Датчик положения коленвала где находится


Симптомы неисправности датчика детонации (ДД) и как его проверить

Водители со стажем прекрасно помнят, как детонировали Жигули при заправке плохим бензином либо бензином с пониженным октановым числом. Детонация двигателя проявляет себя в момент глушения ДВС. Некоторое время после выключения зажигания он продолжает неравномерно вращаться, «дергаться».

неисправность датчика детонации симптомы

Во время движения автомобиля на некачественном бензине могут, как говорят водители, «стучать пальчики». Это также проявление эффекта детонации. На самом деле, это – далеко не безобидный эффект. При его воздействии возникают значительные перегрузки на поршни, клапана, головку блока цилиндров, двигатель в целом. В современных автомобилях для предотвращения детонирования двигателя в системах управления применяют датчики детонации (ДД).

Что такое детонация

Детонация двигателя – процесс произвольного воспламенения смеси бензин-воздух без участия искры зажигания.

Теоретически, если давление в цилиндре превысит предельно допустимое значение для смеси с бензином определенного октанового числа, происходит самовоспламенение. Чем меньше октановое число бензина, тем при более низкой компрессии возможен этот процесс.

Во время детонирования двигателя процесс самовоспламенения имеет хаотичный характер, нет единого центра возгорания:

процессы в камере сгорания

Если построить зависимость давления в цилиндре от угла зажигания, она будет иметь вид:

График зависимости давления газов в цилиндрах ДВС от угла поворота коленвала

На графике видно, что при детонации пиковые значения давления в цилиндре практически вдвое превышает максимальное давление при нормальном сгорании. Такие нагрузки могут привести к поломке двигателя, даже такой серьезной, как трещина в блоке.

Основные факторы, приводящие к возникновению эффекта детонации:

Назначение

Основное назначение датчика детонации – вовремя обнаружить зарождение этого вредного эффекта и передать сведения электронному блоку управления двигателем для корректировки качества смеси бензин-воздух и угла зажигания для предотвращения опасного детонирования двигателя.

Видео — что из себя представляет ДД:

Регистрация факта данного эффекта ведется путем преобразования механических колебаний двигателя в электрический сигнал.

Принцип работы

Принцип работы практических всех датчиков детонации основан на применении пьезоэлектрического эффекта. Пьезоэлектрический эффект – способность определенных материалов образовывать разность потенциалов при воздействии на него механических воздействий.

Большинство мужчин пользовались пьезозажигалками, и знают, что в них формируется нешуточная электрическая искра. Таких высоких напряжений в датчиках детонации не возникает, но полученного при этом сигнала достаточно для блока управления двигателем.

Виды

Применяется два типа датчиков детонации: резонансные и широкополосные.

резонансные и широкополосные ДД

Конструкция широкополосных ДД, применяемых в автомобилях ВАЗ, других автомобилей зарубежного производства:

крепеж широкополосного ДД

Широкополосные датчики крепятся на блоке цилиндров в непосредственной близости от зоны сгорания. Крепление имеет жесткий характер, чтобы не демпфировать ударные импульсы при нарушениях работы ДВС.

Пьезокерамический чувствительный элемент формирует электрический импульс достаточной для обработки блоком управления двигателем амплитудой в широком диапазоне частот.

Широкополосные датчики формируют сигнал, как во время выключения зажигания при остановке двигателя на малой частоте вращения, так и на больших оборотах во время движения.

На некоторых автомобилях, например Toyota, применяют резонансные датчики:

резонансный ДД

Такие ДД работают на малых оборотах двигателя, при которых за счет явления резонанса достигается наибольшее механическое воздействие на пьезоэлектрическую пластину, соответственно, формируется большой сигнал. Не случайно, в этих датчиках устанавливается защитный шунтирующий резистор.

Преимущество резонансных датчиков – фильтрация механических воздействий при движении по неровной дороге, посторонних механических стуках, не связанных с детонацией двигателя.

ДД резонансного типа устанавливаются на собственное резьбовое соединение, напоминают по форме датчики давления масла.

Признаки неисправности датчика детонации

Основной признак, свидетельствующий о неисправности датчика детонации – непосредственно проявление эффекта некорректной работы двигателя, описанного выше.

Во многих случаях это может быть причиной механического разрушения датчика, в частности, в момент удара при аварии, либо проникновение влаги в разъем или через трещину в зону пьезодатчика.

Если ДД начинает механически разрушаться, в процессе движения величина напряжения на его выводах может скачкообразно изменяться. Блок управления двигателя будет реагировать на скачки напряжения, как на возможную детонацию.

Видео — симптомы неисправности датчика детонации, где находится на Лада Гранта и как его заменить:

При самопроизвольной корректировке угла зажигания двигатель начинает дергаться, обороты плавать. Такой же эффект может возникнуть, если ослабло крепление датчика.

Как проверить датчик детонации

Компьютерная диагностика не всегда регистрирует неисправность датчика детонации. Обычно диагностика двигателя происходит в стационарном режиме на СТО, а детонация больше проявляется во время движения автомобиля при повышенных нагрузках (на повышенной передаче) либо в момент выключения зажигания, когда компьютерная диагностика в принципе невозможна.

Без снятия с авто

Есть метод диагностики датчика детонации без снятия со штатного места. Для этого запускают и прогревают двигатель, затем на холостых оборотах небольшим металлическим предметом постукивают по крепежному болту датчика. Если наблюдается изменение частоты вращения двигателя (меняются обороты), значит, ДД исправен.

Это немного опасный метод. Можно повредить сам ДД и блок цилиндров тоже.

Мультиметром

Самый надежный способ проверки работоспособности – демонтировать датчик, отсоединить от него разъем, подключить к его выводам мультиметр в положении измерения напряжения 2 Вольта.

Проверка датчика детонации мультиметром

Затем необходимо металлическим предметом постучать по нему. Показания мультиметра должны увеличиться с 0 до нескольких десятков милливольт (лучше проверить амплитуду импульсов по справочнику). В любом случае, если напряжение при постукивании увеличилось, датчик электрически исправен.

Еще лучше вместо мультиметра подключить осциллогаф, тогда можно точно определить даже форму выходного сигнала. Такую проверку лучше сделать на СТО.

Замена

В том случае, если есть подозрение на неисправность датчика детонации, его следует поменять. Вообще, они очень редко выходят из строя и имеют большой ресурс, зачастую превышающий ресурс двигателя. В большинстве случаев неисправность образуется как последствие аварии или демонтажа силового агрегата во время капитального ремонта.

Принцип работы датчиков детонации одинаков для каждого типа (резонансные и широкополосные). Поэтому иногда можно использовать устройство от других моделей двигателей, если не находится родной. Разумеется, если он подходит по посадочным данным и разъему. Допускается установка ДД, бывшего в эксплуатации, с разборки.

Советы

Некоторые автолюбители забывают о ДД, так как он редко напоминает о своем существовании, и его проблемы не вызывают таких последствий, как при неисправности, например, датчика положения коленвала.

Тем не менее, результатом неисправности этого устройства могут быть гораздо большие проблемы с двигателем. Поэтому при эксплуатации автомобиля следите, чтобы датчик детонации:

Разбираемся какое масло лучше заливать в двигатель зимой для нашего климата.

Как проверить ДТОЖ мультиметром и какие нюансы при этом лучше знать.

Принцип работы датчика АБС http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/kak-proverit-datchik-abs.html  и как его проверить на работоспособность.

Видео — где стоит датчик детонации ЗАЗ Ланос, Шанс,  Чери и как его проверить мультиметром, а также не снимая его с авто:

voditeliauto.ru

Как проверить датчик положения коленвала?

Современный автомобиль невозможно представить без огромного количества электронных систем. Все они осуществляет свои строго определенные функции, а вместе определяют состояние автомобиля, его работоспособность и безопасность. Одной из таких систем является системы впрыска топлива, работу которой контролирует датчик положения коленвала.

Последний является крайне важным, ведь неисправность только его одного влечет за собой остановку двигателя. Поэтому дабы не допустить этого, а значит – и появления неисправностей в данном элементе, его необходимо периодически проверять.

Ниже вы узнаете, как проверить датчик коленвала.

Датчик коленвала: распознаем неисправности.

Если прочитать руководство по эксплуатации машин разных марок, то можно сделать вывод, что неисправность датчика коленчатого вала может стать причиной многих проблем: например, невозможности запустить двигатель автомобиля, сбоев оборотов, потере мощности и др., которые впоследствии неизбежно приводят только к одному – остановке мотора.

Поэтому первым делом определимся, какие именно признаки могут свидетельствовать о наличии неисправностей в датчике коленвала?

  1. Неустойчивые обороты у движка на холостом ходу.
  2. Возникновение детонации в моторе при динамической нагрузке.
  3. Самопроизвольное повышение либо понижение оборотов двигателя.
  4. Невозможность запуска двигателя.
  5. Движок работает неисправно: динамика во время движения авто значительно снижена.

Конечно же, дело здесь может быть и в самом двигателе, однако датчик коленвала проверить все же нужно в первую очередь.

Как проверит датчик коленвала, инструкция.

Применяют сразу несколько вариантов проверки данного датчика. Каждый из них подразумевает использование своего определенного прибора. Однако какой бы способ вы не предпочли, специалисты настоятельно советуют снимать датчик коленвала перед проверкой, при этом его изначальное положение на движке обязательно нужно предварительно зафиксировать метками.

Далее поступайте следующим образом:

Способы проверки датчик положения коленвала.

Самый популярный способ – с помощью омметра: последним замеряют сопротивление обмотки датчика синхронизации. В случае его исправности параметры на приборе будут находиться в пределах 550-750 ом (точную цифру еще до начала осуществления измерений необходимо уточнить в Инструкции по эксплуатации своего авто). Если полученные цифры не совпадут с указанными, то датчик коленвала придется заменить.

Есть еще один вариант диагностики – более глубокий. Он предусматривает проведение сразу трех измерений:

  1. Индуктивности обмотки (с помощью индуктивной катушки) — должна быть от 200 и до 400 мГц.;
  2. Сопротивление изоляции (с помощью мегаомметра) – данный параметр при напряжении в 500В должен быть не более 20 Мом;
  3.  Сопротивление обмотки (с помощью омметра – можно использовать метод описанный выше).

По полученным в результате всех этих измерений показателям и делают вывод относительно неисправности или же исправности работы датчика коленвала.

Видео

autoepoch.ru

Устройство и принцип работы инжектора

Инжектор — это революция в автомобилестроении. Сам по себе механизм сложный и для максимальной производительности его работа должна быть хорошо отлажена. Инжекторная система подачи топлива в двигатель работает по средствам ЭБУ (электронный блок управления), который высчитывает параметры топливной смеси перед ее подачей в цилиндры и управляет подачей напряжения на катушку зажигания для создания искры. Инжекторные агрегаты сместили с производства карбюраторные моторы.

В карбюраторных устройствах задачу подачи исполняет механический эмулятор, что не совсем удобно, потому что его система не способна сформировывать оптимальную смесь при низких температурах, оборотах и старте двигателя. Использование компьютерного блока дало возможность максимально точно осуществлять расчет параметров, и беспрепятственно на любых оборотах и температуре подавать топливо, соблюдая при этом экологические стандарты. Минус наличия ЭБУ в том, что если возникнут проблемы, например, слет прошивки, то мотор начнет работать либо с перебоями, либо вовсе откажется функционировать.

Принцип работы инжектора

Инжекторный двигатель

Вообще, инжекторный двигатель работает по тому же принципу, что и дизельный. Отличие только в устройстве зажигания, которое придает ему мощности на 10% больше чем у карбюраторного мотора, что не так уж и много. О плюсах и минусах системы пусть спорят профессионалы, но знать устройство инжектора или хотя бы иметь представление о его строении обязан каждый водитель, планирующий ремонтировать двигатель собственноручно. Также со знаниями инжекторного узла, вас не смогут обмануть на СТО недобросовестные работники.

ktonaavto.ru

Что такое чип-тюнинг двигателя и насколько он эффективен

Чип-тюнинг, пожалуй, одно из самых часто повторяемых слов в разговорах автомобилистов. Недорогой способ существенно увеличить мощность двигателя привлекает всех – от владельцев ВАЗовских переднеприводников до хозяев довольно дорогих и престижных иномарок.

чип-тюнинг двигателя

Чип-тюнинг что это такое и насколько он эффективен и безопасен для двигателя? Обо всем этом мы и постараемся поговорить в данной статье.

Чип-тюнинг: что это такое?

Для начала постараемся рассмотреть, откуда вообще взялось понятие чип-тюнинга автомобиля и в чем заключается данная операция. Начнем с того, что данное направление модернизации силового агрегата появилось почти сразу после выхода на рынок инжекторных моторов, где за впрыск топлива отвечает электронный блок.

Электронный блок управления (сокращенно – ЭБУ) представляет собой микросхему с определенной, установленной на заводе программой. В соответствии с ней система впрыска определяет состав горючей смеси, осуществляя подачу бензина и воздуха в необходимой пропорции.

Однако автопроизводитель, разрабатывая данную программу, не ставит во главу угла максимальную мощностную отдачу мотора. Связано это с тем, что мотор, помимо определенных тяговых характеристик, должен отвечать действующим нормативам по экологичности, которые год от года ужесточаются.

Вот и приходится компаниям сознательно «урезать» параметры мощности для наилучших результатов. Кроме того, производителю крайне важно гарантировать ресурсные показатели работы двигателя на протяжении заявленного срока, что также вынуждает взвешенно подходить к «накрутке» мощности мотора.

Задачей чип-тюнинга автомобиля служит, по сути, изменение заводской настройки с целью большего обогащения смеси и, как результат, увеличения мощности. Проще говоря, мастер такого тюнинга заменяет стандартную программу управления мотором на модернизированную с помощью специального сервисного компьютера. При этом доработка программы может быть выполнена как крупной тюнинговой компанией, так и небольшим числом энтузиастов.

Условно чип-тюнинг можно подразделить на несколько типов:

Из этих разновидностей наибольшей популярностью пользуется чип-тюнинг автомобиля без какой-либо модернизации иных узлов ввиду относительной доступности процедуры. Именно о нем мы и поговорим подробнее.

Чип-тюнинг двигателя

Чип-тюнинг двигателя без каких-либо доработок технической части заключается в перепрограммировании блока управления. За счет данной процедуры система впрыска обеспечивает подачу более обогащенной смеси, что способствует увеличению мощности.

Надо отметить, что данная процедура, помимо преимуществ в виде улучшения тяги на невысоких оборотах, а также лучшей приемистости, имеет целый ряд недостатков, о которых следует знать заблаговременно.

К недостаткам относятся:

Надо сказать, что кроме этих недостатков, имеется ряд вопросов и касательно реального прироста мощности. Связано это с рядом ограничений, к которым относится сопротивление во впускном и выпускном тракте.

На практике это значит, что реальный эффект от чип-тюнинга двигателя может быть достигнут лишь после установки воздушного фильтра с нулевым сопротивлением, а также спортивной выхлопной системы от тюнинговых компаний. Это, своего рода, минимальный набор переделок, который позволит в полной мере оценить преимущества чип-тюнинга двигателя.

Данная процедура одинаково доступна как для бензиновых моторов, так и для дизелей, а потому рассмотрим конкретные особенности чип-тюнинга каждого из этих типов моторов.

Бензинового двигателя

Чип-тюнинг бензиновых двигателей является наиболее распространенным способом их доработки с целью увеличения мощностных характеристик. Отличием данной процедуры для ДВС является необходимость перепрограммирования блока без установки новых форсунок, что сказывается на цене доработок.

Кроме того, чип-тюнинг такого рода направлен, чаще всего, на увеличение тяги мотора в зоне средних и высоких оборотов без значительного прироста крутящего момента на «низах», что проявляется, в первую очередь, при динамичных обгонах на трассе, а также ускорений со средних скоростей движения.

Дизельного двигателя

Чип-тюнинг дизеля – процедура несколько более сложная, чем в случае с бензиновым мотором. Связано это с тем, что при такой доработке нередко требуется замена ТНВД и форсунок на модификации, способные выдерживать большее давление в системе. Кроме того, чип-тюнинг дизельного двигателя направлен, в большинстве случаев, не только на прирост мощности, но и увеличение крутящего момента в диапазоне малых оборотов. Особенно это актуально для внедорожных моделей, которым, помимо динамических характеристик, важна и высокая тяговитость на бездорожье.

Оборудование для чип-тюнинга

Безусловно, проведение чип-тюнинга немыслимо без специальных программных средств. Чаще всего в качестве оборудования для чип-тюнинга используется стандартный сервисный компьютер, имеющий возможность замены прошивки ЭБУ. Выполнять работу можно и со стандартного ПК, имеющего сервисный разъем и соответствующее программное обеспечение.

Процедура тюнинга сводится к предварительной установке в компьютер нужного типа прошивки и ее инсталляции взамен штатного ПО в электронном блоке автомобиля. При этом модифицированные прошивки могут быть как изготовленными самостоятельно (такую работу осуществляет ряд программистов), так и сертифицированными версиями, которые производятся различными тюнинговыми компаниями. Последний вариант, безусловно, гораздо более предпочтителен, поскольку фирмы имеют широкие варианты тестирования прошивок и отвечают за их качество.

Программы

На сегодняшний день программ для чип-тюнинга достаточно много. Условно их можно разделить на следующие типы:

По сути, предлагаемое программное обеспечение сертифицировано производителем лишь во втором случае. Увы, «придворные» тюнингеры есть далеко не у каждого автопроизводителя, а потому, выбирая программы для чип-тюнинга, имеет смысл отдавать предпочтение продукту крупных и именитых компаний, несмотря на большую его стоимость.

Чип-тюнинг своими руками

Очень часто автолюбители задаются вопросом, целесообразно ли делать чип-тюнинг своими руками, либо стоит доверить данную процедуру специалистам?

В данном случае ответ может быть однозначным – чип-тюнинг следует осуществлять в мастерских, которые обладают большим опытом в данной сфере. Конечно, при наличии компьютерного обеспечения и соответствующих навыков, можно попытаться осуществить процедуру самостоятельно, но риск в случае с новым автомобилем будет неоправданно высоким.

Если же вы твердо решили произвести чип-тюнинг своими руками, имеет смысл делать первые попытки на автомобиле со старым блоком управления, который вы планируете заменить. Связано это с тем, что некачественное ПО или сбой в работе компьютера может легко вывести ЭБУ из строя.

Кроме того, наличие «экспериментального» блока позволит вам полностью понять принцип всей процедуры и решить возможные сложности, связанные с синхронизацией программного обеспечения и электроники блока отдельно взятого автомобиля.

Возможно, вам интересно будет прочитать про прямоточный глушитель и в каких случаях он эффективен.

О том, как выбрать парктроник мы рассказывали здесь.

Об иммобилайзерах можно почитать в этой статье — http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/chto-eto-takoe-immobilajzer-v-mashine.html

Особенности модернизации разных марок автомобилей

Безусловно, чип-тюнинг разных марок автомобилей имеет свои особенности. Касаются они, в первую очередь, выбора программного обеспечения для сервисного компьютера, а также самой прошивки.

Как правило, соответствующая прошивка изготавливается компанией, специализирующейся на тюнинге автомобилей той или иной марки. К примеру, лучшим поставщиком программ для чип-тюнинга Ауди является ABT, а серьезные наработки по чип-тюнингу БМВ имеются у компании Alpina.

Впрочем, баварский производитель порой и сам предлагает возможность тюнинговой доработки своих машин в рамках так называемого М-пакета. К слову, такая же практика имеется и у других ведущих производителей автомобилей премиум-сегмента. К примеру, программное обеспечение чип-тюнинга Мерседес поставляется фирмой AMG в комплекте с иными перечнями доработок автомобиля.

В целом, с известными мировыми брендами все ясно. А как же быть владельцам отечественных автомобилей? По сути, крупные ателье данными машинами не занимаются, однако существует большое число фирм (в том числе и при автозаводах), которые предлагают ряд доработок для изделий отечественного автомобиля.

По этой причине на рынке немало предложений по чип-тюнингу ВАЗов (пожалуй, наиболее популярных авто на российском рынке). При этом имеет смысл заранее узнать о компании, которая предлагает такого рода услуги и почитать рекомендации других автовладельцев.

Отзывы

Изучение автомобильных форумов показывает, что мнения автолюбителей о результатах чип-тюнинга довольно сильно разнятся. При этом большинство владельцев авто в целом довольны результатом и пишут о существенном приросте мощности двигателя.

Впрочем, ничуть не меньше и отрицательных отзывов о чип-тюнинге, причем нередко данная процедура приводила к ускоренному износу поршневой группы мотора, что заканчивалось дорогостоящим ремонтом.

Если проанализировать все отзывы о чип-тюнинге, становится ясно, что относительно беспроблемной данная процедура бывает у тех владельцев автомобилей, которые произвели комплексные работы по модернизации, совместив чип-тюнинг с доработкой поршневой группы, а также системы впускного и выпускного трактов.

Это вполне закономерно ввиду того, что двигатель после такой доработки продолжает работать в относительно оптимальном режиме. Простой же чип-тюнинг без выполнения такого рода работ приводит к тому, что на мотор воздействуют нагрузки, которые превышают допустимые производителем значения.

Итоги

Анализируя все вышесказанное, следует отметить, что чип-тюнинг как метод доработки силового агрегата имеет право на существование. Однако прирост мощности без существенной потери ресурсных показателей может быть достигнут лишь при комплексном подходе к проблеме тюнинга.

При этом следует помнить о том, что любая доработка двигателя автоматически приводит к лишению гарантии производителя. Исключение составляют лишь решения от компании AMG для автомобилей Мерседес, но лишь при условии, что тюнинговые комплекты и программы были установлены официальными дилерами.

Пожалуй, самое время сейчас ответить на вопрос о том, нужен ли чип-тюнинг как таковой? На самом деле данную дилемму каждый волен решать самостоятельно с учетом всех преимуществ и недостатков. Впрочем, последних оказывается значительно больше, нежели достоинств в случаях, если чип-тюнинг делается самостоятельно или в дешевых гаражных мастерских.

Имеет ли смысл эфемерный прирост мощности в 10-15 сил всех имеющихся рисков – решать автовладельцу. Просто стоит помнить, что чип-тюнинг не является дешевой альтернативой тюнинга полноценного, и качественное выполнение всех доработок окажется мероприятием весьма затратным.

Важно периодически проверять кислородный датчик признаки неисправности которого часто связаны с резким увеличением расхода топлива.

Для чего он нужен и где находится датчик положения коленвала.

Очиститель тормозов в виде спрея http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/obsluzhivanie/avtoximiya/ochistitel-tormozov-suprotek.html может быть использован и в других операциях при обслуживании автомобиля.

Видео — насколько эффективен чип-тюнинг, проверка на практике:

voditeliauto.ru

Что показывает автомобильный тахометр и зачем он нужен

Поскольку показаниям автомобильного тахометра подавляющее большинство автовладельцев не придает особого значения, попробуем разобраться — что же это за прибор,  каковы его функции и возможности.

автомобильный тахометр

И, вообще, так ли он нужен в автомобиле?

Автомобильный тахометр — что это такое

Тахометр — это прибор, считывающий и отображающий показания частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля.

Для тех, кто совершенно не силен в механике, эта формулировка не скажет абсолютно ничего. Поэтому начнем с относительных азов.

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) заключен в передаче усилия, возникающего при сгорании топлива (расширении газов) на коленчатый вал. При включении передачи или переводе селектора АКПП в положение «Drive», вращение коленвала передается на шестерни коробки передач, приводные или карданный валы, которые, в свою очередь, вращают мосты и колеса автомобиля.

Это очень простая и примитивная схема, но, тем не менее, она дает понять сам принцип работы ДВС и трансмиссии.

Чем сильнее нажимается педаль дросселя (газа), тем большее количество топливно-воздушной смеси поступает в камеры сгорания двигателя, повышая частоту его вращения. А чем больше частота вращения двигателя, тем большую скорость может развить автомобиль на выбранной передаче.

Зачем он нужен в автомобиле

В ответ на поставленный вопрос хочется сразу же сказать — грамотное использование тахометра позволяет использовать возможности двигателя на все 100%, но абсолютно без ущерба для последнего.

Видео — пример самостоятельной установки и подключения тахометра:

Если посмотреть на технические характеристики любого автомобиля, можно увидеть, что в описании его параметров существуют такие строки как максимальная мощность и наибольший крутящий момент. Причем оба этих показателя базируются на значениях, зависящих от оборотов двигателя.

Например: «125 л.с. при 3500 об/мин» или «470 Нм при 4000 об/мин». Это означает, что двигатель развивает максимальную заявленную для него мощность именно при такой частоте вращения коленчатого вала (или, соответственно, наибольшее тяговое усилие). А до и после указанных значений мощность или усилие будут меньшими.

Таким образом, поддерживая обороты коленчатого вала двигателя в пределах, указанных в спецификации, вовремя переключая передачи, можно получить, например, наилучший разгон — весь «табун лошадей» будет задействован.

Однако, увлекаясь максимальными ускорениями, не стоит забывать и об экономичности, а также ресурсе двигателя.

Максимальная мощность подразумевает несколько повышенный расход топлива, хотя и ниже, нежели «перекручивая» двигатель. Поэтому, используя при движении обороты несколько ниже максимальных по мощности, можно получить достаточно серьезную экономию, особенно при поездках на дальние расстояния.

Плюсом такой эксплуатации является и увеличение ресурса ДВС, ибо максимальная мощность подразумевает и максимальный износ.

Важно! Частое и чрезмерное снижение оборотов двигателя не только не приводит к экономии топлива, а наоборот — к увеличению расхода. А также значительному уменьшению ресурса самого ДВС.

Итак, что же мы выяснили? Наличие тахометра в автомобиле позволяет как минимум:

Какие бывают тахометры

В основном встречаются аналоговые (в виде циферблата со стрелкой) и электронные (дисплей) тахометры. Более экзотичные — выполненные в виде бегущей шкалы на газоразрядных лампах (часто встречаются на автомобилях американского производства), а также механические — наследие самых первых автомобилей.

Механические

Самые первые тахометры, устанавливаемые на автомобили в начале и середине ХХ века представляли собой устройства, связанные напрямую с коленвалом двигателя.

Принцип работы был достаточно прост: на коленчатом валу имелась шестерня, входившая в зацепление с тросовым приводом, который и передавал крутящий момент на катушку, представлявшую собой электромагнит самого устройства. Чем больше оборотов — тем больше возникающая магнитная индукция — тем больше отклоняется стрелка прибора. Все очень просто. Впрочем, и погрешность измерения была достаточно высокой и могла достигать значения до 500 об/мин.

Аналоговые

Дальнейшее развитие, привело к появлению аналоговых тахометров, использующих схожий принцип работы. Отличие заключается в том, что вместо постоянного привода от коленвала, для считывания количества оборотов используется частота подачи энергии на катушку зажигания.

Как это выглядит в работе.  Для возникновения искры на свече зажигания, на катушку, преобразующую низкое (12В) напряжение в высокое (от 12000 до 24000В) подается кратковременный импульс низкого напряжения. Этот же импульс подается одновременно и в электрическую схему аналогового тахометра и обмотку электромагнита. Чем больше импульсов поступает на обмотку — тем большая сила индукции возникает — на тем больший угол отклоняется стрелка.

Необходимо заметить, что погрешность аналоговых тахометров может находиться в пределах от 100 до 500 об/мин.

Цифровые

Поскольку цифровые электронные тахометры все больше заменяют своих аналоговых собратьев, не говоря уже о механических, на них остановимся более подробно.

Основной принцип работы цифрового тахометра заключается в измерении и подсчете количества импульсов, поступающих на первичную обмотку катушки зажигания, либо измерении интервала времени, соответствующего этим интервалам и переводе полученной информации в цифровые значения, отображаемые на табло.

Видео — цифровой тахометр с множеством настроек и Shift Light:

Помимо того, что цифровой тахометр оперирует всеми вышеперечисленными значениями, для повышения точности измерения прибор также обрабатывает значения, поступающие с датчика холостого хода и, иногда, датчика коленвала. Все данные при этом суммируются, а полученное среднее значение является практически истинным показателем.

Поскольку примерно половина от общего количества автомобилей (особенно малолитражные или небольшого класса) не комплектуются штатным тахометром, производители электроники предлагают установочные комплекты для самостоятельного монтажа электронного тахометра.

Простой набор представляет, собственно, сам дисплей, чаще жидкокристаллический со встроенной платой обработки поступающей информации и комплект проводов для подключения к штатным выводам катушки (первого цилиндра при распределенной системе зажигания), а также питания.

Более сложные могут содержать дополнительные датчики холостого хода, а также выносной оптрон. Впрочем, такие комплекты устанавливают с определенной целью — получения полного контроля над оборотами двигателя. Для повседневного использования достаточно и простого комплекта.

Для ясности, ниже приведена типичная схема подключения электронного тахометра, получающего информации только с катушки зажигания.

схема подключения тахометра

Как и описывалось выше, сигнал тахометр получает с контакта К катушки зажигания на которую поступают импульсы низкого напряжения, питание — от клеммы Б катушки зажигания (постоянный +12В при включении зажигания), минус — масса автомобиля.

Еще один вариант схемы подключения тахометра — с использованием информации контроллера («мозгов») автомобиля приведен ниже.

как подключить тахометр

В этом случае, для отображения количества оборотов двигателя используется информация, поступающая от датчика положения коленчатого вала и обработанная контроллером.

Тахометр на дизель — не все так просто, но…

Поскольку принцип работы дизельного двигателя совершенно отличается от принципа работы бензинового, в частности, отсутствием катушек и свечей зажигания, то и принцип подключения тахометра здесь совершенно иной. Хотя, в любом случае, нужно откуда-то взять количество оборотов.

В большинстве случаев для подсчета количества оборотов коленчатого вала в дизеле за основу берут количество оборотов генератора.

Для подключения (в основном электронного) тахометра к дизельному двигателю, необходимо найти клемму, обозначенную «W» на генераторе автомобиля.

Суть в том, что эта клемма позволяет получить импульсные значения переменного тока генератора. А чем выше частота импульсов — тем выше обороты коленвала.

Единственным неудобством является калибровка тахометра. Ведь для того, чтобы тахометр стал показывать необходимые (и точные!) значения, следует сначала выставить первоначальные значения. Как правило, для этого используется диагностический стенд, позволяющий при подключении к бортовому компьютеру сначала снять показания с блока управления, а затем уже откалибровать и сам тахометр.

Вторым по популярности способом является подключение тахометра к выводу блока управления EGR, имеющий выход на подключение тахометра. В этом случае информация для тахометра снимается исходя из показаний работы клапана рециркуляции выхлопных газов.

Диагностика

Помимо того, что установленный в автомобиле тахометр позволяет контролировать рабочие и максимальные обороты коленвала двигателя, его функции этим не ограничиваются.

Хаотичное изменение показаний, не соответствующее истинному положению, позволяет на ранних стадиях диагностировать возникновение неисправностей в авто.

Рассмотрим наиболее типичные случаи.

Стрелка тахометра прыгает на холостых оборотах

Основных причин в этом случае две — некачественная топливная смесь и перебои в искрообразовании.

Важно! Перед вмешательством в топливную систему всегда в первую очередь необходимо убедиться в полной исправности электрической части.

Для автомобилей, оснащенных контактными системами зажигания, в первую очередь необходимо проверить состояние конденсатора. Именно его неисправности влияют на то, что на первичную обмотку катушки зажигания не подается необходимое напряжение.

Для абсолютно всех автомобилей основной проблемой, вызывающей колебания стрелки тахометра является выход из строя или «скорый конец» проводов высокого напряжения, подводящих энергию для создания искры. Это могут быть как механические повреждения, например, вследствие перетирания, или просто усталость материалов, повреждение изоляции и т. д.

При замене важно правильно подобрать соответствующие высоковольтные провода. Для большинства двигателей, рекомендуемое сопротивление провода должно находиться в пределах 2,5 — 25  кОм и пробивным напряжением не менее 30 кВ. Вся информация обычно содержится в мануале к конкретному типу автомобиля или двигателя.

При исправности электрической части обращают внимание на состояние топливно-воздушной смеси.

Наиболее часто к колебаниям стрелки на холостых оборотах приводит неисправность (засорившийся) жиклер холостого хода для карбюраторных автомобилей и неправильный факел у форсунок инжекторного.

И если для устранения неисправностей карбюратора достаточно отвернуть и прочистить жиклер ХХ, то в случае с инжекторным автомобилем поездка на станцию техобслуживания неизбежна, поскольку чистка и регулировка распылителя форсунок доступна только при наличии специального стенда.

Стрелка тахометра дергается во время движения

В случае, если стрелка тахометра «прыгает» во время поездки, когда обороты отличны от холостых, особенно на разгоне, причиной такого поведения может быть недостаток топлива, растянутый или ослабленный ремень ГРМ или цепь привода распредвалов и т. д.

В любом случае, при такой неисправности, желательно не откладывая, произвести диагностику двигателя во избежание более серьезных поломок, поскольку колебание стрелки тахометра на больших оборотах говорит о неравномерности работы цилиндро-поршневой группы.

Лучше заранее рассчитать расстояние между городами, если собираетесь в длительную поездку.

На легковых автомобилях он не требуется, поэтому многие автолюбители не знают для чего нужен тахограф.

Моторное масло (http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/gsm/podbor-masla.html) по марке автомобиля.

Видео о том, как установить тахометр на автомобиль ВАЗ 2108:

voditeliauto.ru

Что такое датчик положения распредвала (ДПРВ)?

С каждым годом автомобили, колесящие по нашим дорогам, становятся все более сложными в своем технологическом исполнении. И неудивительно, ведь новые технологии и разработки инженеров очень прочно и весьма быстро входят в нашу жизнь. Работу современного автомобиля постоянно контролирует множество различных датчиков. Сегодня остановимся на одном из таких устройств – датчике положения распределительного вала (ДПРВ). 

Датчик положения распредвала – это один из основных важных устройств обеспечивающих нормальную работу двигателя автомобиля, читаем устройство двигателя внутреннего сгорания. Из самого названия датчика понятно, что его основная задача — это установление положения в момент времени распределительного вала. Если быть точнее, то его углового положения, так как данный вал, вращаясь, обеспечивает работу газораспределительного механизма автомобиля, который в свою очередь обеспечивает поступление в цилиндры автомобиля воздушной (дизельный двигатель), топливо-воздушной (бензиновый двигатель) смеси и вывод отработанных газов.

Информация, поступающая с данного датчика, необходима для таких систем двигателя автомобиля, как зажигание и впрыск топлива. Ведь электронный мозг вашего автомобиля, располагая информацией положения распределительного вала, знает в положении каждого цилиндра в двигателе, что соответственно дает ему возможность обеспечивать подачу топлива в необходимы цилиндр и производить поджёг топливо-воздушной смеси в цилиндре в бензиновом двигателе.

Принцип работы ДПРВ.

Принцип работы датчика положения распределительного вала базируется на эффекте американского физика Эдвина Холла. К слову, датчики, основанные на его открытии, имеют еще название датчики Холла. Не будем вдаваться подробно в дебри физических терминов, но вкратце поясню. Датчик фиксирует изменение протекающего напряжения от пересекающего его магнитного поля. Сам датчик состоит из пистонного магнита и полупроводникового элемента, в котором и фиксируется изменение напряжения. Сам датчик никаких изменений фиксировать не будет, если магнитное поле будет неизменным. Чтобы изменить данной поле в его область необходимо пометить металлический предмет. В нашем случае таким предметом будут выступать зубцы либо насечки, расположенные на распределительном вале в зоне установленного датчика.

Диагностика датчика положения распредвала.

С устройством датчика и его работой в недрах двигателя автомобиля немного разобрались. Перейдем к элементам диагностики работоспособности данного датчика. Первым делом обратите внимание на лампу диагностики вашего двигателя: если она горит, то это говорит о том, что в двигателе имеются неисправности. Еще информацию о проблемах в двигателе вам может сообщить боратовой компьютер, если таковой имеется. Конкретно же о проблеме, которую сигнализирует горящая лампа диагностики, подскажут методы съёма показаний об ошибках и проблемах. А как их проводить, расскажет инструкция конкретно вашего автомобиля либо диагностическая станция.

Как проверить датчик распредвала?

Если диагностика показала проблему в датчике положения распределительного вала, не будет лишним проверить непосредственно сам датчик. А как проверить ДПРВ? Для грубой проверки вам понадобиться вольтметр.

Итак, первым делом проверяем наличие напряжения в электрической цепи. Для этого при включённом зажигание и отключённом разъеме проверьте наличие напряжения на подходящих проводах к датчику. Если при выполнении замеров напряжения вы такового вовсе не обнаружите (на контактах датчика), то, возможно, вся проблема в проводах либо плохом контакте в разъеме. Проверьте разъем и электрическую цепь проводов идущих к датчику.  Если напряжение есть, то необходимо подключить провода вольтметра на сигнальный провод датчика и отрицательный провод питания датчика, то при вращении распределительного вала ваш вольтметр будет показывать изменения в напряжении, чаще всего в пределах 0 – 5 В. Если изменения не зафиксированы, то датчик не работает и требует замены.

Кстати, косвенным подтверждением нерабочего датчика является повышенный расход топлива. Ведь если двигатель обнаружил проблему в датчике, то он исключает его из работы, а двигатель начинает работать в аварийном режиме, следовательно, топливо будет подаваться сразу на все цилиндры независимо от положения каждого, ориентируюсь на датчик коленчатого вала.

Видео

autoepoch.ru


Смотрите также