое: за счет механического привода обеспечивается передача усилия к блокировочному механизму. Происходит это посредством взаимодействия человека с рычагом, ножной педалью или же тягой. В основном, усилие от рычага к механизму передается за счет тросов. Бывают разные конструкции с применением одного, двух, но чаще всего трех тросов. Трос стояночного тормоза соединен с другими элементами системы с помощью регулируемых наконечников.

Принцип работы: механический ручник и электронный стояночный тормоз

Как видно, строение не сложное, поэтому разберемся теперь, как же работает ручник, когда мы приводим его в движение. Водитель, поднимая рукоятку, увлекает трос и вместе с ним коромысло, за счет которого уравнивается натяжение тросов, и натягивает рычаги блокировочных устройств задних колес, которые, в свою очередь, раздвигают колодки стояночного тормоза в разные стороны. Так блокируются задние колеса и не дают нам сдвинуться с места.

В некоторых современных авто установлен электромеханический стояночный тормоз на дисковых тормозах, где применяется электрический привод. Это устройство, в котором происходит непосредственное взаимодействие дискового блокировочного механизма с электродвигателем. Нажав кнопку, включаем электромоторы, активирующие блокировку колес (скорость менее 10 км/ч), если скорость больше, тогда авто плавно притормаживает, а после остановки колеса блокируются.

Электрический стояночный тормоз воздействует на ходовую часть самостоятельно, чем значительно упрощает движение в гору, а снятие с ручника происходит автоматически.

Когда нужна регулировка стояночного тормоза?

Определить то, что следует отрегулировать ход ручника, можно следующим образом: съезжая с небольшого склона, нужно медленно поднимать рычаг, авто должно притормаживать после того, как рычаг поднялся на треть. На двух третях машина должна полностью остановиться, если этого не произошло, то необходима его регулировка либо замена тросов и колодок стояночного тормоза.

Кроме того, если пользоваться таким ручным тормозом редко, то возможно закисание троса, поэтому не желательно игнорировать возникшую ситуацию. Специалисты рекомендуют производить регулировку раз в год. Если в вашем авто электрический ручник, тогда в случае какой-либо неисправности на бортовом компьютере сразу же загорится желтая перечеркнутая буква «Р», а также восклицательный знак.

Как подтянуть стояночный тормоз – советы для самостоятельных

Вот вы заметили неполадки в работе ручника, и задаетесь вопросом, как отрегулировать стояночный тормоз. Именно за этим мы и затеяли составление данной статьи. Сделать это достаточно просто, но перед этим следует проверить состояние тросов. Для этого необходимо нажать на трос, и если он не будет двигаться в оболочке, значит, следует его заменить, так как он закис.

Регулировка происходит следующим образом. Сначала ручка стояночного тормоза опускается вниз до упора. Придерживая ключом гайку регулировки, надо ослабить контргайку натяжного устройства. За счет регулировочной гайки нужно натянуть трос. Теперь нужно сделать проверку рабочего хода рычага, он должен колебаться в пределах 2-4 щелчков. Если так и есть, то пора затянуть контргайку уравнителя, придерживая гайку регулировки. Вот и все, снимите авто с ручника и проверьте ход задних колес, они должны вращаться равномерно, без заеданий и трений.

Если вы при настройке заметили какие-то повреждения в элементах конструкции ручника и прилагающейся к нему системе, то потребуется ремонт. Для этого продается специальный набор вам в помощь. В такой ремкомплект стояночного тормоза входит:

carnovato.ru

Тормозная система автомобиля

Тормоза предназначены для снижения скорости транспортного средства или его остановки, а также для удержания припаркованного транспортного средства от движения во время остановки.

Существуют различные типы тормозных систем, каждая из которых предназначена для определенных целей:

Рабочие тормозные системы позволяют регулировать скорость движения автомобиля и останавливать его.

Запасные системы предназначены для остановки машины при отказе рабочего тормоза.

Стояночные тормозные системы нужны для удержания автомобиля в неподвижном положении, а вспомогательные для поддержания неизменной скорости движения.

Все эти функции крайне необходимы каждому автомобилю и должны быть известны каждому автомобилисту.

Схема тормозной системы, её устройство и принцип работы

На автомобилях обычно устанавливаются рабочие, запасные и стояночные тормозные системы.

Рабочая система нужна для управления понижением скорости и остановки транспортного средства, если она откажет, то будет задействована запасная, выполняющая аналогичные функции, причем она может быть как автономной системой, так и частью самой рабочей тормозной системы. Наконец, стояночные устанавливаются на авто для его удержания на месте, например, при парковке.

Автомобильная тормозная система состоит из тормозного привода и тормозного механизма.

Тормозной механизм нужен для уменьшения скорости движения и остановки машины. Обычно на автомобилях имеются фрикционные механизмы торможения, работающие на основании сил трения. Тормозной механизм зачастую находится в колесе, а тормозной привод в случае со стояночной системой может быть за коробкой передач или же за раздаточной коробкой.

Все тормозные механизмы включают в себя вращающуюся и неподвижную части. Роль первой их них в барабанном механизме играет тормозной барабан, а вторая представлена тормозными колодками. Обычно на передней и задней осях легковых транспортных средств ставятся дисковые механизмы торможения, состоящие из двух колодок и тормозного диска.

Тормозной привод необходим для того, чтобы управлять тормозными механизмами. В составе тормозных систем автомобилей могут присутствовать такие типы тормозных приводов, как гидравлический, электрический, механический и пневматический.

Чтобы рассмотреть принцип работы тормозных систем, обратим внимание на гидравлические рабочие системы. В этом случае при нажатии на педаль усилитель получит нагрузку, создающую на основном тормозном цилиндре добавочное усилие. Затем поршень главного цилиндра пустит жидкость к цилиндрам возле колёс по трубопроводам, что приведет к увеличению давления жидкости в тормозном приводе. В результате поршни цилиндров, находящихся у колёс, переместят тормозные колодки ближе к дискам.

При зажатии педали в дальнейшем произойдет увеличение давления жидкости и сработают тормозные механизмы, что приведёт к уменьшению скорости вращения колёс и возникновению тормозной силы в области контакта дороги и шин. Чем сильнее нажата тормозная педаль, тем быстрее произойдет торможение автомобиля, а давление жидкости может достигнуть 15 Мпа.

При завершении процесса торможения тормозная педаль перейдет в изначальное положение посредством возвратной пружины. В это же положение переместится и поршень основного тормозного цилиндра, а пружинные элементы отведут колодки от барабанов. После этого тормозная жидкость перейдет из колесных цилиндров в главный и давление в системе упадет.

Вот так и происходит весь цикл работы тормозной системы.

Типы тормозных систем

Стояночная тормозная система

Стояночный тормоз предназначен для удержания автомобиля на месте относительно опоры. Обычно данная тормозная система используется для торможения на стоянке и последующего удержания транспортного средства на парковочном месте, в том числе и на уклонах.

Обычно стояночная тормозная система активируется при помощи рычага, находящегося между водительским креслом и соседним пассажирским сидением. Зачастую этот тормоз по-простому называется «ручником». Вместе с тем существует достаточное количество автомобилей, в которых стояночная система активируется ножной педалью, обычно это машины с автоматической коробкой передач, где данная педаль присутствует вместо педали сцепления.

Пневматическая тормозная система

Принцип действия пневматической тормозной системы состоит в том, что в процессе работы двигателя при отпущенной педали воздух накачивается в баллоны при помощи компрессора. Находящийся под давлением воздух из баллонов переходит к тормозному крану, а от него поступает в баллоны прицепа. Подача воздуха к прицепу заканчивается, когда водитель нажимает на педаль. После этого открывается тормозной кран и воздух поступает в пневмокамеры прицепа, что вызывает торможение. Под давлением воздуха на валик разжимного кулака происходит разведение колодок. Когда они перемещаются к барабану, происходит торможение при помощи силы трения. Если убрать ногу с педали, то при помощи возвратных пружин всё вернется в исходное положение.

Гидравлическая тормозная система

В тормозных системах с гидравлическим приводом передача энергии происходит под давлением жидкости. В данном случае принцип действия основан на несжимаемости жидкости, что позволяет передавать давление в необходимые места при замкнутом объеме.

К преимуществам таких тормозных систем можно отнести скорость реакции и высокий КПД, а также небольшую массу и удобство компоновки.

К недостатками гидравлических тормозных систем относятся потребность в наличии специальной жидкости с низкой температурой загустевания и высокой температурой кипения, высокая вероятность выхода из строя при разгерметизации оборудования и утечке жидкости, а также небольшой КПД при очень низких температурах.

Тормозная система АБС

Антиблокировочные тормозные системы предназначены для предотвращения блокировки колёс автомобиля в процессе торможения. Основным предназначением таких систем является обеспечение необходимой эффективности торможения с сохранением высокой степени управляемости и устойчивости транспортного средства.

Нынешние АБС представляют собой весьма сложные электронные тормозные системы, включающие в свой состав как противобуксовочные средства, так и системы помощи в экстренном положении и устройства для контроля устойчивости. Антиблокировочные системы в настоящее время установлены почти на всех легковых автомобилях и даже на мотоциклах.

Тормозная система полуприцепа и прицепа

Тормозные системы прицепа и полуприцепа включают в себя рабочие тормоза, стояночные тормоза и электромагнитный клапан, подающий сжатый воздух в тормозные камеры при активации вспомогательного тормоза.

В этом случае тормозные механизмы, имеющиеся на всех колёсах прицепа или полуприцепа похожи на аналогичные механизмы автомобилей и связаны со стояночным и рабочим тормозами.

Все механизмы действуют при помощи тормозных камер, которые устроены так же, как и тормозные камеры на передней оси легковых авто.

Техническое обслуживание тормозной системы

При обслуживании тормозной системы осуществляются работы по проверке её элементов, замене тормозной жидкости, регулировке педали тормоза и стояночных тормозов.

В первую очередь, при проверке тормозной системы обращают внимание на герметичность соединений привода. В случае обнаружения неисправности утечку воздуха или жидкости устраняют. Необходимо также проверить действие тормозной системы на ходу транспортного средства и разобраться с неисправностями в случае наличия таковых.

В случае с гидравлическим приводом при проверке герметичности его соединений о возникновении утечек тормозной жидкости судят по тому, насколько часто приходится добавлять жидкость в резервуар основного цилиндра.

При использовании пневматического привода об утечке воздуха можно догадаться по резкому уменьшению давления, даже при выключенном двигателе. Места утечки можно обнаружить по характерному звуку в местах соединения элементов тормозной системы.

Также необходимо проверить крепление компрессора, тормозные диски и прочие детали тормозной системы. При необходимости регулируется расстояние между барабаном и колодками.

Как проверить давление в тормозной системе?

Для проверки давления в тормозной системе используется прибор, называющийся тестером давления. С его помощь производятся измерения давления в трубопроводах тормозных систем транспортного средства, а также снимаются показания в его тормозном цилиндре.

В состав такого оборудования входят два манометра высокого давления и штуцеры для соединения с гидравликой тормозных систем. Тестер используется как на автомобилях с системой АБС, так и без нее.

Имеющиеся в наборе манометры нужны для того, чтобы одновременно получить показания давления тормозной системы передней и задней осей машины. Каждый из манометров комплектуется коническим штуцером, чтобы быстро сбрасывать давление и сливать жидкость из тормозной системы. Такой тестер давления может служить для диагностики как в автосервисе, так и в гараже.

Диагностика тормозной системы, или Как выявить неисправности?

Диагностика тормозной системы транспортного средства включает в себя выполнение набора диагностических тестов. В первую очередь, оценивается техническое состояние системы, которое определяется по длине тормозного пути, замедлению и времени срабатывания. В случае наличия существенной разницы полученных показателей по сравнению с нормативными определяются причины снижения эффективности тормозной системы, которые обычно заключаются в неисправности некоторых её комплектующих.

Для оценивания эффективности и состояния тормозной системы обычно используются роликовые или платформенные стенды. Среди них чаще встречаются стенды, применяющие силовые методы диагностики. С их помощью можно определить тормозную силу каждого из колёс при том усилии, которое получается при нажатии на педаль. Помимо этого принято измерять время, необходимое на срабатывание тормозного привода. Такие измерения позволяют проверить состояние прокладок и тормозных барабанов.

Одним из наиболее достоверных методов диагностирования тормозных систем является инерционный, который проводится на роликовых стендах посредством измерения тормозного пути каждого колеса. На этом же стенде можно измерить скорость срабатывания привода и наибольшее замедление по каждому колесу.

В процессе диагностики тормозной системы выявляются такие неисправности как низкая эффективность торможения, износ тормозных колодок, перегрев механизмов, заклинивание поршней в цилиндрах, потеря герметичности оборудования, неверная регулировка привода и многие другие.

Прокачка тормозной системы своими руками

Тормоза обычно прокачиваются после ремонта тормозной системы. Для выполнения работы без обращения к специалистам может пригодиться помощь напарника. Из оборудования понадобятся какая-нибудь ёмкость, шланг и гаечный ключ.

Процесс начинается с правого заднего колеса, затем прокачивается левое заднее колесо, а потом в таком же порядке идет прокачка передних колёс.

Для начала необходимо наполовину заполнить ёмкость тормозной жидкостью и поместить в нее резиновый шланг. Один его конец надо присоединить к штуцерам тормозного цилиндра, а второй должен быть расположен близко к дну используемой ёмкости.

Очистив штуцер от грязи и сняв резиновые колпачки можно надеть на него конец шланга. В этот момент напарнику следует нажать педаль тормоза, в результате чего в начнет выходить тормозная жидкость. Затем надо закрутить штуцер, а ассистент в это время качает до того, пока педаль не станет достаточно тугой. Качать следует приблизительно 15 раз, прежде чем открывать штуцер и производить слив жидкости. Процесс необходимо продолжать, пока все пузыри воздуха не выйдут из штуцера.

Данный алгоритм проводится с каждым из колес в указанном выше порядке. При этом необходимо следить за наличием достаточного объема тормозной жидкости.

Если после завершения процедуры педаль тормоза проваливается, причина может быть в неисправности тормозного цилиндра или потери герметичности соединительных шлангов. Обычно после прокачки педаль тормоза становится более упругой.

Замена тормозной системы своими руками и в мастерской

Замену тормозов рекомендуется проводить при помощи специалистов, особенно если речь идет о дорогих авто. Обычно установленная по умолчанию тормозная система заменяется в дальнейшем не целиком, а по частям, в соответствии с тем, какие её элементы были признаны неисправными в результате проведения диагностики.

Своими руками могут быть заменены, например, колодки или тормозные диски. Но порой даже для автомобилиста со стажем это непростая задача. Замену более сложных механизмов, входящих в состав тормозной системы, всё же лучше доверить специалистам.

Как можно заметить из прейскурантов многих автосервисов, замена колодок или дисков в среднем в два раза дешевле, чем замена более сложных деталей, например, тормозных цилиндров. В целом, цены достаточно демократичные, что не сравнится со стоимостью покраски авто. Замена любой из частей тормозной системы в мастерской обойдется в среднем несколько дешевле одной тысячи рублей. Цена зависит от количества и типа заменяемых комплектующих, а также модели транспортного средства.

Средние цены на стоимость и ремонт тормозной системы в России и странах СНГ

Стоимость целой тормозной системы может достигать нескольких десятков тысяч рублей и даже нескольких сотен тысяч, если речь идет о дорогих автомобилях.

Самыми дешевыми и легкозаменяемыми элементами в составе таких систем являются колодки, их можно найти по цене менее тысячи рублей.

Чуть дороже обойдутся тормозные диски – в среднем от одной до нескольких тысяч рублей.

Остальные детали, такие как суппорты и цилиндры обойдутся значительно дороже. Не стоит забывать, что указанные цены комплектующих актуальны для отечественных и недорогих зарубежных авто, в остальных случаях цена может расти пропорционально стоимости автомобиля.

Что касается ремонта тормозных системы, то средние цены в России без учета покупки комплектующих находятся на уровне тысячи рублей (на какую-то отдельную часть тормозной системы, а не на все сразу).

Причем под ремонтом обычно подразумевается регулировка имеющегося оборудования или установка нового, т.к. далеко не все элементы тормозных систем подлежат повторной эксплуатации после обнаружения неисправностей…

avtotolk.ru


Смотрите также