Обзор авто татра


Автомобиль "Татра 613": технические характеристики, фото

Некоторые коллекционеры собирают в своих гаражах «Мустанги» или редкие модели «Понтиаков GTO». Эти люди ничем не выделяются среди других коллекционеров. А ведь можно приобрести автомобиль, который в потоке будут узнавать только некоторые единицы, и получать дьявольское удовольствие, когда в попытках опознать машину человек пытается найти взглядом шильдик или лезет в интернет в поисках модели. А ведь есть еще такие машины! Одна их них - «Татра-613». Нет, это не самосвал, а легковой автомобиль. Данный экземпляр -достаточно редкий, однако в свое время был культовым. Им пользовались преимущественно партийные деятели и крупные директора различных предприятий.

Садиться в «Волгу» уже поздно, а в «Чайку» - еще рано

Естественно, партийные деятели не особо хотели передвигаться по личным и деловым вопросам на обычных авто типа «Жигули». Тем, кому повезло, предназначались «Чайки» и «ЗИЛы». А что же делать тем людям, которым не по чину садиться в обыкновенную «Волгу», а более роскошные авто им еще не положены? Вот для них и предназначалась «Татра-613». Данные автомобили изготовлялись в Чешской Республике.

История «Татры»

Завод по производству транспортных средств был создан еще в 1850 году Игнацем Шусталой. Компания занималась изготовлением колясок и бричек. Позже она расширилась. Заводы были не только в Чехии, но и в Берлине, Вене, Вроцлаве и даже на Украине. В 1897 году на свет выпустили один из первых легковых автомобилей в Центральной Европе. Назвали машину «Президент». В 1917 году компания сменила название, а через два года появился значок и надпись «Татра». Так называется горная система. После Второй Мировой войны корпорацию национализировали. На заводах производили грузовые автомобили, а также роскошные легковые машины. Данный автопроизводитель успешно просуществовал вплоть до 2013 года. Затем корпорацию продали на аукционе.

Как создавали легендарный автомобиль

С 1956 по 75 год в Чехии, а тогда в Чехословакии, производили очень интересное авто – «Татра-603». Это автомобиль сугубо представительского уровня, на котором в Советском Союзе ездил зам. председателя КГБ. Машина отличалась заднемоторной компоновкой и уникальным, роскошным на то время дизайном. Однако годы неминуемо берут свое, и этот люксовый автомобиль устарел. В Чехии приняли решение обновить модель.

Дизайн заказывали в итальянском ателье Carrozzeria Village. Но итальянские дизайнеры создали внешность по образцу. Они переработали эскизы чехословацких инженеров, которые во многом (если не во всем) были определяющими в концепции нового авто. И хоть силовой агрегат так же, как на 603-й, остался сзади, компоновка автомобиля сильно изменилась. Но это работа инженеров. А дизайнеры получили очень непростую, практически невыполнимую задачу – нарисовать идеальный, не похожий ни на что другое ранее, крупный и длинный легковой автомобиль с задним расположением мотора. И нужно сказать, что они отлично справились с этой задачей. Новый продукт выглядел оригинально и уникально. Трудно было спутать машину с чем-то еще. В новом дизайне полностью убрали тяжеловесность. Кроме этого, кузов отличался высокими аэродинамическими характеристиками. К 70-му году в Италии собрали целых три образца автомобиля «Татра-613». Фото легендарного люксового авто можно увидеть в нашей статье. Эти экземпляры отличались друг от друга разной внешней отделкой. Также было два типа кузова: седан, а также двухдверное купе. От последнего решено было отказаться, а вот седан пошел в серию.

Испытание на Дмитровском полигоне, запуск в серию

Один автомобиль “Татра-613” из трех прототипов в 1971 году отправили в СССР для проведения испытаний. Уже тогда в СССР работал полигон с отличной инфраструктурой – Дмитровский. Именно туда и попал автомобиль. Как и сегодня, тесты включали в себя несколько этапов. Ускоренный ресурсный тест тогда тоже проводили. Общественность смогла впервые увидеть этот люксовый автомобиль в 1973 году. “Татра-613” была показана на выставке в Праге. В серию машина запустилась в 1975 году на филиале завода в Пршиборе. Сборка велась полностью вручную. Объемы производства не отличались размером – не более 1000 экземпляров за год. Производство свернули в 1996 году. За весь период было изготовлено четыре версии.

НЕО – «неопознанные ездящий объект»

Сказать, что «Татра- 613» - это редкий автомобиль, значит не сказать ничего. Вместе с уникальным экстерьером данное авто становится загадкой на российских дорогах. Маленький значок бренда на радиаторной решетке рассмотреть очень трудно. Поэтому среди «Лексусов», «Ленд-Крузиеров», «Бентли» и других машин «Татра» остается загадкой.

Экстерьер

Кто-то может заметить в дизайне автомобиля сходство с «Ситроеном», некоторые находят в нем черты «Сааба». Есть люди, которые могут угадать в «Татра-613» даже «Ренж-Ровер», только более плоский. Машина довольно крупная и отнюдь не бюджетная. Нужно очень хорошо знать автомобильную историю, чтобы распознать в ней представителя восточноевропейского автопроизводства. Если взглянуть на авто сбоку и сзади, то кузов просто уникальный и безупречный во всем. Но вот с передней частью у итальянцев явно что-то пошло не так. «Передок» напоминает ящик для рассады. Но вопросы к этой части возникаю редко. Дизайн очень гармоничный и своеобразный. Необычно выглядит и задняя часть. И пускай задние фонари похожи на «Мерседес W123», однако «плавники», которые проходят вдоль заднего стекла, вносят в облик немного фантастики. Кстати, за счет плавников кузов становится похож на лифтбек. Хотя по факту это обыкновенный седан. Нельзя не увидеть две выхлопные трубы. Они шли уже с завода.

Салон

Об интерьере можно сказать, что здесь итальянцы уже не работали. Дизайн приборной панели – на «троечку». Но тогда это было в порядке вещей для служебных авто. Можно улучшить панель «Татра-613». Тюнинг сегодня позволяет сделать очень многое. Есть удобный задний ряд, где чиновник может уютно разместиться. Но и передние места очень удобные.

Один двигатель, два карбюратора

Интересные решения применялись тогда в автомобиле «Татра». Легковые автомобили 613-й модели выделяются из общей серой массы даже сейчас. Вроде бы компоновка заднемоторная, но она гораздо ближе к среднемоторной. Двигатель расположен прямо над задней осью. С одной стороны, это заслуга хорошей развесовки, а с другой – силовой агрегат ушел далеко в прошлое, что затрудняет его обслуживание. В автомобиле «Татра-613» двигатель представляет собой не что иное, как настоящий V8. Данный агрегат способен выдавать 143 л.с, но возможно и поднять характеристики, расточив блок. Тогда мощность вырастет до 170 сил. Объем двигателя – 3,5 л, что для восьмицилиндрового агрегата вполне нормально. Работает двигатель только на бензине А95. При этом расход топлива не самый маленький – даже при движении по трассе аппетит легко переваливает за 15 литров. При этом автомобиль может двигаться со скоростью 190 км/ч. Особенность этого двигателя – два карбюратора. Система охлаждения здесь воздушная. А если открыть капот, то первое, что бросится в глаза – это турбина, которая используется в системе охлаждения. Воздух, который попадет в фильтр, нагревается за счет отработанных газов. Система отопления представляет собой независимые печки, работающие на бензине. Одна из них расположена в центральной части панели, а вторая – в передней.

Ее так просто не увидеть – она скрыта под полом в багажнике. Что касается трансмиссии, то для автомобиля представительского класса «Татра-613», технические характеристики которой можно сравнить с некоторыми моделями «Ренж-Ровер», предусматривалась автоматическая коробка. Есть и 4-ступенчатая МКПП.

Резюме

Итак, мы выяснили историю и технические характеристики чешской "Татры" 613-й модели. Сейчас эту машину редко можно увидеть даже в руках коллекционеров. Для ежедневной езды такой автомобиль не годится. Запчастей на него нет. Кроме того, мотор был достаточно тяжелым в обслуживании. Через несколько лет производство свернули, а на базе 613-й создали 700-ю. Но и ее нечасто встретишь на просторах Российской Федерации.

fb.ru

Tatra Trucks выпустила самый длинный и тяжёлый автомобиль в своей истории

Последней новинкой в семействе автомобилей Tatra является самая длинная и самая тяжёлая машина в истории этого автопроизводителя из Копршивнице.

Tatra Trucks сделала самый длинный автомобиль в своей истории

В настоящее время Татра предлагает помимо классической серийной продукции и производство единичных транспортных средств, выполненных в соответствии с конкретными требованиями их будущих владельцев и пользователей. Как подтверждение этого факта, компания Tatra Trucks только вот выпустила такое транспортное средство в единичном экземпляре.

Первой такой выпущенной машиной был четырёхосный автомобиль специально для фермеров, а затем чёрный самосвал для клиента в Норвегии. Оба этих транспортных средств основывались на серии Phoenix, который в конце прошлого года поступил в обновлённом виде с двигателями Евро-6.

Другим продолжением своей серии, введённым Tatra, стало спецсредство, основанное на T 815-7, которое было разработано и изготовлено в соответствии с требованиями итальянского производителя буровых установок. На основе Т 815-7 выполнен и другой представитель серии, только в противопожарном исполнении, который был в конце прошлого года направлен в Австралию и был создан по просьбе местного дилера в сотрудничестве Tatra Trucks и польской THT.

На данный момент последний специальный автомобиль имеет кабину Tatra Force, известную по модельному ряду T-815-7, но объединяет её с поистине впечатляющей технологией в виде специального шасси для буровой установки, смонтированное немецким производителем Streicher Drilling Technology GmbH. Хотя эта компания и является одной из самых молодых в этой отрасли, но имеет на своём счету массу впечатляющих проектов.

Автомобиль с восемью осями оснащён кабиной Tatra Force с пространством для водителя и одного пассажира. Основным отличием от стандартного транспортного средства T 815-7 является то, что кабина может наклоняться относительно лимитированной высоты, а расположение двигателя смещается на 200 мм вперёд и 50 мм вниз.

Автомобиль создан для бездорожья

Рама машины, имеющая общую длину 18 080 мм, состоит из двух частей, соединённых винтами в области за третьей осью. Передняя часть произведена в Копршивнице, в то время как задняя часть поставляется немецкой фирмой. Татра без кузова имеет 2490 мм в высоту и 3000 мм в ширину. Радиус поворота составляет 15,5 м.

Конфигурация шасси 16×8 отвечает требованиям клиента, но Татра утверждает, что если возникнет необходимость, то сможет обеспечить автомобиль приводом на все колёса, то есть конфигурацией шасси 16×16.

Первые три и последние три управляемых моста с пневматическим приводом можно грузить по 10 тонн на каждую ось. Средняя пара мостов подвешена с помощью комбинации воздушных подушек и рессор и рассчитана на нагрузку до 16 тонн в зависимости от используемых шин и требуемой максимальной скорости. В нашем конкретном случае в качестве максимальной нагрузки применяется значение 14,7 тонны.

Управление трёх задних осей от голландской компании VSE является гидравлическим с электронным управлением и связано с передними колёсами. На всех управляемых осях используются шины размером 385/65 R22,5 в одинарном исполнении, а два средних моста комплектуются шинами 315/80 R22,5, по два колеса с каждой стороны. В этой конфигурации общая технически допустимая грузоподъёмность машины составляет 86,4 тонны и до 92 тонн при правильном подборе шин, соответственно.

Для приведения в движение Татры с восемью осями был выбран V-образный двенадцатицилиндровый Caterpillar C-32 с жидкостным охлаждением и рабочим объёмом 32 литра, обеспечивающим мощность 1 132 л. с. (839 кВт) и крутящий момент в 5143 Н·м. Максимальное значение будет использоваться только при работе буровой установки, во время движения мощность и крутящий момент электронным способом уменьшаются примерно наполовину.

Общая длина более 18 метров

Двигатель работает с шестиступенчатой автоматической коробкой передач Allison 8610 MR с замедлителем. Крутящий момент с помощью кардана передаётся к так называемому распределителю отбора мощности. Тот оснащён коробкой передач для приведения в действие буровой установки, используя полную мощность двигателя в верхнем диапазоне, или для приведения в движение самого транспортного средства на пониженной выходной мощности, которая получается при переключении коробки передач в нижний диапазон.

Нижний выход соединён через кардан со второй промежуточной передачей, встроенной в опорную трубу шасси, где через делитель и межосевой дифференциал связывается с первой, второй, четвёртой и пятой осями. Обе вспомогательные коробки передач были разработаны компанией Tatra Trucks вместе с другими компонентами на основе стандартных коробок передач для модельного ряда Phoenix и Force.

Заслуживает внимания и двойной охлаждающий блок с вентилятором на гидравлическом приводе, который находится позади кабины над колёсами второй оси и используется для охлаждения двигателя, коробки передач и гидравлических систем.

Компания Tatra Trucks сообщает, что производство этой машины с общей протяжённостью более восемнадцати метров и способность двигаться со скоростью 60 км/ч заняло около шести месяцев, и сравнивает его изготовление с разработкой новой модели.

365cars.ru

История Tatra. Поставки в СССР

А вы знаете, что Татра может двигаться вообще без переднего колеса? И перегруз ей страшен меньше, чем любому из конкурентов? И что вы можете сами выбрать любое количество осей и колесную базу машины? А ведь это все - правда, и возможна она благодаря уникальной конструкции этих машин.

В основе машины - собственная модульная конструкция, знаменитая труба-хребет, к которой крепятся двигатель и коробка передач. Эта конструкция позволяет устанавливать разрезные мосты с независимой подвеской, то есть дает огромный диапазон перемещения полуосей в вертикальной плоскости и, как следствие, высокую проходимость.

Труба сделана из рессорной стали, у нее огромная прочность и жесткость на кручение, что облегчает надстройку и подрамник, а также позволяет грузить машину "с запасом". Хребтовая рама надежно защищает конструкцию автомобиля снизу.

Отсюда же вытекает и еще одно преимущество - любой размер колесной базы и количество мостов. Можно выбирать колесную формулу 4х4, 6х6, и так далее, вплоть до 12х12.

01. Первые поставки чешских машин начались сразу по окончании II Мировой, в 1945 году. Конечно, наверняка с ними наши сталкивались и раньше, - в качестве трофеев.Однако официальная история насчитывает 70 лет, и началась с первой партии тогдашних серийных машин Т111. Это были "настоящие" Татры, уже со всей атрибутикой - капотные, с дизелем воздушного охлаждения (12 цилиндров, 210 л.с.) и хребтовой рамой.Фото Николая Добровольского (Государственный архив аудиовизуальной документации Нижегородской области)

02. Они поставлялись до 1962 года, в основном в виде бортовых машин и самосвалов, причем последние модернизировались, и образовали особое семейство T141. Среди них были и уникальные по тем временам 100-тонные балластные тягачи.

03. Следующее семейство Т138 (тоже капотное) стало первым, массово поставлявшимся в СССР. Новый двигатель V8, отключаемый передний мост, гидроусилитель руля, моторный тормоз - это все приметы новой модели. Увеличилась на 2 тонны и грузоподъемность.Фото Николая Добровольского (Государственный архив аудиовизуальной документации Нижегородской области)

04. Хотя Татр Т138 было в Союзе несколько тысяч, до наших дней дожили единицы. А эта, похоже, единственная, так бережно восстановленная.Фото Владимира Новоселова

05. В 1969 году появились результаты глубокой модификации - знаменитые Т148. Именно они впервые получили "арктическое" исполнение, и массово использовались на наших северных стройках. Внешне машины отличались от предшественниц измененными капотом и решеткой.

06. "Сто сорок восьмые" были настолько распространены в СССР, что многие из них дожили до конца 1990-х годов, как эта, переделанная в тягач. А единицы встречаются и по сей день - после 40 лет тяжелой работы.

07. А вот следующая серия, наоборот, у нас была почти неизвестна, хотя получила более современную бескапотную компоновку. Разработанная для армейских нужд Т813 выпускалась и для "народного хозяйства". Эта 4-осная версия "Koloss" переделана в лесовоз из армейского эвакуатора.

08. В 1979 году появилась самая известная на сегодняшний момент Татра, Т815. Это - еще опытный экземпляр с иной облицовкой и фарами в версии дорожного тягача (но 4х4 - ведь это Татра) во время испытаний на Дмитровском полигоне.Фото из архива Максима Шелепенкова

09. Новое семейство сохранило все отличия классических предков, но получило более современные дизели V8 (213 л.с.), V10 (283 л.с.) и V12 (320 и 360 л.с.), и широкую просторную кабину.Интересно, на улицах какого советского, а позже города СНГ нельзя было встретить знаменитый "косолапый" самосвал?

10. В 1990-е годы множество перешедших в частные руки Татр переделывалось и "околхоживалось". Вот это - пример седельного тягача из обычного самосвала (передний свес - короткий).

11. А это, наоборот, серийная машина, встречавшаяся у нас в небольших количествах. Tatra-Т815TP имела необычную расстановку мостов, двойную кабину на 8 мест, и полную массу автопоезда до 96 тонн.

12. Самый, пожалуй, необычный тягач Татра в России именно этот. Он был собран вручную, для моторхоума гоночной команды Когда она обанкротилась, ее купили финские(!) частники. Затем он попала в Питер, долго продавалась, и в конце возила морские контейнеры. Заодно она превратилась в общежитие, и утратила роскошную отделку огромной кабины, включавшую когда-то телевизор, микроволновку, холодильник и прочее.

13. В 2005 году Татра вернулась к капотной компоновке, вопреки европейским тенденциям. Новая модель Т163 14-кубового самосвала была рассчитана на нашу Сибирь, и носила собственное имя "Ямал". Этот экземпляр показывали на MIMS-2006.

14. Это тоже машина Т815, но с добавкой "7". Отличается от обычной применением упрощенной кабины пониженной высоты. Поскольку предназначена она для армии, главная задача - понизить высоту (для авиатранспортировки), а также облегчить бронирование. На "гражданке" используется, как шасси для кранов, а также пожарных машин, как этот подъемник от "Пожтехники", один из немногих в России.

15. Тем временем, "наша" 815-я серия тоже модернизировалась, получив в индекс цифру "2" и добавку Terr№1. Помимо измененной облицовки кабины, а также интерьера, Татра Т815-2 впервые может комплектоваться не только собственным воздушным дизелем, но и покупным.

16. В конце 2011 года появилось новое семейство Татр - Т158 Phoenix (Феникс) с неожиданно знакомой кабиной. Это - продукт глобализации, появившийся в результате покупки доли чехов голландской компанией DAF. Машина имеет традиционную татровскую ходовую - с хребтовой рамой и независимой подвеской любого количества приводных осей, и голландские агрегаты - кабину и двигатель. В результате выигрывают обе стороны, а также потребитель. В небольших количествах "Фениксы"продаются и в России, как этот сургутский самосвал.

mpark.pro

Самосвал Татра 815: обзор, технические характеристики, видео

Татра Т 815 — семейство самосвалов, в которое входит целый ряд автомобилей с очень долгой историей. Чешский автомобильный завод, расположенный в городе Копршивнице в 1923 году впервые представил публике грузовые машины собственного производства. С тех самых пор конструкторы этого предприятия трудились непрерывно, создавая новые автомобили и работая над улучшением характеристик уже существующих моделей.

В 1989 году в свет вышла модель Т 815 (усовершенствованная), которая стала достойной заменой популярного грузовика Т148. По прошествии 5-ти лет самосвал модернизировали, а еще через три года — данная модель была выпущена с обновленной кабиной.

В 2000 году завод начал выпуск этой модели с обновленной приборной панелью и улучшенным устройством крепления кабины. Стала возможна установка дизельного с системой жидкостного охлаждения двигателя. Последний фейслифтинг автомобиля был проведен в 2010 году. Начиная с 2006 года, самосвалы Татра 815 комплектуются дизельными двигателями T3D, которые полностью соответствуют нормам SCR и Евро-4.

Самосвал Татра 815 — краткий обзор серии

В модельном ряде данной серии самосвалов Татра представлены автомобили с различной мощностью силового агрегата (310-820 л. с.) и колесной формулой (12х12, 12х8, 10х10, 10х8, 8х8, 6х8, 4х4). Когда завод начал выпускать первые автомобили данной серии, ими предполагалось заменить серию грузовиков Татра 813, эксплуатируемую в основном на сложных участках дорог и по бездорожью. Однако сегодня предприятие производит и дорожные версии этого грузового автомобиля.

Самосвалы Татра 815 могут быть использованы для транспортировки навалочных и сыпучих грузов. Грузовик способен преодолеть внушительное расстояние как по асфальтированной дороге, так и на территориях, где отсутствует какое-либо дорожное покрытие. Все самосвалы 815 серии комплектуются трансмиссией с полным приводом, что позволяет им легко преодолевать даже самые сложные участки пути. Этот грузовик можно приравнять к вездеходу, которому нипочем самые сложные и неожинные погодно-климатические условия.

Грузоподъемность самосвала Татра, по сравнению с другими подобными грузовиками, невелика, однако можно с уверенностью говорить о том, что техника, выпущенная на чешском заводе является эффективной и высокопроизводительной. Люди, работающие на самосвалах данной марки, отзываются об автомобиле только положительно. Они остаются довольны скоростью и качеством выполнения работ.

Технические характеристики самосвалов

Кузов с обогревом модели Татра Т 815 — 2A0S01 с односторонней разгрузкой может принять груз объемом до 10 куб. м. и весом до 17 тонн. Комплектуется двигателем 8-цилиндровым, рабочий объем которого составляет 12,7 литров, а мощность — 321 л. с. Трансмиссия самосвала — синхронизированная, 12-ступенчатая. Обе оси (передняя — управляемая, задняя — ведущая) с качающимися полуосями. Над двигателем расположена откидывающаяся укороченная кабина, рассчитанная на 2-х человек.

Производится данная модель в «северном пакете», то есть, самосвал оснащен дополнительным отопителем, используемым для обогрева двигателя, и электрическим обогревателем масла, залитого в двигатель.

Самосвал Татра Т 815 — 290S24 представляет собой грузовик с самосвальной платформой, геометрический объем которой составляет 12 куб. м. Обогревается платформа выхлопными газами. Разгружается этот автомобиль через задний борт. Масса снаряженного самосвала составляет 13,5 тонн, а его грузоподъемность — 19,5 тонн.

В Tатра установлен двигатель, мощность которого — 402 л.с. В синхронизированной коробке передач данной модели предусмотрено 2 передачи заднего и 14 переднего хода. Возможна установка понижающей трансмиссии (дополнительно) с функцией, которая позволяет переключать передачи на ходу. Колесная формула 6х6, однодисковое сцепление, Передняя ось обладает отключаемым приводом и возможностью блокировки дифференциала, задняя ось с комбинированной подвеской установлена на листовых рессорах и пневмобаллонах. Этот самосвал Татра способен максимально разгоняется до 85 км/ч.

Кузов модели Татра Т 815 — 290S84, колесная формула которой — 8х8, также предполагает одностороннюю разгрузку, осуществляемую через задний борт. Завод выпускает эту модель автомобиля в нескольких модификациях: с кузовом 14 куб. м (обогрев выхлопными газами), с кузовом 16 куб. м (без обогрева), с кузовом 14 куб. м (северный пакет)+дополнительные опции.

Видео-демонстрация езды Татра 815 по бездорожью

Грузоподъемность первой модели, с вместимостью платформы самосвала равной 16 куб. м, она составляет 24,6 тонн. Грузоподъемность остальных, с меньшим на 2 куб. м объемом кузова, — немного выше (25, 3 тонны). Автомобили оснащены синхронизированной коробкой передач с 2 передачами переднего и 14 передачами заднего хода. В самосвалы установлен двигатель мощностью 402 л. с.

Самосвал Татра Т 815 — 280S45 — модель с не обогреваемой грузовой платформой и трехсторонней разгрузкой. Используется такой грузовик, в большинстве случаев, для тяги прицепа. Мощность двигателя этого самосвала несколько меньшая, чем у предыдущих моделей. Она составляет 362 л. с. В синхронизированной 12-ступенчатой коробке передач имеется 2 передачи заднего и 10 передач переднего хода.

Непосредственно над двигателем располагается укороченная кабина с автономным дизель-отопителем, обогревателем и кондиционером. Грузоподъемность данной единицы техники составляет 9,5 тонн. Полная масса автопоезда разрешается до 42 тонн. Самосвал с колесной формулой 4х4 оснащен кузовом, геометрический объем которого равен 8 куб. м.

У Татра Т 815 — 280S25 также имеется кузов с возможностью трехсторонней разгрузки, предназначенный для тяги прицепа. Кузова этого самосвала вмещает в себя груз объемом 9 куб.м. Грузоподъемность единицы техники — 16,4 тонны. Двигатель, имеющий мощность 362 л. с., отвечает нормам Евро-3. Синхронизированная коробка передач самосвала включает 2 передачи заднего и 10 передач переднего хода. Понижающая коробка (дополнительно) позволяет производить переключение передач на автомобиле, который стоит неподвижно.

Передняя ось — управляемая, расположенная на торсионной подвеске, оснащенной телескопическими амортизаторами. Задние ведущие оси с подвеской на пневмобаллонах дополнены качающимися полуосями. Тормозная система состоит из 4-х независимых тормозов. Как и все остальные модели, данный самосвал оснащен расположенной над двигателем короткой кабиной, которая рассчитана на 2-х человек.

    

14 Апрель 2016        Главная страница » Спецтехника      Просмотров:   6367

list-name.ru

История марки Tatra — Truck Auto

TATRA — старейшая в мире компания по производству транспортных средств — в 2009 году исполнилось 159 лет со дня основания. В мировой истории найдется немного компаний, не менявшей своей производственной программы в течение полутора веков, и среди них нет ни одной, занятых производством средств транспорта. История компании начинается в июне 1850 года, когда ремесленник Игнац Шустала с двумя подмастерьями открыл в доме сельского правления мастерскую по производству бричек. Позже они освоили выпуск более сложных карет с различными кузовами.

В 1853 году возводится первый фабричный корпус. В результате объединения капитала с местным фабрикантом Адольфом Рашкой и бухгалтером Карлом Мослером в 1858 г. возникла компания Sustala&Co. Успешный сбыт экипажей по всей Европе, включая и Россию, обеспечил расширение выпуска продукции и потребовал строительства новых корпусов для организации крупномасштабного производства. После строительства железной дороги Студенка — Штрамберк открылись новые возможности для расширения сбыта продукции компании.

Предприимчивый Игнац Шустала начинает строительство корпуса для выпуска железнодорожных вагонов, и в 1882 году выпускаются первые пятнадцать штук. После первой мировой войны бывшая Австро-Венгерская вагонная фабрика «Нессельс-дорфер» (Nesselsdorfer) оказалась на территории Чехословацкой республики, а город Нессельсдорф был переименован в Копрживнице. В 1918 году очередные испытания легкового автомобиля модели «U» решили провести в сложных горных условиях — в высоких Татрах.

Они прошли успешно, и вскоре марка «Татра» стала использоваться в рекламных целях, а с марта 1919 года она впервые появилась на четырех тонных грузовиках «TL4», выпускавшихся затем еще несколько лет для работы на строительстве и в лесном хозяйстве. В 1920 году завод был переименован в «Копрживницкое вагоностроительное акционерное общество» — «Копрживницка Возовка» (Koprivnicka Vozovka a.s.) — и с тех пор все его автомобили носили новую марку «Татра».

Уже через несколько лет перспективная фирма привлекла к себе внимание чехословацкого машиностроительного концерна «Рингхоф-фер» (Ringhoffer). Так в 1927 году в его составе появился новый филиал «Рингхоффер Татра» с годовой производительностью 4 тыс. железнодорожных вагонов и около 4 тыс. автомобилей. Направление технического развития фирмы «Татра» заложил известный конструктор Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka, 1878-1967гг.), один из пионеров мирового автомобилестроения.

Весной 1923 года на Пражском автосалоне была представлена неказистая легковая машина «Татра-11», которой было суждено возглавить семейство автомобилей этой марки, отличающихся оригинальными и принципиально иными, чем у других фирм, техническими решениями. Отказавшись от классической лонжеронной рамы, Ледвинка заменил ее продольной круглой трубой, к переднему концу которой крепился легкий двух цилиндровый оппозитный мотор воздушного охлаждения (1056 см3, 12 лошадок). Задние колеса подвешивались на концах качающихся полуосей и поперечной полуэллиптической рессоре.

Эти конструктивные принципы легли в основу практически всех последующих автомобилей «Татра». Одновременно Ледвинка открыл наиболее плодотворный в истории «Татры» этап развития. Уже с 1925 года на шасси «Т11» началось производство одно тонных грузовиков «Т13» и трехосных 1,5-тонных машин «Т26» (6×4). В 1927 году модернизированная серия «Т26/30» оснащалась верхнеклапанным четырех цилиндровым оппозитным мотором воздушного охлаждения (1679 см3, и мощностью 24 лошадиные силы) от легковой «Татры-30» и четырех ступенчатой коробкой передач с двух ступенчатым демультипликатором. Максимальная скорость достигала 70 км/ч.

До 1933 года был изготовлен 181 грузовой и грузопассажирский автомобиль этой гаммы. Развитием программы легких машин в 1929 и 1930 годах стали модели «Т43» и «Т52». Первая из них представляла собой сочетание легковой модели «ТЗО» с усиленным задним подрамником для бортового кузова на 1,5 тонны груза и колесами увеличенного диаметра. «Татра-52» оснащалась четырех цилиндровым оппозитным мотором (1910 см3, 30 лошадок), четырех ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов и независимой подвеской всех колес на поперечных рессорах. На этой базе до 1938 года изготавливались санитарные, пожарные и грузопассажирские машины.

Единственным исключением из правил стали трех колесные пикапы «Т49» на 500 килограмм груза с мотоциклетным одно цилиндровым мотором (530 см3, 7 лошадей), выпускавшиеся в 1929-30 годах. В 1933 году модель «Т26/30» была преобразована в новый 1,5-тонный автомобиль «Т72» (6×4) с мотором от серии «Т52», лицензия на который была продана во Францию. В 1935 году его заменила двух тонная гамма «Т82». Такая же конструктивная схема стала основой и для более тяжелых грузовиков. Особенно хорошо она подходила для автомобилей повышенной проходимости, к которым в то время относили машины с колесной формулой 6×4.

Конструкция обеспечивала необходимую прочность рамы на скручивание и высокую приспособляемость колес к неровностям дороги. Размещение трансмиссионного вала внутри продольной трубы обеспечивало его защиту от грязи и повреждений. Уже в 1926 году началось реальное воплощение идей Ледвинки на тяжелых машинах. Первенцами стали два инфицированных автомобиля — двухосный четырех тонный «Т23» (4×2) и первый в «истории «Татры» опытный полноприводный автомобиль-тягач «Т25» (6×6). Они отличались всеми односкатными колесами, угловатой кабиной с коротким капотом и характерным для всех автомобилей этой марки наклонным положением задних колес, за что были прозваны «бульдогами».

На «Т23» использовались четырех цилиндровый бензиновый мотор (7479см3, 65л.с.), четырех ступенчатая коробка передач и передняя независимая пружинная подвеска. Максимальная скорость составляла 55 километров. Автомобиль «Т25» получил рядный шести цилиндровый двигатель водяного охлаждения (12214 см3, 120 лошадок), дополнительную двух ступенчатую раздаточную коробку и подвеску колес задней тележки на двух продольных полуэллиптических рессорах. С 1929 года в эту серию вошел шести тонный грузовик «Т24» (6×4), на котором впервые была опробована задняя пневматическая подвеска.

При необходимости всю тележку можно было легко отсоединить от трубчатой рамы и заменить другой. В 1933-34 годах началось производство новых трехосных машин «Т22», «Т25» и «Т29» (6×4) грузоподъемностью 3-8 тонн, предназначенных в основном для армии. Уже через несколько лет их заменили более совершенные тяжелые грузовики. Формирование средней гаммы грузовиков началось в 1930 году с весьма удачной двухосной модели «Татра-27» грузоподъемностью три тонны., на которой четырех цилиндровый верхнеклапанный двигатель водяного охлаждения (4260 см3, 52лошадей) был вынесен в передний свес рамы, а все колеса впервые оснащались гидроприводом.

Впоследствии на модернизированных версиях «Т27А» и «Т27В» применялись новые моторы мощностью 50-62 лошадиных сил, кабина и оперение. Вариант «Т27В» находился в производстве до 1946 года. К середине тридцатых был завершен первый поисковый этап развития фирмы «Татра», которая приступила к серийному производству гаммы разнообразных трехосных грузовых автомобилей, в которых наиболее полно проявлялись все преимущества идей Ледвинки. Параллельно развернулось изготовление автобусов и троллейбусов, самолетов и железнодорожных автомотрис, автомобильных и авиационных двигателей.

На основе лицензий немецких фирм МАН (MAN) и «Дойц» (Deutz) началась разработка семейства дизельных моторов, созданных путем комбинации трех размеров диаметра цилиндров (110, 115, 120 миллиметров) и трех вариантов хода поршня (130, 150, 180 миллиметров).С 1935 года, включившись в выполнение «Программы строительства германского рейха», почти вся продукция завода стала поступать в армию. Программу возглавляла легкая 55-ти сильная модель «Т82» (6×4) с полезной нагрузкой 2 тонны.

В 1937 году на машине «Т92» (6×4) грузоподъемностью 2 тонны впервые появился верхнеклапанный двигатель воздушного охлаждения V8 (3981 см3, 70 лошадок), ставший основой для всех последующих моторов такого типа. Выпускался также вариант «Т93» (6×6), способный развивать скорость 70 километров. С 1936 года выпускался капотный пяти тонный грузовик «Т85» (6×4) с 8,2-литровым бензиновым мотором мощностью 80 лошадиных сил. Одновременно на его базе был создан первый дизельный автомобиль «Татра-85/91» грузоподъемностью 4-5 тонн, также впервые получивший кабину над двигателем.

На нем использовались рядный шести цилиндровый мотор жидкостного охлаждения (7300 см3, 85 лошадок) и пневматический привод тормозов. В модернизированном исполнении «Т98» автомобиль выпускался до 1938 года. С 1939 года началось изготовление шести с половиной тонного грузовика «T81D» (6×4), который считается технической основой всего послевоенного трехосного семейства. Он оснащался новым восьми цилиндровым дизелем жидкостного охлаждения (12464 см3, 160 лошадиных сил), а вариант «Т81Н» получил газогенераторную установку с пятнадцати литровым мотором мощностью 150 лошадиных сил.

С началом второй мировой войны «Татра» продолжала выпускать практически всю свою грузовую гамму, поступавшую на вооружение немецко-фашистских войск. Важнейшим событием этого периода стало появление в 1942 году автомобиля «Т111» (6х6), грузоподъемность которого для разных исполнений и условий эксплуатации колебалась от 6,35 до 10,4 тонн. Впервые в мировой практике машина такого класса оснащалась дизелем воздушного охлаждения «ТЮЗ» V12 (14825 см3, ISO-210 лошадок) с непосредственным впрыском топлива и двумя воздушными вентиляторами.

Автомобиль имел двух дисковое сцепление, четырех ступенчатую коробку передач и двух ступенчатую раздаточную, хребтовую раму-трубу, пневматическую тормозную систему, независимую рессорную подвеску всех колес, блокировку дифференциалов задних мостов и угловатую деревянную кабину, он развивал скорость 75 километров. На его базе для вермахта выпускался полугусеничный тягач «SWS», а мотор «ТЮЗ» устанавливался на тяжелые немецкие четырехосные бронеавтомобили «Sd.Kfz.234».

Послевоенный период также стал достаточно плодотворным в истории завода «Татра». Производство вагонов было возобновлено 8 мая 1945 года и полностью завершилось в 1951 году. С 1946 продолжилось изготовление 10-тонного гражданского грузовика «Татра-111R» (6×6) с цельнометаллической кабиной, который стал единственной серийной продукцией завода. Он предлагался в нескольких исполнениях: «111NR» с высокими бортами, автоцистерна «111С» на 7 тысяч литров топлива, самосвалы «111S» и «111S2». Всего до 1962 году их изготовили 33690 штук.

На шасси «Татра-111» в 1951-52 годах выпускался двухосный трех тонный грузовик «Т128» (4×4) с дизелем «Т108» V8 воздушного охлаждения (9883 см3, 130 лошадок), а его усиленный трехосный вариант «Т130» (6×6) остался опытным образцом. С 1957 года на заводе в городке Бановце собирали 185-сильный балластный тягач «Л41» со снаряженной массой 12,1 тонна и двойной кабиной, предназначенный для автопоездов полной массой 100 тонн. Результатом первых попыток создания в 1947-49 годах второй двухосной гаммы грузовиков стали трех тонные модели «Т114» и «Т115» (4×2) с четырех цилиндровым дизелем (4940 см3, 65 лошадок) и гидроприводом тормозов.

Построили всего чуть более тысячи экземпляров плюс два опытных образца — грузовик «Т116» с кабиной над двигателем и самосвал «T117». Вторым и последним исключением из правил в 1955 году стал двухосный полноприводный двух тонный автомобиль «Татра-805» (4×4) с бензиновым двигателем воздушного охлаждения V8 (2545 см3, 75 лошадей) от престижного легкового автомобиля «Т603», восьми ступенчатой коробкой, колесными редукторами, передней независимой торсионной подвеской, цельнометаллической кабиной над двигателем. С 1956 года их собирали на автозаводе «Шкода» (Skoda) в городе Млада Болеслав.

На двух таких специально доработанных машинах известные чехословацкие журналисты Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд совершили путешествие по странам Европы и Азии, включая СССР. До 1960 года было собрано 7214 машин «Т805», с которыми завершилась эпоха двухосных грузовиков «Татра» среднего класса. Началось воплощение в жизнь политики одной тяжелой трехосной модели с широким выбором унифицированных модификаций. В 1959 году на смену грузовику «Татра-111» стали приходить более совершенные капотные двенадцати тонные машины серии «Т138» (6×6), получившие кабину с гнутым лобовым стеклом и оперение более современной обтекаемой формы.

На них устанавливали новый дизельный двигатель «Т928» V8 воздушного охлаждения (11762 см3, 180 лошадок), созданный на основе предыдущего мотора «Т111» путем уменьшения числа цилиндров и увеличения их диаметра с 110 до 130 миллиметров при сохранении прежнего хода поршня (130 миллиметров). Другими отличиями стали верхний распределительный вал и осевой вентилятор с гидромуфтой. Двухдисковое сцепление снабжалось гидроприводом выключения, на ряде моделей предлагалась пяти ступенчатая коробка передач, раздаточная коробка оснащалась электро пневматическим устройством переключения, передняя независимая подвеска стала торсионной.

Максимальная скорость автомобиля составляла 70 километров в час. Кроме бортового грузовика «T138N», в этой серии предлагались самосвалы 713851″ и «T138S3» с задней и трех сторонней разгрузкой, седельный тягач «T138NT» для автопоездов полной массой до 31 тонны, армейский вариант «T138VN» и двухосный «Т137» (4×4) грузоподъемностью 7,65 тонн. До 1972 года было выпущено 48222 шасси «Т138». С 1969 года серию «Т138» стала вытеснять модернизированная гамма «Татра-148», внешне отличавшаяся более высокой передней частью капота, под которым размещался новый дизель воздушного охлаждения «Т2-928» V8 (12667см3, 192-212 лошадок).

Другой новинкой стал межосевой дифференциал в задней тележки. Основными исполнениями были пятнадцати тонные; самосвалы «T148S1» и «T148S3». С ними был унифицирован одноосный строительный тягач «Т180А» для скрепера, развивавший скорость 40 километров. До 1982 года завод изготовил 113647 автомобилей серии «Т148». Машины поступали в больших количествах в социалистические страны и СССР, для которого предлагался специальный арктический вариант. Только в период с 1956 по 1977 года в страны советов поступило 25 тысяч грузовиков «Татра». В 1967 году завод начал производство нового семейства унифицированных полноприводных шасси серии «Т813», впервые представленных в варианте «Колосс» (Kolos) с колесной формулой 8×8.

Это стало первой пробой выпуска единственной базовой модели, предлагавшейся в двух, трех и четырехосных вариантах грузоподъемностью от 5,4 до18 тонн для работы в народном хозяйстве и армии в качестве грузовых машин, тягачей и специальных шасси, развивавших скорость до 90 километров. Все варианты оснащались дизелем воздушного охлаждения «Т930-3» V12 (17640 см3, 250-257 лошадок), двадцати ступенчатой трансмиссией, независимой подвеской всех колес, цельнометаллической четырех дверной кабиной над двигателем. Отдельные машины имели переднюю торсионную или рессорную подвеску, дифференциалы с электромагнитной блокировкой и впервые оснащались централизованной системой подкачки шин.

Такие шасси стали основой для дорожных тягачей «Т813ТР» (6×6) с двумя передними управляемыми мостами и лебедкой с тяговым усилием 17,5 тонн, а также первых четырехосных самосвалов «T813S1» (8×8) грузоподъемностью 21 тонна. Всего изготовили 11751 автомобиль серии «Т813». Освоение серии «Т813» пришлось на период бурной социалистической интеграции. В мае 1971 года решением СЭВ за заводом «Татра» закрепили производство тяжелых автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн. Это позволило со следующего года начать реконструкцию и расширение головного завода в Копрживнице, а также его филиалов в Пржиборе, Чадце и Бановце.

Со временем ежегодная производственная мощность должна была достичь отметки в 15 тысяч шасси. В 1983 году, завершив выпуск серий «Т148» и «Т813», на «Татре» развернулось производство новой и единственной гаммы «Т815» с хребтовой рамой и независимой подвеской, которая была задумана как основа для ряда унифицированных автомобилей различного назначения с колесными формулами 4×4, 6×6 и 8×8.

Для них на основе базового мотора «Т2-928» была создана гамма унифицированных дизелей воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и одинаковыми значениями диаметра цилиндров и хода поршня (120×140 миллиметров): модели «ТЗ-928» V8 (12667см3, 231 ллошадка), «ТЗ-929» V10 (15825 см3, 283 лошадки), «ТЗ-930-30» и «ТЗ-930-53» V12 (19001 см3, 320 и 360 лошадиных сил). Первыми стали трехосные самосвалы «T815S1» и «T815S3» (283 лошадки) с задней и трех сторонней разгрузкой грузоподъемностью 10,7-15,3 тонны и укороченной кабиной над двигателем.

Седельные тягачи «T815NT» (4×4/6×6) для автопоездов полной массой 45 тонн и 20-ти тонные самосвалы «T815S1» (8×8) оснащались наиболее мощными моторами, задней пневматической подвеской и сдвинутой вперед кабиной со спальными местами. В программу входили также низкорамные крановые шасси «T815PJ» грузоподъемностью 12-40 тонн с колесной формулой от 4×4 до 10×8. С 1987 года выпускается модернизированная версия «Т815-2» с увеличенной на 2 тонны грузоподъемностью и повышенной на 10% экономичностью, удовлетворяющая международным требованиям.

К этому времени вся гамма насчитывала уже свыше 100 вариантов. Высокое качество машин «Татра-815» было подтверждено их убедительными выступлениями в 1986-2001 годах в ралли-марафонах Париж-Дакар, Гренада-Дакар и Париж-Пекин, где они неизменно занимали призовые места. Для этого были построены единичные экземпляры машин 4×4 с двигателями мощностью 407-543 лошадки, развивавшие максимальную скорость 150-160 километров в час. После раздела Чехословакии, потери необъятных рынков бывших стран социализма и приватизации завод «Татра» стал акционерным обществом, но владельцем 90% его акций остается государство.

Он взялся за создание новой техники и решение проблемы соответствия автомобилей «Татра» международным требованиям, в первую очередь экологическим нормам «Евро-2». В результате к середине 90-х гг. неконкурентоспособные модели были сняты с производства, а на смену всем прежним моторам пришел новый «ТЗВ-928» V8 с турбонадцувом и промежуточным охлаждением мощностью 308-362 лошадиные силы, а также ряд зарубежных силовых агрегатов и элементов шасси.

С изменением маркировки моделей их индексы достигали пятнадцати значных комбинаций цифр и букв. Гамма базовых шасси «Т815-2» включала 9 вариантов с разными кабинами и колесными формулами 4×4, 6×6 и 8×8 (модели от «R41» до «R91») с полезной нагрузкой 11-24 тонны и мощностью двигателей 308-362 лошадки, 8 самосвалов (от «501» до «S81») грузоподъемностью 9,1-21,5 тонн и 8 седельных тягачей (от «N51» до «N34») для автопоездов полной массой 43-85 тонн.

Кроме того, для армии выпускаются специальные грузовики и тягачи «Т815-2 Армакс» (Armax). В 1997 году завод «Татра» начал выпуск серии «Т815-2 Террнод (TERRNOD), название которое образовано от английского слова «Terrain» — «пересеченная местность» и индекса «No1» — «первый». От прежней гаммы отличаются новыми более привлекательными кабинами повышенной комфортабельности и возможностью установки американского 350-сильного мотора «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) серии «60».

Одновременно на автосалоне в Брно состоялся дебют оригинального капотного двадцати двух тонного самосвала «T815-24BSK8 36.270» (6×6) или «Ямал» (Jamal) с мотором мощностью 362 лошадки, созданного специально для работы в Сибири и на крайнем севере России. С 2000 года он предлагается в двух вариантах с разными кузовами под обозначениями «Т163/3605К4» и «SK8». С 1997 года выпускается новая серия «Т816 Форс» (Force) 8×8 с немецкими дизелями «Дойц 1015С» V8 или МТУ (MTU) V12 мощностью 544 и 830 лошадки и американской автоматической шести ступенчатой коробкой передач «Твин Диск» (Twin Disc).

Самый мощный тягач «T816-6VWN9T», предназначенный для автопоездов полной массой до 120 тонн, оснащен новой двойной кабиной на 6-8 человек и двумя лебедками стяговым усилием по 25 тонн сил. Он развивает максимальную скорость 85 километров в час. В отличие от многих изготовителей тяжелых грузовиков из бывших социалистических стран, положение завода «Татра» продолжает усиливаться, хотя ежегодные объемы производства составляют лишь 2500-3000 автомобилей. В России в конце XX века работало 14,5 тысяч машин марки «Tatra».

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

truck-auto.info


Смотрите также